ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ
Курсовая работа
По предмету: Экономика предприятия связи и основы предпринимательской деятельности
На тему: «ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ»
Содержание:
Введение
I раздел. Расчет объема работ
IIраздел.Определение доходов на плановый год
III раздел. Расчет численности штата
IVраздел.Определение затрат на производство
V раздел. Расчет показателей эффективности производства
VI раздел. Анализ составленного плана
Заключение
Список используемой литературы
Исходные данные
Таблица 1
Показатели |
Вариант 21 |
Количество ТА за текущий год: Количество ТФ за текущий год: Изменение объема работ в плановом году: - прирост ТА: - прирост ТФ (в %): Структурный состав абонентов в плановом году (%): Квартирный сектор: Народно хозяйственный сектор: |
8100 120 1 кв 1200 2 кв 500 8 65 35 |
Средняя абонементная плата за месяц (тг): - за пользование квартирным ТА: - за пользование н/х ТА: Средний сбор с 1 ТФ в год (тг): Средний доход за одну установку (тг): Доходы от других видов услуг (т.тг): |
370 420 1100 7000 1000 |
Численность штата за текущий год (ед): Рост численности штата в плановом году (%): |
28 24 |
- здания (т.тг): - станционные сооружения (т.тг): - линейные сооружения (т.тг): Нормы амортизации: - здания: - станционные сооружения: - линейные сооружения: Средняя зарплата одного работника в месяц (тг): Норматив затрат на материалы и зап/части. На 100тг. доходов (тг): Норматив затрат на электроэнергию на 100тг. доходов(тг): Прочие виды затрат (%): Расходы периода (%): |
33080 33507 26540 7 5 7,7 8000 4,5 11,5 17,9 20 |
Площадь занимаемой земли (м2): Ставка налога на землю (тг): Налог на транспорт (т.тг): Ставка налога на прибыль (%): Ставка налога на имущество (%): Льготная прибыль(т.тг.): Распределение средств: - на накопление (%): - на потребление (%): |
1500 17 185 20 0,5 70 30 |
Введение
Виды планирования на предприятии подразделяются по срокам, функциям, уровням структуры, видам продукции или услуг. Различают стратегическоеи тактическое планирование (или оперативное планирование). По срокам исполнения наиболее длительным и важным является стратегический план, который направлен на исполнение основных целей предприятия: длительной выживаемости, конкурентоспособности, расширенного воспроизводства. Стратегический план уточняется и детализируется долгосрочными и среднесрочными планами, на которых основаны текущие и оперативно-календарные планы. Текущие планы разрабатываются в условиях, когда информация о возможных изменениях условий достаточно достоверна, поэтому они наиболее реальны и основаны на 1-2 вариантных моделях. При разработке планов с длительным сроком исполнения достоверная информация отсутствует, в процессе исполнения они корректируются с помощью планов с коротким сроком исполнения и основаны на многовариантных моделях развития.
По функциям планы могут быть производственные, коммерческие, инвестиционные, по организации труда, его оплате и мотивации. Производственные планы рассматривают вопросы производства продукции, роста объема и качества продукции. Коммерческие планы решают вопросы обеспечения производства сырьем и другими материальными ресурсами и пути реализации на рынке готовой продукции. Инвестиционные планынаправлены на финансовое обеспечение производства и внедрение инноваций (инновационных и информационных технологий, изготовление инновационной продукции). Планы по труду и заработной плате направлены на обеспечение производства высокопрофессиональным персоналом, способным обеспечить выполнение стратегических целей предприятия, сохранение этого персонала с помощью оптимального размера заработной платы, системы стимулирования труда и социальной поддержки.
По уровням структуры предприятия планы могут быть общефирменные, участковые (цеховые), бригадные, личные, планы отделов, структур управления. Планы нижестоящих по иерархии структур должны совмещать личные (структурные) интересы с целями предприятия. По видам продукции и работ различается планирование производства освоенной или находящейся в процессе освоения продукции и инновационной продукции. Планирование инновационной продукции связано с большей степенью риска, поэтому необходим оптимальный вариант величины планируемых затрат и ожидаемых результатов.
Общефирменный стратегический план основной вид плана, разработка которого базируется на квалифицированном анализе существующей деятельности предприятия, выявлении проблем в его хозяйственной деятельности и разработке путей решения основных целей предприятия в долгосрочной перспективе (от10 до 20 лет). Разработка стратегического плана чаще всего осуществляется с привлечением консультантов консалтинговой компании.
Комплексная разработка путей достижения основных целей предприятия способствует оптимальному решению проблем инвестирования и кредитования производства, внедрению инновационных и информационных технологий, оптимизации структуры и системы управления. В связи с неопределенностью изменений внешних условий в долгосрочной перспективе стратегический план преследует цели не количественной, а качественной эволюции предприятия. Детализация количественного развития уточняется в среднесрочных и краткосрочных планах.
Iраздел. Расчет объема работ
Продукция связи это полезный результат , полученный от передачи информации или от работы технических средств. На каждом предприятии существует своя номенклатура продукции, т. е. перечень:
- Городская телефонная связь;
Телефонные аппараты и установки.
- Междугородняя телефонная связь;
Междугородные телефонные разговоры и каналы сдаваемые в аренду.
- Телевидение и радио;
Каналочасы работы станции.
- Почтовая связь;
Посылки, письма, бандероли и финансовые услуги.
На каждый год объем работ планируется с учетом :
- Внешних факторов:
- Доходность населения;
- Развитие предпринимательства и жилищного строительства ;
2. Внутренних факторов:
- Состояние техники, применение технологий;
- Рост производительности труда.
Если в производстве продукции участвуют 3 предприятия (исходящее, входящее и транзитное), то эта продукция называется обменом. И это составляет открытый цикл производства. Если продукция производится на одном предприятии, то это закрытый цикл производства.
Величина продукции междугородней телефонной сети, почтовой связи, определяется по формуле:
Qпл=(Qтек*Yпл)/100%
где, Qтек величина продукции за текущий год;
Yпл индекс изменения показателя в плановом году, в %.
Объем продукции в телерадиовещании определяется по следующей формуле:
Qтв,рвпл= n*t*365
где, n - количество передатчиков;
t среднесуточная загрузка передатчика в часах.
В конце каждого периода предприятие анализирует выполнение плана и динамику произведенной продукции.
Если предприятие не выполнило плана, то необходимо предложить мероприятие способствующее росту продукции:
- Активизация услуг связи:
Характеризует произведение маркетинговых исследований рынка, гибкость ценовой политики, эффективная рекламная деятельность, расширенные сети предприятия связи;
- Своевременная замена технических средств;
- Повышение качества продукции;
- Повышение квалификации работников.
В практической части курсовой работы, необходимо рассчитать следующие показатели:
- Количество телефонных аппаратов на плановый год:
QплТА= QтекТА+плТА
QплТА= 8100+1200=9300 ТА
где, QтекТА-количество ТА за текущий год;
плТА прирост ТА на плановый год;
- Количество установок телефонных аппаратов:
Qплуст определяется путем суммирования количества прироста ТА
Qплуст= 1200+500=1700 уст.
- Количество таксофонов на плановый год:
QплТФ = QтекТФ(100%+%прироста)/100%
QплТФ = 120(100%+8%)/100%= 129,6 ед.
- Количество телефонных аппаратов на плановый год квартирного сектора:
QплТА/КВ = (QплТА*%КВ)/100%
QплТА/КВ = (9300*65%)/100%= 6045 ТА
- Количество телефонных аппаратов на плановый год народно хозяйственного сектора:
QплТА/НХ = (QплТА*%НХ)/100%
QплТА/НХ=(9300*35%)/100%=3255 ТА
IIраздел.Определение доходов на плановый год.
Доходы предприятия это выручка от реализации услег.
Различают следующие виды доходов:
- Доходы от основной деятельности, то есть от услуг связи;
- Доходы от внереализованных операций: доходы от сдачи в аренду помещений, от ценных бумаг, от подсобных хозяйств и т.д.
На каждый год величина доходов планируется: если предприятие занимается обменом продукции, то величина доходов определяется по формуле:
Дпл= Qпл* dпл
где, Qпл объем продукции на плановый год;
dпл средняя доходная такса, характеризует средний доход с одной
услуги.
Если на предприятии закрытый тип производства, то величина доходов определяется по формуле:
Дпл= Qпл* Т
Где, Т тариф за услугу.
Основными факторами влияющими на величину доходов является объем услуг и тарифы.
Тариф это цена за услуги связи.
Тариф строится по следующей формуле:
Т= Затр.+прибыль+НДС
Затраты включаются в цену исходя из среднего уровня затрат по отрасли.
Прибыль включается в цену на основании рентабельности отрасли (Рент=Приб./затрат*100%).
Налог на добавленную стоимость включается в тариф в размере 12%. Предприятия является посредниками в сборе этого налога для государства.
Если предприятие завышает величину затрат и прибыли включаемую в цену, то весь незаконно полученный доход, государство изымает в республиканский бюджет.
Различают следующие виды тарифов:
- Общие устанавливается на все услуги связисогласно затрат.
- Заниженные устанавливаются ниже общих, в случаях скидок в праздничные дни.
- Повышенные устанавливаются выше общих, устанавливаются в часы наибольшей нагрузки оборудования.
Для получения высоких доходов предприятие должно иметь гибкую ценовую политику.
В практической части курсовой работы, необходимо рассчитать следующие показатели:
- Доходы за пользование квартирным телефонным аппаратом:
ДплТА/КВ= QплТА/КВ * dкв*12/1000
ДплТА/КВ=6045*370*12/1000= 26839,8 тыс. тг
- Доходы за пользование телефонным аппаратом народно хозяйственного сектора:
ДплТА/НХ= QплТА/НХ * dнх*12/1000
ДплТА/КВ= 3255*420*12/1000= 16405,2 тыс. тг
- Доходы от таксофонов на плановый год:
ДплТФ= QплТФ * СборТФ/1000
ДплТФ=129,6 *800/1000= 103,68 тыс. тг
- Доходы от установок на плановый год:
Дплуст= Qплуст* Дуст/1000
Дплуст= 1700*7000/1000= 11900 тыс. тг
- Доход общий на плановый год:
Дплобщ= Д + Ддр
Дплобщ=26839,8+16405,2+103,68+11900+1000= 59247,88 тыс. тг
IIIраздел.Расчет численности штата.
В состав работников предприятия включаются:
- Руководители предприятия;
- Инженерно технические работники и служащие;
- Рабочие связи;
- Младший обслуживающий персонал.
Каждый из этих групп учитывается по следующему составу:
- Списочный;
Определяется отделом кадров на определенную дату.
- Явочный;
Определяется по табелю рабочего времени.
- Средне списочный;
Рассчитывается с помощью средних величин.
Каждый работник предприятия должен отрабатывать определенный фонд рабочего времени.
Виды фондов:
- Календарный:
Определяется по числу календарных дней.
- Плановый фонд рабочего времени:
Определяется путем вычитания их календарных дней, праздничных и выходных дней. Согласно закона о труде в РК установлена 40 36 часовая неделя.
- Фактический фонд рабочего времени:
Определяется путем вычитания из планового фонда, дней неявок на работу.
На каждый год численность работников планируется исходя из утвержденных нормативов. Например, численность работников на обслуживание оборудования рассчитывается по следующей формуле:
Робс= (N*Hшт/Фрв)*Котп
где, N количество обслуживающих технических средств;
Hшт норматив штатный, характеризует количество человеко- часов, необходимых для обслуживания единиц оборудования;
Фрв плановый фонд рабочего времени;
Котп коэффициент отпусков, применяется для замены работников уходящих в отпуск. Составляет в среднем 1,06.
Количество руководителей рассчитывается исходя из нормативов соотношения между руководителями и подчиненными.
Младший обслуживающий персонал определяется на основании нормативов по уборке одного квадратного метра площади.
Вся рассчитанная численность заносится в штатное расписание предприятия.
В течении года штатное расписание может пересматриваться, в сторону увеличения, если происходит расширение предприятия и в сторону уменьшения, если происходит сокращение численности штата В конце каждого года фактическая численность сравнивается с плановой, т.е. определяется перерасход или экономия штата.
В практической части курсовой работы необходимо рассчитать следующие показатели:
Численность работников на плановый год:
рпл= ртек (100%+%прироста)/100%
рпл=28*(100%+24%)/100%= 34,72 ед.
где, ртек численность работников за текущий год.
IVраздел.Определение затрат на производство.
Виды затрат:
- Затраты на производство называются эксплуатационными расходами;
- Затраты на расширение производства;
- Затраты на социально культурные мероприятия.
На каждый год величина эксплуатационных расходов планируется по следующим статьям:
- Фонд оплаты труда:
ФОТ= рпл*з*12/1000
где, рпл численность работников на плановый год;
з средняя заработная плата работников.
- Социальный налог:
Сн=ФОТ*11%/100%
где, 11% - ставка налога.
- Амортизационные отчисления:
А= Фосн* Na/100%
где, Фосн стоимость основных фондов;
Na норма амортизации.
- Затраты на материалы и запасные части:
Ми з/ч= Дплобщ*Нм и з/ч/100
где, Нм и з/ч норматив на материалы и запасные части.
- Затраты на электроэнергию для производственных нужд:
Э/э= Дплобщ*Нэ/э/100
где, Нэ/э норматив на электроэнергию.
- Прочие расходы, связанные с погрузочно разгрузочными работами и транспортными расходами:
Пр=Дплобщ*Нпр/100
где, Нпр норматив по прочим расходам .
Все эти затраты формируют производственную себестоимость продукции.
- Расходы периода
РП=пр.затрат*20%/100%
Включаются затраты на прямую не связанные с производством (реклама, канцтовары и т. д.)
где, пр.затрат сумма производственных затрат.
Все затраты включая расходы периода, формируют полную себестоимость продукции, т. е. общую эксплуатацию расходов.
В конце каждого периода, предприятие анализирует величину затрат, то есть определяет динамику и выполнение плана.
Если, предприятие получает экономию затрат, то тогда будет больше прибыли.
Если, происходит перерасход, то снижается прибыль. Необходимо найти причины перерасхода.
Для эффективности использования затрат применяется показатель себестоимость на 100 тг. дохода. Определяется по формуле:
С100=ЭР/Д *100
где, ЭР сумма эксплуатационных расходов;
Д доходы.
Показатель является основным для определения эффективности производства, поскольку соизмеряет затраты с результатами деятельности. Например, если С100 составляет 70 тг., то тогда прибыль предприятия составляет 30 тг.
При планировании себестоимости учитываются следующие факторы:
- Внешние:
- нормы амортизации и налогов;
- изменение тарифной сетки установленные в государстве;
- уровень инфляции особенно на электроэнергию.
- Внутренние:
- экономия материальных и трудовых ресурсов;
- рост производительности труда.
Для анализа затрат все затраты делятся:
- Переменные величина которых меняется с изменением объемов производства (материалы, запчасти, электроэнергия);
- Постоянные их величина на прямую не зависит от объемов производства (прочие расходы, амортизация, оклады работников).
В конце каждого года предприятие анализирует выполнение плана и динамику затрат, то есть экономию или перерасход. При перерасходе затрат выясняют причины и намечают мероприятия по снижению затрат.
В практической части курсовой работы необходимо рассчитать все основные затраты предприятия и определить полную себестоимость продукции.
Амортизационные отчисления следует рассчитать в таблице №2.
Таблица 2
Виды основных фондов |
Стоимость основных фондов, тыс.тг |
Норма амортизации |
Амортизационные отчисления, тыс.тг |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
33080 |
7 |
2315,6 |
|
33507 |
5 |
1675,35 |
|
26540 |
7,7 |
2043,58 |
|
93127 |
6034,53 |
Величину рассчитанных затрат следует внести в таблицу №3.
Смета затрат:
Таблица 3
Виды затрат |
Стоимость затрат, тыс.тг |
|
3333,12 |
|
366,6 |
|
6034,53 |
|
2666 |
|
6813,5 |
|
10605,3 |
|
20084,8 |
|
4017 |
|
24101,8 |
- Фонд оплаты труда:
ФОТ= рпл*з*12
ФОТ= 34,72*8000*12= 3333,12тыс. тг.
- Социальный налог:
Сн=ФОТ*11%/100%
Сн= 3333,12*11%/100%=366,6тыс.тг.
- Затраты на материалы и запасные части:
Ми з/ч= Дплобщ*Нм и з/ч/100
Ми з/ч= 59247,88*4,5/100=2666 тыс. тг
- Затраты на электроэнергию для производственных нужд:
Э/э= Дплобщ*Нэ/э/100
Э/э= 59247,88*11,5/100=6813,5 тыс. тг
- Прочие расходы, связанные с погрузочно разгрузочными работами и транспортными расходами:
Пр= Дплобщ*Нпр/100
Пр= 59247,88*17,9/100=10605,3 тыс. тг.
- Расходы периода:
РП=пр.затрат*20%/100%
РП= 20084,8*20%/100%=4017 тыс. тг.
- Сумма эксплуатационных расходов:
ЭР= 20084,8+4017= 24101,8 тыс. тг.
Vраздел.Расчет показателей эффективности производства.
Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.
Различают 2 вида прибыли:
- Прибыль общая
Пробщ=Дплобщ-ЭР
где, ЭР сумма эксплуатационных расходов
- Чистая прибыль
ЧП=Пробщ-налогов
а)Налоги вычитаемые из прибыли:
1) Корпоративный подоходный налог:
КПН=(Пробщ-льготыпо налогам)*20%/100
- Налог на землю:
Нз=Площадь*ст.налоги/1000
- Налог на имущество:
Ни=Фосн*0,5%/100%
где, 0,5% - ставка налога на имущество
- Налог на транспорт:
Нтр
Чистая прибыль предприятия используется для формирования следующих финансовых фондов:
- Фонд накопления
Используется предприятием для расширения своей деятельности приобретение оборудований и технологий;
ФН=ЧП*%накоп./100%
- Фонд потребления
Используется на решение социально культурных задач.
ФП=ЧП*%потреб./100%
б)По абсолютной величине прибыли нельзя судить по эффективности производства, поскольку одинаковую прибыль могут иметь предприятия с разным количеством технических средств и работ предприятия.
Об эффективном производстве говорит показатель рентабельность.
Рен=Пробщ/ЭР*100%
Рентабельность используется при формировании цены инвестиционной деятельности:
Цена=Себест.+Приб.+НДС
В каждой под отраслевой связи свой уровень рентабельностей, он зависит от технических особенностей производства услуг.
Предприятие заинтересовано в росте рентабельности, пути ее роста: рост объема услуг, улучшение качества продукции, снижение затрат, эффективное использование технических средств.
В практической части необходимо рассчитать следующие показатели:
- Прибыль общая:
Пробщ=Дплобщ-ЭР
Пробщ=59247,88 24101,8 = 35146 тыс. тг
- Чистая прибыль:
ЧП=Пробщ-налогов
35146 1074,2 = 34071
где, налогов рассчитывается:
а) Налог на землю:
Нз=Площадь*ст.налоги/1000
Нз=1500*17/100=255тыс. тг
б) Налог на имущество:
Ни=Фосн*0,5%/100%
Ни=93127*0,5%/100%=1862,5 тыс. тг.
в) Налог на транспорт:
Нтр=200 тыс. тг.
КПН= (35146-0)*20%/100%=7029,2
налогов= 28+1862,5+7029,2+185=9104,7 тыс. тг.
- Фонд накопления:
ФН=ЧП*%накоп./100%
ФН=34071*75%/100%=25553 тыс. тг
- Фонд потребления:
ФП=ЧП*%потреб./100%
ФП=34071*25%/100%=8518 тыс. тг
- Производительность труда:
Пт=Д/р
Пт=59247,88 /34,72=1706,44
- Коэффициент фондоотдачи:
Кф/о= Добщ/Фосн
Кф/о=59247,88 /93127=0,6
- Коэффициент фондовооруженности:
Кф/в=Фосн/р
Кф/в= 93127/34,72=2682,2
- Себестоимость на 100 тг. дохода:
С100=ЭР/Д*100
С100=24101,8 /59247,88 *100%=40тг.
- Рентабельность:
Рент=Пробщ/ЭР*100%
Рент=35146/24101,8 *100%=145%
VIраздел.Анализ составленного плана.
Полученные данные вносим в таблицу №4.
Таблица 4
Показатели плана |
Величина показателей |
1 |
2 |
|
35146 |
|
34,72 |
|
24101,8 |
|
35146 |
|
1706,44 |
|
40 |
|
0,6 |
|
2682,2 |
|
145 |
Вывод:рассчитанная рентабельность составляет 145%, что означает, что план является эффективным, егоследует внедрять в производство.
Заключение
Стратегическое планирование базируется на научном комплексном анализе проблем предприятия, направлении их устранения и постановке стратегических целей. В отличие от стратегического, долгосрочное планирование использует положительные результаты настоящего и прошлого периодов для планирования расширенного воспроизводства в будущем периоде. Стратегический план базируется на существующем потенциале предприятия, его финансовых возможностях и кадровом обеспечении.
Среднесрочный план рассчитан на средний срок (3-7 лет), он нацелен на реорганизацию производственных процессов и системы управления, расширение ассортимента и улучшение качества продукции. В нем определяется производственная и финансовая стратегия предприятия, его структурных подразделений, стратегия реализации продукции, мероприятия выполнения и корректировки целей и задач долгосрочного и стратегического плана.
Среднесрочный план определяет количество ресурсов, сумму капиталовложений, ассортимент и объемы продукции. Текущий план, звеньями которого являются календарные планы маркетинга, производства, обеспечения ресурсами (на месяц, квартал, год), содержит детальную разработку оперативных планов предприятия и его структур, корректирует пути решения задач среднесрочных и долгосрочных планов. Важную роль в системе текущего планирования имеет финансовый план, который предусматривает обеспечение ресурсами и достижение планируемой прибыли на сумму инвестиций.
Оперативно-календарный план предоставляет информацию обслуживающему персоналу предприятия о производственных процессах и заданиях на соответствующий календарный период. Он детализирует текущий план, решает вопросы транспорта, утилизации отходов, энергообеспечения, контроля качества, обслуживания и ремонта оборудования, распределения производственных процессов среди структур предприятия и членов коллектива.
Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы направлены на один объект планирования, дополняют , корректируют и детализируют стратегический план развития предприятия.
Список используемой литературы:
- И. В. Рубцов «Экономика Организации», 2012г.
- Е.М. Федотенко «Активный раздаточный материал» 2009.
- Интернет.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СТАНЦИИ