Планирование доходов и расходов учреждений социального обеспечения

PAGE \* MERGEFORMAT 18

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..

3

1.Теоретические аспекты планирование доходов и расходов…………

5

1.1 Сущность, цель, задачи сметного планирования…………………………………….

5

1.2 Методы планирования доходов и расходов……………………….

9

2. Планирование доходов и расходов учреждений социального обеспечения………………………………………………………………..

12

Заключение………………………………………………………………..

16

Список использованной литературы…………………………………….

18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время планирование доходов и расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. От того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В ходе реформы бюджетного процесса планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки их влияния на экономику.

Вопросы бюджетного планирования находятся в центре внимания финансистов-практиков. Минфин России ведет непрерывную работу по совершенствованию бюджетного планирования.

Система планирования включает в себя составление проекта сметы либо плана финансово – хозяйственной деятельности расходов и доходов в зависимости от типа бюджетной организации, утверждение ее распорядителем, исполнение сметы в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Планирование осуществляется по статьям бюджетной классификации путем индексации фактических расходов предшествующего финансового года. Как правило, индексация производится на величину индекса инфляции, обозначенного в законе о федеральном бюджете на текущий год. Такой порядок планирования позволяет получить необходимые цифры для обеспечения дальнейшей деятельности учреждения.

Целью данной работы является изучение процесса планирования доходов и расходов учреждений социального обеспечения.

Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить теоретические аспекты планирования доходов и расходов;

- изучить сущность сметного планирования;

- рассмотреть методы планирования доходов и расходов;

- изучить планирование доходов и расходов учреждений социального обеспечения.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

1.1 Сущность, цель, задачи сметного планирования.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. 

Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий учреждения на предстоящий период.

 Смета - это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований.

 Основные цели сметного планирования:

- увязка текущих и перспективных планов;

- координация действий различных подразделений учреждения;

- детализация общих целей работы и доведение их до руководителей различных уровней ответственности;

- стимулирование эффективной работы руководителей и персонала предприятия;

- определение будущих параметров хозяйственной деятельности;

- периодическое сравнение текущих результатов деятельности с планом, выявление отклонений и причин неудовлетворительной работы [3].

 Согласно ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов [1].

 Роль сметного планирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи:

- обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием;

- анализа предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

- контроля за эффективным и экономным расходованием средств.

Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.

Смета действует в течении финансового года - с 1 января по 31 декабря.

Правовое значение сметы состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов [6].

Сметы подразделяются на:

- индивидуальные, содержащие расходы и доходы только одного учреждения и позволяющие учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Они составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения. Для однотипных бюджетных организаций устанавливаются типовые формы смет расходов. Они включают три основных раздела:

1) общие сведения об учреждении, общую сумму расходов с распределением по кварталам и направлениям расходов;

2) оперативно-производственные показатели, необходимые для определения расходов: количество штатных единиц, обслуживаемый контингент (число классов, коек в больнице и т.д.);

 3) расчеты по отдельным статьям сметы;

- сводные, в которых объединяются индивидуальные сметы; обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере.

Сводные делятся на:

1) индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных;

2) сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.

Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет, сметы централизованных мероприятий, которые составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий [6].

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению.

Статьи расходов составляются на основе норм расходов. Составление проектов сметы совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы осуществляется на основе контрольных цифр, которые сообщаются высшими органами управления. Контрольные цифры сообщают информацию о лимитах бюджетных ассигнований. Вышестоящие организации доводят такие контрольные цифры до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации получают цифры от соответствующего финансового органа.

Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, и направляются в вышестоящую организацию, где включаются составной частью в сводную смету вышестоящей организации; в свою очередь сводные сметы включаются составной частью в расходную часть соответствующего бюджета. Сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств.

Главными принципами бюджетного финансирования являются:

–   безвозвратность предоставления средств;

–   связь между объемом финансирования и выполнением планов бюджетным учреждением;

–   целевое назначение;

–   контроль использования предоставленных средств.

Первый принцип означает, что средства, полученные бюджетной организацией из государственного или местного бюджета, не возвращаются к источнику финансирования. То есть в течение года средства используются на проведение хозяйственной деятельности организации.

Контроль использования средств осуществляется на всех этапах хозяйственной деятельности бюджетных учреждений через казначейскую систему выполнения бюджета [5].

 

1.2 Методы планирования доходов и расходов.

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

К основным методам финансового планирования относят:

Нормативный метод – сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах [3].

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

- федеральные нормативы;

- республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

- местные нормативы;

- отраслевые нормативы;

- нормативы хозяйствующего субъекта.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель [8].

Расчетно-аналитический метод – сущность это метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [6].

Балансовый метод – сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления.

Метод оптимизации плановых решений – сущность данного метода заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

Экономико-математическое моделирование – сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, то есть описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Планирование доходов и расходов учреждений социального обеспечения, а именно составление сметы расходов основано на подготовке расчетов.

Алгоритмы этих расчетов не одинаковы и связаны с видами расходов. В свою очередь показатели расходов рассчитывают либо на единицу обслуживаемых потребителей услуг, либо на основе норм расходов, либо на основе сложившегося уровня расходов за предыдущие годы.

Смета доходов и расходов учреждений социального обеспечения

и включает два раздела:

-   доходы и поступления с приложениями в виде расчетов;

-   расходы и направления с приложениями в виде расчетов [2].

Доходы комитета формируются из двух источников:

-   поступления из областного бюджета;

-   доходы   от   предпринимательской   и   иной,   приносящей   доход деятельности (доходы от предоставления платных услуг).

При определении расходов по смете исчисляют объем расходов в пределах средств утвержденных в областном бюджете, рассчитанный на основании федерального и областного законодательства и Методикой расчета доходов и расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

От правильности составления сметы и распределения плановых показателей по соответствующим статьям расходов зависит результативность и эффективность деятельности учреждений социального обеспечения.

В финансовом планировании доходов и расходов учреждений социального обеспечения  используются следующие понятия:

-  текущий год - год, в котором осуществляется разработка документов и материалов;

-  очередной год – год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка проекта бюджета;

-  отчетный год - год, предшествующий текущему году

К смете доходов и расходов  учреждений социального обеспечения

обязательно прикладывается:

- необходимые данные по сети, штатам и контингентам, являющимся исходной базой для исчисления размера ассигнований по основным статьям расходов;

- утвержденные типовые штаты (штатные расписания) по формам, установленным вышестоящей организацией;

- тарификационный список;

- расчеты расходов по экономической классификации расходов, а именно:

1)  заработная плата;

2)  прочим выплатам;

3)  начислениям на оплату труда;

4)  услуги связи;

5)  транспортные услуги;  

6)  коммунальные услуги;

7)  арендная плата за пользование имуществом;

8)  услуги по содержанию имущества;

9)  прочие услуги;

10)   прочие расходы;

11)   увеличение стоимости основных средств;

12)   увеличение стоимости нематериальных активов;

13)   увеличение стоимости материальных запасов.

план финансово-хозяйственной деятельности [10].

В соответствии с поправками, внесенными в законодательство Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» финансирование деятельности муниципальных учреждений будет осуществляться по двум различным схемам в зависимости от типа учреждения[1]. 

Казенные учреждения продолжают существовать на основании сметы, которая предусматривает финансирование их деятельности из соответствующего местного бюджета в полном объеме. Статья 70 Бюджетного кодекса РФ закрепляет, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: 

- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами; 
оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; 

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; 

- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности. 

Если для казенного учреждения финансовое планирование его деятельности осуществляется на основании той же сметы, то для бюджетных и автономных учреждений необходимо составлять план финансово-хозяйственной деятельности. Это два документа, которые направлены на достижение одной цели для разных субъектов, поскольку целями составления, как плана, так и сметы являются: 

- планирование общих объемов поступлений и выплат; 

- определение сбалансированности финансовых показателей; 
планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение конкретного учреждения; 

- планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения; в управление доходами и расходами учреждения [1]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И так в заключении можно сделать следующие выводы.

Планирование доходов и расходов учреждений социальной обеспечения происходит на основании составления сметы – если оно является казенным учреждением, либо плана финансово – хозяйственной деятельности – для бюджетных и автономных учреждений.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе субсидий на выполнение муниципального задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности, поступлений от реализации ценных бумаг (для муниципальных автономных учреждений, а также муниципальных бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами). 

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в разрезе выплат: 

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

- услуги связи;

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- арендную плату за пользование имуществом;

- услуги по содержанию имущества;

- прочие услуги;

- пособия по социальной помощи населению;

- приобретение основных средств;

- приобретение нематериальных активов;

- приобретение материальных запасов;

- приобретение ценных бумаг (для муниципальных автономных учреждений, а также муниципальных бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);

- прочие расходы;

- иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

План составляется на финансовый год в случае, если решение о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если решение о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно). 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ принят Государственной Думой 17.07.1998 года http://www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принят ГД РФ 23 апреля 2010 года. – с изменениями от 07.05.2013 года № 104-ФЗ http://www.consultant.ru
  3. Бурдакова Е. Финансовое планирование: учебное пособие – шпаргалка/Е. Бурдакова. – М.: Ответ, 2008. – 32с.
  4. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской

Федерации. – М.: Кнорус, 2013. – 219с.  

  1. Бурханова В.И. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект

лекций/И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2008.- 160с.

  1. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в

Российской Федерации: учебник/Т.М. Ковалева. – М.:КноРус, 2013.- 128с.

  1. Нестеров В.И. Особенности финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных) учреждений в период реформирования их правового статуса: учебное пособие/В. И. Нестеров. – М.: Дело и Сервис, 2012. - 144с.

  1. Поляк Г.Б.Финансы бюджетных организаций: учебник для студентов

вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Г.Б. Поляков. - М.: Дело и Сервис, 2011. – 236с.

  1. Соснаускене О.И. Бюджетный учет по-новому/ О.И. Соснаускене. –

Р.: Рид Групп, 2011. - 240с.

10. Федосов В.А. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/В. А. Федосов. - М: Питер, 2009. - 224 с.

Планирование доходов и расходов учреждений социального обеспечения