Роман И. А. Гончарова «Обломов» в программе МИРОС


Вертикальный принцип построения программы МИРОС является основополагающим: творчество наиболее значительных русских писателей изучается с 5-го по 11-й класс, что “позволяет с самого начала изучения творчества писателя в школе найти ключ к постижению его художественного мира, творческой манеры”.

Этот принцип проявляется не только в том, что программа обращается в каждом следующем классе к новому для учеников произведению данного автора, но и в работе над одним крупным произведением в несколько этапов.

Так, впервые с отрывком из романа И. А. Гончарова «» «Сон Обломова» учащиеся знакомятся ещё в 5-м классе в блоке произведений, посвящённых теме детства.

В 8-м классе роман изучается текстуально в ряду произведений, изображающих повседневную жизнь, но относящихся к разным литературным направлениям. Проблема человека и обстоятельств, система персонажей романа, роль детали в создании образа героя рассматриваются в процессе обсуждения романа. В результате у учащихся формируется представление о художественной системе И. А. Гончарова, особенностях его стиля и метода.

В 10-м классе — на новом этапе изучения русской литературы — возникает необходимость повторения произведения. К этому моменту приобретённые знания, как в области классической литературы, так и русской истории, позволяют вписать роман И. А. Гончарова в историко-литературный процесс, рассмотреть его с точки зрения традиций и новаторства, определить его место в общественно-политической жизни и культуре России XIX века в целом.

Предлагаемые материалы могут быть одним из вариантов такого повторения.

Система уроков по роману И. А. Гончарова «Обломов» в 10-м классе

Урок 1. Знакомство с героем (ср. с уже известными приёмами Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова).

Особенности стиля Гончарова: портрет, интерьер, работа писателя с художественной деталью.

Домашнее задание. Бекеша и халат. Роль предметной художественной детали у Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорился...» и в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Урок 2. История героя. Двенадцать лет в Петербурге. Гости Обломова. Чем интересны, какую роль они играют в романе?

Урок 3. Сон Обломова. Обломов и Обломовка (повторение — 5–8-й классы). Определение роли сна героя в художественной системе романа (разминка в начале урока: сны в русской литературе).

Урок 4. Обломов и Штольц. Два ответа на вопрос: “Как жить?”.

Урок 5. Две истории любви. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (повторение: сравнительная характеристика второстепенных героев).

Урок 6. Обломов и обломовщина. Споры о романе. Русская критика о романе.

План открытого урока по теме «Обломов и Штольц. Два ответа на вопрос: “Как жить?”»

1. Разминка

Понятие — Литературная пара.

Ученики приводят примеры: Онегин и Ленский; Татьяна и Ольга; Хорь и Калиныч; Обломов и Штольц.

Исходя из ответов учеников, возможен вариант (как в данном случае): найдите лишнее! (Безусловно, это Кифа М. и Мокий К., как и другие знаменитые гоголевские “близнецы”: Иван Иванович и Иван Никифорович; Бобчинский и Добчинский; дядя Митяй и дядя Миняй.)

Вывод. Эти герои разные, непохожие. Это приём в литературе не новый, это не открытие Гончарова; он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя — сравнительной характеристикой.

2. Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

Как знакомит нас автор со Штольцем? (Уроки 1, 2, 3, где знакомство с Обломовым уже состоялось.) Так же, как с Обломовым, или иначе?

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Его воспитание — Трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц — Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное — рационализм и равновесие.

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... В покое и наслаждении; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора — КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

— Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

— Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

В качестве “помощи” Обломову в споре можно вспомнить уже известное по седьмому классу стихотворение Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь званская» с его идеалом покоя, духовной свободы, уединения, поэзии, простых наслаждений. Ведь очень заманчиво обломовское: “...поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её”.

Если времени мало и класс сильный, можно сразу перейти к следующим вопросам.

Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

А где же тут автор?

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.

3. Итоги урока, возможный вывод учителя

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А. И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И. А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает — неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

(Следующий за повторением романа И. А. Гончарова урок будет вступительным к литературе 60-х годов.)