Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политехнический институт
Кафедра «Транспорт»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий
Преподаватель __________ Камольцева А.В.
подпись, дата
Студент группы ФТ 07-08 __________ Клименко Е.А.
подпись, дата
Красноярск 2011
Содержание
Введение.......................................................................................................5
Исходные данные........................................................................................6
- Расчет годовых объемов работ .................................................................6
1.1 Ориентировочное число рабочих постов..........................................6
1.2 Годовой объем работ по ТО и ТР.......................................................7
1.3 Годовой объем работ УМР.................................................................9
1.4 Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей...............10
1.5 Годовой объем вспомогательных работ..........................................12
1.6 Годовой объем вспомогательных работ по
производственным участкам....................................................................12
2. Расчет численности производственных рабочих....................................14
2.1 Технологически необходимое число рабочих................................14
2.2 Штатное число рабочих....................................................................15
2.3 Расчет числа вспомогательных рабочих..........................................17
3. Расчет числа рабочих постов и автомобиле- мест.................................18
3.1 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР...........................................18
3.2 Число постов по окраске автомобиля.............................................20
3.3 Расчет числа автомобиле- мест ожидания......................................22
3.4 Число автомобиле- мест хранения...................................................22
3.5 Расчет числа вспомогательных постов............................................23
3.6 Расчет числа автомобиле- мест клиентуры и персонала……….....24
4. Расчет площадей помещений.....................................................................24
4.1 Площадь зон ТО и ТР.........................................................................24
4.2 Расчет площади производственных участков.................................26
4.3 Расчет площадей складов...................................................................27
4.4 Расчет площади клиентских помещений..........................................28
4.5 Расчет площадей и зон хранения (стоянок) автомобилей.............. 29
4.6 Расчет площади проектируемого участка........................................29
4.7 Расчет площадей технических помещений.......................................30
4.8 Расчет площадей административно-бытовых помещений..............31
4.9 Расчет площадей генерального плана...............................................31
5. Определение состава диагностического участка....................................33
5.1 Подбор оборудования диагностического участка............................35
5.2 Выбор варианта планировочного решения заданного участка.......37
6. Расчет технико-экономических показателей СТОА............................37
6.1 Технико-экономическая оценка проекта..........................................38
Заключение....................................................................................................40
Список литературы.......................................................................................41
Приложение 1................................................................................................42
Приложение 2. ..............................................................................................43
Приложение 3. ..............................................................................................45
Введение
Задача автомобильного транспорта состоит в удовлетворении потребности в перевозках в заданные сроки и в требуемом объеме. Для ее решения необходимы транспортные средства определенного типа и производственная база, обеспечивающая их хранение, ТО и ремонт.
Курсовое проектирование является важным этапом предмета «Техническая эксплуатация автомобилей» и имеет следующие цели и задачи:
закрепление, совершенствование и пополнение знаний и навыков, полученных в процессе обучения, по организации производства, технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, проектирования производственных зон и участков;
углубление знаний по научной организации труда и проектированию автотранспортных предприятий;
изучение передовых методов производства и получение навыков по организации диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей;
подбор и анализ материалов технологического и конструкторского характера, необходимых для выполнения дипломного проекта;
развитие умения анализировать и логически обосновывать принимаемые инженерные решения.
Выполнение проекта нарабатывает способность самостоятельно решать технологические и конструкторские задачи, умение пользоваться нормативами, стандартами, справочной и другой специальной литературой.
Исходные данные:
Тип СТО: Городская универсальная.
Марка обслуживаемых автомобилей: ВАЗ 2121.
Среднегодовой пробег: 16000 км.
Число комплексно обслуживаемых автомобилей: 3200.
Проектируемые участки: комм. мойка, продажа запчастей, участок диагностики
1 Расчет годовых объемов работ.
Годовой объем работ городской универсальной станции технического обслуживания автомобилей включает техническое обслуживание, текущий ремонт, уборочно-моечные работы, работы по предпродажной подготовке.
- Ориентировочное число рабочих постов, шт.
где - число комплексно обслуживаемых автомобилей, шт.,
- Годовой объем работ по ТОиТР, чел-час
где среднегодовой пробег автомобиля, км
- трудоемкость работ по ТОиТР, чел-час/1000км
(3)
- корректирующий коэффициент трудоемкость ТОиТР в зависимости от условий района.
Таблица 1-Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО
(по ОНТП-01-91)
Тип СТО и подвижного состава |
Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел. ч/1000 км |
Разовая трудоемкость на 1 заезд по видам работ, чел. ч |
||
ТО и ТР |
Мойка и уборка |
Приемка и выдача |
||
Городские СТО Легковых автомобилей |
||||
Особо малого класса |
2 |
0,15 |
0,15 |
|
Малого класса |
2,3 |
0,2 |
0,2 |
|
Среднего класса |
2,7 |
0,25 |
0,25 |
|
Дорожные СТО: |
||||
Легковые автомобили всех классов |
2,0 |
0,2 |
0,2 |
|
Автобусы и грузовые автомобили независимо от класса и грузоподъемн-ости |
2.8 |
0,25 |
0.25 |
Исходя из таблицы 1 нормативно-удельная трудоемкость по ТО и ТР
Таблица 2-Значение коэффициента корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа рабочих постов на СТОА,
Число рабочих постов |
До 5 |
От 6 до 10 |
От 11 до 15 |
От 16 до 20 |
От 21 до 25 |
Свыше 25 |
Значение коэффициента |
1,05 |
1 |
0.95 |
0,9 |
0,85 |
0,8 |
Исходя из таблицы 2 корректирующий коэффициент трудоемкости
Таблица 3-Значение коэффициента корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатических условий,
Климатический район |
Значение коэффициента |
Умеренный |
1 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный |
0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой |
1,1 |
Умеренно холодный |
1,1 |
Холодный |
1,2 |
Очень холодный |
1,3 |
Исходя из таблицы 3 корректирующий коэффициент трудоемкости в зависимости от климатических условий
1.3 Годовой объем работ УМР, чел-час.
Определяется исходя из числа заездов на станцию в год и средней трудоемкости работ и рассчитывается по формуле
(4)
где - число заездов авто в год на УМР,
- средняя трудоемкость УМР, чел-час
(5)
где - число заездов автомобилей на ТОиТР в течение года
Число заездов на УМР в час:
где - число рабочих дней участка УМР в году
- время работы участка УМР в сутки.
Таблица 4 - Частота заездов на СТОА
Наименование показателей |
Единица измерения |
Значение |
Городские СТОА |
||
Число заездов автомобилей на ТО и ТР приходящихся на 1 комплексно обслуживаемый автомобиль |
Заездов в год |
2 |
Коммерческая мойка |
Заездов в год |
5 |
Исходя из таблицы 4 число заездов автомобиля в течении года примем равным сумме заездов на коммерческую мойку и заездов на мойку при обслуживании в СТО.
Исходя из Таблицы 1 примем среднюю трудоемкость УМР
Значит мойка - механизированная.
- Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей, чел-час
(7)
где - средняя трудоемкость работ по приемке и выдаче автомобилей.
Исходя из Таблицы 1 средняя трудоемкость работ по приемке и выдачи автомобиля
Для определения объема работ каждого участка полученный в результате расчета общегодовой объем работ по ТО и ТР распределяют по видам работ и месту их выполнения
Таблица 5 Распределение объема работ по ТО и ТР
Виды работ |
Распределение объема работ по видам |
Распределение объема работ по месту выполнения |
||||
% |
ТО и ТР |
% |
постовые |
% |
участковые |
|
Диагностические |
4 |
5369,84 |
100 |
5369,84 |
- |
- |
ТО в полном объеме |
15 |
20136,9 |
100 |
20136,9 |
- |
- |
Смазочные |
3 |
4027,38 |
100 |
4027,38 |
- |
- |
Регулировка УУК |
4 |
5369,84 |
100 |
5369,84 |
- |
- |
Ремонт и регулировка тормозов |
3 |
4027,38 |
100 |
4027,38 |
- |
- |
Электротехнические |
4 |
5369,84 |
80 |
4295,87 |
20 |
1073,97 |
По приборам системы питания |
4 |
5369,84 |
70 |
3758,88 |
30 |
1610,95 |
Аккумуляторные |
2 |
2684,92 |
10 |
268,49 |
90 |
2416,42 |
Шиномонтажные |
2 |
2684,92 |
30 |
805,47 |
70 |
1879,44 |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
8 |
10739,68 |
50 |
5369,84 |
50 |
5369,84 |
Кузовные и арматурные |
25 |
33561,5 |
75 |
25171,1 |
25 |
8390,37 |
Окрасочные |
16 |
21479,36 |
100 |
21479,36 |
- |
- |
Обойные |
3 |
4027,38 |
50 |
2013,69 |
50 |
2013,69 |
Слесарно-механические |
7 |
9397,22 |
- |
- |
100 |
9397,22 |
Итого ТО и ТР |
100 |
134246 |
76,05 |
102094,08 |
23,95 |
32151,91 |
Уборочно-моечные |
- |
4480 |
100 |
4480 |
- |
- |
Приемка и выдача |
- |
1280 |
100 |
1280 |
- |
- |
Всего: |
- |
140006 |
- |
107854,08 |
- |
32151,91 |
1.5 Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР на станции выполняются вспомогательные работы, объем которых равен 20-30% от общего годового объема работ. В состав вспомогательных работ входят: работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента, инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживание компрессорного оборудования, прием, хранение и выдача материальных ценностей, перегон подвижного состава, уборка производственных помещений и территории.
(10)
где - общий объем работ.
(11)
Полученную трудоемкость распределяем по видам работ согласно таблице 6
1.6 Объем вспомогательных работ по производственным участкам
(12)
Таблица 6 - распределение вспомогательных работ
Виды вспомогательных работ |
Доля работы и соотношение численности вспомогательных рабочих по видам, % |
Твсп, челч |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента |
25 |
8750,37 |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций |
20 |
7000,3 |
Прием, хранение и выдача материальных ценностей |
20 |
7000,3 |
Перегон подвижного состава |
10 |
3500,15 |
Обслуживание компрессорного оборудования |
10 |
3500,15 |
Уборка производственных помещений |
7 |
2450,1 |
Уборка территории |
8 |
2800,12 |
Итого |
100 |
35001,5 |
Таблица 7 Распределение вспомогательных работ по производственным участкам СТОА. %
Производственный участок |
Доля вспомогательных работ, % |
, челч |
Электротехнические |
25 |
4812,7 |
Механические |
10 |
1925,1 |
Слесарные |
16 |
3080,13 |
Кузнечные |
2 |
385,0 |
Сварочные |
4 |
770,0 |
Жестяницкие |
4 |
770,0 |
Медницкие |
1 |
192,51 |
Трубопроводные (слесарные) |
22 |
4235,18 |
Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие |
16 |
3080,13 |
Итого: |
100 |
19250,8 |
2 Расчет численности производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие, непосредственно выполняющие работы подвижного состава по ТОиТР. Существует два вида: технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.
2.1 Технологически необходимое число рабочих
где - годовой объем работ по ТОиТР или отдельному участку, чел-час
- годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, час.
определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.
Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40-часовая рабочая неделя, а для профессий с вредными условиями труда 35-часовая.
Продолжительность рабочей смены для профессий с нормальными условиями труда при пятидневной рабочей неделе составляет 8 часов, при шестидневной неделе 6,7 часа. Допускается увеличение рабочей смены при общей продолжительности до 40 часов в неделю.
Для вредных условий труда при пятидневной рабочей неделе продолжительность смены составляет 7 часов, при шестидневной 5,7 часа.
В практике проектирования
а
2.2 Штатное число рабочих
где - годовой объем работ по ТОиТР или отдельному участку, чел-час
- годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого по штату рабочего при односменной работе, час.
В практике проектирования
Таблица 8. Численность производственных рабочих .
Вид работ |
Постовые |
Участковые |
||||||
Pт |
Pш |
Pт |
Pш |
|||||
Расч. |
Прин. |
Расч. |
Прин. |
Расч. |
Прин. |
Расч. |
Прин. |
|
Диагностические |
2,59 |
3 |
2,95 |
3 |
- |
- |
- |
- |
ТО в полном объеме |
9,73 |
10 |
11,06 |
11 |
- |
- |
- |
- |
Смазочные работы |
1,94 |
2 |
2,21 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Регулировка УУК |
2,59 |
3 |
2,95 |
3 |
- |
- |
- |
- |
Ремонт и регулировка тормозов |
1,94 |
2 |
2,21 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Электротехнические |
2,59 |
3 |
2,95 |
3 |
2,07 |
2 |
0,59 |
1 |
По приборам системы питания |
2,50 |
2 |
2,95 |
3 |
1,816 |
2 |
0,88 |
1 |
Аккумуляторные |
1,46 |
1 |
1,66 |
2 |
0,146 |
1 |
1,50 |
1 |
Шиномонтажные |
1,297 |
1 |
1,47 |
1 |
0,389 |
1 |
1,03 |
1 |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
5,188 |
5 |
5,90 |
6 |
5,188 |
5 |
5,90 |
6 |
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
16,2 |
16 |
18,44 |
19 |
12,15 |
12 |
4,58 |
5 |
Окрасочные |
11,7 |
12 |
13,34 |
13 |
- |
- |
- |
- |
Обойные |
1,94 |
2 |
2,21 |
2 |
1,94 |
2 |
2,21 |
2 |
Слесарно-механические |
- |
- |
- |
- |
4,54 |
4 |
5,163 |
5 |
Уборочно-моечные |
2,16 |
2 |
2,46 |
3 |
- |
- |
- |
- |
Приемка и выдача |
0,61 |
1 |
0,70 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Всего: |
64,53 |
65 |
73,46 |
74 |
28,25 |
29 |
21,85 |
22 |
Численность персонала инженерно-технических работников принимаются в зависимости от ориентировочного числа постов. Результат расчета представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2 Численность персонала инженерно-технических работников
№ |
Наименование функций управления, персонала |
Численность персонала |
1 |
Общее руководство |
1 |
2 |
Технико-экономическое планирование |
- |
3 |
Организация труда и заработной платы |
- |
4 |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность |
1 |
5 |
Комплектование и подготовка персонала |
- |
6 |
Общее делопроизводство и хозяйство |
- |
7 |
Материально-техническая служба |
1 |
8 |
Производственно-техническая база |
4 |
9 |
Младший обслуживающий персонал |
2 |
10 |
Пожарно-сторожевая охрана |
4 |
2.3 Расчет числа вспомогательных рабочих
Технологическое число вспомогательных рабочих, чел:
(15)
- годовой объем вспомогательных работ, чел·ч.;
годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, ч.
3 Расчет числа рабочих постов и автомобиле- мест
3.1 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР
Рабочие посты это посты, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирования, ТО, ТР и окрасочные). Число постов рассчитывается отдельно по каждому виду работ.
Для каждого вида работ (кроме УМР и покрасочных) число рабочих постов рассчитывается
где - годовой объем постовых работ, - коэффициент неравномерности загрузки постов ;
- среднее число рабочих, одновременно работающих на посту. Для ТОиТР 2 человека, Кузовной и окрасочный 1,5…2 человека, остальные 1 человек.
- годовой фонд рабочего времени,
(17)
число рабочих дней в году,
= 305 дней,
продолжительность смены, [ч.];
- количество смен С=1
- коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с поста на другие участки, склады, вынужденные простои автомобилей в ожидании ремонтируемых на других участках деталей, =0,9.
Годовой фонд времени рабочего поста [ч.]:
Число рабочих постов для каждого вида работ:
Диагностические:
ТО в полном объеме:
Смазочные:
Регулировка УУК:
Ремонт и регулировка тормозов:
Электротехнические:
По приборам системы питания:
Аккумуляторные:
Шиномонтажные:
Ремонт узлов, систем и агрегатов:
Кузовные и арматурные:
Обойные:
Приемки-выдачи автомобилей:
; (18)
Уборочно-моечные работы :
- Число постов по окраске автомобиля:
-число заездов на покраску за 1 год
(20)
-число заездов в окрасочно-сушильную камеру за 1 год
-фонд времени окрасочных работ
(22)
Рассчитаем число заездов в окрасочно-сушильную камеру за 1 год:
Рассчитаем число постов по окраске автомобиля:
Таблица 9 - Число постов СТО.
Вид работ |
Храсч |
Хприн |
Диагностические |
0,70 |
1 |
Ремонт и регулировка тормозов |
0,527 |
|
Регулировка УУК |
0,70 |
1 |
Приемка и выдача |
2,09 |
2 |
ТО в полном объеме |
2,636 |
3 |
Смазочные |
0,527 |
|
Аккумуляторные |
0,35 |
1 |
Шиномонтажные |
0,35 |
2 |
Ремонт узлов, систем и агрегатов |
1,406 |
|
Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные) |
4,39 |
4 |
Электротехнические |
0,70 |
1 |
По приборам системы питания |
0,70 |
|
Обойные |
0,53 |
1 |
Уборочно-моечные |
0,58 |
1 |
Окрасочные |
0,87 |
1 |
Всего: |
17,356 |
18 |
В том числе рабочих 16 постов.
3.3 Расчет числа автомобиле-мест ожидания
Число автомобиле-мест ожидания:
(23)
где число рабочих постов на СТО.
3.4 Число автомобиле-мест хранения
Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей и автомобилей, принятых в ТО и ТР.
Общее число автомобиле-мест хранения:
(24)
(25)
где ТВ продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, Тв=8 ч;
среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу, =4 ч;
суточное число заездов автомобилей для выполнения ТО и Р.
(26)
3.5 Расчет числа вспомогательных постов
3.6 Число автомобиле-мест клиентуры и персонала
(27)
- Расчет площадей помещений
Площади по функциональному назначению делятся на:
производственные;
складские;
технические помещения;
административно- бытовые помещения;
помещения для обслуживания клиентов;
4.1 Площадь зон ТО и ТР
В зависимости от стадии выполнения проекта площади ТО и ТР рассчитывают двумя способами:
- По удельным площадям (при предварительных расчетах);
- Графическим построением (на стадии разработки планировочного решения).
(28)
где - площадь занимаемая автомобилем в плане, м2 (по габаритным размерам)
- общее число постов (общие и вспомогательные), ;
- коэффициент плотности расстановки постов,
- при одностороннем расположении, =6-7,
- при двухстороннем расположении, =4-5
Распишем по каждому посту отдельно:
4.2 Расчет площади производственных участков
Удельную площадь определяют по числу работающих на участках.
(29)
где - площадь на одного работающего;
- площадь на каждого последующего работающего
- число необходимых технологических рабочих на участке
Результаты расчета сведем в таблицу 10- удельные площади производственных участков
Таблица 10 Удельные площади производственных участков
Наименование участка |
,м2 |
,м2 |
,м2 |
|
Агрегатный |
22 |
14 |
5 |
78 |
Слесарно-механический |
18 |
22 |
4 |
84 |
Электротехнический |
15 |
9 |
2 |
24 |
Ремонт приборов систем питания |
14 |
8 |
2 |
22 |
Аккумуляторные |
21 |
15 |
1 |
21 |
Шиномонтажный |
18 |
15 |
1 |
18 |
Сварочный, арматурный, жестяницкий |
12 |
6 |
12 |
78 |
Обойный |
18 |
5 |
2 |
23 |
Итого: |
138 |
94 |
29 |
348 |
4.3 Расчет площадей складов
Для городских СТО площади складов определяются по удельной площади склада на каждую 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
(30)
где - удельная площадь склада на каждую 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей.
Расчет представим в виде таблицы 11- площади складских помещений
Таблица 11 Площади складских помещений
Наименование запасных частей и материалов |
м2 |
, м2 |
Запасные части |
32 |
102,4 |
Агрегаты и узлы |
12 |
38,4 |
Эксплуатационные материалы |
6 |
19,2 |
Склад шин |
8 |
25,6 |
Лакокрасочные материалы |
4 |
12,8 |
Смазочные материалы |
6 |
19,2 |
Кислород и углекислый газ |
4 |
12,8 |
Итого: |
72 |
230,4 |
Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобиля на время выполнения работ определяется, м2:
(31)
Площадь для хранения мелких частей, инструмента и автокосметики, предназначенных для продажи на СТО м2:
(32)
4.4 Расчет площадей клиентских помещений
Предусматриваются помещения для клиентов м2.
(33)
где - коэффициент плотности,
- до 15 постов 8-9, м2
- от 16 до 25 постов 7-8, м2
- свыше 25 постов 6-7, м2
4.5 Расчет площадей и зон хранения (стоянок) автомобилей
(34)
где - число автомобиле- мест хранения, ожидания, клиентуры персонала
- коэффициент плотности расстановки автомобилей =2,5-3
4.6 Расчет площади проектируемого участка (диагностики)
Так как у нас габариты оборудования превышают габариты автомобиля, то площадь участка мы считаем по формуле:
(35)
где - площадь автомобиля в плане, м2 (по габаритным размерам)
Хоб число постов, площадь оборудования которых превышает площадь а/м; Хоб= 2;
fоб площадь оборудования ; fоб= 2,6*4,5=11,7м2
- число постов;
- коэффициент плотности расстановки постов,
- при одностороннем расположении, =6-7,
- при двухстороннем расположении, =4-5
Площадь поста будет равна суммарной площади оборудования.
4.7 Расчет площадей технических помещений
(36)
где - производственные помещения и корпуса.
(37)
4.8 Расчет площадей административно-бытовых помещений
Площадь помещений на одного рабочего зависит от размера станции и составляет для конторских помещений 6-8 м2, а для бытовых 2-4 м2:
(38)
где - число инженерно-технических рабочих, =13;
- сумма технологически необходимых рабочих, =29
4.9 Расчет площадей генерального плана
Генеральный план предприятия это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированного в отношении проезда общего пользования и соседних зданий с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадок для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории.
Основные требования к генеральному плану:
1. Оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон 1:1 1:3).
2. Близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям.
3. Возможность обеспечения теплом, водой, газом, электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод.
4. Возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития СТО.
(39)
где - площадь застройки производственно-складскими помещениями;
(40)
- площадь настройки административно бытовыми помещениями
(41)
- площадь настройки открытых площадок для хранения автомобилей
- коэффициент застройки. =25-30
- Определение состава диагностического участка
Все современные СТО должны быть оснащены необходимым диагностическим оборудованием. Диагностирование автомобилей производится: по заявкам владельцев, как самостоятельный вид услуг; при приёмке в технический центр (по мере необходимости); при ТО и ТР; перед выдачей автомобилей владельцу для проверки качества обслуживания.
Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО приведена на рис. 1).
Рисунок 1 - Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО
Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колёс, балансировке колёс, по системам электрооборудования и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля, связанные с износом шин и топливной экономичностью.
Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств проводится непосредственно в процессе ТО и ТР автомобилей. В основном это касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудования и ходовой части, которые выполняют, как правило, с применением переносных приборов непосредственно на постах ТО и ТР.
В связи с этим, имея два диагностических поста, принимаем следующий состав работ (технических операций), проводимых на диагностическом участке:
пост № 1 - регулировка углов установки управляемых колёс, балансировка колёс, проверка амортизаторов;
пост № 2 - проверка тяговых качеств автомобиля, проверка тормозных качеств автомобиля, проверка электрооборудования.
- Подбор оборудования диагностического участка
Перечень подобранного оборудования сведен в таблицу 12.
Таблица 12 - Оборудование диагностического участка СТО
№ п/п |
Наименование оборудования |
Марка, тип, модель, ГОСТ |
Кол-во |
Габаритные размеры, мм. Мощность, кВт. |
Площадь, м2 |
|
Бочка для отработавшего масла |
- |
1 |
0,7х0,7 |
0,5 |
|
Верстак тех. рабочего |
ВФ103 |
1 |
1,5х0,5 |
0,75 |
|
Балансировочный станок |
БМ200 |
1 |
1х1,2 |
1,2 |
|
Гайковерт для гаек, колёс автомобилей |
И-318(И-303М) |
1 |
1,20,65 |
0,78 |
|
Комплект инструмента "большой набор" |
ПИМ-1514А |
1 |
0,5020,2 |
0,1 |
|
Комплект диагностических приборов |
КИ-13901-ГОСНИТИ |
1 |
0,520,35 |
0,18 |
|
Стенд для проверки УУК с 4 стоечным подъемником 3т |
КДС 5К |
1 |
4х2х3,1 |
8 |
|
Прибор для проверки рулевого управления |
К-402 |
1 |
0,050,06 0,003 |
- |
|
Стенд для проверки тормозов автомобилей |
СТС-4 CN11 |
1 |
42,5 |
8,2 |
|
Шкаф двухсекционный |
03,124 |
1 |
0,5х1,8 |
0,9 |
|
Ванна моечная передвижная |
ОМ-1316 |
1 |
1,250,62 |
0,78 |
|
Маслораздатчик 75л |
27859 |
1 |
0,5х0,5 |
0,25 |
|
Газоанализатор |
Sigma mru |
1 |
0,030,04 0,0012 |
- |
|
Мотор-тестер |
ДСТ-12 |
1 |
265х250х90 N=5,5 Вт, |
0,06 |
|
Устройство вытяжки выхлопных газов |
Filcar m315 |
1 |
1000х500х 800 N=1,1 кВт, |
0,5 |
|
Контрольно-испытательный стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров |
532 М |
1 |
0,9850,96 N=11,2 кВт, |
0,95 |
|
Передвижной стенд для проверки состояния приборов, сборочных единиц электрооборудования и системы зажигания |
КИ-537 |
1 |
0,755х1х 1,600 |
0,75 |
|
Стационарный комплект приборов для проверки искровых свечей зажигания |
Э-202 |
1 |
0,3х0,2 |
0,06 |
|
Прибор для проверки автомобильных фар |
ЦКТБ-К-310 (ПРАФ-3) |
1 |
1,150,818 |
0,94 |
Рисунок 2 - Схема технологического процесса СТО
После приемки автомобиль направляют на пост диагностирования и, после согласования с заказчиком, направляют на пост соответствующего производственного участка. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряду-заказу, автомобиль поступает на автомобиле-место ожидания или хранения, а оттуда, по мере освобождения постов, направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи.
5.2 Выбор варианта планировочного решения заданного участка
Варианты планировочных решений указаны в приложении 2.
В ходе оценки выбора варианта планировочного решения заданного участка был выбран вариант №2, так как он имеет наиболее компактную расстановку оборудования и постов, что позволяет увеличить производительность участка в целом.
6 Расчет технико-экономических показателей СТОА
Таблица 13 Основные показатели зданий и сооружений СТОА
№п/п |
Наименование здания, сооружения |
Наружные геометрические размеры зданий и сооружений |
Сетка колонн или схема капитальных стен |
Площадь застройки, кв.м |
Площадь общая, кв.м |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Производственный корпус |
37,5х37,5 |
12х12 |
1455 |
1455 |
2. |
Коммерческая мойка |
7х7 |
6х6 |
49 |
49 |
3. |
Очистные сооружения |
10,22х4,25 |
43 |
43 |
|
4. |
Котельная |
11,4х11,4 |
6х6 |
130 |
130 |
5. |
Складское помещение |
18,15х18,15 |
18х18 |
342 |
342 |
6. |
Стоянка а/м клиентов и персонала |
11,65х46,3 |
540 |
540 |
|
7. |
Стоянка а/м ожидающих ТО |
13х65,85 |
988 |
988 |
Показатели структурных элементов ПТБ СТОА вынесены в приложение 3.
6.1 Технико-экономическая оценка проекта
№п/п |
Наименование показателя городской или дорожной СТОА |
Ед. изм |
Фактическое значение показателя |
Нормативное значение показателя на факт. К-во раб. Постов |
Нормативное значение показателя на прогнозируемое к-во раб. Постов |
Отклонение, % ("+", "-") |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
кол-во рабочих постов в т.ч.: основных дополнительных |
ед. |
16 |
|||
2 |
съем товарной продукции в год: |
|||||
2,1 |
кол-во комплексно обслуживаемых а/м |
ед. |
200 |
390 |
- |
|
2,2 |
кол-во заездов |
ед. |
||||
3 |
численность производственных рабочих |
чел. |
74 |
|||
4 |
численность произв. Рабочих на 1 рабочий пост |
чел/р.пост |
4,6 |
5 |
- |
|
5 |
площадь произв. И складских помещений |
м^2 |
1418 |
|||
6 |
площадь произв. И складских помещений на 1 рабочийпост |
м^2/р.пост |
88,6 |
197 |
- |
|
7 |
площадь территории предприятия |
м^2 (га) |
13500 1,35 |
|||
8 |
площадь территории предприятия на 1 рабочий пост |
м^2/р.пост |
843,75 |
1050 |
- |
|
9 |
площадь административных и бытовых помещений |
м^2 |
329 |
|||
10 |
площадь административных и бытовых помещений на 1 рабочий пост |
м^2/р.пост |
20,6 |
81 |
- |
Вывод: Отрицательный знак отклонения указывает, что фактический технический показатель меньше нормативного расчетного, т.е. не обеспечена требуемая производственная или складская площадь, количество рабочих постов и т.д. И требуется проведение комплекса мероприятий (техническое перевооружение, реконструкция или расширение) для стабильной и экономически эффективной работы предприятия.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового проектирования была спроектирована городская универсальная СТО ВАЗ 2121 с количеством комплексно обслуживаемых автомобилей 3200, выполнен технологический расчет предприятия, показана общая схема организации технологических процессов на СТОА. Рассмотрены виды выполняемых работ и организация технологического процесса на участке диагностирования. Были подобраны варианты планировочных решений участка диагностики, а так же выполнен расчет технико-экономических показателей СТОА.
Список литературы
- Л.Л. Афанасьев, Б.С. Колясинский, А.А. Маслов. Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. М.: Транспорт, 1980.
- Г.М. Напольский. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993.
- Г.Ф. Фастовцев. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. М.: Транспорт, 1989.
- ОНТП 01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.:Гинроавтотранс. 1991.
- А.В. Камольцева, Проектирование предприятий автомобильного транспорта. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005.
- А.И. Замощик, А.В. Камольцева, В.Н. Катаргин. Анализ производственно-технической базы автотранспортных предприятий. Красноярск: КГТУ, 1998.
- Интернет ресурс: www.ardio.ru
- Интернет ресурс: www.garo.ru
Приложение 1.
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПРОБЕГИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТЫС. КМ
Модели автомобилей <*> |
Пробег, тыс. км |
Отечественные легковые автомобили, принадлежащие |
|
АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ |
12,0 |
Все остальные автомобили |
16,0 |
Отечественные легковые автомобили, используемые |
|
АЗЛК-408, ВАЗ-1111, все автомобили марок ЗАЗ, ЛуАЗ |
24,0 |
Все остальные автомобили |
35,0 |
Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий