Всероссийский урок в 7 классе. Мы - россияне!


Воспитательный час в 7 классе. КонспектВсероссийский урок в 7 классе. Мы - россияне! Автор: Климешина Галина Васильевна учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3 ", г. Астрахань

Данный урок проводился 1 сентября и вызвал интерес у школьников. Ребята смогли не только высказать свою точку зрения по заявленной теме, но и пополнить знания о видах публичных выступлений. Мы - россияне! Цел урока: показать, что объединяет всех россиян, чем гордятся и что ценят все россияне, назависимо от различных форм идентичности : семейно-родственной, этно-конфессиональной, локально-региональной;

Задачи : постепенное создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантность и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дисскуссии и умения отстаивать свою точку зрения, а также воспитание гражданственности и патриотизма.

Оборудование: Конституция РФ, герб и флаг РФ, иллюстрации к художественным произведениям ( Пушкин "Дубровский ", Лермонтов "Три пальмы ", Некрасов "Железная дорога ", портрет Л. Рошаля и т. д.)Ход урока
1. Приветствие учителя. Поздравление с началом учебного года, пожелание успехов.

2. Цель всероссийского урока "Мы - россияне! ".

Мы представители многонационального народа России, соединены общей судьбой, живём в мире и согласии на своей земле. Для сохранения мирных, добрососедских отношений было много сделано нашими предками. Нам предстоит сохранить исторически сложившуюся общность народов России. Для этого у всех людей должны быть равные гражданские права и свободы, которые утверждены в Конституции - основном законе РФ.

В ней заключены основные права и свободы граждан. Современная конституция была принята в 1993 году при президенте Б. Н.Ельцине. В декабре этого года исполняется 20 лет со дня принятия российской конституции.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о единстве всех россиян, как о главном конституционном праве каждого гражданина.

Я предлагаю вам выбрать форму дискуссии, как наиболее приемлемую для обсуждения. (Работа ведётся в группах, затем выдвигается на обсуждение перед всеми одним активным членом группы)

Правила ведения дискуссии.

1. Высказывание должно быть кратким, но убедительным.

2. В каждом выступлении могут быть приведены 1-2 доказательства или примера.

3. Противники терпеливо выслушивают мнение выступающего, не перебивая его.

3. Дискуссия " Что объединяет всех россиян? "

Вопросы.

1. Кто такие россияне и что их объединяет?

2. Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России» ?

3. Что такое гражданский мир и согласие?

4. Какие права и свободы имеются у граждан России? (Право частной собственности, потом право частной собственности на землю, свобода труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, избирательное право и т. д.)

5. Что означает выражение " принять судьбу соотечественника как свою личную "? Известны ли вам такие люди? А. Д. Сахаров - академик, физик, правозащитник. 6. Что такое национальные ценности? (Качества, присущие всему народу: скромность, коллективизм, стремление к равенству, терпеливость, толерантность и т. д.) 7. Назовите людей, делами которых гордится Россия. ( Рассказ о Л. Рошале - детском враче… портрет Рошаля.(Слайд 1)

Л. Рошаль

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными сзахватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы кризиса главной задачей было - вывести из-под удара детей. Трагические события показали России её настоящих героев. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. «Я вообще ничего не боюсь»,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда пришлось оперировать раненного в кисть боевика.

«Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право об этом говорить. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских». – «Как чеченских?» - «Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Позвоните по телефону, спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас».)

4. Сопоставление моральных заповедей и конституционных норм ( по известным учащимся литературным произведениям)

Какие нормы поведения нарушают герои данных произведений? А. С.Пушкин "Дубровский " ( Троекуров, отбирающий имение у Дубровского) мошенничество.(Слайд 2)

Лермонтов " Три пальмы " ( Путники, срубившие пальмы) экологическое преступление.(Слайд 3)

Некрасов "Железная дорога " ( Генерал, рассказывающей Ване о строителях железной дороги) ложь и лицемерие.(слайд 4)

Астафьев "Конь с розовой гривой " ( Герои, обманувший бабушку) трусость – прощение.(Слайд 5)

Распутин "Уроки французского " ( Отношение Владика и Чики к герою и его игра в "пристенок " с учительницей) подлость, предательство, зависть - доброта, поддержка.(Слайд 6)

5. Итоги и выводы.

Многие неблаговидные поступки людей осуждаются не только моралью, но и правом. Нарушая нравственную норму, человек нередко преступает закон. За это следует жёсткое наказание. А значит, у каждого из нас должны быть собственные моральные права и запреты в соответствии с законом - Конституцией России.

Надо стремиться к тому, чтобы твоя гражданская позиция не противоречила другим людям, а укрепляла добрые отношения между ними и приводила к единению. Тогда каждый, каким бы отличным от других человеком он бы не был, может сказать : "Я настоящий россиянин, гражданин своей великой страны! "

6. Рефлексия.

Какие чувства у вас вызвала тема сегодняшнего урока?