Управление стратегическим развитием вертикально-интегрированной нефтяной компании (на материалах ОАО АНК «Башнефть»)
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный
технический университет
Факультет информатики и робототехники
Кафедра «Финансы, денежное обращение и экономическая
безопасность»
РецензентДолжностьФ.И.О. ( ) (печать) « » 2010г.
|
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ______________ (Л.Н. Родионова) « » 2010г. |
Тема: Управление стратегическим развитием вертикально-интегрированной нефтяной компании (на материалах
ОАО АНК «Башнефть»)
Диссертация
на соискание степени магистра
Направление 521600 (08010068) Экономика
Магистерская программа «Финансовая экономика»
Соискатель,
магистрант гр. ЭФ-601 М.Ф. Юмагулов
Научный руководитель,
д.э.н., проф. Ф.И.О.
Консультант Ф.И.О.
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления стратегическим развитием вертикально-интегрированной нефтяной компании………………………..… 10
1.1 Вертикально-интегрированные компании: понятие и содержание……... 10
1.2 Анализ практического опыта функционирования вертикально-интегрированных нефтяных компаний……………………………………..…. 21
1.3 Анализ понятийного аппарата теории стратегического менеджмента….. 25
2 Организационно-экономический анализ деятельности вертикально-интегрированной нефтяной компании (на материалах ОАО АНК «Башнефть»)………………………………………………………………….…. 45
2.1 Общая характеристика ОАО АНК «Башнефть»……………………….….. 45
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО АНК«Башнефть» 48
2.3 Организационная и владельческая структура БашТЭКа…………………. 56
2.4 Управление стратегическим развитием в ОАО АНК «Башнефть»……… 60
3 Разработка мероприятий по совершенствованию стратегического менеджмента…………………………………………………………….…...….. 61
3.1 Совершенствование управления стратегическим развитием ОАО АНК «Башнефть»……………………………………………………………………… 67
3.2 Совершенствование организационной структуры ОАО АНК«Башнефть» 81
3.3 Экономическое обоснование эффективности одного из методов по увеличению добычи нефти…………………………………………………...… 85
Заключение…………………………………………………………………......... 99
Список использованных источников……………………………..………..…. 102
Введение
Актуальность проблемы управления стратегическим развитием вертикально интегрированных нефтяных корпораций (далее ВИНК) обусловлена совокупностью причин.
Во-первых, в результате экономических реформ предприятия важной для российской экономики нефтегазодобывающей отрасли, став самостоятельными хозяйствующими субъектами, нацелены на эффективное функционирование и развитие. На современном этапе для этого необходимо стратегическое управление, что приведет к повышению эффективности работы всей отрасли, способствуя достижению целей Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Сложившаяся к настоящему времени ситуация в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) фактически может быть охарактеризована как насыщение в секторе транспортировки, когда исчерпаны мощности в функционирующих трубопроводах. В этой связи необходимо изменить приоритеты стратегического развития и фактически переориентировать основные производства.
Во-вторых, возникающие проблемы связаны с несовпадением интересов предприятий и отрасли в целом. Имеют место кризисные явления в экономике, предприятия имеют неравные возможности в формировании и реализации эффективных стратегий, что зависит от их конкретных условий работы. Решение данных проблем невозможно без четкого долгосрочного плана развития корпорации и разработанной стратегии.
Следует подчеркнуть, что различная природно-климатическая среда, наличие в нефтяных корпорациях добывающих обществ с неоднородными геологическими и инженерно-техническими условиями, а также сильная удаленность разрабатываемых месторождений от регионов переработки и потребления накладывают дополнительные условия, затрудняющие развитие всего нефтегазодобывающего комплекса России. Дифференциация уровня подготовки специалистов заставляет руководителей заниматься не только производственными проблемами, но и кадровым планированием и ротацией, проблемами улучшения мотивации труда.
В-третьих, создание мощных ВИНК, контролирующих всю цепочку производств нефтяного цикла, является следствием структурно-организационной перестройки в отрасли. В результате коренным образом изменяется сущность и характер взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, а также их связей с государственными органами управления. Отмеченное предполагает необходимость глубокого анализа эффективности новых организационно-управленческих структур, осмысления достигнутых практических результатов, выявления путей дальнейшего реформирования нефтяных корпораций с целью максимального использования потенциала вертикальной и горизонтальной интеграции. Первостепенное значение приобретает анализ проблемы устойчивого развития нефтяных корпораций в новой экономической среде, их адаптации к новым рыночным возможностям как внутри страны, так и за рубежом.
В-четвертых, на уровне нефтяных корпораций можно реально заниматься разработкой стратегических планов, располагая необходимыми для этого средствами, осознавая возможность ухудшения конъюнктуры в среднесрочной перспективе. Таким образом, налицо потребность в разработке теоретических и практических основ процесса управления стратегическим развитием ВИНК.
Перечисленное выше обуславливает актуальность выбранной темы диссертационного исследования и позволяет сформулировать цели, задачи, объект и предмет исследования.
Научная разработанность проблемы. За последние годы в отечественной литературе проблемам стратегического развития и процессам управления ВИНК посвящено достаточно много работ. Современной российской наукой творчески осмыслены достижения мировых теоретических школ по вопросам стратегического управления. Экономической практикой взяты на вооружение апробированные базовые инструменты управления и способы планирования. Следует отдать должное советским ученым, углубленно исследовавшим проблемы долгосрочного экономического развития.
Сущностное понимание стратегии и стратегического развития подробно рассмотрено в работах Ансоффа И., Шендел. Д., Хаттер К., Пирс, Робинсон. В работах перечисленных авторов подробно анализируются основные составляющие стратегии и этапы стратегического планирования. Вместе с тем в этих трудах не учитывается специфика экономики России, ее нефтяной составляющей.
В частности, в работах И. Ансоффа первостепенное внимание уделяется проблемам стратегического развития производственных компаний, оценке стратегических преимуществ, а также межотраслевому выбору. В то же время практически не отражена специфика нефтяных корпораций, обусловленная высокими темпами роста и внутриотраслевой ориентацией.
Заслуживают быть отмеченными обобщающие работы российских ученых Виханского О.С., Люкшинова А.Н., Кадырова М.С., Шеховцева Л.С., Кибанова А.Я., Главатских О.Б. и др. Однако исследователи исходили из положительной динамики нефтяной отрасли и учитывали особенности переходной экономики, то есть роста всех основных показателей деятельности. Исходя из возможного снижения цен и стабилизации объемов добычи ученым необходимо сосредоточить внимание на новых приоритетах стратегического развития.
Таким образом, несмотря на большое количество публикаций по теме исследования, в них существуют отдельные пробелы, например, недостаточно комплексно рассмотрены проблемы управления стратегическим развитием именно вертикально интегрированных нефтяных корпораций, не учтена текущая ситуация на мировом рынке энергоресурсов. Вышесказанное предопределяет важность и своевременность диссертационной работы, а также позволяет очертить проблемное поле исследования.
Объектом исследования в диссертации являются вертикально интегрированные нефтяные компании.
Предметом исследования является инструментарий управления стратегическим развитием ВИНК.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является разработка инструментария управления стратегическим развитием вертикально интегрированной нефтяной корпорации, методов и принципов его реализации.
Для достижения поставленной цели в диссертации сформулированы следующие задачи:
проанализировать теоретические основы вертикальной интеграции;
проанализировать понятий аппарат стратегического менеджмента и дать определение «стратегическому управлению»;
уточнить состав механизмов и раскрыть содержание управления стратегическим развитием ВИНК;
выявить особенности управления стратегическим развитием и основные направления стратегического развития вертикально интегрированных нефтяных корпораций;
проанализировать состояние нефтяной компании, а также основные параметры ее деятельности и выявить проблемы препятствующие эффективному стратегическому управлению компанией;
разработать принципы стратегического развития нефтяной компании, а также сформулировать основные цели ее стратегии;
экономически обосновать эффективность применения одного из методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей системный подход к решению проблемы обоснования стратегии управления. Исследование основано на использовании законов, закономерностей и категориальном аппарате экономической науки. В нем использованы положения ведущих теоретических школ отечественной и зарубежной науки.
Нормативной базой диссертационного исследования послужили официальные документы органов исполнительной и законодательной власти, отражающие и регламентирующие аспекты организационной системы отношений в рамках сбора, обработки и раскрытия информации.
В работе использованы статистические материалы Госкомстата РФ, документы Минэкономики РФ, Минфина РФ, Минпромнауки РФ, других федеральных и региональных органов, первичные документы различных промышленных структур, ВИНК, материалы научных конференций и семинаров, ресурсы глобальной информационной системы ИНТЕРНЕТ.
Особое внимание автор уделил аналитическим работам организаций, специализирующихся в области управления в топливно-энергетическом комплексе, таких как Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ), Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ), Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТЦ).
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области экономической теории и практики, посвященные проблемам управления стратегическими изменениями в условиях переходной экономики, а также финансового менеджмента.
Практической основой диссертационной работы стали положения системного анализа, функционально-стоимостный и экономико-статистический методы, метод экспертных оценок, сравнительный и социометрический методы. В процессе исследования использованы положения ведущих теоретических школ современной экономики, менеджмента и маркетинга, а также исследования, связанные с теорией информации.
Практическая значимость работы. В результате исследования создано методическое обеспечение, которое может быть использовано в управлении предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК) (разработке стратегий, миссии и целей развития, бизнес-планов и др.), в научно-исследовательской деятельности, в сфере экономики и управления недропользованием, в учебном процессе отраслевых учебных заведений. Результаты исследования использованы при разработке концепции развития ОАО АНК «Башнефть».
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения. Общий объем 104 стр., в том числе 12 таблиц и 10 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, цель и предмет исследования, объект исследования, задачи исследования, структура работы, методология и методика исследования, и практическая значимость.
В первой главе раскрыто понятие и содержание вертикальной интеграции, проведен анализ практического опыта функционирования ВИНК, проанализирован понятийный аппарат теории стратегического менеджмента и сформулировано определение «стратегического управления», а также выявлены особенности стратегического управления ВИНК.
Во второй главе дана общая характеристика исследуемой нефтяной компании, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и сделаны выводы о ее финансовом положении, проведен анализ организационной структуры управления и выявлены основные проблемы ее функционирования, проведен анализ существующей практики стратегического управления в компании, выявлены положительные и отрицательные факторы влияющие на принятие решений по управлению стратегическим развитием компании, а также указаны отраслевые риски.
В третьей главе на основе проведенного анализа нефтяной компании сформулированы стратегические цели и способы их реализации, предложены изменения в организационной структуре необходимые для достижения поставленных целей, а также разработаны принципы управления стратегическим развитием компании. Дано экономическое обоснование целесообразности применения одного из методов увеличения добычи нефти.
В заключении сделаны основные выводы и предложения по теме исследования.
Заключение
Вертикально интегрированные компании новая форма корпоративной организации предпринимательской деятельности в отечественных отраслях промышленности. В нефтяной отрасли такую форму интеграции имеют компании, в которые входят предприятия, составляющие последовательность стадий основного технологического процесса: разведка и добыча нефти транспортировка переработка нефтехимия маркетинг сбыт нефтепродуктов и нефтехимической продукции.
Вертикальная интеграция нефтяных компаний обусловлена такими предпосылками, как:
стремление к контролю над рынками сбыта конечной продукции;
необходимость создания четкой и эффективной системы организации производства и сбыта продукции;
достижение экономии издержек, концентрация капитала и производства;
обеспечение контролируемых источников обеспечения необходимым сырьем;
международный характер нефтяного бизнеса и его тесная связь мировой и национальной политикой.
Интеграция компаний нефтяной промышленности имеет следующие виды: предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, предприятия нефтепереработки и маркетинга, предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов, интеграция в области НИОКР. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на эффективность деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний, относятся механизмы принятия организационно-управленческих решений и проведение мероприятий по их реализации. Центральное место среди этих механизмов занимает стратегическое планирование детальный всесторонний комплексный план, разрабатываемый с точки зрения перспективы всей корпорации, а не отдельных её предприятий. Стратегические планы корпорации разрабатываются таким образом, чтобы оставались целостными в течение длительного времени и одновременно были бы гибкими, чтобы при необходимости их можно было бы модифицировать или переориентировать.
Мировой опыт управления интегрированными нефтяными компаниями свидетельствует о большой роли государственного регулирования их деятельности, предусматривающего создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение стабильного развития нефтяной отрасли; защиту окружающей среды; регулирование нормы прибыли корпораций.
Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1) стратегическое управление нефтяными компаниями направлено на достижение долгосрочной конкурентоспособности предприятия, способствующий выполнению энергетической политики России на период 2020 г.;
2) стратегия нефтяной компании обеспечивает необходимый прирост запасов, высокопроизводительную добычу, переработку и сбыт сырья на основе новых технологий производственных процессов и эффективных методов решения стратегических задач;
3) стратегическое управление это деятельность, направленная на достижение целей организации в условиях динамичной, изменчивой, нестабильной внешней среды, путем проведения своевременных изменений как внутри организации в соответствии с требованиями окружения, так и во внешней среде с целью формирования конкурентных преимуществ, позволяющих эффективно функционировать организации в долгосрочной перспективе;
3) анализируемая нефтяная компания ОАО АНК «Башнефть» имеет стабильное финансовое положение, основные коэффициенты имеют положительное значение;
4) сформулированы основные стратегические цели, инициативы пути достижения поставленных целей и принципы стратегического управления;
5) для достижения поставленных стратегических целей необходимо создать единую маркетинговую структуру для повышения эффективности организации снабжения производства и сбыта продукции, устранение организационной разобщенности в коммерческой и маркетинговой деятельности, разработка и развитие интегрированного процесса управления снабжением и сбытом в межрегиональной интегрированной группе, повышение управляемости интегрированной структурой, координации деятельности, обмена информацией;
6) приведено экономическое обоснование эффективности применения гидроразрыва пласта для увеличения добычи нефти.
Управление стратегическим развитием вертикально-интегрированной нефтяной компании (на материалах ОАО АНК «Башнефть»)