Конспект урока по истории Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс


Смоленских Елена Васильевна, Курганская область, Каргапольский район, с. Журавлево, МКОУ «Журавлевская СОШ», учитель истории, 5 класс

Предмет: История Древнего мира

Тема. Вторая война Рима с Карфагеном

Тип урока: Освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном

Задачи:

Предметные: сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море;

Личностные: способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена;

Метапредметные: формировать умение выявлять причинно-следственные связи

Оборудование: диски «История древнего мира.»5 класс, издательство «Просвещение»,схемы, Карта «Рост Римского государства в 3 в. до н. э.- 2 век до н. э.»

Ход урока

1. Организационный момент

- Тема сегодняшнего урока «Вторая война Рима с Карфагеном». Мы выясним причины, характер войны, познакомимся с главными персонажами тех событий. А также закрепим знания о Римской республике: выборы консулов, роль Сената, армия римлян.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Завоевание Римом Италии»

- В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н. э.)

- Кто такие патриции и плебеи?

- Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)

- Составим схему «Выборы консулов в Риме» и определим их роль.

- Какую роль играл Сенат? ( ведал казной, разрабатывал план ведения войны, вел переговоры с другими государствами)

- Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)

istorija_rima_s_illyustracijami/p47.php

index/vneshnij_vid_rimskogo_legionera/0-62

Задание: Государство выше родства - об этом помнили все. С ужасом и восхищением рассказывали, как Брут старший, изгнавший из Рима царей и ставший первым консулом, открыл заговор в пользу изгнанного царя, а среди участников заговора были собственные сыновья Брута. Заговорщиков засекли до смерти розгами, а мертвые тела обезглавили. Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута.

- За что казнил своих сыновей? Римляне с детства слышали это предание. Какие качества должны были воспитать в юношах эти ?

-Самое ценное - уметь выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Слепо повиноваться - считалось доблестью. Эти предания призваны были воспитывать не только мужество и верность долгу, но и жестокость. Римляне проявляли жестокость по отношению своих сограждан.»

Решение задачи:

Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, та как плебеи пылали ненавистью к патрициям, главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги»

- Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?

- Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?

3. Изучение новой темы

- После завоевания территории Италии у римлян остался только один соперник в борьбе за господство на западной части Средиземного моря. – город Карфаген. Найдем на карте.

- Расположен на севере Африки. Карфаген основан некогда финикийцами. Римляне называли жителей Пунами (выставить табличку на доску).

Поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических (табличка).

- По ходу моего рассказа Заполняем табличку.

Год

Битва

Основные моменты

Итог

- Первая война произошла в 264 году до н. э. Причина: господство над Сицилией. Она шла долго – за это время римляне освоили корабельное дело (диск «История древнего мира» урок «Вторая война Рима с Карфагеном»)

hudojestvennaya_entsiklopediya/page/rostralnaya_kolonna.3065

Сообщение ученика:

«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах.

Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»

Итог: Сицилия в руках Рима, Карфаген выплачивает огромные деньги.

Физминутка

- Карфаген в тяжелом положении отдал о. Сардиния и о. Корсика. Карфагенский полководец Гамилькар Барка мечтал отомстить Риму за поражение. Он пошел войной на Испанию (карта), которая богата золотом и другими полезными ископаемыми. Гамилькар собирает большую армию, но выступить не успевает, погибает в сражении с местными племенами. Вскоре во главе войска встает его сын – Ганнибал. article. xml? book=bse&title=%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%BB%20%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0

Сообщение ученика:

«Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.»

- Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов. В детстве отец заставил дать клятву «быть врагом Рима». Ганнибал вознамерился отомстить Риму сполна.

- Зимой в 218 году до н. э. пересекает Альпы. Откройте учебники стр.217. Посмотрите, отчего воины Ганнибала могли прийти в ужас? (Учащиеся зачитывают с. 217)

- От чего? (горы, покрытые ледниками, снег, 15 суток вверх, по узким скользким тропинкам вниз, вьючные животные падали)

- Оказавшись в долине реки По, объявил галлам, что он против них не воюет. Галлы ненавидели римлян, дали продовольствие, лошадей и вступили в войско Ганнибала.

Сенат римский был в шоке. Приказал консулам остановить Ганнибала. Однако Ганнибал разгромил консульские войска.

Дорога на Рим открыта. Но город хорошо укреплен. Ганнибал двинулся на юг страны, чтобы поднять на борьбу народы.

Просмотр ролика ( Диск «История древнего мира»)

(Более подробно учащиеся читают на странице о битве при каннах 218-219.) Самостоятельная работа

- Весь Рим оплакивал погибших, 70 тыс.

- Война становится затяжной. Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план. Римская армия захватила Испанию, высадилась в Африке, недалеко от Карфагена. Ганнибал вынужден покинуть Италию. Рассмотрим битву при Заме в 202 году до н. э.

- Битва проиграна. Карфаген лишился владений за пределами Африки., обязался выплатить большую сумму денег, военный флот, боевых слонов. Рим – хозяин в Средиземноморье.

4. Закрепление.

- Обратимся к составленным таблицам.

- Выполним тесты.

1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье?

а) Египет

б) Индия

В) Мидия

г) Карфаген

2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах?

а) в 201 г. до н. э.

б) в 216 г. до н. э.

в) в 218 г. до н. э.

г) в 202 г. до н. э.

3. Чем закончилась война Рима с Карфагеном?

А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии;

Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;

В) Рим стал хозяином во всем Средиземноморье.

4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что:

а) Карфагеняне называли римлян пунами;

б) Войско римлян возглавил полководец из рода пунов;

в) Римляне и карфагеняне называли жителей Сицилии пунами;

г) Римляне называли карфагенян пунами.

Взаимопроверка

5. Рефлексия

- Подведем итоги. Оценки на уроке …

- Начните ответы со слов …»Я сегодня узнал на уроке ….»

- Дом. задание :параграф 47. Дополнительное задание – составить синквейн к слову Ганнибал.

Литература:

1. Арасланова О. А., Соловьев К. А. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО 2007.

2. Вигасин А. А., Годер Г. И. История древнего мира. М.: Просвещение 2015.

3. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1984

Интернет-ресурсы:

1. Интернет библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа:

2. Мир и история [Электронный ресурс] Режим доступа:

3. Муз Лит [Электронный ресурс] Режим доступа:

4. Яндекс. Словари [Электронный ресурс] Режим доступа: