Регулирование рынка ценных бумаг
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Введение…………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1 Теоретические аспекты рынка ценных бумаг, его составные части и функции………………………………………………………….. |
5 |
1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды……………………. |
5 |
1.2. Функции и составные части рынка ценных бумаг………… |
6 |
Глава 2 регулирование рынка ценных бумаг………………………… |
10 |
2.1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг……………………………………………………………. |
10 |
2.2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг…….. |
12 |
Заключение…………………………………………………………………. |
21 |
Список использованных источников…………………………………….. |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
Если исходить из того, что рынок вообще это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участникам. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара.
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.
Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, поскольку реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг способна стать первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И ФУНКЦИИ.
1.1.Понятие рынка ценных бумаг и его виды.
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:
- международные и национальные рынки ценных бумаг;
- региональные рынки ценных бумаг;
- рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
- рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
- рынки первичных и производных ценных бумаг.
Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.
В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком.
Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.
Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной.
Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.
Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.
Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).
1.2. Функции и составные части рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.
К общерыночным функциям относятся:
- коммерческая функция, то есть функция получения прибыли от операций на данном рынке;
- ценовая функция, то есть обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение;
- информационная функция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
- регулирующая функция, то есть создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:
- перераспределительную функцию;
- функцию страхования ценовых и финансовых рисков.
Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:
- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.
Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.
Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:
- первичный и вторичный;
- организованный и неорганизованный;
- биржевой и внебиржевой;
- традиционный и компьютеризированный;
- кассовый и срочный.
Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями.
Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.
Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка.
Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.
Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.
Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.
Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:
- отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;
- полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.
Кассовый рынок ценных бумаг («кэш» - рынок или «спот»-рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего срок исполнения сделок составляет 3 месяца.
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг.
Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг.
В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:
- государственные органы регулирования;
- саморегулирующиеся организации;
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
Различают:
- государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
- общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
- обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
- в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
- воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).
Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.
Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:
- создание нормативной базы функционирования рынка;
- отбор профессиональных участников рынка;
- контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за уклонение от норм и правил.
Основными принципами регулирования являются:
разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка с другой;
выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;
обеспечение конкуренции между участниками рынка;
обеспечение гласности нормотворчества;
соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.
2.2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг
Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.
Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.
Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.
Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:
- разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
- установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;
На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям.
Вторая модель прямо противоположна первой роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.
Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:
а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.
б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;
в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;
г) принцип равных возможностей, означающий:
стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;
запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).
д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;
е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;
- использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;
- распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;
- приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
- приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
- максимальное снижение и разделение рисков;
- поддержка конкуренции на рынке;
- предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.
Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.
На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
- Гражданский кодекс РФ, части I и II
- Закон «О банках и банковской деятельности»
- Закон «О центральном банке Российской Федерации»
- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»
- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
- Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»
- Закон «Об акционерных обществах»
- Закон «О рынке ценных бумаг»
Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:
- создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;
- финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;
- создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;
- перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;
- предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;
- создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;
- борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.
В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.
Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.
Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:
- контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
- изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
- гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора);
- внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия).
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной власти:
а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);
б) Президент (издает указы);
в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).
2. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);
б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ);
в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);
г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);
д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).
Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность кандидата. Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют «законы» и «ведомства», обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет - мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет - мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:
а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;
б) создание группы маркет - мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предотвращает временную потерю ликвидности.
в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы, мне бы хотелось отметить следующее.
Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.
Внутреннее регулирование это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.
Внешнее регулирование это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.
Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:
- создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг;
- защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;
- обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов;
- стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка;
- использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» принят ГД ФС РФ 20.03.1996. - действующая редакция от 30.09.2013
Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 27 июня 2002 года от 30.09.2010 № 245-ФЗ (ред. 06.10.2011)
Бурова Д. В. Финансовые правоотношения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Право и государство: теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 106-110.
Вавулин Д. А. К вопросу о необходимости развития региональных рынков ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2012. - № 8. - С. 41-50.
Демидов А. В. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынков ценных бумаг: анализ отрасли и тенденции развития // Некоммерческие организации в России. - 2012. - № 1. - С. 39-48.
Алехин Б. И. Рынок государственных ценных бумаг: учеб. пособие / Б. И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.
Андрюшин С.А. Банковские системы: учеб. пособие/ С. А. Андрюшин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов/Н.И. Берзон. М.: Юрайт, 2012. 393с.
Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров. 3-е изд. пер. и доп./Н.И. Берзон. М.: Юрайт, 2013. 573с.
Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее/Т.Б. Бердникова. М.:Инфра-М, 2013. 253с.
Боровкова В. А Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. 3-е изд. Стандарт третьего поколения/ В. А. Боровкова. - СПб.: Питер, 2012. -352 с.:
Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие /В.А. Галанов. -М.: РИОР, Инфра-М, 2012. 223с.
Килячков А.А. Рынок ценных бумаг. Учебник. Гриф МО РФ/А.А. Килячков. М.: Юрайт, 2012. 857с.
Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления/ Н.И.Коротков. М.: Международные отношения, 2013. 664с.
Маховикова Г.А. Рынок ценных бумаг. Учебник для бакалавров/Г.А. Маховикова,2012. 431с.
Молотников А. Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Учебное пособие/А.Е. Молотников. - Стартап, 2013. 552с.
Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: учебник/Е.Б. Стародубцева. - (Профессиональное образование). М.: Инфра-М, 2013. 176с.
Регулирование рынка ценных бумаг