Конспект урока Свойства воды 8 Класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева города Тайшета» Иркутской области
Урок учителя химии Никитюк Любовь Федоровны
Урок предназначен для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы по программе Г. Е. Рудзитиса
Тема: Свойства воды
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить химические свойства воды;
- научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды
С металлами и оксидами металлов и неметаллов.
Развивающие:
- продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;
- способствовать развитию речи учащихся;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
- воспитание осознанной потребности в знаниях;
- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;
- развивать любознательность.
Форма организации учебной деятельности: Индивидуальная и групповая.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь учащихся, учебник;
- презентация Power Point.
Основные понятия: Активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
№ слайда Презен- |
|
I.Организационный момент |
Сообщение темы и цели урока: Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке? |
Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока |
№ 1, 2 |
II. Актуализация знаний учащихся |
Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки |
Отвечают на вопросы учителя |
|
III. Изучение нового материала 1. Строение молекулы воды |
Ведется беседа по вопросам: 1.Приведите химическую формулу воды; 2.Из каких элементов состоит молекула воды? Рассмотрим строение воды |
Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды |
№ 3 |
2. Физические свойства воды |
Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения? |
Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды |
№ 4, 5, 6 |
3. Химические свойства воды 1.а) взаимодействие активных металлов с водой |
1.Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные. (Обращаемся к ряду активности металлов) При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами (смотрим видеофрагмент) |
Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент |
№ 7 |
Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой: 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2 гидроксид лития (класс - основания) ? К какому типу относятся данные реакции? |
Записывают уравнение в тетрадь. Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na, K,Ca 2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2 гидроксид натрия 2K + 2H2O = 2KOH + H2 Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2 гидроксид кальция Просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой» (Ответ: реакции замещения) |
№ 8 |
|
? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный? |
Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости. Записывают определение: Щелочи – растворимые в воде основания |
10 |
|
1.б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов |
? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой? ? К какому типу относятся данные реакции? |
Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций: Zn + H2O = ZnO + H2 3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2 (Ответ: реакции замещения) |
11 |
2.Взаимодействие воды с оксидами |
? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов? |
Высказывают свои предположения |
|
2.а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов |
Записываю уравнение: Na2O + H2O = 2NaOH |
Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление Самостоятельно записывают уравнения: CaO + H2O = Ca(OH)2 K2O + H2O = 2KOH |
|
? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов? |
Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой |
13 |
|
2.б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой |
Записываю уравнение: SO2 + H2O = H2SO3 сернистая кислота ? К какому типу относятся данные реакции? |
Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения: SO3 + H2O = H2SO4 серная кислота P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 ортофосфорная кислота (ОТвет: реакции соединения) |
15 |
3. Разложение воды под действием электрического тока |
? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток? К какому типу относится данная реакция? |
Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции: 2H2O 2H2 + O2 (Ответ: реакция разложения) |
16 |
IV. Рефлексия |
Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок |
Заканчивают предложения: Я узнал… Я научился… Я понял… |
17 |
V. Домашнее задание |
Даю домашнее задание |
Записывают домашнее задание в тетрадь |
18 |
Литература:
Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2015 год