Экономическая сущность функционирования «инновационного лифта» на примере Республики Адыгея
Эльбиева Л.Х.
студентка 5 курса экономического фак-та АГУ
научный руководитель к.э.н., доц. Кумпилова Б.А.
Экономическая сущность функционирования «инновационного лифта» на примере Республики Адыгея
Республика Адыгея одной из первых среди всех субъектов Федерации разработала проект целевой программы по развитию инновационной деятельности. Рассчитана она на три года, а планируемые объемы финансирования составят 122,5 миллиона рублей.
Стадии развития инновационной компании, в среднем продолжающиеся от 5 до 10 лет, включают следующие этапы1:
- «посевная» стадия (имеется идея или проект, проводятся НИОКР и маркетинговые исследования);
- «старт-ап» (опытные образцы, попытки организовать производство и вывести продукцию на рынок);
- «ранний рост» (выпуск и коммерческая реализация готовой продукции, отсутствие устойчивой прибыли);
- «расширение» (компания занимает определенные позиции на рынке, требуется дополнительное производство, расширение капитала);
- «выход» (продажа доли инвестора другому стратегическому инвестору).
Классическая система функционирования подобного рода деятельности, по мнению властей, должна осуществляться по принципу "инновационного лифта".
Продвижение по «инновационному лифту» должны обеспечивать специальные институты поддержки инновационного бизнеса на разных стадиях. К ним относятся организации образовательной системы, организации, осуществляющие правовую поддержку, информационное обеспечение, организации, составляющие инвестиционную и организационную инфраструктуры.
К организациям, выполняющим научные исследования и разработки в республике на данный момент, относятся:
- высшие учебные заведения: Адыгейский государственный университет и Майкопский государственный технологический университет; филиалы ВУЗов других регионов;
- научные учреждения: Адыгейский центр научно-технической информации; Майкопская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова; Майкопское отделение филиала Кавказского государственного биосферного заповедника; Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства; ГУ РА Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева, Адыгейский филиал Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур Российской академии сельскохозяйственных наук.
Таблица 1.
№ |
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
Численность выпускников аспирантуры в 2012 году, человек |
118 |
107 |
129 |
2 |
Из общего выпуска защитили диссертацию, человек, человек |
28 |
57 |
60 |
3 |
Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки в регионе на данный момент, ед. |
6 |
8 |
8 |
4 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (на конец года, человек) |
330 |
357 |
н/д |
5 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки (объем научно-технических работ), млн. рублей |
59,7 |
151,6 |
175 |
Господдержка инноваций в Республике Адыгея предусмотрена в двух долгосрочных программах:
1. «Обеспечение инвестиционной привлекательности экономики Республики Адыгея» на 2012 - 2016 годы» (Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 4 июля 2011 г. N 127): раздел 3 мероприятий программы: повышение инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий (субсидирование части затрат на внедрение инновационной продукции, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на патентование и сертификацию продукции)
В 2012 году мероприятия не финансировались.
В 2013 году предусмотрено выделение 0,7 млн. руб.
2. «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2012 - 2014 годы» (Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 октября 2011 г. N 206):
Таблица 2.
Содействие развитию модернизации производства и инновационному предпринимательству:
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
Объем поддержки, млн.руб. |
Кол-во, получивших поддержку |
Объем поддержки, млн.руб. |
Кол-во, получивших поддержку |
Объем поддержки, млн.руб. |
Кол-во, получивших поддержку |
|
Предоставление субсидий действующим инновационным предприятиям на компенсацию понесенных затрат |
4 |
2 субъекта предпр-ва |
26 |
15 субъектов предпр-ва |
6 |
3 субъекта предпр-ва |
Предоставление грантов на реализацию молодежных инновационных идей и проектов |
0,9 |
6 человек |
0,9 |
6 человек |
0,65 |
5 человек |
Объемы финансирования из федерального бюджета |
8 |
х |
16 |
х |
5 |
х |
Объемы финансирования из республиканского бюджета |
2 |
х |
4 |
х |
6 |
х |
Таблица 3.
Инновации в реальном секторе экономики.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
1 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб./ в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
1062,9/9 |
930,1/6,4 |
н/д |
2 |
Общий объем средств, затраченных на технологические инновации в 2012 году, млн. руб. |
152,6 |
88,8 |
290 |
3 |
Число созданных инновационных технологий в 2012 году, ед. |
- |
- |
- |
4 |
Число использованных инновационных технологий в 2012 году, ед. |
120 |
128 |
135 |
5 |
Выдано патентов на изобретения, ед. |
7 |
4 |
7 |
6 |
Выдано патентов на полезные модели, ед. |
2 |
1 |
|
7 |
Коэффициент изобретательской активности (количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10000 человек населения)* |
0,15 |
0,18 |
н/д |
8 |
Инновационная активность организаций, % (удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе обследованных организаций)** |
10 |
9,7 |
н/д |
* для сравнения в Краснодарском крае за 2011 год этот показатель составил 1,38
** по промышленным видам деятельности C, D, E, крупные и средние организации.
Число крупных и средних организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения составило 4 единицы; число крупных и средних организаций, осуществлявших инновационную деятельность составило 7, малых - 11. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгрузки крупными и средними предприятиями и организациями составил 6,4%, малыми предприятиями менее 1%.
Согласно опросу, проведенному в январе-апреле 2012 года среди предприятий промышленности Республики Адыгея, количество предприятий, занимающихся НИОКР, составило семь: пищевая промышленность - 3, машиностроение 2, обработка древесины 1, целлюлозно-бумажное производство - 1. Пять предприятий заказывают НИОКР у сторонних организаций, четыре имеют собственные подразделения, занимающиеся НИОКР (машиностроительные предприятия, пищевое, целлюлозно-бумажное).
Кроме перечисленных предприятий, одно малое предприятие пищевой промышленности собирается в ближайшие три года заказать НИОКР у сторонних организаций, предприятие химического производства собирается в ближайшие три года создать подразделение, которое будет заниматься НИОКР.
Целями этой программы станут формирование региональной системы опережающего развития в республике и создание предпосылок для перевода местной экономики на инновационные рельсы. Среди главных задач - поддержка перспективных проектов в сфере передовых технологий еще на стадиях венчурного, портфельного и стратегического инвестирования. Предпосылки для работы уже созданы: в 2007 году парламент Адыгеи принял региональный закон "Об инновационной деятельности", а год спустя кабинет министров региона уточнил порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
Базовым итогом реализации программы при формировании "инновационного лифта" станет создание отлаженной системы реализации интеллектуальных возможностей в республике. Другими словами, любая бизнес-идея, имеющая коммерческую перспективу, будет быстро найдена инвестором, профинансирована и востребована в реальном секторе экономики. Таким образом, к инновационной инфраструктуре в республике можно отнести:
- АУ РА «Республиканский бизнес-инкубатор», одной из задач которого является управление реализацией инновационных проектов на всех стадиях жизненного цикла и их дальнейшего эффективного функционирования;
- АУ РА «Агентство развития малого предпринимательства», который осуществляет поддержку инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, патентов, лицензий, «ноу-хау».
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея поддержало инициативу Федеральной службы по интеллектуальной собственности по созданию сети Центров поддержки технологий и инноваций (далее - ЦПТИ) в Республике Адыгея, учитывая, что ЦПТИ могут стать одним из важнейших инструментов информационного и кадрового обеспечения инновационного развития субъектов Российской Федерации. Целью ЦПТИ является упрощение доступа к техническим знаниям и повышение эффективности использования патентной информации в региональных и областных центрах научно-технической информации. Порядок создания ЦПТИ предполагает первоначально подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральной службой по интеллектуальной собственности и Республикой Адыгея. Для практической реализации условий Соглашения о сотрудничестве в дальнейшем должен быть подписан договор о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС) и уполномоченной организацией для взаимодействия. В качестве такой организации может выступить один из ведущих ВУЗов республики или Торгово-промышленная палата Республики Адыгея.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея оказывает правовую и информационную поддержку инновационной деятельности. На сайте Министерства размещена правовая база, касающаяся инновационной деятельности в Российской Федерации и Республике Адыгея. До сведения заинтересованных предприятий, организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления доводится информация об изменениях в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Адыгея, касающихся инновационной деятельности, о наличии федеральных целевых программ, долгосрочных целевых программ, предусматривающих поддержку инновационной деятельности.
Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея разрабатывается проект постановления Кабинета Министров Республики Адыгея «О единой информационной базе данных инновационных разработок Республики Адыгея». Цель создания базы - обмен информацией, на которой посевные инвесторы могут узнать о перспективных инновационных проектах и разработках, мониторинг потребности промышленных предприятий в инновационных разработках, в наличии инновационных проектов в разных сферах деятельности, проблем реализации инновационных проектов. По итогам мониторинга будут актуализированы в случае необходимости мероприятия, касающиеся инновационного развития в действующих долгосрочных программах либо разработана отдельная программа инновационного развития в республике.
Согласно Стратегии инновационного развития России до 2020 года направление инновационного развития для Республики Адыгея состоит в перевооружении экономики на основе импортных технологий, а также на локальном стимулировании развития российских разработок (вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности). Региональная инновационная политика в базовых отраслях экономики предусматривает ускоренное освоение отечественных и зарубежных инноваций и передовых технологий. Для этого необходима разработка планов технологического и инновационного развития предприятий, предусматривающих разработку и внедрение новой продукции и технологий, соответствующих мировому уровню, в том числе на основе сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов в области управления инновационными технологиями.
Ввиду того, что в республике слабо развиты либо отсутствуют виды деятельности, которые в рамках всей страны рассматриваются как приоритетные, «прорывные» (производство авиакосмической техники, композитных материалов, разработка и применение нанотехнологий, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека и животных, программного обеспечения, а также атомная и водородная энергетика, отдельные направления рационального природопользования и экологии и др.), необходимо создать максимально благоприятные условия правовые, инфраструктурные, административные для привлечения инвестиций для создания новых производств, в том числе инновационных. Развитие собственных инноваций возможно путем использования потенциала малого предпринимательства, для чего также необходимо создание благоприятных условия ведения бизнеса и оказание материальной поддержки.
Перевод экономики республики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования всех видов экономической деятельности. Важным условием является также обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона, то есть тесное взаимодействие научно-технической и производственной деятельности. В свою очередь образование должно обеспечивать потребности экономики в соответствующих специалистах.
Каждый талантливый человек, имеющий способность и желание создавать новации, всегда будет иметь возможность реализовать свой потенциал благодаря функционированию региональной инновационной системы. В свою очередь, реализация инновационных бизнес-идей в производственной сфере позволит повысить занятость населения республики и увеличить налоговые поступления.
Адыгея становится все более привлекательным регионом для инвесторов. Стабильная социально-политическая обстановка и благоприятные климатические условия, по мнению экспертов, могут вывести республику в число передовых регионов России.
Список использованной литературы
- http://www.rg.ru/2011/06/16/adygeya.html
- http://i-business.ru/blogs/21401
- http://polit.ru/news/2011/10/27/jump_rusnanoteh_lift/
- http://www.csr-nw.ru
- http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_940EFCD1-2706-4232-825E-35D1BFA7CAD5.html
1 Сергей Поялков, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Экономическая сущность функционирования «инновационного лифта» на примере Республики Адыгея