Распределение грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспортание грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспорта.

ФГБОУ ВПО «БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА»

Кафедра автомобильного

транспорта и сервиса автомобиля

Реферат на тему:

«Распределение грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспорта».

по дисциплине развития и современного состояния автомобилизации

Выполнил студент I курса

специальности ТТПб-11, №190701

Камалов Т.В

Принял доцент кафедры АТ и СА,

Т.М. Чечёткина________

Калининград, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Введение к работе

  1. Пассажиро и грузооборот железных дорог в России
  2. Пассажиро и грузооборот авиатранспорта в России
  3. Пассажиро и грузооборот автомобильного транспорта в России
  4. Пассажиро и грузооборот морского транспорта в России
  5. Грузооборот трубопроводного транспорта в России


АННОТАЦИЯ

Данный реферат посвящен теме: «Распределение грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспорта». Реферат состоит из 16 страниц, 9 таблиц и 6 графиков.

Ключевые слова: ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ, ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ, МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ.

Целью работы является рассмотрение и анализ распределения грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспорта.

ВВЕДЕНИЕ

Структурно планета Земля состоит из множества континентов, на каждом из которых существует множество стран и государств. В каждом из этих государств насчитывается большое количество жителей. Но наше общество – явление социальное, и люди не ограничиваются рамками одного единственного государства. Они путешествуют, посещают другие страны в целях отдыха, развлечения, работы и многого другого. И людям надо каким то способом добираться до этих стран, ведь пешком время путешествия представляется очень большим числом.

Так получилось, что практически любая страна не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми ресурсами и товарами. Какое то количество она конечно производит, но полный объем ни одна страна обеспечить на данный момент не в состоянии. Поэтому, возникает такое явление как торговля. Транспорт же в торговле является одной из главных составляющих, ведь с использованием транспорта эффективность, а в некоторых случаях и возможность объективно возрастают в разы.

Технический прогресс не стоит на месте. Благодаря ему, мы получили такие средства передвижения и перевозки грузов как автомобили, авиационный транспорт, морской и трубопроводный, железнодорожный. А в нынешнее время технический прогресс набрал уже достаточно сильные обороты. Как следствие – все виды транспорта совершенствуются, повышая свою эффективность.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно подвести следующий итог: проблема распределения грузоперевозок в наше время, да и в принципе в любое время, была и остается актуальной. Каждый год наблюдается тенденция в смене долей перевозок в общей транспортной системе стран у различных видов транспорта.

В своей работе я рассмотрю распределение грузовых и автомобильных перевозок между различными видами транспорта на примере России.

1. ПАССАЖИРО И ГРУЗООБОРОТ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ

Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозках грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно больших объёмов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в широтном направлении (основном направлении грузопотоков в России) было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории существования они удерживали первенство по общему объёму грузооборота среди других видов транспорта. Только на рубеже XXI, в силу ряда обстоятельств, трубопроводный транспорт оттеснил железнодорожный на втрое место, однако остальные конкуренты ещё долго не смогут сравниться с остальными магистралями по объему выполненной работы на рынке грузовых перевозок.

Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнении одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.

Потребность населения в перевозках связанна как с производственной деятельностью (поездки к месту работы, командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, экскурсии).

Рынок транспортных услуг представлен внутригородскими, пригородными, междугородными и международными видами пассажирских перевозок.

Ниже на графике представлен грузооборот и погрузка железнодорожного транспорта за период 1990-2012 годов:

Статистические данные по грузообороту за 2006-2012 годы представлены также в следующей таблице:

Таблица №1.1:

Доля железнодорожного транспорта в совокупном пассажирообороте РФ составляет около 40 % (в 2007 г. – 37,4 %, в 2008 г. – 39,1 %, в 2009 - 37,2%, в 2010 - 32,7 %)

Таблица №1.2:

2. ПАССАЖИРО И ГРУЗООБОРОТ АВИАТРАНСПОРТА В РОССИИ

Воздушный транспорт в нашей стране выполняет различные функции. Однако его основная задача — пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов.

Использование авиации не ограничивается транспортными целями: она широко применяется в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве, монтажных, геологоразведочных и поисковых работах, в метеорологии и т.п.

В районах, где нет железных дорог, прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока, в труднодоступных горных районах авиация нередко служит единственным транспортным средством.

К основным технико-экономическим особенностям воздушного транспорта относятся: большая скорость перевозки пассажиров и грузов, высокая мобильность и автономность в полете, возможность значительно сокращать путь следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта, организация сквозных беспосадочных сообщений. Воздушный транспорт непрерывно технически совершенствуется. В эксплуатацию введены пассажирские и скоростные самолеты большой грузоподъемности с газотурбинными и турбореактивными двигателями.

В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как пассажирского средства сообщения предопределено высокой себестоимостью перевозок. Воздушным транспортом перевозятся только грузы, быстрая доставка которых имеет большое народнохозяйственное значение, причем основная их часть — пассажирскими самолетами, меньшая — грузовыми.

В таблице №3 представлена информация по перевозкам пассажиров гражданской авиацией России в период с 2010 по 2014 год.

Таблица №2.1: «Перевозки пассажиров гражданской авиацией России в период с
2010 по 2014»

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Перевозки в странах СНГ, млн.ч

3,573

4,902

6,579

7,799

5,339

Внутренние перевозки, млн.ч

29,218

32,737

35,405

39,232

35,444

Местные перевозки,млн.ч

1,456

1,603

1,726

1,805

1,297

Общее количество, млн.ч

56,95

64,121

74,032

84,564

72,914

Исходя из данных таблицы можно заметить, что общая динамика перевозок достаточно медленна, а в 2014 году вовсе пошла на спад. Этот факт очень хорошо наблюдается на представленной ниже диаграмме:

Рисунок 2.1: «Перевозки пассажиров гражданской авиацией России в период с
2010 по 2014»

Если же представленные выше данные министерства транспорта РФ измеряются в млн.ч, то представленные ниже данные по грузоперевозкам измеряются в тыс.т, что подтверждает тот факт, что авиационный транспорт по большей части сейчас продуктивно используется лишь для пассажирских перевозок.

Таблица №2.2: «Перевозки грузов гражданской авиацией России в период с
2010 по 2014»

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Перевозки в странах СНГ, тыс.т

17,3

16,2

19,7

20,2

13,4

Внутренние перевозки, тыс.т

263,4

296,7

314,6

316,8

213,5

Местные перевозки,тыс.т

18,6

26,4

20,1

24,9

16,5

Общее количество, тыс.т

926,4

981,4

988,3

1001,4

743,2

Как можно заметить, динамика роста здесь схожа с динамикой роста пассажирских перевозок:

Рисунок 2.1: «Перевозки грузов гражданской авиацией России в период с
2010 по 2014»

3. ПАССАЖИРО И ГРУЗООБОРОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Самым массовым видом транспорта для пассажирских и грузовых перевозок на данный момент является автомобильный. Это обуславливается следующими достоинствами автомобильного транспорта:

  1. Доступность – в сравнении с остальными видами транспорта, автомобильный транспорт очень дешевый.
  2. Доставка от «двери до двери» - каждый континент Земли обладает дорогами или легко проходимой местностью. Их общая протяженность очень велика, что позволяет автомобилям почти беспрепятственно передвигаться по континентам.

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления. 

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок - почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть - около 93,2% - приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 6%, а междугородных - лишь 0,7%. Международные же-0,1%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках. 

Таблица №3.1: «Распределение пассажирских перевозок между рейсами разной направленности на автомобильном транспорте в периоде с 2010 по 2014»

2010

2011

2012

2013

2014

Междугороднее сообщение, тыс.ч

812,1

705,6

695

642,6

632,8

Пригородное сообщение, тыс.ч

7391,3

6473,7

5901,9

5508

5424

Внутригородское сообщение,тыс.ч

7003

7520

74480,6

85557,6

84253

Международное сообщение, тыс.ч

0

0

5

91,8

90,4

Рисунок №3.1: «Распределение пассажирских перевозок между рейсами разной направленности на автомобильном транспорте в периоде с 2010 по 2014»

А вот так выглядят показателя по грузоперевозкам за тот же период на автомобильном транспорте:

Таблица № 3.2: «Грузоперевозки и грузооборот грузового транспорта»

2010

2011

2012

2013

2014

Перевезенно грузов, млн.т

44,5

44,2

52,6

90,7

104,6

Грузооборот, млн.т-км

1074,4

1066

1245,8

1389,4

1500,4

Рисунок №3.2: «Грузоперевозки и грузооборот грузового транспорта»

Исходя из данных таблиц и диаграмм, можно заключить, что хотя пассажирский транспорт и сохраняет лидирующие позиции в пассажирообороте страны, но до лидирующих позиций автомобильный транспорт дойдет еще не скоро. В основном это обусловлено невозможностью проложить дороги «везде где только можно» и высокими затратами на перевозку.

4.ПАССАЖИРО И ГРУЗООБОРОТ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются объём перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах), выполняемые тем или иным видом транспорта. Наиболее обобщающим из этих двух натуральных показателей является грузооборот, учитывающий не только объём перевезённых грузов, но и дальность их перевозок. На грузооборот всех видов транспорта большое влияние оказывают размещение производительных сил, освоение природных богатств в новых районах, развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства и товарооборота в стране.

В общем грузообороте России доля морского транспорта имеет тенденцию к снижению. В 2011 г. по сравнению с 1980 г. она снизилась в 8 раз, с 12,1 до 1,5 %, при этом доля трубопроводного транспорта увеличилась с 24,6 до 49,2 %. На фоне роста внешней торговли и резкого спада морских перевозок наблюдается вполне положительная динамика объемов перевалки грузов в морских портах России. За период с 1980 по 2011 г. этот показатель увеличился в 4,7 раза, со 115 до 536 млн. т. 

Наибольшая доля в объёме перевозок (две трети) и грузообороте морского транспорта (более 90%) приходится на международные сообщения. В 1994г. общий объём международных морских перевозок России составил 50 млн. т, из которых 40млн. т перевезено на российских судах. Импорт составил 30% общего объёма перевозок, а экспорт 70%. 

Пассажирский транспорт имеет большое социальное значение, поскольку удовлетворяет одну из важнейших человеческих потребностей - потребность в перемещении. Выполняемые пассажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры исходя из своих соображений по-разному оценивают его достоинства и недостатки. На рынке пассажирских перевозок более сильная конкуренция между видами транспорта, чем при грузовых перевозках.

Если в предыдущие годы объём пассажирских перевозок в нашей стране постоянно возрастал, то в последнее десятилетие в связи с экономическим кризисом и ухудшением материального положения населения он упал на всех видах транспорта. Произошли определённые изменения и в распределении объёмов перевозок пассажиров и пассажирооборота между видами транспорта.

На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится относительно очень небольшая доля (менее 1%). Суда морского флота в большей мере используются для туристических, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскурсий. Речные суда, в частности на подводных крыльях, широко используются для перевозок пассажиров на внутренних водных магистралях в Поволжском, Северо - Западном и других районах страны. Хотя в последнее десятилетие объём перевозок пассажиров водным транспортом упал наиболее резко (в 3-4 раза), можно надеяться, что в перспективе при наличии водных судоходных магистралей большой протяжённости утраченные позиции по перевозкам пассажиров этими комфортабельными видами транспорта будут восстановлены.

Таблица №4: «Динамиков объемов перевозок пассажиров по бассейнам, тыс.ч»

2008

2009

2010

2011

2012

Северо-Западный

167,9

145,7

353,0

179,0

53,4

Южный

290,6

239,3

179,2

187,7

177,5

Дальневосточный

945,8

1 085,9

1 206,9

1 006,6

844,0

Итого

1 404,3

1 470,9

1 739,2

1 373,4

1074,9

Рисунок №4:

  1. ГРУЗООБОРОТ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Крупнейшими в сфере Российского трубопроводного транспорта являются нефте и газопроводы. В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 %.

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн. тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 %.

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км. По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила 250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.

  1. Нефтепроводы

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти.

Важнейшие нефтепроводы:

  • Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн. тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
  • Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
  • Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
  • Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
  • Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
  • Туймазы — Омск — Новосибирск;
  • Туймазы — Уфа;
  • Калтасы — Языково — Салават;
  • Шкапово — Салават;
  • Сургут — Полоцк;
  • Александровское — Анжеро-Судженск;
  • Красноярск — Ангарск;
  • Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн. тонн в год);
  • Восточный нефтепровод;
  • Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн. тонн в год);
  • Баку — Новороссийск;
  • Узень — Атырау — Самара.

Таблица № 5.

1913

1928

1940

1950

1960

1980

1990

1995

2000

2005

2010[35]

2011[36]

Эксплуатационная длина тыс. км

СССР

-

1,6

4,1

5,4

17,3

69,7

86

-

-

-

-

-

Россия

1,1

0,7

1,7

3,6

15

54

68

64

63

65

65

71

Объём перекачки млн. т

СССР

-

1,1

7,9

15,3

130

627

611

-

-

-

-

-

Россия

0,4

0,4

5

12

123

576

558

309

318

482

524

576

Грузооборот млрд. т*км

СССР

-

0,7

3,8

4,9

51,2

1220

1310

-

-

-

-

-

Россия

0,3

0,1

1,5

3,4

49

1090

1240

668

745

1156

1123

1120

  1. Газопроводы

Важнейшие газопроводы:

  • Саратов – Москва
  • Уренгой – Помары – Ужгород
  • Ямал – Европа
  • Голубой поток
  • Дзуарикау – Цхинвал
  • Джубга – Лазаревское – Сочи
  • Северный поток

Таблица №6

1990

1995

2000

2005

2010

2011[36]

Эксплуатационная длина тыс. км

144

148

152

160

168

171

Объём перекачки млн. т

543

474

511

565

537

555

Грузооборот млрд. м3*км

1335

1231

1171

1317

1259

130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплуатационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте

В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в ЕТС, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется, прежде всего, наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо - и пассажирообороте. Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа. Автомобильный транспорт не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный вид транспорта. Однако его значение в ЕТС России трудно переоценить. Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту.

Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • https://ru.wikipedia.org
  • http://www.tr-index.ru/analytics/
  • Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок 
  • Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки
  • Транспортная статистика. Лебедев Е. П.
  • Распределительная логистика. Д.Д. Костоглодов, Л.М. Харисова

PAGE \* MERGEFORMAT1

Распределение грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспортание грузовых и пассажирских перевозок между различными видами транспорта.