Экзистенция как смысл бытия человека

PAGE \* MERGEFORMAT2

КУРСОВАЯ РАБОТА

по психологии и педагогике

Тема: Экзистенция как смысл бытия человека


ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] 2. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ

[1.1] §2.1.1. Смерть

[1.2] §2.1.2. Свобода

[1.3] §2.1.3 Изоляция

[1.4] §2.1.4. Бессмысленность

[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о смысле жизни мучает каждого человека на протяжении всей его жизни или только некоторое время. Так или иначе, но каждый должен ответить на вопрос «Зачем я живу?» самостоятельно, потому что никто, кроме нас, не сможет прожить эту жизнь.

Новизна работы состоит в том, что здесь будут представлено решение на один из «вечных», «проклятых» вопросов философов и каждого человека в отдельности, рассмотренного через экзистенциальную философию.

Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что само значение слова «экзистенция» у многих людей вызывает замешательство. Но через призму именно этого понятия философы-экзистенциалисты рассматривали проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия.

Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, непонятно и сложно. Одной из задач данной работы является задача упростить к восприятию саму философию экзистенциализма, а так же понять, какое практическое значение несёт в себе экзистенциализм.

Практической же значимости в этой работе можно не найти вследствие её направленности на теоретизацию и конкретизацию изученного материала. Немного подкреплённые примерами из жизни, сухие и не до конца ясные положения теории экзистенциализма помогут разобраться в дальнейшем в тонкостях этой теории и заодно лучше понять смысл и механизмы действия практик.

Решение этого вопроса не может никого обойти: все мы включены в интеллектуально-смысловую битву с самими собой и осмыслением своей жизни, приданием ей некоей цены и особого уникального смысла. Чтобы понять, куда в жизни нужно идти дальше, нужно разобраться в понятиях «бытие», «существование», «экзистенция», «жизнь», что послужат предметом рассмотрения в этой работе.

Цели данной работы:

  1. Обозначить понятия «бытие», «экзистенция», «жизнь», «экзистенция» с различных углов зрения;
  2. Упростить к восприятию положения теории экзистенциализма;
  3. Дать более полную развёртку понятия философской категории «экзистенция»;
  4. Рассмотреть модель жизни человека с экзистенциальной точки зрения;
  5. Найти отражения этой модели в жизни.

Главная задача этой работы – понять, что такое «экзистенция» и как она может проявляться в жизни человека.

Предмет исследования – философские понятия-проблемы «бытие», «экзистенция», «существование».

Объектом исследования в данной работе является само философское учение экзистенциализма, нашедшее своё выражение в монографиях философов Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Методика исследования, использованная для выполнения поставленных задач, сравнительный анализ воззрений философов экзистенциализма, отражённые в монографиях, энциклопедических словарях, учебниках, в статье по практической психологии.


ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Проблема смысла жизни всегда стояла перед человеком наиболее остро и всегда мучила его на протяжении всей его истории. Заключается эта проблема, прежде всего в том, что истинно верного, правильного, единого смысла жизни вывести невозможно.

Такая ситуация обуславливается прежде всего тем, что каждый человек, живущий на планете – уникален, индивидуален и имеет не так уж много общего с большей частью человечества, которую он просто не знает и, что не мало важно, практически не в состоянии узнать.

1.1. Постановка проблемы или зачем она нужна, проблема

Постановка проблемы смысла жизни здесь не случайна. Если философская сторона вопроса будет существовать и постоянно меняться всегда, то личностная, ныне существующая, сиюминутная постановка вопроса куда более важна и находится ближе к каждому из нас, нежели философские размышления об онтологии всего сущего.

Итак, каждому из нас необходим какой-то смысл для продолжения или наполнения чем-нибудь важным своей жизни. Возникает вполне логичный вопрос: зачем? Неужели нельзя просто жить и ни о чём не задумываться, не размышлять такими категориями как «бытие», «сущее», «смысл жизни», «смысл бытия», «экзистенция»? На самом деле, можно, но так возможно прожить очень не долгое время. Объясним, почему.

В каждом из нас с самого нашего детства существуют определённые задатки, которые в последствие нами реализуются или так и остаются в резервации. К этим задаткам относятся задатки способности к общению и когнитивным процессам (процессам познания). Представим, что когнитивные процессы у нас выражены более ярко, нежели способности к общению, желание общаться с другими людьми. Тогда бы мы по классификации Юнга были бы интровертами, то есть людьми, которые нацелены на внутренний мир, черпающими информацию и силы, дающие им импульс к действию изнутри, из себя. Итак, мы мало общаемся, но постоянно размышляем, ведём внутренний диалог. Он может быть о чём угодно, вплоть до спора с самим собой по вопросу, верно ли я поступаю, ни с кем почти не общаясь. Пока человек так постоянно спорит с самим собой, в ходе внутреннего диалога возникают новые вопросы, о которых человек даже не задумывался раньше.

Однако будет неправильным не упомянуть противоположность интроверту – экстраверта. Этот человек черпает силы не изнутри себя, а получает их извне. Он постоянно чем-то занят, с кем-то сотрудничает, спорит, самовыражается, общается и именно через эту деятельность он находит в себе огромные запасы сил и энергии. Пока интроверт размышлял о смысле всего им создаваемого или напротив, не создаваемого, экстраверт уже устал от своей постоянной занятости и, наконец, остановился взглянуть правде в глаза. Он начинает искать смысл во всей его предшествующей деятельности, ища ответ на вопрос, «а есть ли в этом смысл, или он беспричинно потратил столько лет?».

Итак, перебрав все темы и вопросы, которые волновали человека, он неизбежно натыкается на один из самых опасных онтологических вопросов о смысле жизни. От того, как человек отвечает на этот вопрос, зависит его мироощущение, осознание себя в обществе, этот вопрос напрямую связан с самосознанием человека. Но как же на этот вопрос можно ответить, если универсума не существует? Каждый на него отвечает сам: кто-то видит свой смысл жизни в помощи близким и друзьям в сложных и простых жизненных ситуациях, так называемое сопровождение близких по жизненному пути; кто-то – в самореализации и достижении определённых успехов; кто-то в служении высшим Силам или даже церкви; кто-то – в служении родине и так далее.

Вне зависимости от того, какой смысл выбирает для себя человек, он в любом случае будет являться одним из самых важных аспектов его существования. Выбрать свой смысл – всё равно, что правильно выбрать почву для прихотливого растения, коими мы и являемся.


1.2. Значение слов-проблем, или появление главных тем

Каждый день мы задаём себе новый смысл нашей жизни, потому как определяем важность, наполненность и необходимость тех или иных событий, которые будут с нами происходить за этот день. Нам всегда нужен ответ на вопрос «зачем?», чтобы укрепить своё чувство самоуважения, чтобы обрести наполненность и выразить смысл того или иного действия, нам нужно знать, во имя или ради чего мы так делаем, почему мы выбрали именно этот маршрут, а не другой. В жизни современного человека существуют множество соблазнов, ценностей, товаров, личностную ценность которых определяет только сам человек. Находясь в ситуации постоянного выбора, он решает, что ему важнее, что ему интересней, с выбором каждой новой ценности или соблазна, создавая особую мотивацию, базу для нового толчка, которая приведёт его на другую ступень собственного развития. Так каждый служащий, дворник или продавец наполняет каждый свой день чем-то особенным, каждый раз внутренне, быть может, иногда бессознательно отвечая на этот самый вопрос по-новому.

Однако наравне с каждодневным ответом на вопрос «зачем?», на этот вопрос существует несколько точек зрения известных философов Западной Европы. Прежде всего, стоит обговорить значения основных категорий онтологического познания такие как «бытие», «экзистенция», «жизнь».

«Бытие – 1) абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (как материальных, так и идеальных явлений); 2) понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания», [8, 34]. Итак, у нас появилась категория, которая теперь уже не просто абстрактна и существует где-то вовне нашего сознания, а имеет чёткое определение, пусть даже не дающее нам никаких гарантий в правильности этого самого определения.

Если рассматривать бытие человека, то можно его обозначить как существование как таковое человека, людей и предметов вокруг него, его идеалов, понятий, представлений и желаний. Но чтобы более глубоко понять смысл этого понятия, нам необходимо ещё одно, не менее важное – «существование».

«Существование – аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта — сущности. В отличие от понятия «бытия» понятие «существование» всегда остаётся только аспектом сущего, тогда как понятие «бытие» употребляют также в смысле «всего существующего», «мира как целое». Особое место занимает вопрос существования (экзистенция) человека», [4] . Таким образом, мы видим, что существование – это один из аспектов бытия, который никак не противоречит ему, а находится в тесной взаимосвязи с ним, является частью его самого и потому определяется им же.

Что ж, если нам стали понятны значения этих двух философских категорий, стоит перейти к следующей из них, занимающей центральное место в нашем исследовании, а именно, к «экзистенции».

Экзистенция – (от лат. exsisto – происходить от, рождаться от; в переносном смысле – обнаруживать себя) одна из фундаментальных философских категорий, открываеющее конкретное бытие вещи, не охватываемое в полной мере дискурсивным мышлением. [12, 784] По Хайдеггеру – Существовать – «быть-впереди-самого-себя». [14, 785]

Экзистенция – такой уровень человеческого бытия, который не может быть предметом научного исследования. Она необъективируема, т.е. никогда не может быть представлена как объект рассмотрения. Вот как объясняет это сам Ясперс: "В любой момент, когда я делаю себя объектом, я сам одновременно есть нечто большее, чем этот объект, а именно существо, которое себя, таким образом, может объективировать". Рассматривая себя в той мере, в какой я могу быть представлен как объект, я "теряю себя, смешиваю то, чем я выступаю для себя, с тем, чем я сам могу быть" [14].

Итак, мы приступаем к рассмотрению самой интересной и заодно самой непонятной категории философии экзистенциализма. По К. Ясперсу «экзистенция не может быть объектом изучения кого-либо, так как тогда она прекращает быть экзистенцией как таковой, ведь она необъективируема, так как существует только здесь и сейчас». По М. Хайдеггеру экзистенция понимается как «бытийное устройство сущего, которое экзистирует», то есть непрерывно существует. По его мнению, «в идее такого бытийного устройства уже лежит опять же идея бытия. И таким образом возможность проведения аналитики присутствия зависит от предшествующей проработки вопроса о смысле бытия вообще», [20, 13]. По Ж.П. Сартру «существование предшествует сущности», что означает, что «человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется» [16, 323].

Получается, что человек, как чистый лист бумаги, ещё не тронутый ничьими мнением, предубеждением или стереотипами. Попадая в этот мир, если выражаться излюбленным эпитетом Хайдеггера, человек оказывается «заброшен» в то время, в котором он оказался. Ему приходится каким-то образом взаимодействовать с его окружением, приспосабливаться к уже существующим условиям, создавать, находясь в ситуации постоянного выбора и риска, для себя новые, более благоприятные условия и риски. Даже если обращать свой взгляд на жизнь, на практику, то можно увидеть, что это действительно так: человек часто бывает в ситуациях выбора, где есть хоть малая доля, но всё-таки риска. Выбирая более приемлемый путь, человек неизбежно открывает для себя новые возможности и риски, которые были включены в его выбор заранее или образовываются спонтанно. Так человек сначала проходит свой путь, совершая ошибки, «набивая шишки», а потом уже понимает свою сущность, которая таится за каждой ситуацией свершённого выбора.

Однако не стоит думать, что человек живёт неосознанно, на автомате, пользуясь тем, что его экзистенция меняется под воздействием времени и разного рода факторов. «Само бытие, к которому присутствие может так или так относиться и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией. И поскольку сущностно определить это сущее через задание предметного что нельзя, скорее существо его лежит в том, что оно всегда имеет быть своим бытием как своим, для обозначения этого сущего избран как выражение чистого бытия титул «присутствие».[20, 14]. Но человек ведь не просто совершает какой-то выбор – он чувствует ответственность и риск, он включён в эту ситуацию, переживает её, присутствует в ней, то есть осознаёт ответственность за каждое своё действие, своё местоположение в ситуации и некоторый спектр возможностей и последствий совершаемого выбора.


2. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ