Показания и прогноз при психотерапии

•If Психотерапия

Ш Показания и прогноз при психотерапии

Цель обучения

Знакомство с понятием психотерапии; применение базисных критериев для оценки показаний и прогноза; знания о классификации психотерапевтических методов и их дифференцированном применении.

Определение понятия

Психотерапия — сознательный и планируемый взаимосвязанный процесс влияния на нарушения поведения и болезненные состояния посредством обучения, основанного на теории нормального и патологического поведения и коммуникативной технике (Strotzka, 1978). Этот процесс направлен на возможность совместного достижения поставленной психотерапевтом и пациентом цели — уменьшения болезненных симптомов, структурной перестройки личности. Как правило, это требует основательных, эмоционально насыщенных психотерапевтических взаимоотношений (Strotzka, 1978).

Прогностические критерии

Не только невротические больные или пациенты с нарушенным поведением могут извлекать пользу из психотерапии. Решающее значение для оценки показаний психотерапевтического лечения имеют не только клиническая картина, но и определенные личностные черты пациента и, в определенной степени, также и психотерапевта. Большинство этих прогностически значимых признаков, свойственных психотерапии, вообще не зависят от применяемых методик, даже прекрасно выполненных. Единственным критерием является выбор наиболее эффективной психотерапевтичес-

17. ПОКАЗАНИЯ И ПРОГНОЗ ПРИ ПСИХОТЕРАПИИ 135

кой методики, который осуществляется путем применения целенаправленного ме-тодспецифического тестирования.

Варианты прогностических критериев. Для практической оценки каждой формы психотерапии имеют значение следующие факторы: мотивация пациента, степень его понимания «психогенеза» конфликта, страдания, причиняемые заболеванием, масштаб вторичных причин болезни, длительность страдания, а также психическая и социальная гибкость пациентов, их толерантность по отношению к страху и депрессии, готовность к конфликтам и способность к эмоциональным переживаниям, размер зависимых желаний и страхов и, прежде всего, способность к установлению связей (отношений).

Хронификация, чаще всего исходящая из упорной, начинающейся в пубертате изначальной симптоматики, обычно в виде отклонений поведения (например, в форме токсикомании, диссоциативности, соматизации), высокая степень «выгоды» от болезни, связи болезни со стимулирующими симптомы психосоциальными факторами (в семье или со стороны партнера), склонности к мазохистскому удовлетворению и проявлению, трудности в исправлении ошибок в период терапии всегда прогностически неблагоприятны.

При психотерапии необходимо использовать психические резервы пациента, скрытые актуальной болезнью. Это предполагает оценку потенциала развития, исходящую из принципиального взгляда на прежние формы разрешения пациентом конфликтных ситуаций, особенно в так называемых периодах перехода от одной жизненной фазы к другой («рабочий тест» по Alexander).

Для всех психотерапевтических методов, ориентированных на раскрытие и выяснение причин приведшего к болезни конфликта, решающую роль играет способность пациента к интроспекции, его готовность к восприятию интрапсихических процессов, к критической самооценке и ее вербализации, истинная степень интеллектуальной дифференцированности.

Варианты прогностических критериев, зависящих от психотерапевтов. На успех психотерапии, в первую очередь, позитивно влияет эмоциональное тепло, естественность и эмпатия психотерапевта. Специальные исследования показывают, что эти неспецифические варианты психотерапевтических личностных черт имеют более существенное значение для положительного эффекта психотерапии, чем выбор определенных психотерапевтических методов. Успех психотерапии положительно коррелирует с объемом клинического опыта, который использует в своей работе психотерапевт. В начале психотерапевтической карьеры дилетантов и профессионалов-психотерапевтов именно эти качества оказывают влияние на количество заключенных психотерапевтических соглашений (контрактов).

Классифиция и дифференцированные показания для применения различных психотерапевтических методов

Каждый психотерапевтический процесс приводит к продолжительному изменению познавательных процессов, эмоциональности и поведения в проблематичных для личности областях. Существенное значение для выбора тех или иных психотерапевтических методов имеет достижение указанных целей. Ниже приводится первичная классификация основных психотерапевтических методов'.

— психотерапевтические методы, направленные на понимание и осмысливание симптоматики (например, психоанализ);

1^ V. ПСИХОТЕРАПИЯ

— методы, направленные на катарсис и новую эмоциональную переработку (например, психодрама, групповые встречи для эмоциональной тренировки, гешталь-ттерапия, биоэнергетика);

— методы, направленные на изменение поведения, тренировочные методы (прежде всего, поведенческая терапия).

Эти различные принципиальные методические подходы направлены на выбор соответствующих психотерапевтических методик для определенного пациента. Когда, к примеру, психотерапевт отрицательно оценивает способность пациента к интроспекции, то происходит решительная переориентация от психоаналитически ориентированной терапии к классическим поведенческим методам психотерапии. Таким же образом происходит переориентация психотерапевтических методов у гиперэмоциональных пациентов (например, в групповых встречах), если такое психотерапевтическое воздействие может стимулировать патологию у данной личности.

Для определения дифференцированных показателей применения психотерапии особое значение имеют соображения о том, следует ли приложить усилия для раскрытия болезненной симптоматики либо для защиты и «укрытия» болезненных симптомов. Параллельно с этим устанавливаются особенности личностной структуры пациента, его эмоциональная оценка регрессии. Большинство психотерапевтических методов, направленных на раскрытие, прототипом которых является психоанализ, требуют регрессии, сопровождаются относительной реструктурализацией, сознательным изменением окружения, так же как гештальт-терапия, психодрама, биоэнергетика и вообще все методы, направленные на переживания группы, т. е. радикальная первичная психотерапия. В противоположность этому, психотерапевтические методы, применяемые при необходимости неизменности и стойкости окружения, используют сознательность пациента и направлены на уменьшение регрессии и укрепление реально ориентированных взаимоотношений (как, например, при поведенческой психотерапии). В таких случаях возможны лишь единичные варианты применения глубинно ориентированной терапии.

Пациенты, находящиеся в состоянии патологической регрессии и испытывающие угрозу «Я»-функционирования, как это бывает, например, при пограничных личностных расстройствах или психотических состояниях, неспособны к реструктура-лизации и требуют воздействия на них терапевтической среды.

Имеется важное различие между индивидуальной психотерапией (диалогическая среда, среда, связанная с взаимоотношениями пациента и врача) и групповой психотерапией (межперсональная среда). Для обеих форм в настоящее время имеются позитивные показания. Групповая психотерапия показана при некоторых недостатках индивидуальной терапии. Это становится ясным при анализе социальных последствий индивидуальной психотерапии или в тех случаях, когда с помощью групповой психотерапии можно уменьшить шанс нежелательной зависимости пациента в двусторонних психотерапевтических связях.

В подобных взаимосвязях важную роль играет продолжительность терапии. Психотерапевтический метод подсказывает как продолжительность, так и тематику психотерапевтических приемов. Так, существуют психотерапевтические методики, которые изначально связаны с ограниченным временем (например, «краткосрочная» психоаналитическая терапия — в то время как психоанализ может длиться годами). Длительная психотерапия с высокой частотой сеансов (1-2 раза в неделю) направлена на возможность неторопливого развертывания регрессивного терапевтического про-

^ 18. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ 137

цесса. Длительная психотерапия с низкой частотой сеансов, напротив, носит защитный характер: психотерапевт предоставляет пациенту возможность преодолеть свой «Я»-де-фицит (возникающий, например, при психозе) с помощью нужных переживаний.

'; Особое место среди психотерапевтических способов лечения занимают суггестивные методы (например, гипноз) и аутогенная тренировка. Суггестивные методы направлены на распространенное выключение бодрствующего сознания. Они при-1 водят к зависимости многих пациентов от лиц, вступающих с ними в гипнотичес-1 j кий раппорт. Показаниями для их применения являются не только мотивы, связан-; ные с преодолением и переработкой конфликтов, но и заболевания у относительно ; недифференцированных пациентов, которые в силу инфантильно-истерических лич-' ностных черт обладают повышенной внушаемостью, что приводит к успеху лечения. Для аутогенной тренировки существуют не столь узкие, как при суггестивной терапии, но, тем не менее, достаточно четко ограниченные показания, прежде всего i при функциональных соматических расстройствах без мотивов для кофликтперера-батывающей психотерапии, а также при нарушениях работоспособности и расстрой-; ствах сна. Противопоказанием является склонность к ипохондрическому самонаблюдению, психозы и тяжелые характер-неврозы (Brautigam).

ЛИТЕРАТУРА

Strotzka Н.: Psychotherapie: Grundlagen, Verfahren, Indikationen. 2. Aufl. Urban & Schwarzenberg, Munchen 1978.

Показания и прогноз при психотерапии