Урок для 4 класса по теме: Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир
4 класс, I четверть, 2-3 уроки
Тема года. Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Тема четверти. Истоки родного искусства
Тема уроков. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир
Задачи урока
Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.
Развивать творческую и познавательную активность.
Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.
Познакомить с узорочьем русских построек (резьба и роспись по дереву).
Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).
Развивать умение работать в коллективе.
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).
Зрительный ряд: Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.; В. Стожаров. Северная деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка. Фотографии русских деревень. Видеоклип «Кижи - восьмое чудо света».
Литературный ряд: С. Есенин «Эта улица мне знакома», Н. Мрыхин «Деревня»
Музыкальный ряд: русские народные песни; Видеоклип «Кижи - восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя» (сл В. Гундарев, муз Н. Кудрин)
План урока 2
Беседа о традициях русского зодчества.
Знакомство с основными элементами русского жилища.
Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи - восьмое чудо света».
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа учителя
Звучит Песня «Деревенька моя».
Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21
Знакомство с основными элементами жилища
Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске (Балясина, венец, дымник, изба, конёк, крыльцо, лобовая доска, наличник, оберег, полотенце, причелины, сруб, фронтон) И предлагает найти толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ – художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.( см. «Приложение»)
Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?