Урок биологии по теме Класс паукообразные 7 класс


Урок биологии в 7 классе по теме "Класс паукообразные".

Цель: познакомить учащихся с классом паукообразных.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения паукообразных на примере паука крестовика; выявить особенности класса паукообразных, значением их в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие навыков сравнения на примере ракообразных и паукообразных, развивать умение делать выводы, обобщать полученные знания.

Воспитательная: учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: таблица «Строение речного рака», презентация «Класс Паукообразные», опорные конспекты для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, отсутствующие, повторение домашнего задания).

II. Проверка домашнего задания.

1 ученик - работа у доски (письменно) Систематика.

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Класс Насекомые

- Назовите представителей каждого класса.

- На основании, каких признаков животных объединяют в тип членистоногие?

2 ученик – устный ответ у доски по вопросам.

1.Каковы особенности внешнего строения речного рака?

2.Каково строение нервной системы ракообразных?

3.Перечислите органы чувств речного рака. Как устроены глаза ракообразных?

3 ученик – устный ответ у доски по вопросам.

1) Расскажите о строении кровеносной системы речного рака.

2) Как дышит рак?

3)Чем питаются ракообразные? Как устроена пищеварительная система речного рака?

3 ученик – устный ответ у доски по вопросам.

1)Как устроена выделительная система ракообразных?

2) Опишите особенности половой системы у речного рака? Что такое половой диморфизм?

3)Какой образ жизни ведут ракообразные? На какие 2 группы можно разделить все ракообразных?

4)Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?

4 ученик – «блиц – опрос» у доски по вопросам.

1)Хитин – это..

2)Первая конечность у ракообразных называется ….

3)Тип кровеносной системы у речного рака - ….

4)Что такое половой диморфизм?

5)Особенность строения глаз речного рака - ….

6)Как дышит речной рак?

7)Тело речного рака делится на 2 отдела:

8)Дафнии и циклопы относятся к высшим или низшим ракообразным?

9)Есть ли у речного рака печень?

10)Какую функцию выполняют брюшные конечности у рака?

Дополнительные вопросы.

Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой?

Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми?

Закрепление домашнего материала (самостоятельная работа в тетради). После выполнения, обменятся тетрадями с соседом. 1 ученик зачитывает правильные ответы.

1.Тело состоит из 2 отделов: …… и …

2.Ракообразные имеют твердый покров из ….

3.У речного рака … пар конечностей

4.Органы дыхания – ______________

5.Тип кровеносной системы - __________

Физкультминутка «Упражнения для глаз».

II. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

- Какой класс мы уже изучили?

- Какой класс будем изучать сегодня?

Запишите тему урока «Класс паукообразные».

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов. К этому классу относится 4 отряда: сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки. Начнем знакомство с отряда пауков.

- Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

– А кто знает почему?

– Вспомним древнегреческую мифологию.

– Послушайте, что говорит легенда. (арахнология – наука о пауках)

Легенда об Арахне

В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани. Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что не сравнится с её мастерством даже мастерство богини Афины. Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за её дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки


Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

– Задача нашего урока: выяснить не только внешнее строение пауков на примере крестовика, но и выявить его внутренние особенности.

(Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Кровеносная система. Незамкнутая. Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба.

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).

Физкультминутка. Несколько упражнений на шею и спину.

IV. Домашнее задание

    С.151 – 154, вопросы с.157; записи в тетрадях.

    Подготовить сообщения о: пауках, клещах, скорпионах, сенокосцах

V. Закрепление.

Какие особенности строения характерны для представителей

Класса Паукообразных?

VI. Подведение итогов

VII. Рефлексия.

Использованная литература:

Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.

Лернер Г. И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия «Как сдать экзамены»./– М.: Лист-Нью, 1998. – 496 с.

Кучменко В. С., Суматохин С. В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 176 с.