Практическая работа Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением


Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С. И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:

      Тематика хранящейся в них информации;

      Форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

      Доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

      Принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

      Источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

      Назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

      Форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

      Вид носителя

      Информации – бумажный, электронный.

Под Образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:

      Субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);

      Субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

      Субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

      Субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:

      Учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

      Учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

      Научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

      Дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

      Системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),

      Электронные полнотекстовые библиотеки;

      Электронные периодические издания сферы образования;

      Электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

Электронные архивы выпусков.

Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:

1) достоверной, но необъективной информации;

2) объективной, но недостоверной информации;

3) полной, достоверной, но бесполезной информации;

4) неактуальной информации;

5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.


Тип Интернет-ресурса























Вид Интернет-ресурса

Примеры Интернет-ресурсов

Учебные материалы

1.1. Учебник, учебное пособие

1.2. Электронный учебный курс

1.3. Текст лекций

1.4. Лабораторный практикум

1.5. Задачник

1.6. Тест, контрольные вопросы

Справочные материалы

3.1.Энциклопедия

3.2. Словарь

3.3.Справочник

3.4. База данных

3.5. Геоинформационная/картографическая система


Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое WWW?

2) Кто разработчик первого компьютера?

3) Когда отмечают Всемирный день информации?

4) Кто такой К. Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.

5) Дата первых Олимпийских игр.

6) Микенская культура

7) Когда была Троянская война?

Задание 4.

Запишите ответы на вопросы:

1)Что такое информационные ресурсы?

2)Что такое образовательные информационные ресурсы?

3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?

Задание 5.

Работа с тестовой программой MY TEST