Конспект урока Свойства воды 8 Класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н. Д. Пахотищева города Тайшета» Иркутской области

Урок учителя химии Никитюк Любовь Федоровны

Урок предназначен для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы по программе Г. Е. Рудзитиса

Тема: Свойства воды

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

- Изучить химические свойства воды;

- научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды

С металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;

- способствовать развитию речи учащихся;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- развивать любознательность.

Форма организации учебной деятельности: Индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь учащихся, учебник;

- презентация Power Point.

Основные понятия: Активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.

Ход урока

Этап урока







Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

Презен-


I.Организационный момент


Сообщение темы и цели урока:

Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока

№ 1, 2


II. Актуализация знаний учащихся


Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки

Отвечают на вопросы учителя

III. Изучение нового материала

1. Строение молекулы воды


Ведется беседа по вопросам:

1.Приведите химическую формулу воды;

2.Из каких элементов состоит молекула воды?

Рассмотрим строение воды

Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды

№ 3


2. Физические свойства воды

Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения?

Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды


№ 4, 5, 6

3. Химические свойства воды

1.а) взаимодействие активных металлов с водой

1.Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные.

(Обращаемся к ряду активности металлов)

При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами

(смотрим видеофрагмент)


Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент

№ 7


Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой:

2Li + 2H2O = 2LiOH + H2

гидроксид лития

(класс - основания)

? К какому типу относятся данные реакции?


Записывают уравнение в тетрадь.

Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na, K,Ca

2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2

гидроксид натрия

2K + 2H2O = 2KOH + H2

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

гидроксид кальция

Просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой»

(Ответ: реакции замещения)

№ 8


? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный?

Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости.

Записывают определение:

Щелочи – растворимые в воде основания

10

1.б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов

? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой?

? К какому типу относятся данные реакции?

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций:

Zn + H2O = ZnO + H2

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2

(Ответ: реакции замещения)

11

2.Взаимодействие воды с оксидами

? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов?

Высказывают свои предположения

2.а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов


Записываю уравнение:

Na2O + H2O = 2NaOH

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление

Самостоятельно записывают уравнения:

CaO + H2O = Ca(OH)2

K2O + H2O = 2KOH


? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов?

Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой

13

2.б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой

Записываю уравнение:

SO2 + H2O = H2SO3

сернистая кислота

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения:

SO3 + H2O = H2SO4

серная кислота

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

ортофосфорная кислота

Твет: реакции соединения)

15

3. Разложение воды под действием электрического тока

? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток?

К какому типу относится данная реакция?

Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции:

2H2O 2H2 + O2

(Ответ: реакция разложения)

16

IV. Рефлексия

Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок

Заканчивают предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

17

V. Домашнее задание

Даю домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь

18


Литература:

Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2015 год