Сценарий Особые свойства серной кислоты 9 Класс


Андреева Любовь Сергеевна, учитель химии

Урок «Особые свойства серной кислоты»

Форма урока: Ролевая игра. Независимое расследование.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

    Конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.

    Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты

    Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.

    Показать хозяйственное значение серной кислоты.

развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Слайд №1

Учитель: Тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)

Девиз урока: «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»

(Д. И. Менделеев)

Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром её называют хлебом химической промышленности.

Видеофрагмент (20 сек)

II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование, цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4(конц.) создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.

Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала.

Инструкция составления

Исторической справки.

Цель: Подготовить справку о строении молекулы H2SO4, её физических свойствах, историческом названии кислоты.

Прочитайте текст (информацию к размышлению).

Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.

Какое правило нужно соблюдать при разбавлении серной кислоты (конц.) водой?

В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.

Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«следственного эксперимента»

Цель: Выяснить отношение концентрированной H2 SO4 к органическим веществам.

Прочитайте текст (информацию к размышлению).

На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа её над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.

В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Химического анализа».

Цель: Проанализировать информацию о взаимодействии конц. серной кислоты с металлами различной активности.

Порядок действий:

1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

3. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Дактилоскопического исследования».

Цель: Обнаружить серную кислоту.

Порядок действий:

1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путём определите, в какой пробирке находится серная кислота.

2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.

Информация к размышлению …

Серная кислота – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает её от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота – сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь – металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как Алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют («пассивирование» металла).

Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.

Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о её важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на Экране компьютера. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.

Демонстрация опыта: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».

Карта независимого расследования.


Результаты исследования

Уравнения реакций

«Историческая справка»

«Следственный эксперимент»

«Дактилоскопическое исследование»

«Химический анализ»

Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.

Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.

III. Рефлексия.

Учитель: О каких свойствах серной кислоты пойдет речь в сказке?

Сказка «Приключения серной кислоты».

Обсуждение. Слайд «Применение серной кислоты».

Учитель: что нового вы узнали сегодня? (слайд «Итоги урока»).

Слова Менделеева!

Домашнее задание: Параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.

Учитель: Наше независимое расследование по теме «Особые свойства серной кислоты» закончено.

Спасибо за работу!