Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью кейс - метода
Учебно-методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики с помощью «кейс - метода»Автор: Кунавина Ольга Михайловна, учитель математики МКОУ Верхнехавской СОШ №1 Верхнехавского муниципального района Воронежской области
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию описание опыта применения «кейс-метода» на уроках математики в 6 классе. Статья может быть полезна учителям математики, работающим в общеобразовательных учреждениях, являющихся «пилотными» площадками по опережающему введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В Концепции модернизации Российского образования приоритетом обозначен переход к новым образовательным стандартам. С 2012г. школа, в которой я работаю учителем математики, стала региональной инновационной площадкой введения ФГОС ООО.
Стандарты второго поколения подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. В основе стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В настоящее время учителю не приходится жаловаться на техническое оснащение рабочего места, «методический голод» и отсутствие профессионального общения с педагогами не только иных муниципалитетов, но и регионов. Однако качество образования не растет.
Было установлено, что большинство учащихся 5-х классов испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т. е. имеют недостаточный уровень сформированности умений.
Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать школьникам за время обучения, побуждают искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов и значительное увеличение активных форм работы, т. е. интенсификации обучения.
Интенсификация может быть достигнута за счет изменения форм изучения материала, а также за счет применения активных методов.
Всесторонний анализ учебных достижений моих учеников привел меня к мысли о необходимости приведения в соответствие требований ФГОС к качеству образования выпускников школы и результатов образования, используя иной подход к обучению, позволяющий перевести количество предлагаемой или получаемой учеником информации в качество подготовки школьника, уверенно применяющего свои умения в разных ситуациях и способного достигнуть результатов в направлении личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях.
Так родилась идея использовать на уроке математики «кейс-метод», который довольно давно используется за рубежом в преподавании в бизнес-школах. На уроке предлагаю учащимся «кейс»- некий чемоданчик опыта, а на самом деле - набор учебно-методических материалов, на основании которых ученик в контексте проблемной ситуации определяет математическую задачу и решает ее вместе с одноклассниками. «Кейс»-задача предполагает множественное решение. А осознанный выбор готового к использованию в жизни творческого продукта делают сами учащиеся в процессе делового общения. При этом они учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
На уроке использую трехуровневую модель организации учебной деятельности Устиновой, которую тремя словами можно условно представить так: «приобретение - демонстрация - применение». Путем многоуровневой переработки информации происходит более прочное усвоение теоретического материала, и формируются необходимые универсальные учебные действия.
Значительно повышается мотивация учащихся, так как происходит обмен результатами познавательной деятельности. Появляется чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.
Схема организации урока по теме «Масштаб» в 6 классе с применением интенсивных технологий выглядит так:
- погружение (постановка учебной задачи, до 5 минут);
- теоретическое обучение (работа с понятием «масштаб», прямые и обратные задачи на расчет масштаба);
- активная часть (работа по группам для решения «кейс-задачи», решение практических и сюжетных задач в процессе поиска решения основной задачи);
- групповая дискуссия (обоснование решения «кейс-задачи», применение знаний в новой ситуации);
- самоконтроль, подведение итогов, рефлексия.
Анализ использования «кейс-метода» показал, что не все учащиеся активно включаются в работу вследствие своих особенностей темперамента и познавательной активности, вследствие чего уровень формирования универсальных учебных действий остается низким. Но освоение технологии организации самостоятельной работы и свобода в творчестве формируют умение учиться, применять свои навыки за пределами урока математики и ориентироваться во все возрастающем потоке информации.
Остается проблемной ситуация подбора материала для «кейса», который бы соответствовал возрастным особенностям учащихся и в то же время предполагал множественное решение. Но независимая оценка показала результативность метода: все учащиеся уверенно преодолевают пороговое значение при решении комплексного задания.
Кроме того, применение «кейс-метода» очень эффективно в профориентационной работе, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.