Рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях
КУРСОВАЯ РАБОТА
Рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях
РЕФЕРАТ
ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТЦИЙ, ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Объект исследования - инвестиционная политика
Предмет исследования - особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе
Цель работы: рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях
Методы исследования: анализ и синтез
Исследования и разработки: исследованы особенности привлечения инвестиций зарубежными странами, изучен и проанализирован опыт и дальнейшие направления развития государственной инвестиционной политики Республики Беларусь
Область возможного практического применения: данные курсовой работы могут быть использованы при изучении курса «макроэкономики»
_____________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1. Инвестиционная политика и её инструменты...................................................4
1.1 Инвестиции - сущность, классификация, субъекты/объекты, источники, роль в экономике......................................................................................................4
1.2 Организация и формы осуществления инвестиционной деятельности.......7
1.3 Ключевые инструменты инвестиционной политики......................................9
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран.........................................13
2.1. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности..............13
2.2. Основы инвестиционной политики США.....................................................16
3. Инвестиционная политика Беларуси в современных условиях.....................20
3.1. Мониторинг инвестиционного климата Республики Беларусь...................20
3.2. Совершенствование инвестиционного законодательства Республики Беларусь....................................................................................................................23
3.3. Краткий анализ результатов инвестиционной политики за 2010-2011гг. и новое содержание инвестиционной политики Республики Беларусь................24
Заключение...............................................................................................................26
Список используемых источников.........................................................................27
Приложение А..........................................................................................................28
Приложение Б...........................................................................................................29
Приложение В...........................................................................................................31
ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционная политика является важной составляющей экономики любой страны, так как инвестиционная активность представляет собой необходимое условие поддержания экономического роста. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе, предопределяют конкурентные позиции страны на мировых рынках, обеспечивают высокий уровень благосостояния населения.
В Республике Беларусь инвестиционной политике уделяют особое внимание. Основной ее целью является экономическая стабилизация, обеспечение положительной динамики устойчивого экономического развития, максимальное привлечение национальных валовых сбережений, внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности.
По сути инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. На данный момент белорусская экономика переживает глубокий кризис, что сказывается на всех сферах жизни белорусов и, в первую очередь, на социальной сфере, что, в свою очередь, вызывает социальную напряжённость в обществе. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Из всего выше сказанного очевидно, что тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе развития.
В данной работе я поставила следующие задачи:
- Раскрыть сущность инвестиций.
- Рассмотреть основные инструменты инвестиционной политики и проанализировать их влияние на инвестиционную активность.
- Изучить опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
- Проанализировать основные аспекты инвестиционной политики Республики Беларусь в современных условиях.
В написании данной курсовой работы были широко использованы материалы различных периодических изданий- «Белорусский экономический журнал», «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь». Широко был использован Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Основой большинства приложений служат данные Национального статистического комитета Республики Беларусь.
1. Инвестиционная политика и её инструменты
1.1. Инвестиции - сущность, классификация, субъекты/объекты, источники, роль в экономике
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей 30 мая 2001 г. и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 г. (последние изменения были внесены 8 июля 2008 г.). Он устанавливает правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
Под инвестициями в белорусском законодательстве понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [3].
Необходимость инвестиций неоспорима и обусловлена рядом различных причин, которые можно сгруппировать следующим образом:
- освоение новых видов деятельности;
- обновление материально-технической базы предприятия;
- увеличение объемов и масштабов производственно-хозяйственной; деятельности;
- повышение качества продукции.
По различным признакам, инвестиции классифицируются в зависимости от:
- экономического содержания и объекта вложения;
- периода инвестирования;
- формы собственности используемого инвестором капитала;
- приобретаемого инвестором права собственности.
По экономическому содержанию инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции (прямые, производственные) представляют собой вложение средств в реальные активы (сферу производства). Они могут направляться на развитие собственной деятельности или создание новых предприятий и фирм.
Финансовые (портфельные) инвестиции представляют собой вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги и активы других предприятий. При их осуществлении инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды и другие доходы. Данный вид инвестиций может иметь как спекулятивный характер, так и быть ориентированным на долгосрочные вложения. Спекулятивные инвестиции имеют своей целью получение инвестором дохода в какой-то конкретный период времени. Долгосрочные ориентированы на стратегические цели инвестора и связаны с участием в управлении предприятием, в которое вкладывается капитал.
Интеллектуальные инвестиции осуществляются в виде:
- приобретения исключительных прав пользования: покупка патентов, лицензий на приобретение, промышленных образцов, товарных знаков;
- приобретения информационных услуг через наем различного рода специалистов;
- приобретения научно-технической продукции, то есть интеллектуальных товаров в материальной форме.Эти товары могут быть представлены любыми носителями информации: в виде печатной продукции, программного обеспечения для компьютеров, аудио- или видеозаписей;
-вложений в человеческий капитал, то есть затраты на образование, подготовку и переподготовку кадров, обучение, здравоохранение и др;
- вложения в инновации (новшества, которые приводят к появлению нового или недостающего на рынке товара/услуги либо уже известного товара/услуги с улучшенными характеристиками). В результате инновационной деятельности удовлетворяются потребности производства и других сфер посредством качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства, улучшения предпринимательской и производственной деятельности [ 7, с.9].
По периоду инвестирования различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инвестиции. Долгосрочные - это вложения капитала на срок более трёх лет, среднесрочные - вложения от одного до трёх лет и краткосрочные - вложения до одного года.
По формам собственности используемого инвесторам капитала выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции. Частные представляют собой вложение капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности. К государственным инвестициям относят вложения капитала, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счёт бюджета, внебюджетных фондов и заёмных средств. Иностранные инвестиции - вложение капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и финансовые инструменты другого государства. Совместные инвестиции осуществляются в результате взаимодействия субъектов страны и иностранных государств.
По приобретаемому инвестором права собственности инвестиции подразделяются на прямые и косвенные. Прямые инвестиции - это форма вложения, которая даёт инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество. Косвенные представляют собой вложения в портфель (набор) ценных бумаг или имущественных ценностей. В этом случае инвестор будет владеть не требованием к активам той или иной компании, а лишь долей в общем портфеле [ 7, с.10].
Следует отметить, что классификация инвестиций может варьироваться в зависимости от источника информации, но сама суть классификации от этого существенно не изменится.
Вложение инвестиций юридическими, физическими лицами и государством в производство продукции (работ, услуг) или их иное использование с целью получения прибыли или дохода, а также для достижения иного результата называется инвестиционной деятельностью. Инвестирование может осуществляться в хозяйственно-коммерческие, научные, культурные, благотворительные и любые другие предприятия и проекты, цели которых не противоречат законодательству Республики Беларусь.
Объектами инвестиционной деятельности выступают:
- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
- ценные бумаги;
- интеллектуальная собственность.
Законодательством Республики Беларусь определен перечень объектов, в отношении которых инвестиционная деятельность, кроме осуществляемой государством, запрещена. Кроме того имеется ряд объектов, которые могут находиться только в собственности государства, но инвестиционная деятельность в отношении которых не исключается.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и т.д.).
Основный субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.
Субъектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь могут
выступать как белорусские, так и иностранные физические и юридические лица, а также другие государства. Особенности регулирования деятельности инвесторов требуют их деления на национальных и иностранных
Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:
- государственные средства;
- собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего, внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых ассоциациями в установленном ими порядке. Сюда же следует отнести сбережения населения и страховые суммы в возмещение потерь;
- привлеченные ресурсы - средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц, средства от благотворительных мероприятий;
- заемные средства. Очень большое значение имеют источники финансирования, относящиеся к данной группе. Это банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы.
Внешними источниками могут выступать как прямые частные инвестиции, так и иностранные кредиты и займы [3].
Роль инвестиций в экономике сложно недооценить, и она обуславливается следующими факторами:
-инвестирование ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту;
-величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;
-рациональное использование инвестиций может привести к эффективному использованию производственных ресурсов.
Величина вкладываемых инвестиций колеблется, в зависимости от некоторых факторов:
-размер сбережений - чем больше сбережений, тем, как правило, больше объем инвестиций;
-величина дохода - чем больше доход, тем больше возможностей для инвестирования;
- доходы предприятий, их затраты и ожидания.
В то же время выделяют непосредственные факторы, которые определяют инвестиции. К ним относятся:
- ожидаемая норма прибыли;
- реальная процентная ставка [7, с.16-21].
Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в объекты различного рода деятельности. У собственника есть два варианта их использования:
- во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности , т.е. осуществить инвестиции и стать инвестором;
- во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг, т.е. собственник будет участником инвестиционной деятельности.
1.2. Организация и формы осуществления инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность это действия юридических, физических лиц и государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для достижения значимого результата - получения прибыли, дохода, решения социальной проблемы и т.д. Эти действия могут совершаться как каждым инвестором в отдельности, так и вместе с другими.
Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:
- создание юридического лица
- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
- доли в уставном фонде юридического лица;
- недвижимости;
- ценных бумаг;
- прав на объекты интеллектуальной собственности;
- концессий;
- оборудования;
- других основных средств [3].
Среди субъектов инвестиционной деятельности различают непосредственно инвесторов и субинвесторов.
Инвесторы - это юридические, физические лица, а также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство, а также его административно-территориальные единицы, выполняют функции инвестора через уполномоченные ими лица. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять обязанности любого другого участника инвестиционной деятельности.
Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.
Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Однако законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой такого права, но не исключает возможности владения, пользования и распоряжения в пределах полномочий, определенных собственником или законом. Инвестор в этом случае участвует в доходах от эксплуатации такого объекта. После приобретения права собственности на имущество инвестор может использовать его в качестве гарантий по всем видам обязательств [3].
Инвестор может передавать право пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством [3].
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь инвестиционная деятельность допускается при наличии необходимых разрешений государственных органов и специализированных служб на капитальное строительство, лицензий на право осуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Он также обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц, соответствующие их компетенции [3].
1.3 Ключевые инструменты инвестиционной политики
Как известно, важную роль в инвестиционной активности субъектов хозяйствования играет инвестиционная политика государства. Весьма существенное воздействие на неё оказывают и рыночные механизмы, и меры государственного воздействия. Наиболее значимыми для стимулирования инвестиционной деятельности государства представляются приведённые ниже инструменты.
1.Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. Ключевой характер данного элемента обусловлен тем, что налоговая поддержка является идеальным инструментом влияния государства на инвестиционную активность субъектов хозяйствования и может включать следующие меры:
- выведение из-под налогообложения отдельных объектов инвестирования, например, инвестиций в инновационную продукцию при расчёте величины НДС;
- сокращение налогооблагаемой базы при расчёте налога на прибыль, например, на величину прибыли направленной на инвестирование инноваций;
- уменьшение налоговых ставок (предоставление налоговых кредитов) при инвестировании социально значимых объектов;
- полное освобождение от налогообложения на конкретный период времени отдельных объектов инвестирования или субъектов хозяйствования, осуществляющих инвестирование в значимые объекты;
- увеличение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, не осуществляющие инвестиционную деятельность, для побуждения их к активному инвестированию;
- снижение налоговой нагрузки для физических лиц за счёт уменьшения ставок подоходного налога при инвестировании ими через финансовый рынок важных объектов;
- создание в субъектах хозяйствования за счёт прибыли инвестиционных фондов специального назначения, например, предназначенных для финансирования реконструкции, технического перевооружения или нового строительства, не облагаемых налогом;
- налоговые «каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов специального назначения;
- льготное налогообложение дивидендов, полученных по акциям, например, инновационно активных субъектов хозяйствования;
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате инвестирования в патенты, лицензии, ноу-хау и другие не материальные активы, входящие в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых субъектами хозяйствования в вузы, академические НИИ в порядке сотрудничества и оказания благотворительной помощи;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с инвестированием социально значимых объектов [1, с. 51-52].
Важно иметь в виду, что снижение налоговой нагрузки неизбежно приведёт к сокращению бюджетных поступлений. В связи с этим необходимо рассчитать экономию бюджетных средств, направляемых государством для поддержки низкорентабельных предприятий, а также увеличение налоговых поступлений за счёт других налогов, связанных с увеличением интенсивности хозяйственной деятельности, обусловленной повышением их научно-технического уровня и конкурентоспособности. При всём этом поступления в бюджет должны вырасти.
2. Амортизационное стимулирование. Как и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, амортизационные отчисления служат важнейшим источником формирования инвестиционных ресурсов. Ориентация на минимизацию сроков службы основных производственных фондов (ОПФ) объективно требует увеличения норм амортизации. Для стимулирования инвестиционных процессов государство разрабатывает соответствующую амортизационную политику, предоставляя субъектам хозяйствования право ускоренного списания на издержки стоимости активной части ОПФ, что предполагает применение регрессивных методов начисления амортизации: перенесение на издержки в первые годы эксплуатации большей части амортизируемого объекта.
В Беларуси прибыль доминирует над амортизационными отчислениями в инвестиционных ресурсах финансирования основного капитала. Основная причина такого положения - стремление субъектов хозяйствования избежать роста издержек, а соответственно и цен. В связи с этим ускоренная амортизация должна сочетаться с такими методами экономического стимулирования, которые позволяют избежать роста издержек, например, снижение затрат по другим статьям. Следует отметить, что амортизационный фонд не в состоянии финансировать расширенное воспроизводство основных фондов, и предприятиям приходиться привлекать дополнительные инвестиции в виде прибыли и кредитов [1, с. 53-54].
3. Защита и государственная поддержка инвестиций. Одной из важнейших составляющих инвестиционной политики любого государства является защита прав на инвестированный капитал. Данная мера также носит стимулирующий характер, но в отличие от двух предыдущих направлена и на физических лиц-инвесторов. Данные меры очень многогранны. Одной из них является защита прав на интеллектуальную собственность(право на результат интеллектуальной деятельности в любой сфере действительности) как объект инвестирования. После юридического оформления права такого рода превращаются в объекты нематериальных активов, состоящих на балансе предприятия. В качестве гаранта защиты интересов собственника интеллектуальной собственности выступает закон. Белорусское законодательство в этой сфере требует значительного усовершенствования.
Ещё одной подобной мерой стимулирования является экспорт и защита инвестиций белорусскими предприятиями. Государственная поддержка экспорта прямых инвестиций может осуществляться по наиболее крупным инвестиционным проектам, имеющим важное значение для экономики государства:
- долевое участие государства в финансировании проектов создания зарубежных производств в виде совместных предприятий или зарубежных филиалов белорусских машиностроительных предприятий, которые ориентированы на экспорт;
- освобождение от таможенных пошлин ввозимой в страну продукции зарубежных филиалов и дочерних компаний белорусских предприятий;
- государственная поддержка белорусских предприятий, приобретающих пакеты акций зарубежных компаний в порядке погашения долгов иностранных государств и предприятий (конверсия долга в инвестиции);
- предоставление льгот в виде государственного страхования экспорта инвестиций для предприятий в приоритетных отраслях экономики Беларуси.
Нужно заметить, что меры стимулирования экспорта капитала следует сочетать с ужесточение валютного контроля, с целью пресечения утечки капитала за рубеж и сокрытия валютных доходов [1, с. 54-55].
4. Венчурное инвестирование. В рамках данного специфического инструмента инвестиционной политики прямые инвестиции предоставляются в обмен на долю акций венчурной компании, без каких-либо гарантий и материального обеспечения со стороны венчурных фирм. Специфика такого инвестирования проявляется в следующем:
- вера в успех венчурного бизнеса;
- в качестве дивидендов а инвестированный капитал выступает доход от продажи доли в бизнесе, который сформировала или поддержала венчурная фирма;
- высокий риск, но высокая эффективность венчурных фирм [1, с.56].
5. Развитие инновационной активности субъектов хозяйствования. Инвестиционная активность напрямую зависит от инновационной активности: с ростом инноваций увеличивается потребность в инвестициях. С другой стороны, без инвестиционных ресурсов инновационная деятельность невозможна. Поэтому между инвестиционной и инновационной политикой существует тесная связь и взаимообусловленность. Даже большие инвестиции в экономику не гарантируют стране устойчивого экономического развития - как элемент научно-технического развития необходим механизм трансформации инвестиций в инновации.
6.Привлечение иностранных инвестиций. Беларусь относится к странам с переходной экономикой, где потребность в инвестициях превышает наличие внутренних инвестиционных ресурсов. Соответственно привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) можно рассматривать как один из инструментов стимулирования инвестиционной активности. ПИИ позволяют провести реструктуризацию предприятий, получить современные материалы и технологии, освоить выпуск новой продукции и зарубежные рынки. С целью увеличения притока ПИИ в Беларусь необходимо корректировка инвестиционной стратегии и совершенствования инвестиционного законодательства. Данные аспекты будет более подробно рассмотрены в третьем разделе курсовой.
2. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран
2.1. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности
Если речь идёт о процессах международного инвестирования и формирования международного рынка инвестиций, то в первую очередь выделяют страны Северной Америки и Европы, а следовательно и транснациональные корпорации из этих стран (как ни странно, Япония выглядит достаточно скромно по показателям инвестиционной активности) [12, с.48].
Ключевой географической особенностью процессов международной инвестиционной деятельности является преобладание в них крупнейших компаний из наиболее развитых стран ЕС (Великобритания, Франция, Германия) и компаний из США. Об этом можно судить прежде всего из данных о потоках ПИИ в ежегодных Докладах о мировых инвестициях Конференции ООН по торговле и развитию (КТР ООН). Необходимо отметить, что данная таблица описывает потоки ПИИ в период с 1995г. по 2007г., но эти данные абсолютно соответствуют нынешней действительности, так как структура данных потоков не потерпела существенных изменений. См. приложение - приложение А, таблица А.1.
Необходимо отметить и то, что европейцы являются абсолютными лидерами в том, что касается ПИИ и финансового сектора. Об этом можно судить не только по оценкам КТР ООН, но и по результатам постоянного анализа информации ведущих финансово-экономических изданий («Файнэншиал Таймс», «Уолл Стрит Джорнэл» и др.) и агентств мира («Рейтер», «Блумберг»). Так, например, отмечается, что европейские группы доминируют в списке 50 крупнейших финансовых ТНК с 34 компаниями, в сравнении с 9 компаниями из США, 4 - из Японии, и 3- из Канады [12, с.50].
Ситуация с доминированием западных стран в инвестиционной деятельности и активности не является случайным стечением обстоятельств. В первую очередь, такое активное развитие процесса инвестирования связанно с умелым использованием инструментов инвестиционной политики, которые стимулируют инвестиционную активность. Все они были проанализированы в первом разделе данной курсовой, а теперь рассмотрим эти же инструменты на примере зарубежных стран.
1. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности. Налоговые льготы на инвестиции в основной капитал в мировой практике чаще всего предоставляются в виде так называемого «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта скидка даётся компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новых технологий и техники. Данная скидка вычитается из суммы исчисленного налога только после ввода новой техники в эксплуатацию. Во многих случаях право на такую скидку закреплено законодательно. Её размер устанавливается в процентах от стоимости внедрённой техники и составляет:
- в Великобритании - 50% (для первого года эксплуатации);
- в Канаде - 10-15% (в зависимости от освоенности территории, на которой базируется компания);
- в Ирландии - 100%;
- в США - 100% (данная льгота применяется в энергетической отрасли).
Нужно отметить, что в Великобритании, Бельгии, Швеции и Италии 100% инвестиций в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) вычитаются из налогооблагаемых доходов компаний. В США и Канаде выделяют налоговые скидки на прирост инвестиций, которые составляют 20%. Кроме того здесь установлении лимит на льготы: дополнительные инвестиции в НИОКР, на которые распространяется льгота, не должны превышать 50% суммы затрат за определённый период.
Не менее интересен налоговый кредит. Эта льгота позволяет предприятиям компенсировать часть затрат на инвестиции из прибыли. Данное явление широко распространено во Франции. Согласно французскому законодательству, предприятия могут уменьшить сумму налога на 50% разницы между величиной инвестиций в НИОКР отчётного года и средним объемом инвестиций за два предыдущих года. Аналогичная система действует и в США. В 2008г. в США сумма налоговых льгот инвесторам составила 4,6 млрд. долл., а в 2016 планируется поднять уровень до 12,3 млрд. долл., что в сумме может дать бизнесу чистую экономию в размере 86,4 млрд.долл.
Одной из задач инвестиционной политики государства является обеспечение ускоренной замены основных производственных фондов. Поэтому применение преференций к предприятиям, которые инвестируют в основные фонды, нужно сочетать с повышением налоговой нагрузки для предприятий, которые не применяют данные методы. Данная мера широко применяется в Германии при уплате налога на недвижимость, где полностью самортизированное, но эксплуатируемое оборудование облагается налогом не по остаточной, а по первоначальной стоимости [1, с.52-53].
2. Амортизационное стимулирование. Применение данного инструмента в разных странах имеет свои особенности. Так, в США установлен пятилетний срок амортизации для оборудования и приборов, используемых в НИОКР, с физическим сроком службы от 4 до 10 лет. Кроме того, в первые два года разрешается списывать до 64% стоимости объекта.
В Великобритании позволено списание полной стоимости оборудования за первый год его эксплуатации, в Германии - 40% расходов на приобретение оборудования для НИОКР. В Швеции разрешено расходы по приобретению оборудования со сроком эксплуатации до трёх лет списывать в год его приобретения , а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет.
Законодательство Франции также разрешает амортизацию в технически передовых областях и в НИОКР, но здесь используется метод дигрессивной нормы, скорректированной на поправочный коэффициент: 1,5 при сроке службы от 3 до 4 лет, 2 - от 5 до 6 лет, 2,5 - свыше 6 лет.
В Канаде применяется система границ сроков амортизации, в пределах которой предприятия самостоятельно выбирают наиболее приемлемый срок амортизации, а годовые нормы амортизационных отчислений изменяются от 4 до 100%.
Преобладание амортизационных льгот в инвестиционной политике западных стран объясняется тем, что в инвестиционных ресурсах финансирования основного капитала амортизационные отчисления занимают от 50 до 75%, в то время как в Беларуси доминирует прибыль [1, с.53].
3. Защита и государственная поддержка инвестиций. Большинство развитых стран имеет чёткую систему защиты прав инвестора. Например, законодательство США предусматривает возможность возмещения обладателю прав на объект интеллектуальной собственности ущерба, причинённого его правам другими лицами. При этом вопрос о размере возмещения убытков правообладателю решается чаще всего во внесудебном порядке - путём ведения переговоров с нарушителем права. Размер возмещения убытков должен быть не менее величины прибыли, которую мог бы получить правообладатель, продав лицензию на использование объекта интеллектуальной собственности. За нарушение авторского права умышленно предусмотрен штраф до 250 тыс. долл., а в случае повторного нарушения - до 500 тыс.долл. и/или тюремное заключение на срок до 10 лет.
За аналогичные нарушения предусмотрено наказание в виде тюремного заключения:
- законодательством Греции - до двух лет;
- Сингапура - до трёх;
- Франции - до четырёх;
- Польши и Венгрии - до пяти;
- Португалии - до шести лет [1, с.54].
4. Развитие инновационной активности субъектов хозяйствования. Как свидетельствует опыт Запада в данной сфере, малые инновационные предприятия, работающие на рынке потребительских товаров и услуг, как правило, более эффективны, чем крупные. Они быстрее и с меньшим объёмом инвестиций внедряют новшества в производство, более гибко реагируют на изменение потребностей населения. Так, по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью рабочих до 100 человек осуществляют в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью 100-1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании с численностью свыше одной тысячи человек.
Подавляющее большинство инновационных разработок в Германии осуществляется также на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые составляют 99% всех зарегистрированных предприятий-налогоплательщиков. Они производят 49% ВВП страны, налоговые поступления этого сектора в бюджете Германии достигают 41%. Интересно, что эти предприятия обеспечивают около 50% валовых инвестиций страны и на них приходится 75% выдаваемых в стране патентов. Примерно 25% малых и средних предприятий производят экспортную продукцию, обеспечивая 17% внешней торговли страны [1, с.56].
2.2. Основы инвестиционной политики США
Система регулирования и привлечения капитала в США способствует достаточно большому объёму капиталовложений, ежегодно направляемых в страну иностранными инвесторами. По этому показателю США занимают одну из лидирующих позиций в мире.
По оценкам зарубежных экономистов, привлекательность американского рынка объясняется в первую очередь тем, что инвестиционная политика правительства США, поощряющая возможность создания стратегических альянсов с американским компаниями в наиболее перспективных отраслях национальной экономики, фактически не претерпела никаких изменений за последние несколько десятилетий и одновременно относится к числу наиболее прогрессивных.
Действующий инвестиционный режим характеризует высокая степень открытости: иностранным инвесторам в большинстве случаев предоставляются равные с национальными производителями права относительно создания, регистрации и деятельности компаний, уплаты налогов, ведения делопроизводства и т.д., на них распространяются также аналогичные ограничения, предусмотренные американским законодательством для граждан США. Интересы иностранцев не ущемляются при разрешении спорных вопросов: фактически отсутствуют ограничения на перевод капиталов и прибыли за границу, в отдельных случаях предоставляется более льготный режим налогообложения и кредитования, и что наиболее важно - в стране существуют конкретные обязательные гарантии от экспроприации, т.е. от принудительного отчуждения имущества частных собственников. Обычно она производится органами государственной власти разных уровней, а также местного самоуправления в интересах общества. Различаются два вида экспроприации: безвозмездная (конфискация) и оплачиваемая (реквизиция) [11].
Основным законом, гарантирующим права иностранных инвесторов, является конституция США, принципиальные положения которой в отношении экономической свободы в полной мере распространяются на юридических и физических лиц из других государств, имеющих намерение либо уже участвующих в создании на территории страны предприятий с привлечением своего собственного либо чьего-либо заемного капиталов.
В США фактически отсутствует единый закон, которым бы руководствовались федеральное правительство и органы управления штатов на местах, при организации своей работы по привлечению иностранных инвестиций в страну. Каждый американский штат, в силу своего территориального расположения, природных и людских ресурсов, самостоятельно разрабатывает и принимает соответствующие законы, а также иные регламентирующие акты по работе с иностранными инвесторами. Причем принятие ими законодательных актов, предоставляющих преференциальные условия национальным компаниям на уровне штата, в определенной степени ограничены специальным положением конституции США под названием Inter-state Commerce Clause, что ещё больше привлекает инвесторов [10].
Кроме того, практически в каждом федеральном законе, регламентирующем развитие отраслей национальной экономики, имеются соответствующие положения, которые в обязательном порядке касаются вопросов целесообразности и возможности привлечения внутренних и иностранных инвестиций.
Несмотря на то, что действующие законы направлены на создание, как в целом по стране, так и на уровне отдельного штата благоприятного инвестиционного климата, определенные ограничения в отношении участия иностранных инвесторов в тех или иных проектах существуют. Они, как правило, касаются вопросов, когда идет речь о защите или предотвращении попыток нанесения ущерба безопасности страны в ряде отраслей национальной экономики:
- атомная энергетика. Имеются ограничения на участие иностранных компаний в проектах с производством и переработкой плутония, эксплуатацией ядерных реакторов и захоронением отходов (Atomic Act, 1954г.);
- предоставление таможенных услуг. Лицензию для работы в качестве таможенного брокера иностранец может получить только в том случае, если его партнёр является американским гражданином и уже имеет документ подобного рода, разрешающий ему работу в этой области (Tariff Act, 1930г.);
- телевидение и радиовещание. Иностранное участие в компании не должно превышать 20% (Communication Act, 1934г.). Аналогичные ограничения распространяются на предприятия в сфере спутниковой передачи информации (Communication Satellite Act,1962г.);
- программы в области передовых технологий. Иностранныйинвестор должен доказать, что создаваемая им компания будет выпускать продукцию, которая даст экономическую выгоду США и выделяемые им на эти цели средства пойдут на проведение научно-исследовательских работ и производство того или иного продукта (American Technology Pre-eminence Act, 1991г.);
- сельскохозяйственное производство. Компании с иностранным участием не могут получатьфинансовую помощь и дотации при производстве и переработке сельхозпродукции.
- рыбная промышленность. Иностранцы не имеют права владеть контрольным пакетом акций компании, которая располагает своими собственными рыболовецкими судами (Anti-Reflagging Act, 1987г.);
- банковская и биржевая деятельность. Федеральный резервный банк США имеет право отказать любому зарубежному финансовому учреждению в просьбе начать работать на американском финансовом и фондовом рынке, в случае если иностранное правительство не предоставляет адекватных условий компаниям и фирмам США (Primary Dealers Act, 1988г.);
- законодательные акты также частично ограничивают участие иностранного капитала при создании акционерных компаний в сфере воздушного и морского транспорта (Federal Aviation Act, 1958г. и Merchant Marine Act, 1920г.), и фактически полностью в области разработки и производства военной техники и вооружения (Defence Production Act, Defence Conversion, Reinvestment and Transition Act, 1992г.) [10].
В американских инвестиционных кругах отмечают, что преимуществом США по сравнению с другими странами является то, что работа по привлечению иностранных инвестиций строится каждым отдельным штатом самостоятельно, на основании долгосрочных и краткосрочных программ, разработанных с учётом местных особенностей и потребностей, в соответствии с местным законодательством.
Все американские штаты имеют свои собственные программы по привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций, поскольку по сложившейся практике федеральное правительство играет пассивную роль при определении экономического развития того или иного региона страны. Руководство местных администраций самостоятельно определяет перспективные направления развития за счёт государственных и привлечённых средств.
Реализация инвестиционных программа уровне штата, как правило, находится под непосредственным контролем со стороны местного агентства по экономическому развитию (Economic Development Agency, SDA), которое возглавляет один из руководителей местной администрации, непосредственно подчиняющийся губернатору [10].
Все штаты рассматривают инвестиции в качестве основополагающего фактора, который позволяет добиться более быстрого экономического развития региона, причём большинство штатов в своих программах отдают предпочтение именно иностранным инвестициям. Для создания более привлекательного инвестиционного климата SDA ежегодно обновляет и улучшает существующие программы, отдавая предпочтение тем отраслям, которые в короткие сроки могут оживить экономику.
Программы по привлечению иностранных инвестиций предусматривают направление потенциальным инвесторам соответствующих предложений , а также широкое участие представителей штата в торговых ярмарках, задействование американских зарубежных дипломатических и торгово-экономических представительств и служб, СМИ, радио и телевидения, глобальной сети интернет.
Направляемое либо распространяемое среди заинтересованных лиц краткое описание программы в большинстве случаев включает в себя информацию о проекте, перечень предоставляемых льгот, возможную схему финансирования, а также контактные телефоны. Как правило, в число преимуществ, предлагаемых отдельными штатами, входит: льготный налоговый режим, кредитная линия на покупку земли, частичное либо полное финансирование закупки необходимого оборудования, участие в обучении персонала, льготные кредиты, создание инфраструктуры и т.д.
Помимо этого, большинство штатов имеют своих собственных представителей в ряде зарубежных государств (Германия, Япония, Великобритания, Тайвань и т.д.), которые активно работают по распространению информации о потенциальных возможностях своего штата.
Детальная информация о конкретных программах, предлагаемых штатами, содержится в специальном справочнике, который издается национальной ассоциацией агентств по развитию штатов (NASDA) [10].
По существующей в США практике, при проведении переговорного процесса, связанного с инвестированием средств, предпочтение и более льготные условия отдаются юридическим и физическим лицам из тех стран, с которыми США имеют двусторонние соглашения по защите инвестиций, а именно:
- Договоры о дружбе, торговле и навигации (Treaties of Friendship, Commerce and Navigation, FCN);
- Двусторонние соглашения по инвестициям (Bilateral Investment Treaties, BIT) [10].
На объем привлекаемых в страну капиталовложений влияет также то, что США является полноправным членом множества международных организаций, например, ВТО (Всемирная Торговая Организация) и ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), в рамках которых имеется возможность эффективно урегулировать вопросы инвестиционного сотрудничества американских и зарубежных компаний.
3. Инвестиционная политика Беларуси в современных условиях
3.1. Мониторинг инвестиционного климата Республики Беларусь
Мировой опыт свидетельствует о том, что в период локальных финансовых кризисов в развивающихся странах и странах с транзитивной экономикой предприятия с привлечёнными инвестициями демонстрируют большую финансовую устойчивость, чем национальные предприятия. Текущий мировой экономический кризис является ещё одним свидетельством справедливости этого факта.
Такое положение предопределяет, с одной стороны, обострение конкуренции среди развивающихся стран за привлечение иностраннных инвестиций, а с другой стороны, стимулирует правительства многих стран к проведению мониторинга инвестиционного климата, чьи результаты можно оценить и затем скорректировать проводимуюю инвестиционную политику.
Мониторинг используется для информационного обеспечения эффективно политики привлечения ПИИ и её гибкой корректировки. Страны, успешно привлекающие ПИИ, проводят его самостоятельно или с помощью международных организаций. Такие международные экономические организации, как ЮНКТАД и ОЭСР наряду с исследованиями по инициативе самих стран регулярно проводят Обзоры инвестиционной политики (ОИП) развивающихся государств. Обзор инвестиционной политики ЮНКТАД базируется на статистической и динамической оценке инвестиционной политики и климата конкретного государства, в результате чего формулируются рекомендации правительствам по привлечению инвестиций и максимизации их положительных эффектов. В обзорах оцениваются тенденции и эффекты ПИИ, а также их регулирование в государстве. Данная оценка включает в себятри направления:
- оценка и выявление проблем экономического развития страны;
- анализ масштабов, роста, форм, структуры ПИИ:
- оценка влияния ПИИ на экономическое развитие и конкретные переменные, например, ВВП, занятость, технологии и т.д. [9, с.68].
ОЭСР рекомендует проводить регулярную комплексную оценку экономической политики для привлечения инвестиций. С этой целью в 2006г. была разработана система отслеживания политики по десяти сферам, оказывающих наибольшее влияние на инвестиции. Среди них:
- инвестиционная политика;
- продвижение и содействие инвестициям со стороны государства
- торговая политика
- конкурентная политика, связанная с непосредственным ростом инноваций в экономике;
- налоговая политика
- корпоративное управление, влияющее на развитие финансового рынка и доверие инвесторов;
- политика в области ответственного поведения бизнеса;
- регулярный диалог между государством и бизнесом;
- поддержка частных инициатив по ответственному поведению бизнеса;
- участие в международном сотрудничестве;
- развитие человеческого капитала;
- развитие инфраструктуры и финансового сектора [9, с.69].
В Республике Беларусь пока ещё не создана целостная и развёрнутая система регулярного отслеживания изменений факторов инвестиционного климата, от которых зависят количественные и качественные параметры экономического развития страны. Вместе с тем о формировании данной системы свидетельствует следующее мероприятие. В рамках инициативы Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при Совете Министров Республики Беларусь в стране ежегодно проводится социологический опрос коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительств об изменениях инвестиционного климата с тем, чтобы согласовать интересы государства и иностранного бизнеса при совершенствовании инвестиционной политики.
Для анализа инвестиционного климата была разработана классификация факторов. Можно выделить следующие три группы факторов: экономические, институциональные и факторы, основанные на стимулирующих мероприятиях.
1. Экономические факторы. Данная группа охватывает условия, которые интересуют инвесторов, ориентированных на поиск нового рынка. Сюда можно отнести размер рынка, экономический рост, природные ресурсы, квалификацию рабочей силы, развитие физической инфраструктуры, стоимость услуг связи и транспорта, возможность покупки высокотехнологичных компаний и т.д.
2. Институциональные факторы. Здесь объединены факторы, которые интересуют всех инвесторов. Это факторы, характеризующие экономическую, политическую и социальную стабильность; порядок создания компаний, конкурентную политику, политику приватизации и т.д.
3. Факторы, основанные на стимулирующих мероприятиях. К данной группе можно отнести различные льготы, налоговые послабления и т.д. [9, c.71-72].
На основе результатов, полученных при опросе руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительств, были определённые выводы и обобщения на начало 2010года.
Общая оценка инвестиционного климата В Республике Беларусь показала, что на протяжении 2007-2009 гг. большинство иностранных инвесторов оценивали инвестиционный климат (ИК) как удовлетворительный. Следует отметить, что за данный период удовлетворительная оценка выросла почти на 9%. См. приложение - приложение Б, рис. Б.1.
Экономические факторы ИК Республики Беларусь получили в основном высокую оценку. Более 50% опрошенных инвесторов к привлекательным факторам отнесли следующие:
- уровень квалификации рабочей силы технических специальностей;
- доступность рынков стран СНГ;
- низкая стоимость рабочей силы;
- уровень квалификации рабочей силы других специальностей;
- возможности развития производства новых товаров и услуг;
- уровень развития телекоммуникаций и информатизации;
- качество инфраструктуры, транспорта и логистики.
К непривлекательным отнесли:
- уровень знания населением иностранных языков(единственный фактор, получивший более 50% голосов опрошенных);
- уровень развития финансового рынка;
- уровень покупательной способности населения;
- доступность природных ресурсов;
- доступность финансовых ресурсов;
- уровень развития страхового рынка;
- доступность рынков стран ЕС.
См. приложение - приложение Б, рис. Б.2.
В институциональных факторах преобладали препятствующие, а не благоприятствующие притоку инвестиций факторы.
Оценивая условия ведения бизнеса, респонденты отметили положительные изменения ИК во многих сферах хозяйственной деятельности.
Наиболее заметные положительные изменения (более 30% ответов) наблюдались в следующих сферах:
- регистрация нового бизнеса;
- условия лицензирования деятельности;
- процедур осуществления проверок финансовой и хозяйственной деятельности;
- условия налогообложения.
См. приложение - приложение Б, рис. Б.3.
Анализ ИК позволяет определить направления, динамику изменения и систему мероприятий по его улучшению. Корректировка инвестиционной политики на основе результатов мониторинга позволит улучшить ИК и рассчитывать на увеличение притока инвестиций, что благоприятно скажется на экономическом состоянии Республики Беларусь.
3.2.Совершенствование инвестиционного законодательства Республики Беларусь
В результате мирового экономического кризиса меняются предпочтения инвесторов: выбираются страны с ёмкими рынками и предпочитаются высокотехнологичные отрасли. В таких новых экономических условиях Беларуси необходимо улучшать состояние инвестиционного климата, для привлечения как можно большего числа инвесторов. Прежде всего, необходимо реформировать законодательство в сфере инвестиций с целью увеличения его прозрачности и приближению к международным законодательным актам. Основной акцент надо делать на реформировании Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, который является главным законом в области инвестирования.
Возможности совершенствования инвестиционного законодательства можно подразделить на некоторые направления.
1.Уточнение определения термина «инвестиции», расширение терминологической базы кодекса. Понятия инвестиций, инвестора в кодексе достаточно широки, в то же время все термины должны быть более точными.
2. Изменение минимального объёма вложения иностранного капитала. Для привлечения ПИИ целесообразно было бы изменить минимальный объём иностранного капитала, который должен быть внесён для регистрации компании как коммерческой организации с иностранными инвестициями. В настоящее время подобная регистрация требуется для любой компании, где иностранный капитал превышает 20000 долл. США. Этот порог уже устарел и , кроме того, он не имеет смысла при привлечении крупных инвесторов. Разумно было бы заменить данный порог таким, который представлял бы собой долю в уставном капитале. Например, регистрации нужна, когда доля иностранных инвестиций составляет 20,30,40% уставного или акционерного капитала компании [6, c.88].
3. Создание отдельных иностранных компаний. Согласно инвестиционному кодексу, только компании, зарегистрированные в Беларуси, имеют право открывать отделения (без образования независимого юридического лица) [3]. Открытие отделений и офисов для иностранных компаний является невозможным. Иностранные компании сначала должны открыть белорусское предприятие, и только потом это предприятие имеет право открытия отделений. В другом случае, иностранным инвесторам доступно лишь открытие представительства, которое не имеет права осуществлять хозяйственную деятельность и заключать контракты. Всё это усложняет задачу открытия отделений иностранных компаний в Республике Беларусь. Необходимо обеспечить возможность для инвесторов создавать отделения, которые бы зависели от них , а не от белорусских компаний с участием иностранного капитала. Замечу, что данное предложение не должно распространяться на банки и страховые компании, так как они оказывают значительное влияние на стабильность государства, его способность управлять капиталом [6, c.89].
4.Обязательства стабильности. Данные обязательства обеспечивают инвесторам уверенность в том, что при каких-либо изменениях законодательства или политики, прежние условия их работы не меняются. Обязательства могут быть обеспечены за счёт национального законодательства, инвестиционных соглашений, соглашений между государством и инвестором [6, c.90].
5.Перечень прав и обязанностей инвестора. Мировая практика показывает, что для привлечения инвестиций перечень прав и обязанностей инвестора не применяется, так как инвесторы и так соблюдают законы и определённые правила национальной экономики.
6. Ограничение возможностей создания фиктивных компаний. Необходимо ужесточить меры по отношению к фиктивным компаниям с иностранными инвестициями (образованны путём перевода капитала из-за рубежа, предварительно переведённого из Беларуси для симулирования притока иностранных инвестиций) [6, c.91].
7. Введение деятельности парков высоких технология и свободных экономических зон в сферу регулирования инвестиционного кодекса [6, c.94].
8. Улучшение законодательства в области интеллектуальной собственности.
9. Улучшение антимонопольного законодательства.
3.3. Анализ результатов инвестиционной политики за 2010-2011гг. и новое содержание инвестиционной политики
Результаты инвестиционной политики Республики Беларусь нашли своё отражение в статистических показателях 2010-2011 годов.
За январь-сентябрь 2011г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 12, 6 млрд. долларов США, что в 2 раза больше чем за аналогичный период 2010г. Это свидетельствует о том, что несмотря на серьёзные экономические проблемы в Республике Беларусь, наша страна по-прежнему привлекательна для инвесторов. Наибольшее количество инвестиций пришлось на долю г. Минска - 9,8 млрд. долларов США или практически 78% от общего количества поступивших инвестиций. Наименьшая доля инвестиций досталась Гродненской области, что наблюдалось и в 2010 году за тот же период. См. приложение - приложение В, таблица В.1.
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации
торговли (33,7% всех поступивших инвестиций), транспорта (32,1%) и промышленности (25,7%). Следует отметить, что вложения инвестиций в торговлю возросли на 14,6%, по сравнению с тем же периодом за 2010год. Параллельно с этим произошло резкое падение вложений инвестиций в транспорт - они стали меньше почти на 20%. Инвестирование в промышленность осталось практически неизменным, по сравнению с 2010 годом. См. приложение - приложение В, рис.В.2.
Предпочтение Беларуси в качестве страны-реципиента инвестиций, отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие [9].
Данный краткий анализ свидетельствует о достаточно эффективной инвестиционной политике, но всё же она нуждается в достаточно масштабных изменениях. Данный вопрос не прошёл мимо руководства нашей страны - 18 февраля 2011г. Совет Министров утвердил Программу деятельности Правительства, а 23 февраля 2011г. она была одобрена Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Данная программа включает в себя формирование новой инновационно-инвестиционной политики.
Новое содержание инвестиционной политики охватывает вопросы работы с иностранными инвесторами, приватизации, продажи государственной собственности. Система приватизации станет более прозрачной. Снимается требование сохранения специализации рабочих мест на приватизируемых объектах, но базовые социальные гарантии будут обеспечены в полном объёме [5, с.5].
В силу обстоятельств объёмы привлечения ПИИ оказались ниж, чем в других странах с переходной экономикой СНГ и Европы. Объём накопленных ПИИ составил 883,1 долл. США, что является одним из самых низких показателей в СНГ и самам низким в Европе. В России он равен 1836,5 долл., Казахстане - 4040,5 долл., Эстонии - 11766,4 долл. США. Данный уровень накопеленных ПИИ требует от правительства более эфффективных механизмов активизации инвестирования. В перспективе на 2015г., объём привлечения ПИИ должен вырасти до 7 - 7,5 млрд. долл. США [5,c. 6].
Эффективность инвестирования будет повышаться за счёт изменения структуры инвестиционного портфеля - доля иностранных инвестиций в объёме инвестиций в основной капитал должна составить не менее 21% [5,c.6].
Основными механизмами реализации новой инвестиционной политики становится расширение финансирования проектов за счёт собственных средств организаций, дебюрократизация, развитие лизинга, фондового рынка, новой амортизационной политики и сокращения незавершённого строительства. Также правительство намерено реализовать максимум возможностей, вытекающих из стратегического сотрудничества с Китайской Народной Республикой [5,c.6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена общая характеристика инвестиций, инвестиционной политики и её инструментов, а главное - инвестиционная политика и инвестиционный климат в Республике Беларусь на современном этапе.
Исходя из содержания курсовой и анализа некоторых данных можно сделать следующие тезисные выводы:
- Основная задача инвестиционной политики - формирование благоприятного инвестиционного климата.
- Привлечение ПИИ - один из самых эффективных способов стимулирования инвестиционной активности.
- Корректировка инвестиционной стратегии стимулирует увеличение притоков инвестиций.
- Беларусь нуждается в усовершенствовании инвестиционного законодательства.
- Структура инвестиций в Беларуси должна быть трансформированна - необходимо увеличить долю ПИИ.
- В Беларуси нужно сформировать полноценный рынок инвестиций с соответствующей инфраструктурой.
- Белорусское налоговое законодательство должно быть скорректированно в сторону увеличения налоговых льгот для инвесторов.
В последнее время в нашей стране, в области создания благоприятного инвестиционного климата, произошли позитивные изменения, однако, существующие серьёзные проблемы затормаживают приток инвестиций. И именно от того, как государство будет действовать в сложившейся ситуации, какую инвестиционную политику будет проводить, и будет зависеть количество и качество инвестиций в Республике Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ильин А.И., Касько С.В. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной активности предприятий // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2011. - N 1.- C.51-57
- Инвестиционная политика | Министерство экономики Республики Беларусь [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy. Дата доступа: 13.11.2011.
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37-З. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780) . Текст кодекса по состоянию на 8 июля 2008г.
- Иностранные инвестиции | Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] / режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_10/10.pdf. Дата доступа: 15.11.2011.
- Мясникович М.В. Структурная политика и модернизация экономики Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. - 2011. - N 2. - C.
- Петрушкевич Е.Н., Барбьери М. Совершенствование инвестиционного законодательства для привлечения эффективных прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь // Белорусский экономический журнал. - 2010. - N 1. - С.86-94
- Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учебное пособие./ 3-е изд., перераб и доп. - М.: КНОРУС, 2006 - 200с.
- Прямые иностранные инвестиции | Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] / режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/regions_current_data/06.pdf. Дата доступа: 15.11.2011.
- Шмарловская Г.А., Петрушкевич Е.Н. Мониторинг инвестиционного климата в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. - 2010. - N 3. - C. 67-77.
- Экономическая география [электронный ресурс] / режим доступа: http://geo2000.nm.ru/data/n_amer/usa/12.htm. Дата доступа: 18.11.2011.
- Экономический словарь [электронный ресурс] / режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/yenidiideaoess.html. Дата доступа: 18.11.2011.
- Ярошевич В.И. Возможности Беларуси на международном рынке инвестиций // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 3. - C.47-55.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1
Примечание - Источник: [12, с.49, таблица 1].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рис. Б.1 - Общая оценка инвестиционного климата, %
Примечание - Источник: [9, с. 72].
Рис. Б.2 - Оценка экономических факторов инвестиционного климата, %
Примечание - Источник: [9,c. 73].
Рис. Б.3 - Оценка изменений условий ведений бизнеса, %
Примечание - Источник:[9, c.75].
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таблица В.1 - Данные о валовом поступлении иностранных инвестиций по областям и г. Минску, тыс.долларов США
Примечание - Источник: [4].
Рис. В.2.
Примечание - Источник: [8].
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Рассмотрение особенностей инвестиционной политики и оценка инвестиционного климата Республики Беларусь в современных условиях