Сущность, роль и методологические основы менеджмента

PAGE \* MERGEFORMAT1

Министерство образования и науки Украины

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.КУЗНЕЦА

Кафедра менеджмента

Реферат

на тему: «Сущность, роль и методологические основы менеджмента»

Выполнила: Проверил:

Студентка 2ого курса кандидат экономических наук,

группы 6.03.35.13.02 преподаватель кафедры

Баранова Т.К. менеджмента

Бутенко Д.С.

Харьков, 2014

Содержание

  1. Сущность управления и менеджмента
  2. Менеджмент как система научных знаний. Менеджмент как искусство
  3. Менеджеры и предприниматели – общие черты и отличия
  4. Уровни управления и группы менеджеров
  5. Список литературы

  1. Сущность управления и менеджмента

Для того чтобы понять сущность управления, нужно дать определение организации. Итак, организация – это социальное образование (группа людей) с определёнными ограничениями, которое функционирует на относительно постоянной основе и сознательно координирует свою деятельность для достижения общей цели.

Управленческая деятельность предусматривает исполнение определённых функций. Каждая функция направлена на решение специфичных и сложных проблем, которые предстают перед организацией в её деятельности. По этому признаку выделяют общие и частичные (отдельные) функции. К общим, принадлежат функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координирования (регулирования). Общие функции определяют только вид управленческой деятельности независимо от места его возникновения. Они свойственны управлению любой организации.

Взаимосвязь общих функций управления и их взаимодействие в процессе осуществления управленческого цикла может быть проиллюстрирована в виде схемы (рис.1).

Отдельными функциями менеджмента определяются виды деятельности, которые обусловленные горизонтальным распределением управленческого труда в организации и отображают их специфичные особенности. К таким функциям относят управление инновациями, производством, финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом и др.

Распределение функций на общие и конкретные является условным, поскольку в действительности они не отделены, а тесно связаны, взаимно

Рис. 1 Общие функции управления

проникающие и дополняющие друг друга. При этом общие функции имеются в каждой конкретной функции.

Из выше сказанного следует, что управленческий процесс – это комплекс взаимосвязанных операций, которые исполняются в определённой последовательности и направлены на решение конкретных проблем и достижение поставленных целей. Центр её деятельности насчитывает три элемента процесса управления: проблема, её решение и люди, которые берут участие в процессе на всех его этапах.

Управление – это наиболее общее понятие. Оно распространяется на большое количество объектов, явлений и процессов, например технические системы, государственные системы, общественные системы, хозяйственные системы.

Понятие «менеджмент» является достаточно общим и трактуется по разному. В нём сведены воедино очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Зачастую это понятие используется в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, и характеризует деятельность предприятия; как организационное, которое характеризирует субъектов, которые в свою очередь принимают решения и их роль в деятельности предприятия.

Понятие менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Достаточно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству или управлению предприятием. Менеджмент, управление – это практически игра в дефиниции(определения).Эти слова на само деле далеко не синонимы. Управление распространяется на большое количество объектов, явлений и процессов, а менеджмент – это понятие, которое относится непосредственно к процессам управления предприятия.

Дать полное и короткое определения этому понятию очень сложно, проще отметить его характерные черты, из которых состоит феномен менеджмента.

Менеджмент – это рациональный способ управления деловыми организациями; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации.

Подходы, которые зачастую используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно подать в виде такой модели (рис.2).

Рис.2. Подходы к определению менеджмента

Существуют также основные функциональные менеджменты:

– стратегический;

– маркетинговый;

– финансовый;

– кадровый;

– инновационный;

– информационный;

– экологический;

– операционный.

  1. Менеджмент как система научных знаний. Менеджмент как искусство

Менеджмент – это самостоятельная отрасль знаний, которая требует вдумчивого освоения. Это отдельная дисциплина, а точнее междисциплинарная отрасль, которую правильнее назвать "управленческим мнением", сочетающую в себе науку, опыт, "ноу-хау", которые приумножены управленческим искусством. На управленческое мнение влияют достижения многих наук, и эволюция управления как раз и заключается в использовании этих достижений для решения главной проблемы - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, которые производят продукцию и используют самые разнообразные ресурсы.

Под научными основами управления понимают систему научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Потом была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересованности работников в повышении производительности труда и росте объёма производства.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это теория научного управления, теория административного управления, теория управления с позиций психологии и человеческих отношений, теория управления с позиции науки о поведении.

Концепция научного управления получила развитие в США, её основоположником был Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Благодаря разработке этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, которые используются в науке и технике, могут эффективно использоваться в практической деятельности организации для достижения намеченных целей.

Концепция административного управления была направлена на разработку решения общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, которые имеют определённую иерархию. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать её целей.

Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы при помощи других людей". Исследования, проведённые психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономичные силы, а различные потребности, которые не могут удовлетвориться деньгами.

Концепция управления с позиций науки о поведении – это современная теория. Её основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Отсюда – исследования различных аспектов социального взаимодействия: мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства. Основная цель этой концепции – это попытка помочь рабочему создать собственные возможности на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Много проблем и спорных вопросов менеджмента можно решить рациональным, логическим, объективным и систематическим способами. Пусть менеджеры пытаются насколько это возможно быть учёными, но они часто должны решать проблемы на основании интуиции, опыта, интеллекта и личной проницательности. Полагаясь на концептуальные, межличностные и коммуникативные навыки, менеджер вынужден выбрать между разными вариантами действий, который имеют одинаково привлекательный вид. Поэтому менеджеры должны соединять элементы интуиции и личную проницательность с подтверждёнными данными и объективными фактами.

Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определённая категория людей – именно менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент – это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства.

Наука управления ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем воплощается в элементах материального производства.

  1. Менеджеры и предприниматели – общие черты и отличия

Предприниматель и менеджер – это близкие понятия, но всё же не синонимы.

Менеджер – это руководитель, наделённый исполнительной властью, который разрабатывает и реализует решение относящиеся к вопросам управления; всегда нанятый работник.

Предприниматель – это человек, который вкладывает свои деньги в организацию собственного дела.

И  предприниматель, и менеджер должны обладать  в первую очередь лидерскими  качествами, целеустремлённостью, нацеленностью на  результат, способностью  стратегически мыслить и быстро  принимать решения, адаптироваться  под  меняющую  ситуацию и мотивировать коллектив  на качественную эффективную работу.

При том, что характеристики  и цели этих работников  схожи, существенных отличий  гораздо больше.

Основателем и руководителем компании всегда  является  предприниматель. Именно он  задумывает и реализовывает коммерческий  проект,  цель которого – получение  дохода.

Предпринимать  может заниматься  управлением  своей компании самостоятельно, а может пригласить для  этой  цели  специально  обученного  человека – менеджера,  наняв  его на  работу  с  заключением  договора.

Предприниматель:

– на юридической основе является собственником бизнеса;

– владеет всеми доходами компании;

– управляет делом в полном объёме;

– не обязан принимать непосредственное участие в работе:

– может не иметь специального образования;

– имеет функцию направляющего, ведущего за собой.

Менеджер:

– имеет статус наёмного работника;

– работает за заработную плату, которая может представлять собой как и фиксированную сумму, так и процент от полученной прибыли;

– может управлять общим объёмом дел, либо только некоторой частью;

– является ключевым звеном эффективной работы;

– обязан иметь высшее образование.

Анализируя вышесказанное можно отметить, что общие черты менеджера и руководителя – это высокие требования к профессиональной компетентности (имеется в виду, что личность каждого предпринимателя и менеджера в частности складывается с трёх компонентов таких, как эмоциональный, когнитивный и мысленный), психологический качества как личности, личностный потенциал.

Отличий на самом деле намного больше, начиная с того, что менеджер это всегда наёмный работник, а предприниматель – нет. Они несут разный характер ответственности.

Предпринимателя и менеджера сопоставляют с бизнесменом.

Бизнесмен – это человек, который вкладывает капитал, который находится в обороте и приносит прибыль.

  1. Уровни управления и группы менеджеров

Управленческий процесс – это комплекс взаимосвязанных операций, которые исполняются в определённой последовательности и направлены на решение конкретных проблем и достижение поставленных целей. Существуют формы разделения управленческого труда.

Одна из форм носит горизонтальных характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Такая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходиться затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, не достигнем уровня руководителя, который управляет работой неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развёртывание разделения труда в результате образует уровни управления (иерархичные) (рис.3).

Чем выше уровень менеджера, тем большей мерой в его деятельности имеются функции стратегического планирования, а чем ниже – тем больше управленческие функции касаются непосредственно исполнения работы (рис.4).

В частности, руководители высшего звена определяют общие направления деятельности предприятия, принимают ключевые решения по поводу текущих дел, разрабатывают стратегии, формируют политику организации. Это уровень ещё так же называют институциональным , а группу менеджеров «топ-менеджеры».

Руководители среднего звена разрабатывают планы для решения общих заданий, поставленных высшим руководством, вносят предложения по улучшению работы возглавляемого ними подразделения и организации в целом, координируют работу руководителей низового звена. В их работе преобладает решение тактичных заданий. Этот уровень ещё так же называют управленческим, а группу – «мидл-менеджеры».

Руководители низового звена (менеджеры- контролёры) отвечают за исполнение производственных заданий, за непосредственное использование выделенных ресурсов, контролируют работу исполнителей, реализуют планы, разработанные на высших уровнях управления. Они решают обычно оперативные задания. Этот уровень так же называют техническим , а группу – «ловер-менеджеры».

Рис.3 Уровни управления

Рис.4 Функции уровней менеджмента

  1. Список литературы
  2. Менеджмент організацій за загальною редакцією Л.І. Федулової
  3. Основы менеджмента Шегда А.В.
  4. Основы менеджмента Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
  5. Менеджмент организаций Киржнер Л.А., Киенко Л.П., Лепейко Т.И., Тимонин А.М.
  6. Менеджмент – навчальний посібник, Пилипенко, Отенко
  7. Основи менеджменту Андрушків Б.М., Кузьмін О.Є.
  8. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координація децентрализованной компании) Виссема Х.

Сущность, роль и методологические основы менеджмента