Анализ практики взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования в РФ

ПЛАН

Введение...............................................................................................................3

1. Теоретические аспекты взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования..........................................................................................................5

1.1. Ввоз физическими лицами транспортных средств для личного пользования..........................................................................................................5

1.2. Специфика взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования..........................................................................................................9

2. Анализ практики взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования в РФ..............................................................................................14

2.1. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по контролю взимания таможенных платежей при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования...........................................14

2.2. Проблемы начисления и взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования и пути их решения........................................................21

Заключение.........................................................................................................26

Список использованных источников...............................................................29

Приложение.......................................................................................................31


ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом количество автомобилей, ввозимых на территорию Российской Федерации из других государств физическими лицами, увеличивается.

Национальный доход страны повышается, соответственно растет и уровень жизни населения. Это приводит к возникновению у людей больших потребностей и больших возможностей для их осуществления. Все чаще практикуется приобретение автомобиля за границей. Физические лица самостоятельно осуществляют покупки легковых автомобилей не на территории нашей страны, а в иностранных государствах по разным причинам. Кто-то убежден в том, что автомобили, купленные за рубежом, выигрывают в качестве. Ряд других физических лиц покупают автомобили за границей во время путешествия по разным странам. А бывает, что желаемый автомобиль официально не поставляется в Российскую Федерацию, что подталкивает физическое лицо к тому, чтобы самому отправиться на поиски желаемого необычного автомобиля.
Следствием всего этого является самостоятельное таможенное оформление при ввозе легкового автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза, прохождение таможенного контроля и уплата таможенных платежей.

Очень важно произвести правильный расчет и уплату таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами. Существует ряд особенностей по таможенному оформлению легковых автомобилей, которые необходимо знать при ввозе транспортного средства в страну. Таким образом, исследование данной темы является актуальным.

Объект исследования - таможенные платежи.

Предмет исследования - таможенные платежи в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Цель данной работы - исследовать особенности взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Задачи данной работы:

- рассмотреть ввоз физическими лицами транспортных средств для личного пользования;

- охарактеризовать специфику взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования;

- оценить эффективность деятельности таможенных органов по контролю взимания таможенных платежей при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования;

- обозначить проблемы начисления и взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования и пути их решения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Ввоз физическими лицами транспортных средств для личного пользования

В соответствии с п. 1 ст. 150 гл. 22 Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров.1

Следует отметить, что применение какой либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.2

Порядок совершения физическими лицами таможенных операций с товарами для личного пользования регулируется главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

На границе при ввозе иностранного транспортного средства лицом, перемещающим транспортное средство заявляется таможенная процедура таможенного транзита, таможенным органом на границе устанавливается срок доставки транспортного средства в таможенный орган назначения. За нарушение установленного срока доставки предусмотрена административная ответственность. После доставки транспортного средства в таможенный орган назначения необходимо подать декларацию и подтверждающие документы. При выдаче паспорта транспортного средства проверяется соответствие транспортного средства экологическому классу, а также оплата утилизационного сбора. Паспорт транспортного средства на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза выдается на основании заявления (без декларирования).

Декларирование физическими лицами товаров для личного пользования осуществляется в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

Согласно п. 4 ст. 8 Соглашения при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

1) представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;

3) уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и Соглашением;

4) выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.3

Физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом, к транспортным средствам для личного пользования не могут относиться автотранспортные средства, которые традиционно используются в коммерческих целях (грузовые автомобили, тягачи и прицепы (полуприцепы) к ним, автомобили, на шасси которых смонтировано различное технологическое оборудование - бетоносмесители, подъемные краны и пр.), колесная либо гусеничная техника, используемая в сельском хозяйстве либо строительстве (тракторы, комбайны, погрузчики и пр.). Также, исходя из критерия «характер товаров», к транспортным средствам для личного пользования, как правило, не могут быть отнесены автобусы для перевозки более 12 человек, включая водителя, и грузопассажирские фургоны.

Если будет установлено, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования используются на территории Таможенного союза в коммерческих целях, то такие транспортные средства будут считаться незаконно перемещенными через таможенную границу, и к ним не будут применяться положения Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающие особенности перемещения товаров физическими лицами для личного пользования. Использование временно ввезенных транспортных средств на территории Таможенного союза в коммерческих целях возможно после их помещения под таможенную процедуру временного ввоза, предусматривающую уплату периодических таможенных платежей.

Первоначальный срок временного ввоза транспортного средства оформляется сроком на три месяца. В последующем этот срок временного ввоза может быть продлен по месту нахождения физического лица сроком до 1 года.

Передача права пользования временно ввезенными транспортными средствами для личного пользования другому лицу (в том числе в целях продления срока временного ввоза) допускается при условии их декларирования и уплаты таможенных платежей.

По истечении 1 года транспортное средство должно быть вывезено с таможенной территории Таможенного союза. Физические лица, получившие статус беженца вправе переоформить временно ввезенное транспортное средство для свободного обращения на территории Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачей паспорта транспортного средства (ПТС) не зависимо от экологического класса такого транспортного средства.

В случае нарушения установленного таможенным органом срока временного ввоза транспортного средства подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение.4

Таким образом, с момента начала функционирования Таможенного союза, появились некоторые особенности перемещения транспортных средств для личного пользования с территории одной страны-участницы Таможенного союза на другую. Из-за существенной разницы в таможенных пошлинах подлежащих на данный момент между странами-членами ТС, таможенный контроль при пересечении границы РФ сохранился.

1.2. Специфика взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Соглашения при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита физическое лицо представляет таможенному органу транзитную декларацию и вносит обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.5 Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования обеспечивается способами, установленными ТК ТС и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза.

В отношении автомобилей обеспечение предоставляется в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются в зависимости от года выпуска, рабочего объема двигателя, таможенной стоимости транспортного средства по ставкам, установленным пунктом 12 раздела IV приложения 5 Соглашения (см. приложение 1).

В случае отсутствия сведений, необходимых для расчета обеспечения подлежащих уплате таможенных платежей, ставки для внесения денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей определяются в соответствии с Приказом ФТС России от 21.02.2012 № 302 «Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров».

Кроме ввозных таможенных пошлин подлежат уплате и таможенные сборы за таможенные операции. Ставки таможенных сборов за таможенные операции товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определены постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 №863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» документом, подтверждающим принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, является Сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, зарегистрированный и выданный таможенным органом Стороны, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, лицу, предоставившему такое обеспечение.6

Форма Сертификата и порядок его заполнения определяются приложениями 1 и 2 к указанному Соглашению.

Таможенный орган, которому предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляет регистрацию Сертификата, присваивая ему регистрационный номер

 Согласно пункту Порядку раздел 1 Сертификата заполняется лицом, предоставившим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В разделе 1 Сертификата указываются:

1) наименование, номер налогоплательщика (указывается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов таможенного союза), место нахождения (указывается для юридических лиц, организаций, не являющихся юридическим лицом, и индивидуальных предпринимателей) либо фамилия, имя, отчество и паспортные данные (личный номер, а при его отсутствии серия и номер паспорта), место жительства (страна, область, город, улица, номер дома, квартиры) лица, предоставившего обеспечение уплаты таможенных платежей;

2) способ обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (банковская гарантия, денежные средства (деньги), поручительство, залог имущества, иной способ, предусмотренный законодательством государства - члена таможенного союза, принявшего такое обеспечение), номер и дата документа, в соответствии с которым предоставлено такое обеспечение;

3) сумма, на которую предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (цифрами и прописью, наименование валюты);

4) наименование, номер налогоплательщика (указывается для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государств - членов таможенного союза), место нахождения (указывается для юридических лиц, организаций, не являющихся юридическим лицом, и индивидуальных предпринимателей) либо фамилия, имя, отчество и паспортные данные (личный номер, а при его отсутствии серия и номер паспорта), место жительства (страна, область, город, улица, номер дома, квартиры) декларанта таможенной процедуры таможенного транзита;

5) номера коммерческих, транспортных (перевозочных) документов (при наличии);

6) наименование таможенного органа отправления;

7) наименование таможенного органа назначения.

Срок действия Сертификата должен составлять не более 30 дней со дня регистрации. Сертификат не может быть зарегистрирован и выдан, если срок возможного принятия мер по взысканию неуплаченных таможенных пошлин, налогов за счет предоставленного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов составляет менее 3 месяцев со дня его выдачи.

Раздел 1 Сертификата подписывается руководителем лица, предоставившего обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, и заверяется оттиском печати. Если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено физическим лицом, то раздел 1 подписывается этим лицом и заверяется оттиском печати, если такое лицо является индивидуальным предпринимателем (при ее наличии).

Раздел 2 Сертификата заполняется должностным лицом таможенного органа государства - члена таможенного союза, принявшего обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Записи в разделе 2 Сертификата заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, зарегистрировавшего Сертификат.

Раздел 3 Сертификата заполняется должностным лицом таможенного органа отправления. Записи в разделе 3 Сертификата заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа отправления.

Раздел 4 третьего листа Сертификата заполняется должностным лицом таможенного органа назначения. Записи в разделе 4 Сертификата заверяются подписью и личной номерной печатью должностного лица таможенного органа назначения.7

 Приказом ФТС России от 02.06.2011 № 1176 «Об утверждении формы таможенной расписки и Инструкции о порядке использования таможенной расписки» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2011 № 21223) установлено, что для подтверждения внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства сумм денежного залога используется таможенная расписка, которая оформляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа.8

Таким образом, для получения Сертификата сначала необходимо уплатить сумму таможенных пошлин, налогов в обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита на счет Федерального казначейства.

2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВВОЗИМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ

2.1. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по контролю взимания таможенных платежей при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования

В течение последних лет (начиная с 2010 года) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1 июля 2013 года достигла 812,1 млн. рублей.

Так, если задолженность физических лиц по таможенным платежам из-за невывоза автотранспортных средств, ввезенных по процедуре временного ввоза, сложившаяся за 2010 год, составила 56,7 млн. рублей, то прирост задолженности за 2012 год составил 205,6 млн. рублей, а за I полугодие 2013 года - 480,4 млн. рублей.

Прирост задолженности физических лиц по таможенным платежам и пени, возникшей при перемещении автотранспортных средств по процедуре временного ввоза, по годам образования представлен в таблице 1.


Таблица 1. Прирост задолженности физических лиц по таможенным платежам и пени, возникшей при перемещении автотранспортных средств по процедуре временного ввоза, по годам образования (тыс. руб.)

 

Сумма прироста задолженности

 

таможенные платежи

 

пени

 

2010 г.

 

56740,9

 

9207,2

 

2011 г.

 

69328,4

 

7296,9

 

2012 г.

 

205634,3

 

28166,8

 

На 01.07.2013 г.

 

480424,3

 

24061,6

 

Так, рост задолженности физических лиц по таможенным платежам, возникшей в связи с невывозом по истечении установленного срока и неуплатой таможенных пошлин и налогов, характеризуется в последние три года увеличением темпов прироста (см. рис. 1).

Рис. 1. Прирост задолженности физических лиц по таможенным платежам и пени, возникшей при перемещении автотранспортных средств по процедуре временного ввоза, по годам образования

Вместе с тем отсутствует эффективный механизм взыскания в федеральный бюджет задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам.

В целях взыскания задолженности по таможенным платежам за невывезенные транспортные средства, временно ввезенные нерезидентами Российской Федерации, в адрес должников направляются требования об уплате таможенных платежей. В то же время добровольное погашение задолженности иностранными лицами не происходит.

При этом данные об адресе места проживания физического лица, пересекающего таможенную границу Таможенного союза, представляются им в таможенные органы в устной форме, вносятся должностным лицом в базу данных таможенного органа и не подтверждаются документально. В то же время правильность указания адреса становится определяющим фактором, влияющим на взыскание задолженности по уплате таможенных платежей, при направлении таможенным органом требования (уведомления) об уплате платежей в адрес юридического лица.

Также при принятии решения об отнесении временно ввозимых транспортных средств к транспортным средствам для личного пользования таможенные органы запрашивают у физических лиц документы и сведения, определенные Соглашением от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в том числе сведения о целях поездки. Контроль целей поездки физического лица сотрудниками таможенных органов осуществляется в форме устного опроса при проверке сведений, указанных в пассажирской таможенной декларации. В то же время данная информация не отражается в письменном виде, что в дальнейшем может оказывать влияние на объективное принятие решения должностным лицом при продлении срока временного ввоза в другом таможенном органе, оформляющем уже вывоз временно ввезенного автотранспорта.

В качестве меры по снижению данной категории задолженности направление таможенными органами постановлений о взыскании задолженности нерезидента в территориальные подразделения службы судебных приставов не используется. Указанное обусловлено отсутствием международного нормативного закрепления взыскания данной задолженности без судебного решения. Так, в Методических рекомендациях по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 6 мая 2010 года № 12/07-8985-АП, указано, что на сегодняшний день объем международных договоров о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также актов других органов по делам об административных правонарушениях, за исключением решений, вынесенных компетентными органами за нарушения правил дорожного движения.9

В связи с отсутствием межгосударственных правовых актов, регламентирующих взыскание задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, штрафов с иностранных лиц, поступление денежных средств в результате направления запросов о взыскании задолженности в страну проживания виновного лица представляется бесперспективным и требует дополнительного нормативного урегулирования.

Необходимость проработки возможности заключения с другими государствами двух- или многосторонних соглашений о взаимном признании и исполнении решений по делам о соответствующих административных правонарушениях в целях реализации принципа неотвратимости наказания за правонарушения в области дорожного движения отмечается также ГИБДД МВД России.

Также отсутствует нормативная возможность введения ограничения на въезд/выезд в Российскую Федерацию лица, не осуществившего своевременный вывоз ранее временно ввезенного транспортного средства, до погашения им задолженности по установленным таможенным платежам перед федеральным бюджетом. В частности, на момент проведения проверки нет нормативного обеспечения для организации взаимодействия между ФТС России, МИД России и МВД России по вопросу рассмотрения возможности в выдаче (отказе в выдаче) визы для физического лица (разрешения на ввоз для юридического лица) при наличии неоплаченных штрафов и иных задолженностей лица перед бюджетом.

При этом отмечается рост числа ввозимых с дальнейшим их невывозом по истечению установленного срока (один год) гражданами стран СНГ (Киргизия, Таджикистан, Туркмения) автотранспортных средств, зарегистрированных в странах Прибалтики (Литва, Латвия).

Наряду с освобождением от уплаты таможенных пошлин, лицо, осуществляющее временный ввоз автотранспортных средств, освобождено от уплаты утилизационного сбора и транспортного налога.

Также лица, распоряжающиеся данными средствами, не уплачивают транспортный налог, не получают в таможенных органах паспорт технического средства, ввозимые ими средства не проходят технический осмотр, и к ним не применяются требования о соблюдении технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники (технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года№ 609).

В то же время в ряде стран, из которых осуществляется временный ввоз транспортных средств, отсутствует транспортный налог или аналогичные налоговые платежи.

При этом иностранному лицу для предоставления права пользования временно ввезенным транспортным средством гражданину Российской Федерации достаточно включить гражданина в страховое свидетельство на транспортное средство (ОСАГО), а ранее - выдать доверенность на пользование транспортным средством.

Указанная ситуация создала риски использования процедуры временного ввоза для уклонения от уплаты таможенных пошлин, утилизационного сбора и транспортного налога при использовании транспортного средства резидентами - гражданами территории Российской Федерации. При этом противоправная «экономия» от использования гражданином указанной схемы составляет значительные суммы.

Например, расчетно в случае временного ввоза автомобиля Audi A6 2004 года выпуска сумма освобождения от уплаты таможенных платежей, утилизационного сбора составляет порядка 530,0 тыс. рублей; Dodge Magnum 2006 года выпуска - порядка 880,0 тыс. рублей; BMW X5 2008 года выпуска - порядка 660,0 тыс. рублей.

В настоящее время статус иностранного физического лица или физического лица государства - члена Таможенного союза определяется таможенными органами с учетом письма ФТС России от 25 июля 2013 года №01-11/32101, согласно которому иностранным лицом признается лицо, пересекающее таможенную границу Таможенного союза на основании удостоверяющего документа иностранного государства.

В то же время лицо может иметь более одного гражданства, одним из которых будет являться гражданство Российской Федерации, а также не учитывается факт наличия у лица различных видов документов, позволяющих ему временно или постоянно проживать на территории иностранных государств (визы различного вида) и при пересечении границы предъявить тот документ, который ему представляется наиболее выгодным для получения льготы при временном ввозе транспортного средства для личного пользования.

При этом на коммерческом рынке услуг, связанных с обеспечением граждан Российской Федерации подготовкой документов для регистрации и получения вида на жительство в отдельных странах, отмечается, что получение вида на жительство в них может обеспечить преимущества в легальном приобретении и дальнейшей эксплуатации в Российской Федерации автомобилей стран ЕС без уплаты таможенных платежей.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, - наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Вместе с тем конфискация транспортных средств за нарушения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применялась в проверяемом периоде в незначительном объеме. По результатам рассмотрения в судах дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами Российской Федерации по части 1 статьи 16.18 и части 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение о конфискации транспортных средств, временно ввезенных физическими лицами, принято судебными органами в 83 случаях (2012 год -36 случаев, I полугодие 2013 года - 47 случаев).10

2.2. Проблемы начисления и взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования и пути их решения

Предъявление для таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, начисление и взимание таможенных платежей производятся в упрощенном порядке, т.е. механизм исчисления таможенных платежей и порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, предназначенных для личного пользования, отличается от порядка совершения таможенных операций в торговом обороте.11

Однако, несмотря на это, даже упрощенный порядок вызывает ряд вопросов и нареканий. Так, например, вызывает вопросы критерий установления единых ставок на автомобили для личного пользования, ввозимые на территорию Таможенного союза физическими лицами. На данный момент такими критериями являются единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, от 3 до 5 лет и более 5 лет.

Известно, что уже в первый год эксплуатации автомобиль теряет значительную часть цены от первоначальной стоимости. А в соответствии с приложением N 5 Соглашения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» единые ставки таможенных пошлин и налогов на новые автомобили и на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, одинаковы.12

Рассмотрим подобное сходство на практических примерах 1 и 2.

Пример 1.

В 2011 году по договору купли-продажи физическое лицо ввозит в Российскую Федерацию легковой автомобиль для личного пользования из Германии. Автомобиль - «Opel Antara», страна происхождения - Германия, год выпуска - 2011, рабочий объем двигателя - 2405 куб. сантиметров, 140 л.с., фактурная стоимость - 22 190 евро. Курс валюты: 1 евро = 40 руб.

Таможенные платежи составят 531 000 руб.

Пример 2.

В 2011 году по договору купли-продажи физическое лицо ввозит в Российскую Федерацию легковой автомобиль для личного пользования из Германии. Автомобиль - «Opel Antara», страна происхождения - Германия, момент выпуска - декабрь 2008 г., рабочий объем двигателя - 2405 куб. сантиметров, 140 л.с., фактурная стоимость - 19 300 евро. Курс валюты: 1 евро = 40 руб.

Таможенные платежи составят 531 000 руб.

Анализируя вышеуказанные примеры, можно сделать вывод, что на новый автомобиль и на автомобиль, с момента выпуска которого прошло чуть менее трех лет, суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащие уплате, одинаковы. Несмотря на то, что оба автомобиля попадают в один диапазон расчета таможенных платежей, второй из них, выпущенный в декабре 2008 г., был приобретен физическим лицом по цене в 1,2 раза (на 13%) меньше, чем новый автомобиль.

Также за время эксплуатации автомобиля «Opel Antara» 2008 года выпуска до ввоза его в Российскую Федерацию у транспортного средства могли возникнуть многочисленные технические проблемы и поломки. Так, в среднем за свои первые три года эксплуатации легковой автомобиль может приобрести следующие технические отказы и нарушения в работе: загрязнение или коррозия задних выхлопных труб, нарушение герметичности вклеенных стекол, ослабление мощности отопителя салона, нарушения работы двигателя, изменение направленности шин, нарушения в работе освещения и т.д.

Перечень отказов и нарушений в работе автомобиля, появляющихся в первые три года эксплуатации, кажется неисчерпаемым, а таможенные платежи на такое транспортное средство приравнены к таможенным платежам на новый автомобиль, который еще не имеет подобных проблем.

Ввиду этого было бы целесообразно разграничить единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, на:

1) новые автомобили без пробега;

2) автомобили, бывшие в употреблении, но с момента выпуска которых прошло не более трех лет.

Таким образом, подобное разграничение поможет реальнее оценивать подлежащие уплате таможенные платежи, применимые к легковым автомобилям для личного пользования.

Но и этого будет не совсем достаточно для того, чтобы действительно упростить порядок исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении легковых автомобилей, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами.

Много трудностей у физических лиц возникает на стадии внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых ими легковых автомобилей. Не всегда декларант проинформирован о том, что еще до ввоза автомобиля в Российскую Федерацию необходимо внести депозит на счет таможенного органа по месту жительства.

Конечно, в момент ввоза физическим лицом автомобиля для личного пользования по месту его жительства депозит может быть внесен любым заинтересованным лицом в пользу физического лица, осуществляющего ввоз, но потребуется доверенность. Тогда физическому лицу, ввозящему транспортное средство, все же необходимо будет следовать к своему месту жительства, а ввезенный автомобиль будет простаивать на складе временного хранения, что не очень выгодно декларанту.

Также действия должностных лиц таможенных органов, которые производят расчет подлежащих уплате таможенных платежей, дублируются: сначала они рассчитывают таможенные пошлины и налоги для внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов физическим лицом до ввоза автомобиля на территорию Таможенного союза, а затем по прибытии такого физического лица на территорию Таможенного союза уже с приобретенным легковым автомобилем должностные лица таможенных органов снова производят расчет подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, но с учетом изменений валютного курса и исходя из разницы вычета или доплаты к внесенному ранее обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов.
Для упрощения порядка исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей для личного пользования нет необходимости производить двойные действия должностным лицам таможенных органов.

До ввоза автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза по месту жительства физического лица должна быть произведена уплата обеспечения таможенных платежей в определенном процентном размере от стоимости ввозимого в будущем автомобиля либо от его рабочего объема двигателя. Сам же расчет уплаты таможенных платежей было бы правильным производить в таможенном органе по месту таможенного оформления уже ввезенного транспортного средства, где и будет уплачена недостающая сумма разницы от суммы, уплаченной физическим лицом по обеспечению уплаты таможенных пошлин и налогов, и суммы, подлежащей уплате к конкретному ввезенному легковому автомобилю, исходя из валютного курса на день оформления такого транспортного средства.

Также необходимо предоставить физическим лицам возможность полной уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных легковых автомобилей для личного пользования в месте таможенного оформления такого транспортного средства на случай, если физическое лицо не внесет обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов по месту своего жительства до ввоза автомобиля.

Но при этом на сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате до ввоза автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза, должен быть начислен определенный процент в качестве возмещения несвоевременной уплаты обеспечения таможенных пошлин и налогов на счет таможенного органа.13

Таким образом, подобная система исчисления таможенных платежей позволит упростить порядок исчисления таможенных платежей в отношении легковых автомобилей для личного пользования и сделать его рациональным и более точным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров. Следует отметить, что применение какой либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.

На границе при ввозе иностранного транспортного средства лицом, перемещающим транспортное средство заявляется таможенная процедура таможенного транзита, таможенным органом на границе устанавливается срок доставки транспортного средства в таможенный орган назначения. За нарушение установленного срока доставки предусмотрена административная ответственность. После доставки транспортного средства в таможенный орган назначения необходимо подать декларацию и подтверждающие документы. При выдаче паспорта транспортного средства проверяется соответствие транспортного средства экологическому классу, а также оплата утилизационного сбора. Паспорт транспортного средства на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза выдается на основании заявления (без декларирования).

Физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования обеспечивается способами, установленными ТК ТС и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза. В отношении автомобилей обеспечение предоставляется в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если иные размеры не установлены в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В течение последних лет (начиная с 2010 года) наблюдается существенное увеличение непогашенной задолженности физических лиц по таможенным платежам, связанной с невывозом временно ввезенных автотранспортных средств по истечении установленного срока, которая по состоянию на 1 июля 2013 года достигла 812,1 млн. рублей.

Вместе с тем отсутствует эффективный механизм взыскания в федеральный бюджет задолженности иностранных физических лиц по таможенным платежам.

Так же вызывает вопросы критерий установления единых ставок на автомобили для личного пользования, ввозимые на территорию Таможенного союза физическими лицами. На данный момент такими критериями являются единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, от 3 до 5 лет и более 5 лет. Ввиду этого было бы целесообразно разграничить единые ставки таможенных пошлин и налогов на автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет, на: новые автомобили без пробега; автомобили, бывшие в употреблении, но с момента выпуска которых прошло не более трех лет. Таким образом, подобное разграничение поможет реальнее оценивать подлежащие уплате таможенные платежи, применимые к легковым автомобилям для личного пользования.

Много трудностей у физических лиц возникает на стадии внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых ими легковых автомобилей. Не всегда декларант проинформирован о том, что еще до ввоза автомобиля в Российскую Федерацию необходимо внести депозит на счет таможенного органа по месту жительства. Для упрощения порядка исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении легковых автомобилей для личного пользования нет необходимости производить двойные действия должностным лицам таможенных органов. До ввоза автомобиля на таможенную территорию Таможенного союза по месту жительства физического лица должна быть произведена уплата обеспечения таможенных платежей в определенном процентном размере от стоимости ввозимого в будущем автомобиля либо от его рабочего объема двигателя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гармонников С.Н. Проблемные вопросы таможенного администрирования временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Таможенное дело, 2010.- №3.- С. 2-5.

2. Манохова С.В.Новое в таможенном законодательстве // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010. - №10.- С. 19-23

3. ОТЧЕТ о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля, администрирования таможенных и иных платежей, штрафов, а также полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 году и истекшем периоде 2014года (при необходимости в более ранний период)»

4. Письмо ФССП РФ от 13.05.2010 N 12/07-9288-СВС «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства», утв. ФССП РФ 06.05.2010 N 12/07-8985-АП)

5. Приказ ФТС РФ от 02.06.2011 N 1176 «Об утверждении формы таможенной расписки и Инструкции о порядке использования таможенной расписки» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2011 N 21223)

6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") (ред. от 19.10.2011)

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) 

8. Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей // ТЕИС, 2011.- №4.- С. 136.

9. http://www.brokert.ru/ - Таможенные платежи в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного потребления

10. http://www.vch.ru/ - Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами

Приложение

Ставки ввозных таможенных пошлин, налогов в зависимости от года выпуска, рабочего объема двигателя, таможенной стоимости транспортного средства

Категория товаров

Нормы ввоза

Ставки таможенных пошлин, налогов

Автомобили, ввозимые самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжавшего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению;

с момента выпуска которых прошло не более 3 лет:

стоимость которых не превышает 8500 евро в эквиваленте,

54 процента таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 8500 евро в эквиваленте, но не превышает 16700 евро в эквиваленте,

48 процентов таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 16700 евро в эквиваленте, но не превышает 42300 евро в эквиваленте,

48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которыхсоставляет более 42300 евро в эквиваленте, но не превышает84500 евро в эквиваленте,

48 процентов таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 84500 евро в эквиваленте, но не превышает 169000 евро в эквиваленте,

48 процентов таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 169000 евро в эквиваленте,

48 процентов таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

в отношенииавтомобилей, смомента выпуска которых прошло более 3, но не более 5 лет:

рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. сантиметров,

в размере 1,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1000 куб. сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров,

в размере 1,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров,

в размере 2,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров,

в размере 2,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров,

в размере 3 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 3000 куб. сантиметров,

в размере 3,6 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет:

рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. сантиметров,

в размере 3 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1000 куб. сантиметров, но не превышает 1500 куб. сантиметров,

в размере 3,2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров,

в размере 3,5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

объем двигателя которых составляет более 1800 куб. сантиметров, но не превышает 2300 куб. сантиметров,

в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров,

в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 3000 куб. сантиметров

в размере 5,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).- п. 1, ст. 150

2 http://www.vch.ru/ - Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами

3 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") (ред. от 19.10.2011).- п. 4

4 Манохова С.В.Новое в таможенном законодательстве // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение, 2010. - №10.- С. 19-23

5 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") (ред. от 19.10.2011).- п. 2, ст. 16

6 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") (ред. от 19.10.2011).- ст. 3

7 Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей // ТЕИС, 2011.- №4.- С. 136.

8 Приказ ФТС РФ от 02.06.2011 N 1176 «Об утверждении формы таможенной расписки и Инструкции о порядке использования таможенной расписки» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2011 N 21223)

9 Письмо ФССП РФ от 13.05.2010 N 12/07-9288-СВС «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства», утв. ФССП РФ 06.05.2010 N 12/07-8985-АП)

10 ОТЧЕТ о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности таможенного контроля, администрирования таможенных и иных платежей, штрафов, а также полноты и своевременности поступления доходов в федеральный бюджет при перемещении временно ввезенных автотранспортных средств в 2012 году и истекшем периоде 2014года (при необходимости в более ранний период)»

11 Гармонников С.Н. Проблемные вопросы таможенного администрирования временных изъятий из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Таможенное дело, 2010.- №3.- С. 2-5.

12 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с "Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства") (ред. от 19.10.2011)

13 http://www.brokert.ru/ - Таможенные платежи в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного потребления

Анализ практики взимания таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования в РФ