Фізична реабілітація дітей хворих на ревматизм у санаторії та поліклініці
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Міністерство освіти та науки України
Вищій навчальний заклад
Відкритий міжнародний університет розвитку людини
«Україна»
РЕФЕРАТ
з дисципліни: «Фізична реабілітація у педіатрії»
за темою: «Фізична реабілітація дітей хворих на ревматизм у санаторії та поліклініці»
Розробив:
студент 5 курсу групи ЗЗЛ-08
ГРІ ВНЗ ВМУРоЛ «Україна»
кафедра фізичної реабілітації
_________________________
Прийнята «___»_______2014р.
Підпис методиста:_____________
Викладач: _____________ «___»_______________2014р.
Оцінка: ____________ Підпис викладача:_________
2014р
План
- Физическая реабилитация больных ревматизмом на санаторном этапе.
1.1. Показания и противопоказания для направления детей в местный санаторий.
1.2. Программа реабилитации в санатории.
- Физическая реабилитация больных ревматизмом на поликлиническом этапе.
1. Физическая реабилитация больных ревматизмом на санаторном этапе.
Лечение в местном специализированном санатории важная составная часть трехэтапной преемственной терапии ревматизма. На высоте ревматического приступа основные лечебные мероприятия в стационаре направлены на ликвидацию острых воспалительных явлений. Однако хорошо известно, что даже после 1,5-2 мес. лечения активной фазы ревматизма в стационаре у больных нередко еще сохраняется активность процесса. В этот восстановительный период болезни основная реабилитационная задача состоит в том, чтобы нормализовать иммунологическую реактивность ребенка, повысить сопротивляемость его к воздействию факторов внешней среды и на данной основе добиться полного стихания активности процесса, предупредить развитие или прогрессирование поражения сердца, улучшить или восстановить функциональный резерв сердечно-сосудистой системы.
В отличие от здравниц, расположенных в иных климатических зонах, лечение в местном ревматологическом санатории позволяет в полной мере осуществить принцип дифференцированной терапии активной фазы ревматизма. Кроме того, дети избавляются от длительных переездов и связанной с этим опасности простудных и инфекционных заболеваний, исключается неизбежность акклиматизации.
Для осуществления принципа преемственного лечения ревматизма в местных санаториях выделяются отделения или палаты для раздельного обслуживания детей в активной и неактивной фазе болезни. В крупных санаториях организованы отделения для лечения детей с рецидивирующим течением процесса.
В местный ревматологический санаторий поступают дети с многообразными клиническими проявлениями ревматизма: в активной и неактивной фазе болезни, с различными вариантами течения первичного или возвратного ревмокардита, хореей, нарушением функционального состояния органных систем, сопутствующими очагами хронической инфекции и т.д. Особенно важно следует считать перевод больных в активной фазе ревматизма из стационара непосредственно в санаторий. Именно в этих условиях достигается самый высокий терапевтический эффект с дальнейшим более благоприятным течением процесса и уменьшением детей с формированием порока сердца.
Вопрос о направлении больных в местный ревматический санаторий решает санаторно-отборочная комиссия. Направляются дети в возрасте от 3 до 14 лет включительно.
1.1. Показания и противопоказания для направления детей в местный санаторий.
Показания для направления детей, больных ревматизмом, в местный санаторий:
1) Ревматизм в активной фазе без порока и с пороком сердца при наличии активности процесса не выше 1 степени (слабо выраженные симптомы кардита и хореи, СОЭ до 20 мм в час, умеренные сдвиги биохимических показателей крови) и недостаточности кровообращения не выше 1 стадии.
2) Ревматизм в неактивной фазе без порока и с пороком сердца при недостаточности кровообращения не выше 1стадии.
Кроме того, в местный ревматический санаторий могут быть направлены больные инфекционно-аллергическим миокардитом и подострым септическим эндокардитом в период стихания активности процесса, тонзиллогенными миокардиопатиями, а также (при наличии специализированного отделения) дети с врожденными пороками сердца и кардиохирургические больные до и после операции.
Противопоказания для направления больных в местный санаторий является ревматизм с активностью процесса 11-111 степени, недостаточность кровообращения выше 1 стадии, мерцательная аритмия, пароксизмальная тахикардия и полная атриовентрикулярная блокада при частоте сокращений сердца менее 50 в минуту. К общим противопоказаниям для санаторно-курортного лечения относятся: болезни в остром периоде; инфекционные болезни до окончания срока изоляции; бациллоносительство; заразные и паразитарные болезни кожи и глаз; злокачественная анемия; лейкоз; новообразования; активные формы туберкулеза; эпилепсия; психоневрозы; умственная отсталость в случаях, если такие дети требуют индивидуального ухода и лечения. Дети, страдающие энурезом, могут быть направлены в санаторий.
1.2. Программа реабилитации в санатории.
Установлена следующая средняя длительность пребывания ребенка в местном санатории: в активной фазе 3 мес., в неактивной фазе 2 мес. По медицинским показаниям внутрисанаторная комиссия может увеличить срок лечения.
При многих санаториях есть общеобразовательная 8-летняя школа.
Разработанная программа восстановительной терапии в местном ревматическом санатории включает организацию лечебного режима с питанием и закаливанием, борьбу со стрептококковой инфекцией, медикаментозное лечение и применение физических факторов. Основная цель ее подготовить ребенка, перенесшего приступ ревматизма, к условиям обычной жизни.
Лечебный режим.
Лечебный режим, назначаемый ребенку индивидуально, составляет основу санаторного лечения. Его можно определить как систему лечебно-оздоровительных и учебно-воспитательных мероприятий, построенных в определенной последовательности и строго дозированных по времени и нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей каждого больного. Такая система призвана обеспечить максимальный лечебно-оздоровительный эффект всех звеньев санаторного лечения. Строго индивидуальное и постепенное расширение нагрузок основной принцип лечебного действия режима.
Лечебный режим включает в себя сон, питание, режим двигательной и умственной активности, закаливание, мероприятия, связанные с отдыхом, развлечениями, активистской работой. Режим двигательной активности предусматривает проведение всех элементов лечебной физкультуры и труда: занятие утренней и гигиенической гимнастикой, прогулки и терренкуры, катание на лодках с греблей, ходьбу на лыжах, катание на коньках, различные игры и трудовые процессы. Режим умственной активности регулируется посещением учебных занятий и приготовлением домашних заданий. Для закаливания детей широко используются естественные и физические факторы.
Лечебный режим в распорядке дня предполагает физиологически обоснованное чередование двигательной и умственной активности с отдыхом, сном, питанием, закаливанием, развлечениями. Правильное чередование часов сна, приема пищи, занятий и отдыха способствует образованию прочных временных связей условных рефлексов «на время» для каждого из этих моментов. В организме создается сложная уравновешенная система деятельности внутренних органов и высших отделов ЦНС.
Существуют последовательно назначаемые схемы лечебных режимов, которые различаются по характеру и объему нагрузок: индивидуальный, щадящий, щадяще-тренировочный и тренирующий.
Режим 1а или индивидуальный рассматривается как вводный и назначается детям, поступившим в санаторий в активной фазе ревматизма на период обследования и адаптации (5-7 дней), а также при интеркуррентном заболевании и активации ревматизма, если состояние ребенка не требует перевода в стационар. Однако для некоторых детей с затяжным и вялым течением ревматизма, пороками сердца и недостаточностью кровообращения этот режим, назначаемый на относительно продолжительное время, может рассматриваться как основной.
Режим 1 или щадящий назначается после обследования детям с активностью ревматизма не выше 1 степени без порока, с изолированным и комбинированным пороком сердца, недостаточностью кровообращения не выше 1 стадии.
Режим 11 или щадяще-тренировочный назначается детям, у которых порок сердца отсутствует, и с полностью компенсированным изолированным или комбинированным пороком сердца при стойкой нормализации СОЭ, отсутствии жалоб, тахикардии, исчезновении или уменьшении других симптомов активности ревматизма, улучшении функционального состояния систем кровообращения и дыхания (положительная динамика функциональных проб с физической нагрузкой, АД, данных спирометрии и др.).
Режим 111 или тренирующий показан детям, у которых нет порока сердца и с умеренной изолированной недостаточностью митрального или аортального клапана при полном исчезновении манифестных признаков активности ревматизма и отсутствии сердечной недостаточности. Детям с сочетанным и комбинированным пороком сердца нагрузки этого режима, как правило, не рекомендуются.
В активной фазе болезни лечебные режимы назначаются последовательно в среднем на 3-4 недели каждый. По клиническим показаниям этот срок может удлиняться. В неактивной фазе ревматизма лечебные режимы назначаются в соответствии с данными выше рекомендациями, однако продолжительность 1 режима сокращают до 2 недель. Детям, у которых порок сердца отсутствует, в неактивной фазе болезни с учетом предшествующей физической активности и закаливания санаторную реабилитацию можно начать с нагрузок 11 режима. Во всех случаях обязательным условием расширения физической и умственной активности является хорошая адаптация ребенка к предшествующим нагрузкам и тщательный контроль за переносимостью вновь назначенных.
Тот или иной дифференцированный режим не следует рассматривать как твердо установленный на определенное время комплекс лечебно-оздоровительных и других мероприятий. Лечебный режим должен быть максимально динамичным. По усмотрению лечащего врача и реабилитолога могут сокращаться или расширяться отдельные его элементы. Например, ребенку с комбинированным пороком сердца при назначении 1 и 11 режима может быть ограничен объем упражнений на уроке лечебной гимнастики, расстояние терренкура. Детям, длительно находящимся на режиме 1а, иногда разрешается посещение школьных уроков и т.п. В этом состоит важнейший принцип индивидуального подхода при назначении лечебных режимов.
Сон наиболее полный отдых, обеспечивающий восстановление работоспособности клеток коры головного мозга. Только достаточный по времени сон, при котором ребенок быстро засыпает, крепко спит, сразу и легко просыпается, создает бодрость и хорошее настроение. Для больных ревматизмом детей полноценный сон приобретает значение лечебного фактора. Продолжительность ночного сна в ревматическом санатории обычно составляет не менее 10 ч для детей школьного возраста и 12 ч для дошкольников. Обязательно предусматривается двухчасовой дневной сон.
Питание в местном ревматическом санатории призвано обеспечить повышение биологической сопротивляемости больных детей. Поэтому оно должно быть полноценным, с физиологическим соотношением основных пищевых ингредиентов, витаминов и минеральных солей. Калорийность рациона детей школьного возраста составляет 2900, дошкольников 2000 ккал в сутки. Рекомендуется пятиразовый прием пищи. Суточная калорийность распределяется следующим образом: завтрак и второй завтрак 25%, обед 35%, полдник 15%, ужин 25%. Вместо второго завтрака можно дать второй ужин (кефир, молоко). По сравнению с питанием практически здоровых детей в рационе больных ревматизмом целесообразно увеличить количество белка и ограничить быстро всасывающиеся углеводы, чтобы соотношение Б:Ж:У соответствовало 1:0,9:4. Не менее 50% белков должно приходиться на белки животного происхождения. Весьма полезны яйца, в которых содержатся фосфолипиды, являющиеся носителями антистрептолизина. Дети должны получать в достаточном количестве овощи, фрукты, соки. Зимой и весной рекомендуется витаминизация пищи аскорбиновой кислотой. Коррекция диеты проводится при отставании в весе, избыточном жироотложении, гиперкортицизме после лечения кортикостероидами.
Лечебная физкультура занимает важное место в комплексном санаторном лечении ревматизма. Она оказывает мощное регулирующее влияние как на нарушенные при ревматизме процессы корковой нейродинамики, так и на взаимодействие их с внутренними органами. Благодаря этому совершенствуется координация всех систем организма.
Под влиянием физических упражнений повышается обмен веществ, улучшается кровоснабжение, энергопродукция и процессы биосинтеза в миокарде, расширяются капилляры, снижается периферическое сопротивление, возрастает скорость артериального и венозного кровотока, увеличивается объем циркулирующей крови, повышается эффективность внешнего дыхания, степень насыщения крови кислородом, коэффициент использования кислорода тканями. Все это создает благоприятные условия для работы сердца и кровообращения.
Физическое воспитание в санатории слагается из ежедневных занятий утренней гимнастикой и лечебной гимнастикой, прогулок и игр, кроме того, оно включает ходьбу на лыжах, катание на санках, греблю, терренкур, туристические прогулки. Интенсивность физической нагрузки должна увеличиваться постепенно. Расширение двигательной активности допустимо лишь при полной адаптации ребенка к предшествующим нагрузкам. Поэтому весьма важно учитывать характер ответной реакции больного ребенка и особенно его систем кровообращения и дыхания при назначении тех или иных элементов лечебной физкультуры. Расширение двигательного режима целесообразно начинать с назначения соответствующего комплекса лечебной гимнастики и лишь затем, через 5-7 дней, убедившись в отсутствии отрицательной реакции, постепенно вводить или расширять прогулки, терренкур, игры и т.д.
Урок лечебной гимнастики состоит из вводного, основного и заключительного разделов. В содержание урока входят гимнастические упражнения и игры, которые дозируются с учетом возраста и периода реабилитации.
Режим 1а. Занятия лечебной гимнастикой проводятся индивидуально.
Режим 1. Продолжительность урока лечебной гимнастики составляет 20-25 мин. В содержание урока входят гимнастические построения и перестроения; элементарные упражнения для рук и ног в сочетании с движениями корпуса и дыхательными упражнениями; упражнения средних и крупных мышечных групп в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление; маховые упражнения для конечностей в сочетании с упражнениями для корпуса и дыхательными; упражнения с волейбольными мячами и палками; упражнения для коррекции осанки; игры спокойные, малоподвижные.
Терренкур расстояние 1000 м, в том числе 300 м с небольшим подъемом (7*), время ходьбы 20 мин. Катание на санках до 15 мин.
Режим 11. Продолжительность урока лечебной гимнастики составляет 25-30 мин. Помимо перечисленных выше упражнений, применяются упражнения на равновесие (бум, бревно), танцевальные, с набивными мячами, а также лазание и висы. Игры средней подвижности.
Терренкур расстояние 1500 м, в том числе 500 м с небольшим подъемом, время ходьбы 30 мин. Гребля в течение 15 мин, до 20 гребков в 1 мин. Передвижение на лыжах по ровной местности до 500 м. Катание на санках и коньках в медленном темпе до 20 мин.
Режим 111. Продолжительность урока лечебной гимнастики составляет 30-35 мин. Включаются перечисленные выше упражнения, а также бег, прыжки. Игры средней подвижности и подвижные.
Терренкур расстояние 2000 м, в том числе 500 м с умеренным подъемом, время ходьбы 40 мин. Гребля в течение 20 мин, 20-25 гребков в 1 мин. передвижение на лыжах по ровной и слабопересеченной местности до 1000 м. Катание на санках и коньках до 30 мин.
Содержание физической нагрузки в этот период реабилитации приближенно соответствует школьной программе физкультуры для детей, отнесенных к специальной медицинской группе. Следовательно, если ребенок успешно переносит нагрузки санаторного режима 111, то ему после выписки можно рекомендовать занятия физкультурой в школе по программе такой группы. В то же время дети, выписанные из санатория после режимов 1 или 11, должны продолжать занятия лечебной гимнастикой по индивидуальной программе в кабинетах поликлиник.
Закаливание, продуманное и тщательно контролируемое, призвано восстановить и укрепить защитные силы ребенка, больного ревматизмом. В системе закаливания ведущее значение имеет использование естественных природных факторов здоровья воздуха, воды и солнечной радиации. Закаливающие процедуры следует назначать строго индивидуально, проводить систематически, постепенно увеличивая дозу биологического воздействия на организм с обязательным учетом реакции ребенка.
Свежий воздух в местном санатории используется не только как средство закаливания, но и с целью аэротерапии. Аэротерапия рассматривается как неотъемлемая составная часть лечения ревматизма, при котором могут быть нарушены окислительно-восстановительные реакции. В активной фазе ревматизма наблюдается стойкая гипоксия, выраженность которой зависит от степени активности процесса и стадии недостаточности кровообращения.
Использование свежего воздуха как лечебного фактора в детском ревматическом санатории обеспечивается режимом проветривания, поддержанием нормальной температуры воздуха в помещениях (+18*С), соответствующей сезону одеждой, организацией прогулок. Распорядок дня должен предусматривать максимальное пребывание детей на свежем воздухе: летом практически весь день, зимой не менее 3-4 ч. Дневной сон в климатопавильонах и верандах позволяет существенно продлить время пребывания на свежем воздухе. При отсутствии веранд и павильонов дневной сон следует проводить при открытых окнах, форточках, фрамугах.
Специальное значение имеют воздушные ванны, которые можно назначать детям с активностью ревматизма не выше 1 степени. С учетом состояния здоровья больного воздушные ванны проводят в положении лежа, сидя или во время занятий лечебной гимнастикой. Вначале применяют воздушные ванны с частичным обнажением тела (руки, ноги, верхняя половина туловища). В дальнейшем обнажение поверхности тела увеличивается. Продолжительность воздушных ванн постепенно удлиняется от 5 до 20 30 мин. и более. Начинать воздушные ванны в аэросоляриях или на площадках разрешается лишь при отсутствии ветра и при температуре воздуха не ниже +20*С. При прохладной погоде, а также зимой воздушные ванны следует проводить в помещении.
Вода по сравнению с воздухом является более сильным средством закаливания, использование ее при ревматизме требует известной осторожности, поскольку при этом заболевании наблюдается нарушение терморегуляции. В активной фазе ревматизма применяют частичные обтирания и обливания туловища. Обтирание и обливание начинают водой, температура которой на 2-3*С выше рекомендуемой для здоровых детей соответствующего возраста. Вначале начинают обтирание верхней половины туловища водой 34-36*С и затем постепенно снижают температуру воды (в среднем на 1*С каждые 3 дня) до 22-24*С. В дальнейшем переходят к более сильному раздражителю обливанию верхней половины туловища, причем начальную температуру воды 28-30*С постепенно снижают до 20-22*С. Продолжительность каждой процедуры 1-2 мин. Температура окружающего воздуха не ниже 20*С. Наряду с обтиранием и обливанием с целью закаливания рекомендуется ежедневное вечернее мытье ног водой постепенно понижающейся температуры от 34 до 20-22*С.
Солнечная радиация обладает наиболее сильным физиологическим действием по сравнению с другими природными факторами. Поэтому для закаливания детей, больных ревматизмом, она применяется весьма ограниченно и с большой осторожностью, как правило, после предшествующего закаливания воздушными и водными процедурами.
В период непосредственно после приступа ревматизма допускается лишь кратковременное естественное действие рассеянной и отраженной солнечной радиации на открытые участки кожи рук и ног во время прогулки. Летом в солнечный день дети должны находиться в тени деревьев. Рекомендуется назначать детям в неактивной фазе ревматизма ванны рассеянной солнечной радиации, т.е. под защитой тента. Солнечные ванны прямой радиации можно включать в комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий только режима 111; их назначают детям в неактивной фазе ревматизма без поражения сердца. Увеличение действия солнечной радиации должно быть постепенным. Поэтому ванны проводят вначале в утренние или послеобеденные часы, а также в полутени. Постепенно увеличивают площадь обнаженной поверхности тела и продолжительность процедуры от 5 до 20 мин. Время процедуры удлиняется на 2-3 мин. через каждые 2-3 дня. Солнечные ванны рекомендуется принимать через 1 час после еды и заканчивать не позднее 30-40 мин. до еды, т.к. под воздействием высокой температуры окружающего возраста угнетается секреция пищеварительных соков. При проведении воздушных и солнечных ванн следует учитывать суммарный эффект влияния температуры воздуха, его влажности и движения, который оценивается с помощью так называемых эквивалентно-эффективных температур, используемых для определения зоны комфорта. Наилучшие условия создаются при следующем сочетании метеорологических факторов: атмосферное давление 760 мм рт. ст., относительная влажность 55-60%, скорость ветра 0,5-0,6 м/сек, температура воздуха 22*С. Резкое изменение метеорологических условий, естественно, требует определенной коррекции в проведении воздушных и солнечных ванн.
Целесообразно использовать и методы бальнеотерапии. Детям в неактивной фазе ревматизма без пороков сердца и с компенсированной изолированной недостаточностью митрального клапана спустя 6-10 мес. после атаки рекомендуются хлоридно-натриевые, кислородные, углекислые, сероводородные, радоновые ванны, а также циркулярный душ. Углекислые ванны можно назначать в активной фазе ревматизма при латентном и затяжном течении его с активностью процесса не выше 1 степени, если после стихания острых проявлений болезни прошло не менее 2 мес. Теплые хвойные ванны (36-37*С) эффективны при лечении хореи с минимальным поражением сердечно-сосудистой системы. Бальнеотерапия не показана при комбинированных, сочетанных пороках сердца и недостаточности кровообращения. При наличии артралгий показаны пелоидотерапия, парафиноозокеритные аппликации на область суставов.
Учебный режим в санатории слагается из 3-4 основных уроков по 35 мин. каждый с 10-минутными переменами. Целесообразно между 2-м и 3-м уроками делать большой перерыв (40-60 мин.) и использовать его для прогулок на открытом воздухе. Кроме того, в послеобеденное время выделяется 1-1,5 ч для приготовления домашнего задания. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу или имеют большие пробелы в знаниях. Некоторые предметы (труд, пение) дети усваивают в кружках.
2. Физическая реабилитация больных ревматизмом на поликлиническом этапе.
Если по какой-либо причине ребенок непосредственно из стационара переведен в санаторий не был, то дома необходимо создать условия, близкие к санаторным. В течение 3-4 недель (данный период зависит от общего состояния ребенка и характера сердечных изменений) рекомендуется воздержаться от посещения школы. За это время нужно минимум дважды посетить ревматолога, который при первом осмотре знакомится с состоянием ребенка после его выписки из стационара, а в последующем определяет адаптацию ребенка к условиям нового режима.
На 1-м месяце рекомендуется придерживаться режима с соответствующими комплексами гигиенической и лечебной гимнастики, который был у больного при выписке из стационара. Лечебной гимнастикой желательно заниматься в поликлинике, в кабинете лечебной физкультуры.
Увеличение физической и нервной нагрузки в этот период связано с новыми для ребенка впечатлениями от домашней обстановки, а также с разрешением гулять на улице.
Первую прогулку рекомендуется разрешать лишь на 20-30 минут с последующим прибавлением к ней по 15 минут каждые 3 дня. После того, как прогулка удлинилась по времени до 1 часа, разрешается увеличение продолжительности пребывания вне дома лишь за счет второй прогулки, которая организуется во второй половине дня, при этом ее начинают с 15-30 минут и постепенно увеличивают до 1 часа, т.е. в общей сложности к концу первого месяца от момента выписки больной гуляет в течение 2 ч. Самым благоприятным времяпрепровождением на прогулке надо считать ходьбу пешком в темпе 1 км за 15 мин, но не более 1,5-2 км. Пройдя половину дистанции, ребенок должен отдохнуть. В осеннее время при дожде и зимой при температуре ниже 10-12*С и сильном ветре прогулки не разрешаются.
В течение 1-го месяца пребывания дома ребенок учится по школьной программе вне школы (с преподавателем, с родителями или самостоятельно), но не более 3 уроков по 35 мин каждый.
Дети вполне адекватно реагируют на такие виды спорта, как волейбол, настольный теннис, гребля и некоторые другие, что позволяет рекомендовать их в домашних условиях, однако, только тогда, когда есть уверенность, что контроль за правильностью поведения ребенка во время спортивных занятий будет серьезным, и при переутомлении игры будут отменены. В противном случае лучше от подобных рекомендаций воздержаться.
При благоприятных показателях со стороны клиники и лабораторных данных дети через 1 мес. после выписки из стационара начинают посещать школу. Рекомендуется укороченный учебный день и предоставление одного дополнительного свободного дня в неделю. Особенно рекомендуется щадить больных с хореей и сочетанными или комбинированными пороками сердца. Естественно, что дети, пропуская уроки в школе, для того, чтобы усвоить весь материал, должны более интенсивно заниматься дома.
Через 3 мес. после выписки из стационара ребенок может посещать «специальную физкультурную группу» в школе. Если она в школе не создана, то желательно продолжать занятия в поликлинике или же, в крайнем случае, посещать обычные школьные занятия по физкультуре, но выполнять только вводную и заключительную часть урока.
Контроль за реакцией на гимнастику и режимом двигательной активности осуществляется школьным врачом, реабилитологом и ревматологом при профилактических осмотрах.
Можно разрешить катание на лыжах по ровной местности продолжительностью 30-40 мин. при условии должного контроля, отсутствии ветра и температуре не ниже 10*С.
Учебная нагрузка расширяется в это время в основном за счет отведения часов для домашних занятий (не более 2 дополнительных уроков).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Мурза В.П. Психолого-фізична реабілітація. Підручник. К.: «Олан», 2005. 608 с.
- Мурза В.П. Фізична реабілітація. Навчальний посібник. К.: «Олан», 2004. 559 с.
- Медсестринство в педіатрії / За ред.. проф. В.С.Тарасюка, Київ, Здоровя, 2001, с. 103-111.
- Методические рекомендации по диспансерному наблюдению больных ревматизмом детей и подростков. Харьковский НИИ охраны здоровья детей и подростков, 1971.
- Ревматизм у детей / под ред. проф. А.В.Долгополовой, Ленинград, Медицина, 1977, 202с.
- Справочник по физиотерапии / под ред. проф. В.Г.Ясногородского, Москва, Медицина, 1992, стр.458-461.
- Смиян И.С, Карачевцева Т.В, Детская курортология, Киев, Высшая школа, 1985, стр. 111-122.
- Фарьер Д.А. Физиология школьника. М.: Педагогика, 1990. 64 с.
- Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. Проф. С.Н. Попова. Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. 608 с.
- Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях, Ленинград, Медицина, 1981, стр. 105-110.
Фізична реабілітація дітей хворих на ревматизм у санаторії та поліклініці