Стихотворения Ф. И. Тютчева в 5–9-х классах
Программа под редакцией В. Я. Коровиной
392 стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии «Литературные памятники» (1965–1966), подготовленные к изданию правнуком поэта К. В. Пигарёвым. “...Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства” — так писал Н. А. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты», опубликованной в 1850 году в «Современнике».
Ярким подтверждением этой мысли является тот факт, что большое количество стихотворений Тютчева вошло в хрестоматии по русской литературе. Обратимся к программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной: какую роль играют в ней стихотворения Ф. И. Тютчева, как можно построить работу с ними?
5-й класс
В главе «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» помещены стихотворения «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...». Изучению всей главы можно посвятить четыре урока.
Материал главы организован по теме «Времена года», поэтому первые два стихотворения объединены с другими произведениями о весне, следующие два стихотворения — с произведениями об осени.
Урок первый. Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. А. Фет. «Весенний дождь». А. Н. Плещеев. «Весна». А. М. Жемчужников. «Грачи»
I. Разминка
Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции. Запишем и выучим скороговорку, например:
Возле града Надьвальрада
Стоит крепкая ограда.
За оградой Надьвальрад,
В Надьвальраде виноград.
II. Образы природы в русской поэзии
Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово “природа”, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим “весна”? Когда говорим “лето”, “осень”, “зима”?
Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, воспоминания.
Прочитаем статью учебника-хрестоматии в разделе «Русские поэты о родине, родной природе и о себе» (с. 238).
Мышление — способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.
Мысль — 1. То же, что мышление. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума