Конспект урока по географии Тундровая зона России 8 класс


Тема урока:

Тундровая зона России.

Предмет: География

Класс: 8

Цель: Знакомство с особенностями зоны тундры, расширение знаний учащихся о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны тундры, воспитание чувства любви к природе своей Родине.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления о природной зоне тундры, хозяйственном использовании ресурсов зоны и проблемах нарушения целостности природного комплекса;

Развивающая:

Способствовать осознанию ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира,

продолжить формирование умения находить причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать, анализировать и синтезировать, высказывать суждения, формулировать собственное мнение, делать выводы, приходить к общему решению

Развивать культуры общения, навыка работать в группе, развивать навыки исследовательской работы

Воспитательная: Воспитывать чувство экологической ответственности, уважительного отношения к природному наследию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, исследовательский

Техническое обеспечение урока: атлас, мультимедийное оборудование

Основополагающий вопрос урока.

Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс?













Этап урока

Цель

Время

Содержание учебного материала

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: наличие тетрадей и письменных принадлежностей

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Познавательный интерес

Актуализация знаний.

Мотивация к учебной деятельности

- Прослушивание фрагмента песни

Увезу тебя я в тундру

, постановка целей урока учащимися по аналогии с предыдущим уроком, определение темы урока, постановка основополагающего вопроса урока учителем

Урок проходит в сопровождении презентации.

1) Подводит учащихся к формулированию

Темы после прослушивания отрывка из песни

Увезу тебя я в тундру

. На слайде 1 появляется тема урока.

- Какова цель нашего урока? Что нам нужно для её достижения?

Корректирует цель урока, (при затруднении)., ставит задачи.

Рассказывает о происхождении названия зоны. (Слайд 2)

- Название зоны произошло из Языка народа саами и означает “сопки” - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. – или от финского tunturi, которое означает

плоский безлесный холм

, а другое значение этого слова

бесплодная или враждебная территория

. Оправдывает ли это слово своё значение, мы узнаем позже.


Слушают песню

1) Называют тему урока.

Тундра

Определяют цель и цель урока по аналогии с предыдущим уроком:

Изучить особенности зоны тундры, как природного комплекса. Для этого необходимо изучить материал по плану характеристики зоны

.

3) Сдувают учителя.

Запись в таблице в тетради

Изучение нового материала:

Инструкционный

Организация работы в группах.

2) Исследовательский

Совершенствование навыка работы в группе, поиска и выбора нужной информации,

Выявление причинно-следственных связей между компонентами природы

3) Отчётный

15


Учащиеся делятся на 7 групп (картографы м геоморфологи, климатологи, гидрологи, почвоведы, ботаники, зоологи, этнографы, экологи. За отведённое время (7 минут) должны подготовить сообщение по своему вопросу для остальных групп.

Изучение учащимися раздаточного материала, подготовка сообщений.

Выступление групп с отчётами о проделанной работе.

Устное сообщение учителя

Исследовательский, частично поисковый

Групповой,

Объяснительно – иллюстративный


- Каждая группа получила задания (Приложение 1), атласы и раздаточный материал (Приложение 4). За 7 минут вы должны провести исследование и подготовить сообщения по своим вопросам для других групп. (Слайд 6)

1) Учитель объясняет, как будет оцениваться работа учащихся:

-Оценка группе будет выставлена по среднему баллу за выступление и тест, который будет выполняться группами в конце урока. Один учащийся от группы по вашему выбору сдаёт на проверку тетрадь с заполненной таблицей. Приступаем.

Наблюдает за работой групп.

Руководит отчётом групп, открывает на слайде карту физическую и природных зон России при отчёте первой группы. Корректирует и оценивает выступления (Приложение3. Оценочный лист).

Слушают учителя

Распределяют задания внутри группы, изучают карты атласа, раздаточный материал, готовят сообщение.

Группы выступают по очереди, в соответствии с планом характеристики зоны.

Группа картографов, ботаников и зоологов, иллюстрирует своё выступление слайдами, подготовленными как домашнее задание. Остальные слушают, заполняют таблицу


Взаимное обучение в результате выступления групп по своим вопросам. Заполнение таблицы в тетрадях.

Приобретение знаний по отдельныи вопросам темы

Развитие монологической речи,

Заполнение таблицы, выявление взаимосвя зей природных компонен - тов

Закрепление

Первичное осмысление материала, развитие аналитического мышления.

- Выявление характерных черт тундры.

- Сравнение тундры и арктической пустыни, выявление причин сходства и отличий.

- Ответ на основополага ющий вопрос урока.

- Выполнение теста

Арктическая пустыня и тундра

, самопроверка и самооценка.

Репродуктивный, логическая задача, сравнение, поиск общего

1) Обобщает, предлагает выделить Характерные черты зоны тундры (слайд 7).

- Давайте назовём характерные черты тундры:

Природные явления

Климатические

В органическом мире

Корректирует, обобщает, открывает слайд.

2) Предлагает Сравнить 2 зоны:

- Давайте выясним, чего больше – сходств или отлитий у зоны арктических пустынь и тундры и почему (Слайд 6 с планом для сравнения).

3) Предлагает Ответить на основополагающий вопрос:

- Нужно ли сохранять тундру как природный комплекс и почему?

Если учащиеся затруднятся, то на слайде открываются опорные слова: уникальность природы, богатство ресурсами, влияние на природу человека.

1) Предлагают ответы:

Полярный день и полярная ночь,

Снежный покров маломощный, но плотный,

Сильные ветры,

Короткое прохладное лето, суровая зима

Множество озер и болот, многолетняя мерзлота

Отсутствие деревьев и господство однолетников, мхов, лишайников, кустарничков

Множество перелетных птиц летом

2) Сравнивают зоны по плану, выявляют сходства и отличия, называют причины.

3) Отвечают.

- Тундра нуждается а охране, т. к. её природа уникальна, а человек в результате своей деятельности нарушает компоненты природы., который очень долго восстанавливаются в суровых условиях.


4) Слайд 8 Проверка знаний. Диктант (Приложение 2).

- Давайте проверим, как вы усвоили материал. Каждая группа выполняет тест. Время работы 5 минут.

4) Выполняют тест. Проводят самопроверку и самооценку, сообщают оценку учителю.


Подведение итогов.

Дать оценку работе групп

Сообщает оценку каждой группе, собирает по 1конспекту от группы (на выбор самих учащихся) для проверки заполнения таблицы.

Сдают по 1 тетради от группы на проверку по собственному выбору

Рефлексия

Самоанализ деятельности и её результатов

Предлагаю группам совместно озвучить образ тундры, который вы сами создали сегодня на уроке.

Слайд 11

1 группа – одно существительное

2 группа – 2 прилагательных

3 группа – 3 глагола

4 группа – фраза из 4 слов

(отношение к теме)

5 группа - синоним слова (сути темы)

6 группа - что запомнилось больше всего

7 группа – что хотелось бы увидеть

своими глазами

Задаёт вопрос:

- Для чего могут пригодиться полученные знания?

- Вернёмся к цели и задачам урока? Достигли ли мы их выполнения?

Учащиеся отвечают.

Примерные ответы:

Мох

Белесая, холодная

Выживают, приспосабливаются, развиваются.

Холодный климат ранимая природа

Суровая


Домашнее задание

Задаёт дифференцированное домашнее задание (Слайд 12): § 23 (с. 132-135) – читать. На оценку 9- подготовить Рассказ о зоне тундры. На оценку 10 – уметь Сравнивать зону арктических пустынь и тундру

На оценку 11 – сделать Крооссворд на тему

Зоны Севера). Не менее 15 слов с вопросами и ответами на отдельных листах формата А 4


Записывают домашнее задание


Приложение 1

Группа № 1

Географы и геоморфологи

По карте атласа и тексту раздаточного материала определите географическое положение зоны тундры:

В какой части страны расположена зона, в каких примерно широтах (показать на карте)

На каких полуостровах и островах

Как изменяется территория зоны с продвижением на восток

Внешний облик зоны

Сделайте предположение о возможном влиянии географического положения на природу этой территории

По физической карте атласа определите характер рельефа зоны тундры (Формы, высоты,) Какие горы или равнины (перечислить. и показать на карте)

­­­­­­­­­­­

Группа №; 2

Климатологи

Используя карты атласа, учебника (с.64 – 68) и раздаточный материал, составьте краткую характеристику климата зоны тундры по следующему плану:

В каком климатическом поясе находится зона

Температурный режим (t я, tи )

Годовое количество осадков, режим их выпадения, мощность снежного покрова

Испаряемость, характер увлажнения

Типы погод. Времена года

Другие особенности климата

Сделайте вывод о влиянии климата на природу зоны

Группа № 3

Гидрологи

Исследуйте физическую карту атласа и раздаточный материал и дайте краткую характеристику вод тундры

Виды внутренних вод в зоне, какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?(реки, озера, болота) назовите и покажите их на карте. Есть ли болота. Причины заболоченности

Многолетняя мерзлота, её влияние на другие компоненты природы.

Сделайте вывод о зависимости вод от географического положения, рельефа и климата

Группа № 4

Почвоведы

Используя почвенную карту атласа и раздаточный материал дайте краткую характеристику почвы

Тип почвы

Строение профиля

Сделайте вывод о влиянии природных компонентов на почвы зоны (рельефа, климата, растительного остатка)

Группа № 5

Ботаники

Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику тундры растительности тундры

Характерные черты растительности

Представители растительности (назвать растения)

Есть ли древесная растительность

Приспособленность растений к условиям обитания

Сделайте вывод о связи природных компонентов и их влиянии друг на друга

Группа № 6

Зоологи

Исследуйте раздаточный материал и дайте краткую характеристику животного мира зоны

Типичные представители зоны (перечислить)

Приспособленность к условиям обитания

Сделайте вывод о факторах, оказывающих влияние на формирование фауны тундрысформировался животный мир зоны

Группа № 7

Этнографы

Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:

Коренные жители и их занятия, как связаны между собой климатические условия тундры и основные занятия

Какие крупные города возникли в пределах зоны

Какие природные богатства добываются

Группа № 8

Экологи

Используя текст раздаточного материала, составите рассказ:

Какие экологические проблемы возникли в зоне, причина

Охрана природы тундры

Приложение 2

Диктант

Арктическая пустыня и тундра

Арктическая пустыня -

Тундра -

Расположена в основном на островах СЛО

Жизнь связана с морем – источником пищи

Увлажнение избыточно, много болот и озер

Встречается белый медведь

Много перелётных птиц

Средняя температура января -26-28С, а июня +5 - +12, осадков -200-250 мм в годС

Сильные ветры выдувают тепло в летний период

Грибы выше деревьев, мох – пища для оленей, в реках и озерах много рыбы, обилие ягодных кустарничков.

Значительные площади покрыты ледниками, на скалах

птичьи базары

Расположена в южной части субарктического климата

Ключ

Арктическая пустыня - 1, 2, 4 7, 9

Тундра - 3, 5, 6, 8, 10

Приложение 3

Оценочный лист


















Название группы

Оуенка за выступление

Оценка за диктант

Итоговая оценуа

Географы и геоморфологи

Климатологи


Гидрологи


Почвоведы


Ботаники



Зоологи


Этнографы


Экологи


Приложение 4

Раздаточный материал

Тундра – природная зона субарктического пояса, расположенная между зоной арктических пустынь на севере и лесотундрой на юге. Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России.

Тундра (вместе с лесотундрой) занимает 15% всей территории России. Она как бы жмется к побережью Северного Ледовитого океана, образуя вдоль его берегов полосу открытых пространств, сравнительно узкую в западных и более широкую в восточных районах (особенно на Таймыре и Чукотке). Тундрой покрыта также часть островов. На Камчатке тундры нет

Тундрой на территории России заняты арктические острова Колгуев, Вайгач, южный остров Новой Земли и материковое побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке.

Преобладающий тип рельефа

Поверхность тундры в западных районах представляет собой бескрайнюю равнину с многочисленными реками, озерами и болотами. Большая часть их еще недавно была покрыта водами морской бореальной трансгрессии. В тундрах Русской равнины, Западной и Средней Сибири наблюдаются Ледниковые моренные формы рельефа различной сохранности. Плоские низменности местами прерываются возвышенностями и даже невысокими горными хребтами. Хребет Бырранга на Таймыре поднимается до 1146 м над ур. м.

Облик Тундры Большую часть года здесь свирепствуют холода. Оголённая местность. Эти необъятные пространства постоянно продуваются ветрами. Снег тает лишь во время короткого арктического лета. Из-за вечной мерзлоты талые воды не исчезают. По этой причине, летом тундра превращается в необъятные болотистые пространства, связанные между собой ручьями и водными потоками. После схода последних снегов, тундра пышно цветет.

Климат

Климат Тундра отличается очень суровым климатом (климат Субарктический): холод, сильные ветры, вечная мерзлота. Зима продолжительная (5-6 месяцев) и холодная (до 50° С). Лето Также относительно холодное, средняя температура июня около 12° С, в дельте Лены температура июля не превышает 5С, а зимой опускает ниже -42С. С приходом лета оживает вся растительность. В тундре бывает только два времени года - зима и лето. В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету и от лета к осени можно говорить лишь условно. За начало лета обычно принимают исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец — первые морозы и снегопады в конце августа. Лето В тундре короткое и холодное, но с длинным световым днем; заморозки случаются и летом.

Осадков в среднем за год выпадает лишь 200-300мм

Количество осадков к югу также увеличивается и составляет от 200 до 400 мм в год. В целом количество атмосферных осадков в тундре можно оценить как умеренное. Значительная часть выпадает в виде снега, который покрывает почву на протяжении 200-260 дней в году. Мощность снежного покрова достигает 30-70см. Годовая сумма осадков больше величины испаряемости, поэтому коэффициент увлажнения превышает единицу. Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти всегда насыщен водяными парами. Соседство с морями Северного Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют большую скорость ветра, до 40м/с. Безморозный период продолжается от 45 до 90 дней в году. Сильные ветры сдувают снег с возвышенных мест в низины, обнажая почву на большом протяжении. Частые метели перевевают снежный покров, от толщины которого в значительной мере зависит распределение растительности. Ветры в тундре имеют ясно выраженный муссонный характер и круглый год холодные: зимой они дуют с юга, с переохлажденного материка в сторону теплого океана, летом с севера, с холодного океана на теплый материк.

Небо здесь редко бывает безоблачным, воздух почти до предела насыщен водяными парами. Во все месяцы года, по наблюдениям в 13 часов, относительная влажность воздуха выше 70%. Соседство с морями Ледовитого океана, равнинный рельеф и безлесье определяют Большую скорость ветра.

Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический – суровая зима, долгая и холодная, до -32С, в Якутии до -40С, в Оймяконе температура порой понижается до -68С. На восточной окраине России климат мягче, сказывается влияние Тихого океана. Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы, осадков в тундре выпадает мало. Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота. Толщина мерзлого слоя неодинакова. В Якутии, например, его толщина достигает несколько сотен метров. Летом мерзлый слой оттаивает на различную глубину: торф на 3-40см., глина на 125см., а песок более чем на 150 см. Лето короткое, температура на севере +4С, на юге +10С, осадков выпадает мало -200-300мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения >1,5 из-за низкой испаряемости. Зимой тундра унылая и неприветливая.