Конспект урока по технологии Выполнение макета полотняного переплетения 5 класс
КГУ «Общеобразовательная школа №12 г. Шахтинска»
Учитель технологии и изоискусства 1 категории Султангареева Л. М.
Технология, 5 класс ГОСО 2012, Материаловедение
Занятие № 10 Дата: ________ Длительность: 1 час
Раздел: Знакомство с тканями. Технология обработки ткани.
Тема: Выполнение макета полотняного переплетения (Практика)
Цель:
создать условия для формирования знаний учениц об основах текстильного материаловедения;
Задачи:
Содействовать формированию знаний о строении ткани - переплетениях нитей, а так же закреплению знаний о текстильных волокнах, их классификации; свойствах натуральных волокон растительного происхождения;
способствовать формированию практических навыков выполнения макета полотняного переплетения;
способствовать развитию внимания учащихся, умения анализировать и систематизировать информацию; а так же выработке навыков культуры труда;
содействовать воспитанию интереса к учебному предмету, культуры поведения (норм трудовой этики) в учебной мастерской.
Тип урока: комбинированный – урок повторения пройденного материала, приобретения новых знаний, получение практических навыков и закрепление изученного материала на практической работе.
Наглядность и оборудование:
- Наглядные пособия: учебные коллекции ««Текстильные волокна», «Хлопок», «Лён», образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (с кромками);
- макет Ткацкого станка; макет создания ткани;
- образцы ткацких переплетений;
- Книги по теме: «Материаловедение»: «Как рубашка в поле выросла»;
- инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения »;
- компьютер;
- слайдовая презентация (Презентация Power Point) «Ткацкие переплетения».
- схема полотняного переплетения и переплетения нитей.
Содержание темы:
- профессии прядильщика и ткача.
- процесс создания ткани;
- основные термины: «Материаловедение», «ткань», « текстильные волокна», «натуральные волокна растительного происхождения»; «нити основы и утка»; «лицевая, изнаночная стороны ткани»;
- направления нитей основы и утка;
- полотняное переплетение ткани.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
А) приветствие;
Б) выявление отсутствующих учащихся;
В) организация внимания учащихся; проверка готовности к занятию.
Обратить внимание на доску, на которой размещена «Выставка тканей».
Вводная часть занятия.
Сообщение темы занятия. Постановка учебных целей занятия.
« Материаловедение» |
|
- Для чего мы его изучаем? |
Для того, чтобы изготовить качественное швейное изделие, мастер должен знать свойства материалов, из которого будет шить. |
-Сегодня вы повторите то, что изучили на прошлом уроке и выполните макет ткани сами (правда, из бумаги). |
Повторение. Актуализация знаний учащихся. Беседа.
Для пошива одежды и белья в быту применяют ткань. |
|
- Что такое ткань? - Как создается ткань? - Из чего состоит ткань? |
Это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей. |
Что такое хлопчатник? |
однолетнее растение древовидной формы |
Что такое плоды хлопчатника? |
коробочки, которые содержат многочисленные семена, покрытые длинными волосками. |
Что такое волокна хлопка? |
Сплющенные извитые трубочки |
Что такое гигроскопичность? |
Способность волокон поглощать влагу из окружающей среды |
Где применяют хлопок? |
В производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток |
Что такое лен? |
Однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия |
Подведение итогов. Анализ уровня знаний учениц.
III. Основная часть занятия
Вводный инструктаж
Рассказ учителя «Материаловедение. Переплетение нитей» (с использованием учебных таблиц и материалов слайдовой презентации Power Point).
Подготовка к выполнению практической работы.
А) работа с учебным материалом (инструкционные карты «Выполнение макета полотняного переплетения»)
Б) закрепление этапов работы;
В) повторение правил безопасной работы ножницами;
Г) демонстрация учителем образца и приемов выполнения учебного задания.
Практическая работа учащихся «Выполнение макета полотняного переплетения »:
Деятельность учителя:
- целевой обход рабочих мест по выявлению ОРМ и соблюдению ТБ при работе с ножницами;
- текущий инструктаж по технологии выполнения учебного задания;
- Анализ выполнения учебного задания.
Заключительная часть занятия.
Подведение итогов занятия.
Закрепление. Упражнение: «Продолжите предложение»
Ткань. |
|
Для получения ткани сырьём служат … |
Волокна. |
Ткань составляют нити … |
Утка и основы |
Крепкая, сильно крученая нить |
Нить основы |
Виды переплетений |
Рефлексия: беседа.
- Удалось ли вам выполнить макет?
- Что будете переделывать дома? Почему?
- Что интересного вы узнали на занятии? Какие новые термины вы узнали сегодня?
- Как эти знания пригодятся вам в жизни?
Анализ участия учащихся в ходе урока. Выставление оценок за работу на уроке.
Выдача домашнего задания. Найти и принести кусочки различных тканей (поискать с мамой и бабушкой и выяснить их название и происхождение).