Проект формирования ситуационного поведения у молодежи из студенческих объединений «Шаг вперед»

Проект формирования ситуационного поведения у молодежи из студенческих объединений

«Шаг вперед»

Полное название проекта

«Шаг вперёд»

Специализация проекта

Образовательная

Цель проекта

Разработать технологию формирования ситуационного поведения среди молодежных студенческих объединений Елецкого государственного университета

Сроки реализации проекта

2015 год

География

Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина

Поддерживающие организации

ЕГУ им. И.А. Бунина

Кадры

Специалисты ЕГУ им. И.А. Бунина

Источники финансирования

Прямое финансирование не предусмотрено. Опосредованная поддержка площадями для реализации и видео-техникой со стороны ЕГУ им. И.А. Бунина

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработать технологию формирования ситуационного поведения среди молодежных студенческих объединений Елецкого государственного университета.

Задачи проекта:

  1. Анализ информации по теме исследования.
  2. Выделение основных проблем в ситуационном поведении студентов
  3. Разработка и внедрение конкретных предложений формированию ситуационного поведения студентов рассматриваемых объединений
  4. Анализ изменений, произошедших после внедрения предложений.

Сроки реализации проекта

Начало реализации проекта – февраль 2015 г.

Окончание реализации – июнь 2015 г.

Содержание проекта

Осуществление процесса психолого-педагогического сопровождения формирования ситуационного поведения молодежи в условиях вуза необходимо, так как именно это позволяет будущим специалистам получить навыки, столь необходимые им в дальнейшей, послевузовской жизни. Это особенно актуально для студенческих объединений, как формальных, так и неформальных, так как в таких объединениях студент лучше и полнее раскрывает свой потенциал.

Для эффективного сопровождения формирования ситуационного поведения необходимо разработать универсальную технологию, которая будет включать в себя комплекс мероприятий по подготовке студентов и адаптации студентов-первокурсников. Именно таким комплексом мероприятий и является наш проект «Шаг вперед».

Начало студенческой жизни – это серьёзное испытание для первокурсника. Оно вплотную связано с термином социальной адаптации – процессом взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой. Социальная адаптация в ВУЗе – это приспособление первокурсника к новой системе норм и ценностей образовательного пространства.

Адаптация рассматривается нами как особый момент, фаза в становлении человека, от которого зависит характер его дальнейшего личностного развития. Осознание важности адаптационного периода в жизни студента и привело к необходимости создания системы работы по социальной адаптации студентов-первокурсников к условиям ВУЗа.

В ходе ряда исследований прошлых лет было выяснено, что наиболее оптимальным методом воздействия на обучаемых должен явиться социально-психологический тренинг личностного роста и лидерской коммуникации.

Именно подобный тренинг позволит нам повысить уровень ситуационного поведения студентов из молодежных объединений с тем, чтобы весной 2015 года каждый из них, пройдя курс, набрал затем самостоятельную группу из 5 первокурсников и, пройдя с ними этот тренинг уже в качестве обучающего, не только сам закрепил полученные знания, но и помог новым студентам в процессе адаптации в новой для них образовательной среде.

Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий.

Группы социально- психологического тренинга реализуют потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим».

Особую ценность представляет помощь и поддержка людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В таких поддерживающих и контролируемых условиях облегчается самораскрытие и самоисследование личности, на фоне которых только и возможно успешное обучение.

Специфическими чертами социально-психологического тренинга являются:

соблюдение ряда принципов групповой работы,

нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы,

наличие более или менее постоянной группы,

определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени проводят в кругу),

акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь»,

применение активных методов групповой работы,

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия,

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, различающихся между собой по целому ряду признаков. Одной из таких форм является видеотренинг.

Видеотренинг профессионально-психологического роста является одной из разновидностей группового социально- психологического обучения.

Такой вид тренинга может использоваться для решения ряда задач по психологической поддержки населения и, в конечном счете, для повышения социально- психологической и профессиональной адаптации людей.

Во-первых, тренинг дает возможность людям расширить самопознание в сфере профессионально-психологического роста (например, выявить преимущества и слабые стороны человека в профессионально-деловом общении).

Во-вторых, тренинг дает хорошие результаты при обучении людей знаниям и навыкам по различным аспектам профессионально-психологической активности.

В-третьих, тренинг профессионально-психологического роста позволяет выявлять и разрешать внутриличностные проблемы людей, возникающие в обычных и напряженных профессиональных или бытовых ситуациях (конфликты на работе, потеря работы, трудоустройство и др).

В-четвертых, тренинг может быть использован для повышения мотивации профессиональной деятельности, поиска работы, обучения и переобучения.

В осуществлении процесса психолого-педагогического сопровождения формирования адекватного поведения молодежи в условиях вуза специалисту по работе с молодежью необходимо обратить внимание на большую потребность взрослого учащегося в психосоциальном образовании, которое предполагает осознание собственной гражданской позиции, социального статуса, личностной и профессиональной компетенции, а также на то, что студент учится в конкретных ситуациях и ориентирован в результате обучения не на знания, а на целостный личностный и профессиональный опыт.

В решении этих задач будущему специалисту и может помочь такой инструмент группового социально-психологического обучения, как видеотренинг.

В рамках проекта «Шаг вперед» нами была разработана программа «Тренинга ситуационного поведения», основной задачей которого является личностное развитие студентов.

Программа «Тренинга ситуационного поведения» разрабатывалась в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.

2. Принцип целесообразности. Все задания тренинга служат реализации единой цели.

3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте, полученном при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

Общая цель тренинга – личностное развитие и развитие ситуационного поведения студентов из молодежных объединений

Задачи тренинга:

Отработка навыков профессиональной коммуникации

Развитие навыков публичного выступления

Развитие лидерских качеств

Аудитория: лидеры общественных объединений университета, общее количество - 15 человек

Общая продолжительность - 10 часов 5 встреч по 2 раза в неделю (5 недель).

Формы и методы работы:

Форма проведения. Обучение предполагается проводить в форме видео-тренинга с последующим обсуждением. При разработке программы основной задачей было синтезировать имеющийся материал по теме и собрать наиболее эффективные методы и технологии.

Методы. В итоге при проведении тренинга коммуникативной компетентности будут применяться методы тренинга научения (необихевиоральный подход), когнитивно-поведенческой терапии, гуманистических традиций, гештальта.

В ходе тренинга предполагается использовать следующие приемы:

- моделирование ситуаций в ролевых играх;

- упражнения в парах, группах;

- групповые дискуссии.

Интегративный подход в проведении обучения позволит наиболее глубокой подойти к вопросам взаимодействия в социуме и получить участникам ценный опыт в исследовании как собственной личности, своих убеждений, привычек, так и навыков межличностного взаимодействия.

Инструменты проведения тренинга: видеокурсы Радислава Гандапаса «Тренинги от Ораторского искусства до Личностного развития».

Курс включает в себя 2 части: «Харизма лидера» и «Умение выступать публично».

Урок 1. Страх публичного выступления.

Урок 2. Цель выступления.

Урок 3. Самонастройка

Урок 4. Захват аудитории

Урок 5. Композиция выступления

Урок 6. Факторы воздействия на публику

Урок 7. Привлечение и удержание внимания

Урок 8. Структура выступления

Урок 9. Правило велосипедиста

Урок 10. Мелкие важности

Общая продолжительность тренингов - 10 часов: 5 встреч по 2 раза в неделю.

Продолжительность встречи – 1 час.

Каждая встреча включает просмотр 2х последующих уроков видеокурса (25 минут) и коллективное их обсуждение.

Кроме того, студенты получают задание – к следующему занятию применить на практике полученные новые знания и написать об этом небольшое эссе.

На занятиях эссе зачитываются либо студент своими словами рассказывает, насколько полезен был для него данный урок.

По окончании обучения каждому участнику группы предлагается самому провести мастер-класс по публичным выступлениям для организованной им группы из 5 человек, выбранных произвольным образом из студентов-первокурсников ЕГУ им. И. А. Бунина.

По итогам мастер-класса студент пишет эссе, в котором показывает степень овладения материалом.

Этапы реализации проекта «Шаг вперед»

1 этап. Формирование первой группы обучающихся из студентов старших курсов Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

2 этап. Осуществление обучения первой группы студентов.

3 этап. По окончании обучения – формирование каждым студентом, закончившим прохождение тренинга, собственной группы из 5 студентов-первокурсников.

4 этап. Обучение вновь созданных малых групп студентов-первокурсников.

5 этап. Анализ изменений по результатам обучения первого потока студентов-первокурсников и принятие решения о целесообразности (нецелесообразности) продолжения реализации технологии в ЕГУ им. И.А. Бунина.

План реализации проекта

1 этап. 15-25 февраля 2015 г. (1,5 недели)

2 этап. 26 февраля – 2 апреля 2015 г. (5 недель)

3 этап. 3-10 апреля 2015 г. (1 неделя)

4 этап. 11 апреля – 16 мая 2015 г. (5 недель)

5 этап. 17 мая – 7 июня 2015 (3 недели)

Кадровое обеспечение проекта

Методическое обеспечение проекта и проведение тренингов для студентов старших курсов планируется осуществлять силами специалистов ЕГУ им. И.А. Бунина. Тренинги для студентов-первокурсников в рамках адаптации их к условиям высшего учебного заведения будут проводиться студентами старших курсов, прошедшими обучение в формате тренинга.

Критерии оценки эффективности проекта

Востребованность проекта

Данный проект направлен на формирование ситуационного поведения студентов из молодежных объединений. В ходе его реализации планируется повышение эффективности адаптации первокурсников ЕГУ им. И.А. Бунина.

Новизна

Новизна проекта состоит в разработке уникальной технологии, позволяющей повысить эффективность адаптации первокурсников ЕГУ им. И.А. Бунина. Кроме того, практическая значимость состоит в возможности применения данной методики для решения аналогичных задач.

План реализации проекта/программы

План реализации проекта предполагает сформировать ситуационное поведение лидеров молодежных объединений и повысить эффективность адаптации первокурсников ЕГУ им. И.А. Бунина. Данный проект планируется включить в систему обязательных мероприятий по адаптации студентов-первокурсников.

Потенциал развития

Реализация данного проекта позволит не только сформировать ситуационное поведение студентов и повысить эффективность адаптации первокурсников им. И.А. Бунина. В перспективе это позволит сформировать группу специалистов, способных проводить подобные тренинги не только в университете, но и в системе среднего образования (школы).

Квалификация исполнителей

Квалификация исполнителей проекта – членов проектной группы – позволяет говорить о возможности его осуществления. Специалисты, привлеченные для консультации в ходе реализации отдельных этапов проекта имеют опыт работы с подобными молодежными инициативами и могут оказать содействие проектной группе в случае возникших затруднений.

Использование опыта других организаций и взаимодействие с ними

В ходе реализации проекта планируется тесное сотрудничество со множеством организаций, которые могут оказать содействие в его осуществлении. Это и научное сообщество Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, и комитет по делам молодежи Администрации г. Ельца, готовые оказать практическую помощь в случае необходимости.

Предполагаемые конечные результаты

Итоги реализации проекта «Шаг вперед» включают в себя результат проведения социально-психологического тренинга и результат адаптации студентов-первокурсников.

По итогам проведения социально-психологического тренинга предполагается достичь следующих результатов:

- отработать навыки профессиональной коммуникации будущих специалистов;

- развить навыки публичного выступления

- развить лидерские качества студентов-участников тренинга

- добиться личностного роста и коммуникативной эффективности будущих специалистов по работе с молодежью.

Результаты, которых планируется достичь в ходе адаптации студентов-первокурсников приведены ниже:

- обеспечение безболезненного перехода студента от школьной жизни к университетской;

- сохранение физического и психического здоровья первокурсника;

- формирование личностных качеств первокурсника, создание условий для его самовыражения;

- выявление внутренней готовности первокурсника к обучению, проявлению его творческого потенциала;

-формирование положительного отношения к выбранной специальности;

- создание эффективных условий образовательной среды в пространстве ВУЗа и факультета.

Основным результатом реализации проекта должно стать формирование ситуационного поведения лидеров общественных объединений и повышение эффективности адаптации первокурсников ЕГУ им. И.А. Бунина.

Проект формирования ситуационного поведения у молодежи из студенческих объединений «Шаг вперед»