Классный час «Сквернословию - нет!»


МКС(К)ОУ «Обвинская коррекционная школа-интернат –VIII вида»

Тема: « Сквернословию - нет!»

Выполнила

социальный педагог

Кадочникова Наталья Андреевна

С. Обвинск

Аннотация:

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только взрослые, подростки, но и учащиеся младшего возраста. Привычка ругаться матом формирует у детей положительное отношение к порокам человечества. Важно пробудить в себе потребность в здоровом образе жизни и отрицательное отношение к порокам общества..

Цель:

-Расширить представление учащихся о сущности сквернословия как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.

-Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Оборудование и материалы:

Презентация, викторина, музыка, карточки для подсказки, листочки, жетоны

Целевая аудитория:

Учащиеся с ОВЗ 4 класса коррекционной школы –интерната VIII вида

План

1.Организационный момент

2. Вступление

3.Игра «Да»,«Нет»,«Иногда»

3.Игра «Эстафета добрых слов»

4.Беседа

5. Групповая работа «Рецепт от сквернословия»

6. Викторина «Самый внимательный»

7. Рефлексия: «Да» «Нет» «Иногда»

Вводная часть

Орг. момент:

Вед:

- Я рада видеть здесь всех без исключения.

Что я не сказала, когда обращалась к вам? (не поздоровалась)

Ребята, а как еще люди приветствуют друг друга? Какие движения они при этом делают?

Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Игра "Необычные приветствия"

Итак, как только я включу танцевальную музыку, вы должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то я произнесу слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда я скомандую - "Поздоровайтесь..." - и затем называю любую часть тела.

Каждый раз во время музыкальной паузы вы должны встать рядом с тем игроком, с кем вы еще никак не здоровались.

Звучит песня : «Шарики»

Вед:

- Тема нашей встречи :« Сквернословию - нет!»

Проблема:

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только взрослые, подростки, но и учащиеся младшего возраста. Привычка ругаться матом формирует у детей положительное отношение к порокам человечества. Важно пробудить в себе потребность в здоровом образе жизни и отрицательное отношение к порокам общества..

Порок — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.

Сводка:

-Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

-Что же такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями. Скверное слово произошло от слова скверна-гадость, недостойность.

Основная часть

Вед:

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру«Да»,«Нет»,«Иногда»

Игра: «Да»,«Нет»,«Иногда»

-Кто ругается матом подходите к карточке со словом «Да», кто не ругается - к карточке со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи подходите к карточке со словом «Иногда».

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Да»:

-Как часто вы ругаетесь матом?

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

(злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)

-Как вам живется с этой привычкой?

( нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

-Как вам живется с этой привычкой?

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:

-А как вам живется без этой привычки?

(хорошо, у меня хватает хороших слов)

Вед:

- Ребята, из услышанного я поняла, что вы ругаетесь матом из-за обиды, привычки, хотите выглядеть крутыми и т. д.

А еще люди выражаются нецензурными словами потому, что:

- не хватает слов для связки

-потому что не воспитанные

-вошло в привычку

-чтобы приукрасить свою речь

-ограничен словарный запас

-бранные слова приходятся к месту

-не могут управлять эмоциями

-Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются для:

-повышения эмоциональности речи

-оскорбления, унижения адресата речи

-демонстрации агрессии, отсутствия страха

-демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов

-демонстрации принадлежности к «своим»

-Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький словарный запас, неумение выбирать слова в момент радости и гнева.

Психологи утверждают, что добрые, спокойные, утешительные слова поднимают настроение, возвращают человеку уверенность в себе, укрепляют его дух. Самой большой целебной силой обладают слова: добро, вера, надежда, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.

Игра: «Эстафета добрых слов»

(цель: умеют ли дети говорить добрые слова, как чувствуют себя после хороших слов)

- Я начну, и каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово. И обязательно назвать соседа по имени т. к. имя человека –хорошее и доброе слово. Н-р: Таня - улыбка)

Опрос:

- Приятно ли вам было произносить хорошие слова?

-Приятно ли было, когда вам говорили добрые слова?

Вед:

- Нам всем сейчас стало немного теплее от добрых слов. Было бы хорошо, если бы такие слова звучали каждый день.

Из истории

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань

Из истории

- В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали:

- что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

- Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

- Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится

- на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья. Человеческий организм на 80 % состоит из воды и под влиянием человеческой речи молекулы воды начинаются выстраиваться в сложные структуры. Ученые сделали вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить красоту.

Показ презентации: «Сквернословию - нет!»

Вывод: Как вы увидели, плохие слова даже не образуют форму, а хорошие преображают воду в красивые, четкие кристаллы. Вы только подумайте, если мысли и слова могут делать такое с водой, то уж с человеком могут сотворить все, что угодно.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. А хорошим словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Вед:

-Ребята, а как вы думаете, есть ли наказание за сквернословие?

Наказание за сквернословие:

- Сквернословие на Руси до середины 19 века было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

В наше время за сквернословие в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».

С православной точки зрения сквернословие — это Грех. «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Привычка к сквернословию — признак духовного и нравственного разложения человека. Гнилая речь растлевает человека: он не только отдает свою душу во власть бесов, но и влияет на состояние души окружающих его людей, он не щадит ни стыдливости женщин, ни чистоты детей.

Вед:

- А можно ли отказаться от сквернословия?

(можно, если сильно захотеть, можно следить за своей речью)

Работа в группах

- Давайте представим себе, что мы с вами врачи. И нам нужно найти лекарство от такой болезни, как сквернословие, чтобы помочь всем людям излечиться от такого вируса. Попробуем составить рецепт для больных. (работа в группах)

(Учащиеся зачитывают рецепты)

- А во что нам предлагают психологи:

Первое: не говорить плохих слов самому. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!”

Второе: Не копировать других, не говорить, как все, не стараться быть похожими на кого-то, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст.”

Третье: Тренировать себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Использовать в своей речи как можно больше похвалы, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвертое: заниматься каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

Викторина: «Самый внимательный»

1.Почему люди матерятся?

(не хватает слов для связки, потому что не воспитанные, вошло в привычку, чтобы приукрасить свою речь, ограничен словарный запас, бранные слова приходятся к месту, не могут управлять эмоциями)

2.Какой вред оказывает сквернословие человеку?

(Вред здоровью, словом можно убить)

3.Как влияют на человека добрые слова?

(человек может излечиться от болезни, быть счастливым)

4.Какое наказание было в Древней Руси для богохульников?

(смертная казнь)

5.Какое наказание применяют в нашей стране?

(штрафы, арест до 15 суток)

6.Как бороться с вредной привычкой?

(не говорить плохих слов самому, не копировать других, не говорить, как все, тренировать себя просто говорить вежливо, заниматься каким-нибудь полезным трудом)

Заключительная часть

Вед: Предлагаю закончить наше мероприятие игрой «Да»,«Нет»,«Иногда».

Игра «Да»,«Нет»,«Иногда».

- У кого появилось желание избавиться от вредной привычки подойдите к карточке со словом «Да», те, кто не решились избавиться - к карточке со словом «Нет», а кто в редких случаях будет использовать мат – к карточке «Иногда».

- Вы сделали свой выбор и я уважаю ваше мнение.

Вед:

- Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Пусть этот классный час принесет положительный результат и все задумаются.

Вед:

- Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Давайте и мы с вами придумаем остроумные лозунги по борьбе со сквернословием. Например: «Наше условие - долой сквернословие!»(работа в группах)

Подсказка:

Мат-ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват.

Материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

Приложение: Презентация на тему: «Сквернословию-нет!»

Список используемой литературы:

А. А. Александров, А. В. Прохоров « Профилактика сквернословия среди детей и подростков» Здоровье Российской Федерации, 1996.

Г. Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей 5-7 классы.» Москва: ВАКО, 2008.

Е. А. Воронова «Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры» Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.