Конспект урока для 1 класса «Наблюдение за рыбкой»


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе

Акименко Ольга Николаевна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №4»Солнышко»

город Урюпинск Волгоградской области.

Конспект урока для 1 класса «Наблюдение за рыбкой»

Цели: Закрепить знания о рыбке, условиях ее жизни в аквариуме /строение, условия жизни, уход за аквариумом/. Развивать логическое мышление, речь, память, интерес ко всему живому. Воспитывать заботливое отношение ко всему, что окружает нас. Активизация словаря: туловище, овальной формы брюшко, спина, плавники, хвост, чешуя. Сухой корм, мотыль, вода чистая и прозрачная.

Материалы: модели с изображением существенных признаков рыб и птиц. Аквариум с декоративными рыбками, мольберт, ватман, синяя гуашь, губки, сухой корм для рыбок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети. Вы всех прекраснее на свете. Вот, таких хороших и пригожих я приглашаю на занятие. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, вот вы все живете в теплых уютных квартирах, домах, вместе с папами и мамами. А у зверей и птиц тоже есть свои дома. Где живут звери?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А птицы?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: А рыбы?

Дети: В воде.

Воспитатель: Лисица живет в норе. Медведь в берлоге. Птицы в гнездах. А рыбы живут в речке, в озере.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте про какой домик я говорю.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

Воспитатель: Что это?

Дети: Аквариум

Воспитатель: Посмотрите, вот у нас аквариум. /Демонстрация аквариума/

Воспитатель: А кто там живет?

Дети: Рыбки, улитки.

/Стук в дверь. Входит Незнайка и несет закрытую салфеткой банку с рыбками/

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел наш любимый герой сказки. Вы узнали его?

Дети: Это Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Незнайка.

Воспитатель: Незнайка, а что это ты принес?

Незнайка: Я пришел к вам от малышей-коротышек из Цветочного города. Они прислали вам в подарок птичку. /Снимает салфетку с банки/. Вот она! Какая красивая!

Воспитатель: Незнайка, а ты не ошибся? Ребята, разве это рыбка?

/Дать возможность детям как можно больше высказать своих предложений, рассуждений/

Незнайка: Да нет, это птичка. Самая настоящая птичка.

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке разобраться, кто же это. А для этого у нас есть карточки – схемы. Что есть у рыбки? /показ карточки/

Дети: Туловище.

Воспитатель: Ну-ка, Незнайка, найди, пожалуйста, карточку, где нарисовано туловище.

/Незнайка выставляет модель – туловище птицы, покрытое перьями/

Воспитатель: Дети, правильно ли сделал Незнайка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Чем покрыто тело рыбки?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Кто поможет Незнайки исправить ошибку.

/Ребенок заменяет карточку – модель/

Воспитатель: А что помогает рыбке двигаться, плавать?

Дети: Плавники.

Незнайка: Я знаю, я знаю. Сейчас я все правильно сделаю.

/Незнайка выставляет модель-ногу птицы/

Воспитатель: Ребята, опять Незнайка ошибся. Кто ему поможет

/Ребенок находит модель-плавник/

Воспитатель: А зачем рыбке нужны плавники?

Дети: Чтобы плавать, двигаться в воде.

Воспитатель: Ребята, а что еще есть у рыбке?

Дети: Хвост.

Воспитатель: А зачем ей хвост?

Дети: Он помогает менять направление: плавать вверх, вниз, влево, вправо.

Воспитатель: Незнайка, помоги нам найти хвост.

/Незнайка ставит карточку с изображением хвоста птицы/

Воспитатель: Правильно сделал Незнайка? Чей это хвост?

Дети: Птицы.

Воспитатель: С помощью хвоста рыбка может менять направление: плавать вверх, вниз, влево, вправо, быстрее, медленно. Дети, давайте немножко отдохнем и покажем, как может двигаться рыбка.

Физкультминутка:

Рыбки плавали, купались.

В теплой, чистенькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Воспитатель: А когда рыбка двигается быстро?

Дети: Когда испугана и когда хочет есть.

Воспитатель: А почему мы так хорошо видим рыбку?

Дети: Потому, что вода чистая, прозрачная.

Воспитатель: А если бы вода была грязной, мутной мы бы ничего не увидели. Вот посмотрите на эти баночки. Одна с чистой водой – поэтому мы хорошо видим в ней карандаш. А в мутной – ничего не видно.

Воспитатель: В какой воде рыбке лучше жить?

Дети: В чистой.

Воспитатель: Да, рыбка любит чистую, прозрачную воду. А чтобы рыбке хорошо жилось, за ней надо ухаживать. Как надо ухаживать?

Дети: Кормить. Менять воду.

Незнайка: А давайте покормим рыбку. Она очень любит, есть мотыля. Это сухой рыбный корм.

/Кормит рыбку вместе с детьми/

Воспитатель: Ну вот, Незнайка, теперь ты знаешь, кого ты нам принес в подарок. Вечером мы ее отпустим в аквариум, и каждый день будем ухаживать за ней и наблюдать, хорошо ли ей живется. А сейчас я предлагаю поиграть вместе с Незнайкой в интересную игру «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница

Мы хотим тебя поймать.

1,2,3 – рыбку лови.

Незнайка: Как у вас хорошо! Как интересно! Даже грустно с вами расставаться.

Воспитатель: Ребята, чтобы Незнайка не грустил, давайте тоже сделаем ему подарок. Сейчас мы подойдем к мольберту и наполним этот аквариум чистой водой. /Дети подходят к мольберту/. Берем в руки губочки, набираем на них краску и закрашиваем поверхность нашего аквариума.

Практическая работа:

Дети закрашивают губкой, смоченной в синей краске, поверхность аквариума. На чистом листе ватмана предварительно нарисованы рыбки восковой свечой. При закрашивании краской, рыбки проявились.

Воспитатель: Ой, посмотрит, кто в нашем аквариуме появился?

Дети: Рыбки.

Незнайка: Вот и у меня будут рыбки. Как красиво. Большое, вам спасибо, ребята!

Воспитатель: А еще, Незнайка, для тебя и для гостей ребята прочитают стихотворение.

Ночью темень, Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре

Белкин след ведет к дуплу.

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь.

И. Токмакова

Воспитатель: Давайте сейчас, ребята, сделаем тишину и посмотрим, где же рыбка спит. Тихонько, чтобы не разбудить рыбок по одному подходим к аквариуму.

/Дети парами или по одному подходят смотреть рыбок в аквариуме и уходят из группы/

Список используемой литературы

1.Волина В. В. В гостях у природы. – С-Пб.: «творческий центр»,1997.

2. Ёлкина Н. В.1000 загадок. – Ярославль,1997.

3. Коломина А. В. Занятия по экологии. – М.: «Творческий центр»,1997.

4. Коробова М. В. Малыш в мире природы. – М.: «Просвещение»,2015.