Конспект урока по географии Тундровая зона России 8 класс
Тема урока:
Тундровая зона России.
Предмет: География
Класс: 8
Цель: Знакомство с особенностями зоны тундры, расширение знаний учащихся о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны тундры, воспитание чувства любви к природе своей Родине.
Задачи:
Образовательная: сформировать представления о природной зоне тундры, хозяйственном использовании ресурсов зоны и проблемах нарушения целостности природного комплекса;
Развивающая:
Способствовать осознанию ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира,
продолжить формирование умения находить причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать, анализировать и синтезировать, высказывать суждения, формулировать собственное мнение, делать выводы, приходить к общему решению
Развивать культуры общения, навыка работать в группе, развивать навыки исследовательской работы
Воспитательная: Воспитывать чувство экологической ответственности, уважительного отношения к природному наследию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский
Техническое обеспечение урока: атлас, мультимедийное оборудование
Основополагающий вопрос урока.
Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс?
Этап урока Цель |
Время |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
|
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей и письменных принадлежностей |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Познавательный интерес |
||||
Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности |
- Прослушивание фрагмента песни Увезу тебя я в тундру , постановка целей урока учащимися по аналогии с предыдущим уроком, определение темы урока, постановка основополагающего вопроса урока учителем |
Урок проходит в сопровождении презентации. 1) Подводит учащихся к формулированию Темы после прослушивания отрывка из песни Увезу тебя я в тундру . На слайде 1 появляется тема урока.- Какова цель нашего урока? Что нам нужно для её достижения? Корректирует цель урока, (при затруднении)., ставит задачи. Рассказывает о происхождении названия зоны. (Слайд 2) - Название зоны произошло из Языка народа саами и означает “сопки” - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. – или от финского tunturi, которое означает плоский безлесный холм , а другое значение этого словабесплодная или враждебная территория . Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже. |
Слушают песню 1) Называют тему урока. Тундра Определяют цель и цель урока по аналогии с предыдущим уроком: Изучить особенности зоны тундры, как природного комплекса. Для этого необходимо изучить материал по плану характеристики зоны .3) Сдувают учителя. |
Запись в таблице в тетради |
|||
Изучение нового материала: Инструкционный Организация работы в группах. 2) Исследовательский Совершенствование навыка работы в группе, поиска и выбора нужной информации, Выявление причинно-следственных связей между компонентами природы 3) Отчётный |
15 |
Учащиеся делятся на 7 групп (картографы м геоморфологи, климатологи, гидрологи, почвоведы, ботаники, зоологи, этнографы, экологи. За отведённое время (7 минут) должны подготовить сообщение по своему вопросу для остальных групп. Изучение учащимися раздаточного материала, подготовка сообщений. Выступление групп с отчётами о проделанной работе. |
Устное сообщение учителя Исследовательский, частично поисковый Групповой, Объяснительно – иллюстративный |
- Каждая группа получила задания (Приложение 1), атласы и раздаточный материал (Приложение 4). За 7 минут вы должны провести исследование и подготовить сообщения по своим вопросам для других групп. (Слайд 6) 1) Учитель объясняет, как будет оцениваться работа учащихся: -Оценка группе будет выставлена по среднему баллу за выступление и тест, который будет выполняться группами в конце урока. Один учащийся от группы по вашему выбору сдаёт на проверку тетрадь с заполненной таблицей. Приступаем. Наблюдает за работой групп. Руководит отчётом групп, открывает на слайде карту физическую и природных зон России при отчёте первой группы. Корректирует и оценивает выступления (Приложение3. Оценочный лист). |
Слушают учителя Распределяют задания внутри группы, изучают карты атласа, раздаточный материал, готовят сообщение. Группы выступают по очереди, в соответствии с планом характеристики зоны. Группа картографов, ботаников и зоологов, иллюстрирует своё выступление слайдами, подготовленными как домашнее задание. Остальные слушают, заполняют таблицу |
Взаимное обучение в результате выступления групп по своим вопросам. Заполнение таблицы в тетрадях. Приобретение знаний по отдельныи вопросам темы Развитие монологической речи, Заполнение таблицы, выявление взаимосвя зей природных компонен - тов |
|
Закрепление Первичное осмысление материала, развитие аналитического мышления. |
- Выявление характерных черт тундры. - Сравнение тундры и арктической пустыни, выявление причин сходства и отличий. - Ответ на основополага ющий вопрос урока. - Выполнение теста Арктическая пустыня и тундра , самопроверка и самооценка. |
Репродуктивный, логическая задача, сравнение, поиск общего |
1) Обобщает, предлагает выделить Характерные черты зоны тундры (слайд 7). - Давайте назовём характерные черты тундры: Природные явления Климатические В органическом мире Корректирует, обобщает, открывает слайд. 2) Предлагает Сравнить 2 зоны: - Давайте выясним, чего больше – сходств или отлитий у зоны арктических пустынь и тундры и почему (Слайд 6 с планом для сравнения). 3) Предлагает Ответить на основополагающий вопрос: - Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс и почему? Если учащиеся затруднятся, то на слайде открываются опорные слова: уникальность природы, богатство ресурсами, влияние на природу человека. |
1) Предлагают ответы: Полярный день и полярная ночь, Снежный покров маломощный, но плотный, Сильные ветры, Короткое прохладное лето, суровая зима Множество озер и болот, многолетняя мерзлота Отсутствие деревьев и господство однолетников, мхов, лишайников, кустарничков Множество перелетных птиц летом 2) Сравнивают зоны по плану, выявляют сходства и отличия, называют причины. 3) Отвечают. - Тундра нуждается а охране, т. к. её природа уникальна, а человек в результате своей деятельности нарушает компоненты природы., который очень долго восстанавливаются в суровых условиях. |
|||
4) Слайд 8 Проверка знаний. Диктант (Приложение 2). - Давайте проверим, как вы усвоили материал. Каждая группа выполняет тест. Время работы 5 минут. |
4) Выполняют тест. Проводят самопроверку и самооценку, сообщают оценку учителю. |
||||||
Подведение итогов. Дать оценку работе групп |
Сообщает оценку каждой группе, собирает по 1конспекту от группы (на выбор самих учащихся) для проверки заполнения таблицы. |
Сдают по 1 тетради от группы на проверку по собственному выбору |
|||||
Рефлексия Самоанализ деятельности и её результатов |
Предлагаю группам совместно озвучить образ тундры, который вы сами создали сегодня на уроке. Слайд 11 1 группа – одно существительное 2 группа – 2 прилагательных 3 группа – 3 глагола 4 группа – фраза из 4 слов (отношение к теме) 5 группа - синоним слова (сути темы) 6 группа - что запомнилось больше всего 7 группа – что хотелось бы увидеть своими глазами Задаёт вопрос: - Для чего могут пригодиться полученные знания? - Вернёмся к цели и задачам урока? Достигли ли мы их выполнения? |
Учащиеся отвечают. Примерные ответы: Мох Белесая, холодная Выживают, приспосабливаются, развиваются. Холодный климат ранимая природа Суровая |
|||||
Домашнее задание |
Задаёт дифференцированное домашнее задание (Слайд 12): § 23 (с. 132-135) – читать. На оценку 9- подготовить Рассказ о зоне тундры. На оценку 10 – уметь Сравнивать зону арктических пустынь и тундру На оценку 11 – сделать Крооссворд на тему Зоны Севера). Не менее 15 слов с вопросами и ответами на отдельных листах формата А 4 |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Группа № 1
Географы и геоморфологи
По карте атласа и тексту раздаточного материала определите географическое положение зоны тундры:
В какой части страны расположена зона, в каких примерно широтах (показать на карте)
На каких полуостровах и островах
Как изменяется территория зоны с продвижением на восток
Внешний облик зоны
Сделайте предположение о возможном влиянии географического положения на природу этой территории
По физической карте атласа определите характер рельефа зоны тундры (Формы, высоты,) Какие горы или равнины (перечислить. и показать на карте)
Группа №; 2
Климатологи
Используя карты атласа, учебника (с.64 – 68) и раздаточный материал, составьте краткую характеристику климата зоны тундры по следующему плану:
В каком климатическом поясе находится зона
Температурный режим (t я, tи )
Годовое количество осадков, режим их выпадения, мощность снежного покрова
Испаряемость, характер увлажнения
Типы погод. Времена года
Другие особенности климата
Сделайте вывод о влиянии климата на природу зоны
Группа № 3
Гидрологи
Исследуйте физическую карту атласа и раздаточный материал и дайте краткую характеристику вод тундры
Виды внутренних вод в зоне, какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?(реки, озера, болота) назовите и покажите их на карте. Есть ли болота. Причины заболоченности
Многолетняя мерзлота, её влияние на другие компоненты природы.
Сделайте вывод о зависимости вод от географического положения, рельефа и климата
Группа № 4
Почвоведы
Используя почвенную карту атласа и раздаточный материал дайте краткую характеристику почвы
Тип почвы
Строение профиля
Сделайте вывод о влиянии природных компонентов на почвы зоны (рельефа, климата, растительного остатка)
Группа № 5
Ботаники
Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику тундры растительности тундры
Характерные черты растительности
Представители растительности (назвать растения)
Есть ли древесная растительность
Приспособленность растений к условиям обитания
Сделайте вывод о связи природных компонентов и их влиянии друг на друга
Группа № 6
Зоологи
Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику животного мира зоны
Типичные представители зоны (перечислить)
Приспособленность к условиям обитания
Сделайте вывод о факторах, оказывающих влияние на формирование фауны тундрысформировался животный мир зоны
Группа № 7
Этнографы
Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:
Коренные жители и их занятия, как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия
Какие крупные города возникли в пределах зоны
Какие природные богатства добываются
Группа № 8
Экологи
Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:
Какие экологические проблемы возникли в зоне, причина
Охрана природы тундры
Приложение 2
Диктант
Арктическая пустыня и тундра
Арктическая пустыня -
Тундра -
Расположена в основном на островах СЛО
Жизнь связана с морем – источником пищи
Увлажнение избыточно, много болот и озер
Встречается белый медведь
Много перелётных птиц
Средняя температура января -26-28С, а июня +5 - +12, осадков -200-250 мм в годС
Сильные ветры выдувают тепло в летний период
Грибы выше деревьев, мох – пища для оленей, в реках и озерах много рыбы, обилие ягодных кустарничков.
Значительные площади покрыты ледниками, на скалах
птичьи базары
Расположена в южной части субарктического климата
Ключ
Арктическая пустыня - 1, 2, 4 7, 9
Тундра - 3, 5, 6, 8, 10
Приложение 3
Оценочный лист
Название группы |
Оуенка за выступление |
Оценка за диктант |
Итоговая оценуа |
Географы и геоморфологи |
|
Климатологи |
|
Гидрологи |
|
Почвоведы |
|
Ботаники |
|
Зоологи |
|
Этнографы |
|
Экологи |
Приложение 4
Раздаточный материал
Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России.
Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств, сравнительно узкую в западных и более широкую в восточных районах (особенно на Таймыре и Чукотке). Тундрой покрыта также часть островов. На Камчатке тундры нет
Тундрой на территории России заняты арктические острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли и материковое побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке.
Преобладающий тип рельефа
Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами. Большая часть их еще недавно была покрыта водами морской бореальной трансгрессии. В тундрах Русской равнины, Западной и Средней Сибири наблюдаются Ледниковые моренные формы рельефа различной сохранности. Плоские низменности местами прерываются возвышенностями и даже невысокими горными хребтами. Хребет Бырранга на Таймыре поднимается до 1146 м над ур. м.
Облик Тундры Большую часть года здесь свирепствуют холода. Оголённая местность. Эти необъятные пространства постоянно продуваются ветрами. Снег тает лишь во время короткого арктического лета. Из-за вечной мерзлоты талые воды не исчезают. По этой причине, летом тундра превращается в необъятные болотистые пространства, связанные между собой ручьями и водными потоками. После схода последних снегов, тундра пышно цветет.
Климат
Климат Тундра отличается очень суровым климатом (климат Субарктический): холод, сильные ветры, вечная мерзлота. Зима продолжительная (5-6 месяцев) и холодная (до 50° С). Лето Также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С, в дельте Лены температура июля не превышает 5С, а зимой опускает ниже -42С. С приходом лета оживает вся растительность. В тундре бывает только два времени года - зима и лето. В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету и от лета к осени можно говорить лишь условно. За начало лета обычно принимают исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец — первые морозы и снегопады в конце августа. Лето В тундре короткое и холодное, но с длинным световым днем; заморозки случаются и летом.
Осадков в среднем за год выпадает лишь 200-300мм
Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Мощность снежного покрова достигает 30-70см. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году. Сильные ветры сдувают снег с возвышенных мест в низины, обнажая почву на большом протяжении. Частые метели перевевают снежный покров, от толщины которого в значительной мере зависит распределение растительности. Ветры в тундре имеют ясно выраженный муссонный характер и круглый год холодные: зимой они дуют с юга, с переохлажденного материка в сторону теплого океана, летом с севера, с холодного океана на теплый материк.
Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти до предела насыщен водяными парами. Во все месяцы года, по наблюдениям в 13 часов, относительная влажность воздуха выше 70%. Соседство с морями Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют Большую скорость ветра.
Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический – суровая зима, долгая и холодная, до -32С, в Якутии до -40С, в Оймяконе температура порой понижается до -68С. На восточной окраине России климат мягче, сказывается влияние Тихого океана. Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы, осадков в тундре выпадает мало. Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота. Толщина мерзлого слоя неодинакова. В Якутии, например, его толщина достигает несколько сотен метров. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф на 3-40см., глина на 125см., а песок более чем на 150 см. Лето короткое, температура на севере +4С, на юге +10С, осадков выпадает мало -200-300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения >1,5 из-за низкой испаряемости. Зимой тундра унылая и неприветливая.