Российская история как часть мировой истории

Российская история как часть мировой истории


Содержание.

Введение………………………………………………………………..3

1. Факторы развития человечества…………………………………..5

2. Россия на стыке цивилизаций……………………………………...8

3. Имперская идеология и самодержавие…………………………..14

Заключение…………………………………………….……...………17

Список использованной литературы………………………………..20


ВВЕДЕНИЕ.

История развития России в мировой цивилизации значительно. Расположение страны частично и в Европе и в Азии обусловило как подверженность нападкам соседних западных и восточных стран, так и наследование традиций и обычаев в мирной жизни таких разных стран-соседей. Безусловно исторический процесс не субъективен, он в взаимообусловлен рядом процессов. Во время формирования российской государственности влияние имели и восточный и западный типы цивилизаций, что по-разному повлияло на развитие страны. Но при этом и Россия имела достаточный вес и влияние на уклад и развитие ряда стран.

В контексте общей истории - всеобщей (или всемирной), история России значительна и уникальна, но не единична. Вообще на греческом «история» звучит как historia и дословно означает рассказ о прошедшем. Сегодня она понимается как процесс развития общества, природы, движение во времени, и как наука, которая изучает прошлое человечества, процессы, факты, событии, опираясь на исторические источники.

История, как отрасль научного знания рассматривает исторический процесс в-целом: жизнь человечества, его развитие и результаты на данный момент. Общность людей при этом выражается в разнообразных союзах: родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются. Возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что называют историческим процессом. За время развития человечества сменялись поколения, появлялись и исчезали народы, но всё это становилось частью единого эволюционного процесса, сказывалось на общей исторической памяти человечества и формировало общую картину сознания и мышления современного человека и общества в-целом. В свою очередь и наши современные деяния и поступки заложат основу мысли и действия человека будущего, лягут в основу его восприятия жизни. Этот сложный процесс создания, укрепления, передачи и использования опыта и является содержанием всемирной истории, хронологически и последовательно связывая структуру причин и следствий жизни народов.

Всемирная история включает ряд научных векторов: историю стран и народов; историю таких сфер общественной жизни, как экономическая, военная, внешняя политика. Сюда же входит история философии, математики, и др. Всемирная история объединяет и историю отдельных периодов развития человечества.

История России так же является частью всемирной истории. Человеческие сообщества, их развитие, становление представляют огромный научный интерес вообще - и те, что находились, развивались и влияли друг на друга на территории современной России так же важны, как история древних эллинов, римлян, восточного и западного мира.


1. Факторы развития человечества.

История человечества объединяет историю каждой отдельной страны и цивилизации. У всех из них был свой уникальный путь развития, в том числе и у России. Для грамотного и полноценного изучения и оценки развития страны обычно рассматривают следующие базовые факторы:

1) Гео-территориальные пространственные условия становления и развития народа;

2) Временной исторический отрезок развития, отдельно и в сравнении со временной предопределённостью развития других народов;

3) Этнико-культурные и ментальные особенности народа и его отельных, выдающихся представителей.

Каждый из этих факторов своеобразен и создает собственно историю страны. При этом история человечества имеет и общие черты, которые связывают общее развитие человечества. Немецкий философ Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Всемирная история несколько этапов - первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй, они на той или иной ступени развития становятся ведущей характеристикой прогресса.

Природные факторы очень влияют на прогресс, они могут ускорять или замедлять темп развития, влиять на многие аспекты жизнь. Древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться высокого уровня производства. Государства с выходом к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

Гео-пространственный фактор имел для России особое значение. Тут преобладала равнинная местность, имела место лишь малая доля морского берега и был холодный климат на большей части территории, низкий потенциал почвы для земледелия и медленное экономическое развитие. В результате русское государство образовалось на несколько столетий позже западноевропейских. Для формирования русской государственности особое значение имела разветвленная сеть рек, они получили образные названия: Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О.Ключевский, "речная сеть, по видимому, оказала более раннее и сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовало государственному объединению страны".

Другим важным понятием является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы выстраиваем хронологию этапов развития общности людей. На основах кровной связи строилась первобытная семья: семьи образовали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, верховной власти и законе.

В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государство и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. В основе изменений в обществе, как показывает история, лежит процесс освобождения личности, переход от рабского крепостнического труда к свободному.

Вместе с пространством и временем историческая наука использует и такой важный фактор как народ, этнос. Если задуматься, история и есть исследование народа в пространстве и времени. Некоторые историки, как например, Лев Николаевич Гумилев, рассматривают народ (этнос) в качестве само развивающегося организма, со своими специфическими чертами национального характера. Источником развития по Гумилеву, основателю "этнической истории", являются подвижники, первопроходцы, наиболее активная часть общества - "пассионарии", которые генерируют движение народных масс, возглавляют его.

В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку. Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить историю страны, "очеловечить" ее. В особой мере это относится к русской истории, славной и трагической, истории многотрудной борьбы за независимость, за самоопределение. Будучи многонациональной страной, Россия впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур, обогатила душу, склад характера ее населения.

Таким образом, изучая в совокупности и во взаимодействии народ, пространство, на котором он живет, и время, в котором совершаются исторические события, мы можем постичь историю страны, историю Отечества.


2. Россия на стыке цивилизаций.

На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два основных типа мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная.

Западноевропейская сложилась на базе государств Западной Европы и основывалась на древнеримской и древнегреческой культуре. Ей свойственна частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности, ранее чем в других районах мира складывание капиталистических отношений. В основе преобразовательной деятельности в странах Западной Европы и принявших этот тип цивилизации лежит, прежде всего, рационализм человека, а в основе вероучения - бог-человек, Христос, спаситель и преобразователь. В сфере отношений общества с окружающей действительностью лежит принцип активной преобразовательной деятельности человека.

Восточная сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность, направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразования окружающей действительности.

Попытка понять закономерности исторического процесса, выделить его основные направления, определить роль различных цивилизаций, а также процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, месте России в мировой цивилизации.

За свою историю государство Российское прошло сложный путь развития, на это влияли как внутренние, так и внешние факторы. По поводу принадлежности России к тому или иному виду цивилизации можно выделить четыре точки зрения.

1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название «западников». Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.

2. Россия является частью восточной цивилизации. На этой точке зрения стоят многие современные западные историки. Так, американский историк Д. Тредголд, определяя принадлежность России к восточной цивилизации, отмечает следующие общие черты: для восточного общества характерен политический монизм - сосредоточенность власти в одном центре; социальный монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого в том, что властвует человек, а не закон. Именно такая модель общества, считает Тредголд, возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства в XV-XVII вв. С реформ Петра I Россия начала сдвиг к западной модели. И только к 1917 г. Ей удалось вплотную подойти к рубежу, разделяющему западную и восточную модели, но Октябрьская революция вновь отдалила Россию от Запада.

3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные "славянофилами", такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, "славянский характер" русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается «из самого себя». Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.

4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. В позиции нынешнего политического руководства преобладает позиция всестороннего, в том числе формационного сближения с Западом, нередко доходящая до копирования некоторых форм государственного устройства и моделей экономического развития.

Традиционный отсчет русской государственности ведется с 862 г., когда новгородские славяне призвали на княжение скандинавских варягов. С образования в IX веке Киевской Руси, объединившей под свое начало восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому времени торговом пути "из варяг в греки", пролегавшем через земли восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в конце X века к появлению обширного древнерусского государства, достаточно могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира. После крещения Руси, проведенного в 988 году киевским князем Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию.

В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья, складывается феодальный строй по общему направлению от государственных форм к сеньориальным (вотчинным), но этот процесс шел гораздо медленнее.

В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории, да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

В Западной Европе феодальный строй был основан на частной собственности и "вертикальном" принципе перехода власти (от отца к старшему сыну, так называемый майорат), на Руси сохранилась общинная собственность на землю, а в феодальном наследовании и передаче власти - "горизонтальный" принцип (от старшего брата к следующему по старшинству). Это немало способствовало дроблению русского государства и княжеской междоусобице, развернувшейся в XII-XIII вв. Существенное своеобразие русской цивилизации состояло в ее подвижности, экстенсивном характере, стремлении к расширению занимаемого пространства, в противовес западноевропейской, строившейся за счет всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченной территории.

Существенную роль в обособлении русского государства сыграло монголо-татарское иго. Последствием нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение многих городов и их жителей. Южные и западные русские земли были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной части и Новгородской земле. В результате прекратила существование единая древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности.

К концу XV века Северо-восточные и Северо-западные русские земли объединяются в централизованное государство с центром в Москве. Этот период хронологически совпадает с образованием централизованных монархий в ряде стран Западной Европы. Но в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе XIV-XV вв. - время роста городов, ослабление личной зависимости крестьян. На Руси идет в это время усиление закрепощения крестьян, города не играли заметной роли. Период с середины XIII до конца XVI вв. можно характеризовать как складывание русского феодализма. Помимо самодержавия и крепостного права его сущностной чертой была гипертрофированная роль государства, в жёсткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. XVI-XVII вв. в Европе - это время Ренессанса и Реформации, становление буржуазных отношений и буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Пало повсеместное политическое и идеологическое господство католической церкви.

В Москве же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение к старине в виде благочинной модели «Домостроя». Жёсткое централизованное самодержавие и сохранение общинного землевладения сближало русскую цивилизацию с восточной.

Отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Попыткой преодолеть отставание, сблизиться с Западной Европой явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.


3. Имперская идеология и самодержавие.

Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив создание Российской империи, Петр I объявил служение Отечеству высшим смыслом жизни каждого подданного. Он требовал преданности и повиновения, обещая взамен чувство сопричастности к делам великой империи. Так зарождалось имперское сознание, которое к началу XIX века обрело зримые черты российского национального сознания.

Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных и национально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданию национальных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальном возрождении. Усилиями философов, политических писателей и поэтов формируются национальные идеологии, способные объединить различные этнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне от общеевропейского подъема. Традиция российской государственности – невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, не исключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь, без принуждения.

Особенность российской имперской модели государства состояла в том, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй, созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другими европейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в ее состав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности, не являлись господствующим народом.

Колонизовав бескрайние пространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации и культуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался на высоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией. Однако, будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были его жертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции, крепостной строй придавили основную массу русских, которые с начала российской государственности принадлежали к низшим, податным слоям населения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться, они не научились повелевать.

Народы, населяющие Российскую империю, в том числе и русский, расселялись по территории страны смешанно, "чересполосно", что содействовало монолитности государства.

Главным результатом эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение национальных государств, возникших в результате распада обще католического единства. Россия же, наоборот, становилась многонациональной империей, использующей православную религию в качестве государственной.

Явления разложения крепостнической системы начали проявляться во второй половине XVIII столетия, а к середине XIX века вступили в период глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству. На этом фоне отставание крепостнической России, только в 50-х гг. XIX столетия начавшей промышленный переворот, прогрессировало.

Важную прогрессивную роль сыграли реформы 60-70-х гг. XIX века. Результатом их явился масштабный переход к индустриальному обществу. В 90-е годы завершился промышленный переворот, сформировался социальный слой наемных рабочих. Однако сохранение помещичьего землевладения, остатков феодализма и его главного атрибута - царского самодержавия приводили к диспропорции политического и экономического развития, которые до крайности обострились в начале XX века. Одновременно нарастала база для социальных конфликтов в рамках капитализма, усиливалось национально-освободительное движение в империи.

Первая четверть XX века знаменовалась тремя революциями в России, приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма, а также и капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной воли были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения социальных противоречий.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог, следует ответить на вопросы близости России к различным цивилизациям. Есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции сближения российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение:

1.Географически Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России.

2.Этнически славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков.

3.Экономически современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники.

4.Социально к настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности

5.Религиозно по отношению к религии Россия как и Западная Европа входит в число стран, исповедующих христианство.

6.Культурно-исторически русская культура свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура.

7.Внешнеполитически можно привести многочисленные примеры тесных связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия.

8.Эмиграционно-переселенчески история движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития:

1.Климатически хотя западная часть России принадлежит к Европе, но климат имеет существенное отличие.

2.Пространственно-географически в отличие от Западной Европы и США Россия более сухопутная, чем морская держава.

3.Земельно сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа.

4.Экономическии различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим.

5.Военно-политически русское государство рождалось в борьбе с враждебными племенами и народами, окружавшими Русь. Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

6.Религиозно несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании.

7.Национально государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Россия же - страна, где проживает почти 150 народов.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации. Каким путем идти, какую цивилизацию выбрать? Ответ таков: опираясь на общемировые тенденции общественного прогресса Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые будут этому препятствовать.


Список использованной литературы.

  1. Белинский В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти т.Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль, 1987.-С.480,481.
  3. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIIIв. М., 1988
  4. Греков И. Б., Шахмагонев Ф.Ф. Мир истории: русские земли в период XIII – XVвв. М., 1986
  5. Кузьмин А. Г. Падение Перуна : Становление христианства на Руси. М., 1988
  6. Петрушевский А. Ф. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. Ярославль, 1994
  7. Иностранцы о древней Москве (Москва XV - XVIIвв). М., 1991
  8. Россия на путях централизации// под ред В. Т. Пашуто. М., 1982

Российская история как часть мировой истории