Детство, дом, добро


Добрая сказка с хорошим концом,

Где-то погасла звезда над прудом…

Встану под вечер над миром притихшим,

Снова твой ласковый голос услышу,

Милая мама, милая мама, милая мама…


Из песни моей юности

На раздумья о вступительном уроке литературы в 7-м классе по обозначенной теме меня натолкнул рассказ коллеги-литератора Е. В. Никульченковой. В конце третьей четверти, на уроке внеклассного чтения в 6-м классе, посвящённом анализу повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» (хочу заметить: мне искренне жаль, что это пронзительное в нравственном отношении произведение исключено сейчас из обязательной школьной программы), учащиеся сделали интересный вывод: у Валека и Маруси, детей пана Тыбурция, живших в развалинах и далеко не всегда имевших на обед тарелку супа с куском хлеба, была семья, дом, пусть и весьма странный в глазах добропорядочных граждан, а у Васи, сына судьи, жившего весьма обеспеченно, никогда не знавшего чувства голода и отсутствия крыши над головой, после смерти матери семьи и дома по сути не стало. Отец содержал мальчика материально, но — в своей тоске об умершей жене — был к сыну совершенно равнодушен. Именно отсутствие родительской ласки и привело ребёнка в “дурное общество”, где он познал радость общения с людьми, ставшими ему близкими.

Полагаю, что продолжить разговор на тему дома и семьи у ребёнка (на литературных и житейских примерах) можно в самом начале 7-го класса, дав этим эмоциональный заряд учащимся для постижения литературных произведений в течение последующего учебного времени. Перед летними каникулами ученикам предлагается, читая новые для себя книги и вспоминая то, что уже прочитано, провести наблюдения за характерами героев и окружающим детей миром, что впоследствии поможет семиклассникам стать активными участниками первого урока учебного года на тему «Мир дома и детства в художественных произведениях». Можно напомнить, что они уже знакомились с повестью Л. Н. Толстого «Детство», рассказом Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», читали фрагменты из романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и повествования И. С. Шмелёва «Лето Господне», анализировали некоторые главы из книги В. П. Астафьева «Последний поклон», стихи русских поэтов (например, «Листок» М. Ю. Лермонтова, «Спешите делать добрые дела» А. Я. Яшина), где с разных сторон раскрывается тема дома и семьи. Хорошо, если учащиеся вспомнят и произведения зарубежной литературы: «Девочку со спичками» Андерсена, «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Расмуса-бродягу» А. Линдгрен и др. Таких книг много. Главная задача учеников — не “утонуть” в материале, отобрать наиболее интересные, с их точки зрения, произведения, уже известные и прочитанные в течение лета, для раскрытия темы урока. Им предлагается ответить на главный вопрос: как соединяются (или, напротив, противостоят) в произведениях такие понятия, как Дом, добро, детство?

Ученики должны творчески подойти к решению этой задачи. Они могут выбрать разные пути. Это может быть сравнительная характеристика героев, выявление особенностей их характеров, мотивации поступков, взаимоотношений с окружающим миром. Так, например, можно сравнить Николеньку («Детство» Л. Н. Толстого) и Тёму («Детство Тёмы» Н. М. Гарина-Михайловского) и проследить, как в дворянских семьях, имеющих примерно один достаток и живущих почти в одно и то же время, происходит воспитание детей, как складываются отношения маленьких героев со взрослыми, какие мысли и чувства одолевают малышей, как дети познают мир. Можно подобрать иллюстративный живописный материал, фрагменты музыкальных произведений; если возможно, фрагменты из кинофильмов и телеспектаклей (обе повести экранизированы), это сделает размышления учеников более яркими, подкреплёнными интересными аргументами. Можно раскрывать тему на сравнении героев произведений, созданных в разное время и описывающих жизнь различной социальной среды.

Так, на наш взгляд, было бы интересно сравнить внутренний мир Вани Шмелёва («Лето Господне» И. С. Шмелёва) и Вити («Последний поклон» В. П. Астафьева). Первый живёт в Москве конца 70-х годов ХIХ века (“Государю Александру Миколаичу дай… Бог поцарствовать”, — говорит старый плотник Горкин, а год рождения Шмелёва — 1873-й), он сын популярного замоскворецкого подрядчика и благотворителя С. И. Шмелёва, в большой семье которого пятеро детей, и до рождения сестры Катюши Ваня — самый младший. Но своей семьёй шестилетний ребёнок считает не только родителей, братьев и сестёр; это и старичок Горкин, “сама правда”, и приказчик Василь Василич, и рабочие, живущие рядом, которых Шмелёв-старший нанимает для выполнения подрядов. И хотя в этой большой семье не обходится без неприятностей и даже ссор, для маленького Вани жить рядом с этими людьми, ощущать их заботу и ласку, воспринимать добро, сотворённое ими, — это настоящее счастье. Жизнь Витьки из далёкой сибирской деревни, расположенной на Енисее, приходится на конец 1920-х — начало 1930-х годов. Он рано лишился матери, а отец, которого сын много лет спустя, будучи уже взрослым человеком, писателем, с горькой усмешкой назовёт “забубённая головушка”, перебирался с места на место в поисках лёгкой жизни, забыв о сыне. И всё же учащиеся вспомнят, что ребёнок не обделён вниманием и заботой: в его жизни есть чудесные люди — бабушка Катерина Петровна и дед Илья, которые не только кормят, одевают-обувают мальчика, но и — что не менее важно — учат его познавать окружающий мир, закладывают в его душу начатки доброты и мудрости.

Сравнивая маленьких героев, столь разных и в чём-то очень похожих, ученики на конкретных примерах могут размышлять о добре, о нравственности и, конечно же, о таких понятиях, как Дом, семья. Возможно, кто-то из учащихся, обращаясь к произведениям зарубежной литературы, захочет сопоставить персонажей книг М. Твена, Г. Мало или А. Линдгрен с их сверстниками — героями русской литературы. Конечно, сорванцы из далёкого американского городка, названного в честь северной российской столицы, живут и действуют по своим правилам, и окружают их взрослые, непохожие на русских, но в чём-то главном и проказник Том Сойер, и трогательно заботящийся о беглом негре Джиме Гек Финн похожи на русских мальчишек из книг Шмелёва и Куприна (вспомним хотя бы рассказ «Белый пудель»), В. Астафьева и В. Распутина. Пусть школьники, занимаясь чтением, подумают над вопросом: а в чём же это сходство?

И в русской поэзии ученики встречались со стихами, в которых непосредственно или опосредованно звучал мотив Дома и Семьи. Может быть, им вспомнится стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». На первый взгляд, оно не имеет отношения к теме урока. Но только на первый. Если вдуматься, то бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, так напоминает современных детей, волею судьбы расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре, как сорванные, никому не нужные листья, которые воспитанным отпрыскам благополучных семей “не пара”. Куда вынесет? Может, всё-таки не обойдёт их стороной Добро?

Как видим, материалов для раскрытия темы очень много просто нужно вспомнить прочитанные книги, журнальные и газетные статьи, просмотренные фильмы и спектакли и поразмышлять над прочитанным и увиденным. А если тема заинтересует учеников глубоко, можно уже в учебном году провести исследование по проблеме «Детство, дом, добро в художественной литературе», конкретизировав материал для работы. Может быть, такой урок не только проверит знания школьников в области литературы, но и сделает их добрее и человечнее.