Источники коммерческой информации в ВЭД
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФБГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики и менеджмента
Доклад
по курсу «Организация и регулирование ВЭД»
на тему: «Источники коммерческой информации в ВЭД»
Выполнил: студент группы 401,
направления «Экономика»,
профиль «Мировая экономика»
Гусейнов А.А.
Преподаватель:
Егорова Е.М.
Краснодар 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Теоретические основы коммерческой информации 4
1.1 Понятие коммерческой информации.. 4
1.2 Виды коммерческой информации.. 5
1.3 Ценность коммерческой информации 6
2. Источники коммерческой информации на территории РФ... 9
3. Источники коммерческой информации за рубежом... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ВВЕДЕНИЕ
Поиск необходимой информации о рынках, ценах, клиентах, товарах важный этап внешнеторговых операций. Но сбор ее и анализ весьма кропотливое дело. Коммерческая информация, как и научно-техническая, и социальная, включает в себя множество накопленных знаний и понятий.
Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также о стандартах качества, научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей. Деловое общение и умение вести переговоры имеет собственные признаки, виды, формы, характеристику для построения которых непременно нужно знать национальные и культурные традиции, этические принципы, уметь преодолевать коммуникативные барьеры, обладать умение располагать к себе людей, технологию.
В данной работе будут рассмотрены все варианты поиска коммерческой информации, ее теоретической составляющей, а также рассмотрим варианты поиска коммерческой информации за рубежом.
1. Теоретические основы делового общения.
1.1 Понятие коммерческой информации
Коммерческая информация представляет собой сведения об организации и направления ее деятельности, деловых партнеров, поставщиках и покупателях, финансовом положении и выпускаемой продукции (оказываемых услугах), заключенных договорах должностных лицах. Кроме того, к этому виду информации относятся деловые новости, другие сведения, предоставляемые специализированными новостными ресурсами.
Коммерческая информация или справочная информация о предприятиях и организациях, их продукции и услугах получает в Интернет в последние годы все более широкое распространение. Она, как правило охватывает предприятия, работающие в различных областях бизнеса, а также различные государственные и негосударственные организации, и включает адресные данные, сведения об области и направлениях деятельности предприятия, а также основных продуктах и услугах, данные о финансовом состоянии ( в том числе в виде полных отчетов компаний), связях, сделках, контрактах и государственных заказах, а, иногда, и коммерческие предложения.
Место хранения информации, необходимой предприятию, учреждению, организации, накапливающие и распространяющие информацию, государственные органы, торговые палаты, научно-исследовательские институты, учебные институты, библиотеки, бюро, ассоциации и союзы, банки, биржи, кредит-бюро, консультационные и информационные фирмы и агентства, дипломатические и торговые представительства, представительства фирм, выставки, ярмарки, вычислительные центры.
Источниками хранения и распространения информации являются доклады, информационные записки, книги, пресса, рекламные издания, справочники, каталоги, терминалы компьютерных сетей, радио, телевидение, информационные отчеты фирм и наглядная реклама.
При этом не следует считать, что коммерческая информация состоит исключительно общедоступных сведений о предприятии: адресах, руководителях, видах деятельности, производственных активах. Ее фактическое содержание гораздо обширнее, поскольку в нее включается налоговая отчетность, информация о кредитах и займах, движение денежных средств по счетам предприятия, партнерах и потребителях товаров, услуг компании, план дальнейшей коммерческой деятельности и многое другое.
Вне зависимости от содержания данного вида информации оно имеет определенное значение для самой организации, ее руководителей и должностных лиц. Ее разглашение может привести к самым различным негативным последствиям для организации, которые выражаются в возможности нанесения ей прямого или косвенного экономического ущерба.
1.2 Виды коммерческой информации.
Для оптимизации распространение коммерческой информации и контроля над указанным распространением выделяют ее следующим виды:
1. Информация открытого пользования (адрес, телефон, виды деятельности).
2. Информация для уполномоченных государственных органов (налоговая служба, полиция).
3. Закрытая информация, доступ который имеет только непосредственное руководство фирмы, некоторые ее сотрудники.
Доступ к информации, которая отнесена к второму и третьему видам, является ограниченным в соответствии с действующим законодательством. Необходимым условием законодательной защиты информации является ее фиксации на определенном носителе. При этом внутри этого массива коммерческой информации выделяется специальный блок сведений, составляющих коммерческую тайну.
1.3. Ценность коммерческой информации
Коммерческая информация или справочная информация о предприятиях и организациях, их продукции и услугах получает в Интернет в последние годы все более широкое распространение. Она, как правило охватывает предприятия, работающие в различных областях бизнеса, а также различные государственные и негосударственные организации, и включает адресные данные, сведения об области и направлениях деятельности предприятия, а также основных продуктах и услугах, данные о финансовом состоянии ( в том числе в виде полных отчетов компаний), связях, сделках, контрактах и государственных заказах, а, иногда, и коммерческие предложения.
Коммерческая информация помогает ответить на два вопроса: как планировать получение денег и как их получать. Ее предметом могут быть все свойственные данному предприятию особенности, детали коммерческой деятельности, деловые связи, места закупки сырья и товаров, сведения о поставщиках, о предполагаемых прибылях, методиках установления цен. Обладание подобной информацией позволяет фирмам более успешно конкурировать друг с другом.
Коммерческой информацией могут быть признаны по договоренности сторон сведения экономического, методического, технического характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной деятельности правообладателя. Например, по технологии приготовления фирменных блюд или иной продукции, по ведению учета и отчетности, управлению сбытом, системе организации обслуживания и т.п. Имеется в виду конфиденциальная информация, признаваемая коммерческой тайной в соответствии со ст. 139 ГК, т.е. обладающая потенциальной коммерческой ценностью.
При защите коммерческой информации, как правило, используются любые существующие средства и системы защиты данных от несанкционированного доступа, однако в каждом случае следует реально оценивать важность защищаемой информации и ущерб, который может нанести ее утрата.
При использовании коммерческой информации следует иметь в виду, что даже коммерческие службы обычно не берут на себя ответственность за предоставленную информацию, хотя и готовы отвечать за ее качество с точки зрения обеспечения полноты и точности поиска. В Интернет с ее свободой и, к сожалению, безответственностью, данные проблемы выступают еще более остро. Впрочем, такой подход применяется практически на всех секторах информационного рынка. Даже в договорах на обслуживание западные информационные службы всегда фиксируют отсутствие какой-либо ответственности за последствия использования информации из их справочников или баз данных. В Интернет во многих случаях речь вообще не идет о заключении каких-либо договоров. С другой стороны, такой подход вполне оправдан, так как обычно информационные службы создают свои базы данных с использованием заимствованных источников, и их усилия по верификации информации не могут гарантировать от ошибок.
Особую ценность представляет научная и коммерческая информация. На различных международных уровнях формируются специальные банки данных, которые намного сокращают поиск необходимой информации для научных и производственных целей.
При излишнем засекречивании коммерческой информации рост расходов на эти цели не адекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений. Целесообразно охранять как коммерческую тайну только ту часть информации предприятия, которая обеспечивает возможность расширять рынок сбыта продукции, существенно улучшать ее качество, заключать особо выгодные сделки с партнерами.
Спрос на защиту коммерческой информации постоянно растет. Современный предприниматель должен быть осведомлен о том, что в деловом мире сложились традиционные приемы и методы получения информации о конкуренте.
В системах обработки коммерческой информации количество машинного времени, затрачиваемого на сортировку и упорядочение списков, оценивается величиной, лежащей в диапазоне от 10 до 30 % суммарного времени работы ЭВМ. В этой главе раскрывается природа сортировки и описываются способы ее применения. Здесь же рассматривается и бинарный поиск, который является эффективным средством нахождения определенной записи в упорядоченном списке.
Наиболее субъективным свойством коммерческой информации является ее ценность. По сути информация - это товар, который является в настоящее время самым дорогим, если он нужен пользователю и поступает вовремя. Кто из предпринимателей не желал бы знать, чем выгодно торговать, и что было бы эффективно производить сегодня и в будущем, какова самая низкая цена, по которой можно купить конкретный товар и где именно, или самую высокую цену и покупателя, которому свой товар можно продать по этой цене. Стоит ли подчеркивать, что без исчерпывающей информации о партнере или действующем законодательстве не стоит подписывать ни одного контракта. Без информации об экономической конъюнктуре и перспективах ее изменения невозможно прогнозировать бизнес, готовить хозяйственные решения и планировать конкретные сделки.
2. Источники коммерческой информации на территории РФ
В Российской Федерации необходимую информацию могут предоставить следующие организации.
1. Торгово-промышленная палата РФ ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. Ее члены многие российские организации и предприятия, участвующие во внешнеэкономических связях, а члены-корреспонденты зарубежные организации.
В состав ТПП РФ входят Главное управление по координации, Договорно-правовое управление, Управление подготовки внешних связей и международных организаций. Валютно-финансовое управление, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Управление капитального строительства и материально-технического снабжения, Информационно-аналитическое управление, Центр исследований и общественных связей, Управление аккредитации и протокольной службы.
В связи с возникновением и перспективным развитием в стране многообразия форм собственности при ТПП РФ образованы комитеты: по содействию развитию фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других форм агробизнеса; по вопросам малых и средних предприятий; по работе с финансовыми организациями и инвестиционной деятельности; по инновационной политике и инвестициям; по содействию биржевой деятельности; по содействию конверсии; по содействию приватизации.
В состав ТПП РФ входят также семь внешнеэкономических организаций:
"Союзпатент" (патентование за границей отечественных изобретений);
"Внешэкономсервис" (консультационные услуги экономического характера, содействие в поиске партнеров, переводческие, рекламные, информационные услуги, обучение специалистов, проведение симпозиумов, конференций, семинаров, создание за границей смешанных обществ);
"Союзрегион" (изыскание новых экспортных ресурсов);
"Союзэкспертиза" (проверка качества экспортных и импортных товаров в России и за границей, экспертиза на соответствие российских товаров требованиям внешнего рынка);
"Северс" (прежнее название "Внешторгреклама") рекламный центр;
"Совинцентр" (обеспечение условий для работы инофирм в России, представление их интересов в стране, предоставление им рекламных, информационных, транспортных, коммунальных, культурных, других услуг);
"Экспоцентр" (проведение выставок, оказание экспонентам рекламных, транспортных услуг).
Кроме того, при ТПП РФ созданы ассоциации делового сотрудничества с рядом стран, отраслевые и региональные ассоциации, ассоциации экспортеров, Ассоциация совместных предприятий.
2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции (прежде всего Внешэкономбанк, Внешторгбанк), в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков.
3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (ВНИКИ). Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и ценам. Пользование фондами библиотеки платное. Кабинет фирм ВНИКИ может за плату выдать необходимые справки, а также предоставить возможность воспользоваться фирменными справочниками и годовыми отчетами.
4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ; автоматизированная информационно-поисковая система "Фирмы" МВЭС РФ, международные компьютерные сети организаций, например, «Новости», внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.
5. Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности, которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.
6. Кооперативы, организации, союзы, ассоциации окажут помощь в поиске зарубежного партнера либо предоставят адреса и телефонные номера зарубежных организаций, способствующих международному бизнесу.
7. Общественные организации, международные объединения.
3. Источники коммерческой информации за рубежом.
За рубежом необходимую информацию предоставят:
1. Кредит-бюро. Опытные консультанты за один день могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет о ее деятельности. Они предоставляют и конфиденциальную информацию, поступающую не столько от обработки огромных информационных массивов, сколько от агентов в других компаниях, банках, государственных органах. Крупнейшие кредит-бюро: США "Дан энд Брэдстрит", Австрия "Кредитшутцфербанд", Великобритания "Дэйтастрим", Италия "Космос", Франция ДАФСА.
С середины 80-х годов 85% рынка фирменной информации контролировали практически две компании американская "Дан энд Брэдстрит" (через две свои дочерние фирмы) и австрийская "Кредитшутцфербанд".
"Дан энд Брэдстрит" крупнейшая компания на рынке фирменной информации. Она имеет дочерние фирмы более чем в 30 странах всех континентов, ее общий персонал более 57 тыс. чел., оборот 1,8 млрд. долл. Компания предоставляет широкий ассортимент экономико-информационных услуг, в числе которых выдача кратких и более подробных справок по фирмам (на различных носителях), составление тематических подборок по фирмам, в том числе по отдельным отраслям, составление и публикация фирменных страновых и региональных справочников, общее число наименований которых превышает 50. В США компания имеет 90 центров по сбору информации о фирмах. Ее банки данных хранят информацию по 8 млн. американских фирм, которая предоставляется почти 80 тыс. пользователей, включая крупнейшие концерны страны. С начала 80-х годов компания активизировала проникновение на рынок фирменной информации стран Западной Европы. Так, она приобрела крупную информационную компанию ФРГ "Шиммельпфенг" с сетью ее дочерних фирм и отделений во многих странах этого региона, а также ведущую фирму по предоставлению деловой информации Великобритании "Дэйтастрим", ведущее кредитно-справочное бюро Италии "Космос" и т.д.
Примером другой многопрофильной информационной компании может служить французская ДАФСА, которая выпускает фирменные справочники и предоставляет информацию о фирмах в любой форме от телефонных ответов до магнитных носителей, а также составляет тематические обзоры.
Система взаимоотношений с заказчиками информации у кредит-бюро строится не на разовом запросе, а на абонементном обслуживании. Так, вы не можете заказать только одну справку об интересующей вас фирме, необходимо подписаться на абонемент для стандартных справок, при желании можно получить дополнение к справке на дополнительный абонемент. По годовой подписке могут предоставляться ежемесячные списки фирм, специальные обзоры, научно-информационные обзоры по рынкам и фирмам-производителям. Очень ценно, что кредит-бюро оказывает помощь в выборе контрагента и дает сведения по вашим контрагентам.
2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети.
3. Банки. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей), но и всего рынка, с которыми имеет дело банк. Банк может выдавать на своих клиентов краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.
4. Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.
5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в торговых судах, у нотариусов и т.д.). Они же могут выдавать выписки из реестра и регистрационных книг.
6. Союзы предпринимателей.
7. Организации содействия развитию производства и экспорта.
8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что коммерческая информация очень важная составляющая внешнеэкономической деятельности. Во всем мире работает принцип, что нельзя успешно вести конкурентную борьбу не владея коммерческой информации об организации конкурента. В России и за рубежом источники хранения информации в целом отличаются друг от друга. В 21 веке информация является своеобразным ресурсом, а ее источник это места хранения и форма хранения.
В первой главе настоящей работы были рассмотрены теоретические понятия коммерческой информации, виды, а также ее ценность на сегодняшний день.
Во второй главе были рассмотрены источники предоставляющие коммерческую информации на территории РФ.
В третьей главе работы были рассмотрены источники информации за рубежом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А. И. Дралин, С. Г. Михнева. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. 2006 г.
2. И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. Внешнеэкономические связи. Учебное пособие. 1998 г.
3. Ф.В. Ярочкин. Коммерческая информация фирмы. 1997 г.
4. О. П. Тимошенко. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. 2002г.
5. Ковалева И.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. 2006 г.
6. Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. 2011 г.
7. Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова. Маркетинг-статистика. 2008 г.
8. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов. Внешнеэкономическая деятельность. 2008 г.
9. Прокушев Е.Ф.: учебник. 2011 г.
10. Л.А. Воловик. Учебное пособие. 1998 г.
11. С.В. Рязанцева. Основы внешнеэкономической деятельности. 2013 г.
Источники коммерческой информации в ВЭД