Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков
Q] Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков
Цель обучения
Способность оценить в целом общественные, индивидуально-психологические и биологические условия возникновения признаков социальной запущенности и/или заброшенности и обеспечить этим пациентам необходимые мероприятия, сотрудничая с соответствующими психологическими, социальными и психиатрическими службами.
Классификация МКБ-9: 312 DSM III: 312.00
В учебниках по психиатрии проблемам запущенности и заброшенности уделяется, как правило, мало внимания. Это связано с тем, что речь идет не о первичных
86 li. ПСИХИАТРИЯ ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ
психических расстройствах, а о социологических факторах, которые, скорее всего, в первую очередь и в значительной мере определяют отклонения и нарушения в поведении человека. Существенное значение имеет и то, что запущенность и заброшенность рассматриваются в основном не как проблемы самого пациента и его семьи, а как обстоятельства, рассмотрение которых входит в компетенцию общества в целом; это рассмотрение не должно быть односторонним, оно не должно усугублять трудности индивидуума.
{Асоциальное поведение у детей и подростков всегда является попыткой разрешить возникшие проблемы и конфликты, чаще всего неприемлемыми средствами.
Определение
Об асоциальном поведении вследствие социальной запущенности говорят тогда, когда налицо частые нарушения действующих законов или общепринятых представлений о нормах нравственнбсти. При этом не имеют значения мотивы этих нарушений, наличие или отсутствие у данного лица личностных расстройств, укладывающихся в рамки психиатрической терминологии.
Заброшенность констатируется тогда, когда речь идет о длительно протекающем асоциальном поведении, обусловленном нарушением структуры личности и, может быть, его проявлением. С этих позиций понятие заброшенности оказывается наиболее объемным, так как оно рассматривает перманентные изменения личности как предпосылку.
Оба определения применяются не только в повседневном обиходе, но также частично и в научной литературе. В качестве реакции на эти обиходные выражения, зачастую обидные для человека, предпринимаются попытки сделать «болезнетворное общество» ответственным за асоциальное поведение отдельных его членов и таким образом объявить их «невиновными». Старця проблема взаимодействия индивидуальных качеств и окружающей среды, которая всесторонне обсуждается в отношении почти всех проявлений психических расстройств, присутствует, таким образом, и здесь.
Предпринимались многообразные попытки не только представить симптоматологию асоциальности (запущенности и заброшенности) в описательной форме, но также определить ее место с позиций этиологии, лечения и прогноза. Это отнюдь не просто уже потому, что отдельные проявления зависят от возраста и уровня интеллекта пациента и выражаются у мальчиков и девочек неодинаково. К. Hartmann (1970) выделил три отличающихся друг от друга синдрома заброшенности.
1. Синдром нестабильности с нерезко выраженным компонентом ожидания опасности (подавленность, растерянность, невозможность проявить мужество, беспомощность, слабость контактов, бродяжничество).
2. Синдром асоциальности с умеренно выраженной социальной опасностью; это преимущественно пассивная запущенность (запущенность в школе и на рабочем месте, тунеядство, злоупотребление алкоголем, «плохое поведение»).
3. Синдром криминализации с повышенной социальной опасностью, запущенностью с проявлениями агрессивности (угрозы и оскорбительные действия, повреждение и разрушение объектов, противоправные действия в возрасте до 14 лет, непреднамеренные нарушения законодательных положений).
При этом у мальчиков-подростков преобладают правонарушения против собственности при существующих одновременно «хвостах» по школьной программе и
11. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ И ЗАБРОШЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 87
самовольных уходах с уроков; у девочек появляются неупорядоченные сексуальные отношения с частой сменой партнеров, нередко одновременно воровство, «праздношатание», выступающие на передний план.
Что касается основного эмоционального фона, то возможно выделить две основные группы, имеющие четкие различия: депрессивно-дисфоричные подростки противостоят группе, которая характеризуется повышенной экспансивностью, экстраверти-рованностью, повышенными запросами на фоне благодушного настроения.
С точки зрения прогноза неблагоприятными являются такие признаки, как бродяжничество, пониженная толерантность к испытаниям, депрессивное настроение, «хвосты» в школе и на работе, недостаточная способность контактировать с окружающими и злоупотребление алкоголем, а также праздношатание и частая смена сексуальных партнеров у девочек.
Этио-патогенетические представления
В реализации социальной запущенности, как и при других нарушениях поведения у человека, в различной степени играют роль личностные факторы и внешняя среда. Важнейшие факторы могут быть сгруппированы следующим образом: недостаточное воспитание или его отсутствие; невротическое развитие;
церебральные заболевания, умственная отсталость; конституциональная слабость и наследственно-генетические факторы. В каждом отдельном случае для диагноза, прогноза и терапии большое значение имеют распознавание и оценка превалирующих этио-патогенетических факторов. Это особенно важно при наличии церебральной органической недостаточности у ребенка или подростка, так как определяет выбор психологических и лечебно-педагогических мероприятий.
Вопрос о том, существует ли «первичная асоциальность», т. е. девиантное поведение, которое в значительной мере детерминировано наследственно-конституциональ-ными факторами, изначально поставлен неправильно. Конечно, как и почти при всех психических расстройствах, генетический фактор должен приниматься во внимание, но это ни в малейшей степени не говорит о ведущем или решающем значении такого предрасположения для манифестации проявлений запущенности. Большое значение приобретают прежде всего факторы окружающей среды. С другой стороны, не следует недооценивать того, что дети, страдающие психическими или интеллектуальными изъянами, а также те, у кого имеется легкая степень слабости отдельных функций (например, легастения), в первую очередь вступают в противоречие с окружающи- , ми. Подростки с проявлениями заброшенности отличаются более низким уровнем умственного развития, чем население в целом, хотя в этой группе могут находиться и подростки с высоким интеллектуальным уровнем.
Этимология термина «заброшенность» (Verwahriosung) восходит к среднегерман-скому глаголу «забрасывать, проявлять небрежение» (verwarlosen) и дает понять, что речь идет не о чисто пассивном процессе, а напротив, родителям принадлежит активная роль пренебрежения воспитанием своих детей. Рассмотренные в предшествующих главах процессы развития и глубинно-психологические мотивы тесно сплетаются с этими представлениями. Хронические эмоциональные ситуации фрустрации у маленького ребенка из неблагоприятной среды, а также усугубляющие заброшенность непоследовательные и противоречивые воспитательные приемы родителей (вос-
88 II. ПСИХИАТРИЯ ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ
питание по модели маятника) во взаимодействии с уже названными факторами являются главной причиной развивающихся позднее социальной запущенности и заброшенности. К этому следует добавить представляющие угрозу влияния экономической среды и жилищных условий. При определенных условиях асоциальность может оказаться первым и чаще всего нераспознанным проявлением дебюта шизофренного психоза, который манифестирует несколькими годами позже.
Социальное значение
Социальное значение запущенности и заброшенности заключается в том, что общество не в состоянии примириться с фактом, что некоторые его члены входят в столкновение с многократно проверенными и законодательно отрегулированными социальными нормами. Если такие действия все же совершаются, то государство держит наготове каталог мер, предусмотренных Гражданским кодексом, Кодексом о защите молодежи (JWG) и Уголовным кодексом для молодежи (JGG). Спектр мероприятий, предусмотренных законодательными актами, включает как спорадические и случайные меры в отношение малолетних, осуществляемые ведомствами, которые патронируют подростков, так и подключение «воспитательных учреждений», «добровольных помощников в воспитании» (FEH), помещение в приюты (FE), вплоть до применения наказаний, предусмотренных для подростков. Эти меры представляют собой ступенчатую систему реакций общественности, которые определяются необходимостью установления контроля над поведением, выходящим за рамки принятых норм. Эти меры объединяют в различных пропорциях лечебно-педагогические элементы и наказания.
В количественном отношении проблема «общественного эрзац-воспитания» занимает немаловажное место. Так, например, в каждый отдельно взятый отрезок времени примерно 6 % от числа всех малолетних находится под наблюдением ведомств по делам несовершеннолетних, до 4 % малолетних по решениям FEH и FE находятся в специализированных учреждениях. Эти квоты, определенные федеральными властями, значительно колеблются в отдельных регионах, что в основном зависит от социальной структуры общества, различной практики помощи подросткам и деятельности специализированных судов, решающих проблемы подростков.
Терапия
Борьба с асоциальным поведением (запущенностью) и заброшенностью и лечение этих проявлений должны быть ориентированы на условия их возникновения. В этой связи следует напомнить о том, что рамочные общественные условия, сформулированные § 1 JWG, гарантируют каждому ребенку в Германии «права на воспитание физической, душевной и общественной активности», и эти права должны быть использованы. Можно ли осудить безработного подростка, если он берется за бутылку, а потом в нетрезвом виде ведет себя как вандал? Индивидуальная терапия, как правило, малоэффективна. Первым средством выбора являются амбулаторные, полустационарные и стационарные лечебно-педагогические и психологические лечебные учреждения. В дополнение к этому необходимы «терапия окружающей средой» и, прежде всего, консультирование родителей, выяснение школьной и профессиональной ситуации, стимулирование интересов и занятий в свободное время и т. д.
*' II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ И ЗАБРОШЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 89
Выбирая показания для психотерапевтического или лечебно-педагогического курса терапии, необходимо учитывать возраст ребенка/подростка и уровень его развития, а также форму и структуру социальной запущенности и заброшенности. При этом большое значение приобретает создание дружественной атмосферы, выработка положительного отношения пациента к врачу. Если это оказывается возможным, то нужно стремиться к тому, чтобы избежать мер, связанных с изоляцией и отчуждением и предпочесть амбулаторное лечение, например консультирование для детей и подростков и их родителей. Существует много указаний на то, что подобными мерами (поддержка силами социальных работников, членов жилищных объединений и лечебных пансионатов) удается более эффективно повлиять на асоциальное поведение, чем с помощью госпитализации и связанной с ней изоляции в больших воспи-. тательных интернатах и пенитенциарных учреждениях для подростков. Поэтому § 10 JGG предусматривает возможность предоставить подростку, совершившему уголовно наказуемое правонарушение, подвергнуться лечебно-воспитательным мерам у специалиста. При этом подразумевается не только лечебная педагогика в узком смысле, но также лечение с помощью собеседований, лечение отклонений в поведении и аналитическая психотерапия. Оплата мероприятий обеспечивается больничными кассами и, в соответствии с BSHG, специализированными ведомствами для подростков. С другой стороны, нельзя отрицать, что некоторых подростков возможно обучать
только медленно, в условиях закрытого специального интерната, отказавшись от непосредственного удовлетворения их прямых запросов как предпосылки их социального поведения, соответствующего реальности. Здесь им может быть беспечена группо-' вая терапия по типу создания терапевтического сообщества.
Далее, важно, чтобы подростки имели возможность получить во время содержания в интернате или тюремном учреждении профессию, которая в дальнейшем могла бы помочь им в реинтеграции в нормальных социальных отношениях.
ЛИТЕРАТУРА
Hartmann К.: Theoretische und empirische Beitrage zur Verwahriosungsforschung. Springer, Berlin 1970. Nissen G.: Dissozialitat und Verwahriosung. In: Harbauer, Lempp, Nissen, Strunk: Lehrbuch der speziellen
Kinder- und Jugendpsychiatrie. 3. Aufl. Springer, Berlin 1976. Eichhom A.: Verwahrioste Jugend. Die Psychoanalyse in der Fursorgeerziehung. 7. Aufl. Huber, Bern
1971.
Социальная запущенность и заброшенность детей и подростков