Сексуальные деликты, сексуальные девиации, транссексуальность

Сексуальные деликты, сексуальные девиации, транссексуальность

Цель обучения

Знания о психодинамике перверсий, их значение для сексуальных деликтов. Сексуальные девиации и транссексуальность как медицинская проблема.

Классификация

Определенные сексуальные способы поведения ведут к преступлениям. Сексуальные деликты, как преступления против сексуального самоопределения, вытекают из анормальной психодинамики, которая частично находит объяснение в запретах и наказаниях. К тому же часть сексуальных преступников сексуально девиантны. Сексуальные девиации, или парафилии, имеют внешние признаки, которые характеризуются определенными необычными, иногда причудливыми представлениями или действиями, объектами или ситуациями, которые в большей или меньшей степени требуются для достижения оргазма. Кроме того, в различной степени поражена способность к партнерской взаимосвязи.

Характерным для транссексуальности является интенсивное переживание несоответствия между анатомическим полом и половой идентификацией и исходящее из этого настойчивое стремление выполнять другую половую роль.

Эти «сексуальные меньшинства» (включая гомосексуализм) в своем большинстве не имеют контактов с медициной и психиатрией (за исключением транссексуалов), социально отрицательно стигматизированы, что часто является болезненным фактором и в силу чего возможна их субкультуральная организация. В качестве терапии, которая для них желательна или к которой они прибегают в качестве оправдания, выступает психотерапия сопровождения, проводимая наряду с медикаментозными средствами, приглушающими инстинктивные потребности. Компетентных в этих вопросах психотерапевтов очень мало. Кроме того, нельзя недооценивать, что недостаток знаний и понимания со стороны врача могут придать собеседованию девиантный характер.

Психодинамика перверсий

Важные черты сексуальной девиантности и сексуальных деликтов коренятся в их психодинамике. Это следует иметь в виду, говоря о сексуальных перверсиях. Специфическую роль для перверсной симптоматики (в основном для мужчин) играет защитный механизм сексуализадри. Перверсии имеют компеисаторно-репаратавную функцию, «пломбирующую» трещину «Я». Основой дефицитарного «Я»-развития и «Я»-разграничения и господствующего примитивного мыслительного процесса, возможно, с одной стороны, является клапан для агрессивных и сексуальных инстинктов, а с другой стороны, прикрытие недостатка личностной интеграции и слабой связи с реальностью. Кроме того, эта дефицитарность защищает от глубоко укоренившегося страха. Пер-версные инсценировки есть рискованная реконструкция конфликта раннего детского возраста, особенно опасного для развивающейся мужественности, с его травма-тизацией, обидой и покорностью, сопровождающаяся враждебно окрашенным изменением сексуальной возбудимости и в конечном счете приводящая к высшей точке ощущения оргаистического триумфа. Эта точка зрения находит объяснение в общей теории сексуального возбуждения, дополняя ее, быть может, в том, что архаичные, приносящие экстаз сексуальные переживания могут повторяться,

Существенные результаты исследований психодинамики перверсий дало обследование Schorschu. Mitarb (1985) сексуальных преступников. Авторы описывают три аспекта структуральных корней перверсий в нарушениях личности. Перверсная симптоматика может иметь различную степень интенсивности — от спорадических импульсов в конфликтах или жизненных кризах до перверсной симптоматики как привычного, не связанного с конфликтами поведения и ограниченного перверсного образования как стабильной девиантной ориентации, доходящей до прогредиент-ного «наркоманического» развития и формы течения перверсии.

Дальнейшая оценка места перверсии в личностной структуре различна: от описанных ритуализированных перверсных симптомов, контрастирующих с личностными особенностями, через импульсивное поведение с сильной деструктивной динамикой полиморфно-перверсных проявлений, до хрупкости, проявляющейся не только в перверсности, но и в особенностях характера. Наконец, имеются различия «Я»-близости в перверсиях, т. е. в связи перверсий со «Сверх-Я» и «Я»-идеалом или «Я»-синтонной переработки с признанием и интеграцией в концепции самости и позитивной самооценкой и «Я»-дистонической переработки со стыдом, чувством вины, страхом, страданием и негативной оценкой перверсии как чуждой или болезненной. Оба типа переработки могут либо сосуществовать, либо быть альтернативными. В качестве существенных или отражающих их содержание симптомов перверсии устанавливаются: 1) демонстрация мужской принадлежности пола (своих гениталий);

3) ярость и ненависть (как условие сексуального акта);

4) возникновение влечения при оппозиции (конфликте);

5) очень сильная потенция;

6) заполнение собственной пустоты;

7) тождественное исполнение желания, т. е. удовлетворение, связанное с психикой (при фантазировании, истерических симптомах, символических поступках). Из этого следует, что основная проблематика коренится в четырех личностных

сферах:

—в расстройстве мужской идентификации (1, 2); — в агрессивной проблематике (3, 4, 5); — в расстройствах (нарциссических) переживаний самости (5, 6); — в проблематике отношений (6, 7).

Основная проблематика в различных масштабах отражается в содержании перверсных симптомов и имеет в каждой сфере расстройств различное выражение.

Сексуальные правонарушения

Изнасилование и сексуальное насилие обращает на себя внимание множеством деликтов: в связи со взаимоотношениями между полами, вследствие их медицинской значимости (нанесение ущерба здоровью), большим количеством жертв враждебности и преследования со стороны преступных элементов и пр. Криминальный аспект сексуального насилия связан также с множеством общественных предрассудков и установок, вследствие чего, например, жертвы сексуального насилия встречают больше сочувствия, чем пострадавшие от других видов насилия. Изнасилование ни в коей степени не обусловлено сверхсильной сексуальностью и преобладанием мужских качеств, оно не является проявлением склонности к насилию или агрессивной сексуальности, но есть сексуализированное насилие и агрессивность.

Имеет значение не только частота связанных с насилием сексуальных деликтов среди преступных действий. Не только сексуальность является доминантной психологической темой при изнасиловании, но и переживания превосходства силы и контроля над жертвой, упоение покорностью жертвы, изживание гнева и ненависти и — при групповом изнасиловании — чувства мужской солидарности. Соматическая доминанта, исходящая из того, что женщина насильно становится сексуальным средством, действует как подтверждение психической доминанты и мужественности. Или в покорности жертвы разряжается замещающий гнев на других женщин или женщин вообще, что является подтверждением предрассудка, что женщина является лишь сексуальным средством для возбуждения мужчин. Группа насильников является девиантной в том смысле, что насилие, подавление, преодоление сопротивления и причинение боли являются причиной сексуального возбуждения или необходимы для его возникновения.

Большинство сексуальных деликтов против детей (так же, как и вообще жестокое обращение с детьми) происходят внутри семьи и часто объясняются высокой степенью невежества. Преимущественно эти деликты возникают в расстроенных, эмоционально расшатанных семьях. В таких семьях также нередко встречается инцест, чаще между отцом и дочерью. Причиняемый таким образом душевный ущерб очевиден и Достаточно изучен. И для других сексуальных деликтов в отношении детей жертвы и виновники заранее известны. Дети не так уж редко играют роль суррогат-партнера Для мужчин с алкогольной зависимостью, в состоянии социальной депривации, в

начале разрушительного церебрального процесса или для юношей с выраженными душевными изъянами. Лишь в незначительной части эти правонарушители являются педофилами в плане более или менее выраженной перверсии. Педофилия есть сексуальное возбуждение, специфическим образом связанное с детьми и в большинстве случаев соответствующим образом сексуально ориентированное — чаще гомосексуально, чем гетеросексуально. В первую очередь, речь идет о II—15-летних юношах или же о 8—II-летних девочках, несмотря на то что границы гомосексуальности могут быть и более широкими.

Общим для педофилов является связывание соматической, социальной и сексуальной незрелости детей с эротичностью и отклонениями в чувственности. Сексуальная активность заключается, преимущественно, в прикосновении к гениталиям. Контакт с более юными детьми и насилие очень редки. Отличительной особенностью является неестественная любезность и доминантная (эротическая) тематика, которая нередко сочетается с поучительным или отеческим тоном. Более или менее выражены в этой игре нарциссические или эксгибиционистские потребности. Может иметь место различной степени выраженности страх перед зрелой, взрослой женщиной. Это прямо-таки инфантильно-регрессивные контакты, в связи с чем создается впечатление, что связь с детьми не является собственно репаративной функцией и часто связана с несчастливым детством педофилов.

Эксгибиционизм в нашей культуре встречается часто. Он состоит в том, чтобы поразить женщину, показав ей эректированный половой член, и тем самым произвести на нее впечатление. Это представляет настоящую перверсную инсценировку, так как высшее сексуальное удовлетворение и чувство власти над женщиной достигается при соблюдении пространственного и личностного дистанцирования от нее.

Часто такая «презентация» сопровождается мастурбацией — в зависимости от того, «повезет» ли в данной ситуации; реже демонстрируется неэректированный половой член. В некоторых случаях эксгибиционизм ограничивается единичными случаями в период эмоционального криза; в других случаях эксгибиционистские фантазии постоянны и число эксгибиционистских актов возрастает. Идеальное инсценирование включает в себя реакцию женщины от интереса до испуга; индифферентное отношение к «спектаклю» разрушает перверсную инсценировку. Данная перверсия может проявляться преимущественно по отношению к взрослым женщинам или юным девушкам и сопровождается различной степенью готовности к риску, вплоть до случаев, когда «инсценировка» осуществляется с кажущимся спокойствием. Очень редко эксгибиционизм ведет к половой близости или насилию.

Вуайеризм (скоптофилия) похож на эксгибиционизм, но к нему присоединяется чувство силы и частично враждебности. Похожим на это расстройство являются неприличные телефонные звонки. Относятся ли к этому типу расстройств также и другие широко распространенные сексуальные предпочтения (например, рассматривание сексуальных сцен или порнографической продукции) и их дальнейшая роль. является спорным и интересным вопросом.

Садизм и мазохизм

Сутью садизма является сексуализированная деструктивность и чувство господства. В тщательном анализе, проведенном Schorsch u. Becker (1977), в сложной психодинамике этой перверсии главную роль играет страх отторжения-растворения, идущий через сексуализированный конфликт из поздних фаз развития. Садизм имеет широ-

27. СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕЛИКТЫ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ... 189

кий спектр проявлений от общественных акций (Древний Рим, инквизиция, концлагеря, пытки, популярная садистическая порнография, насилие, связанное с войной) до единичного агрессивно-деструктивного импульсивного поведения и очень редкого стремления к убийству, исходящего из сильной «Я»-дистонической психодинамики.

О садомазохизме говорят тогда, когда обе позиции выступают в сложной взаимосвязи и взаимодействии. Садомазохизм как концентрированная форма изменений личности и ее социального проявления имеет корни в фиксированных мастур-бационных фантазиях, садомазохистских парных сексуальных связях и, наконец, в извращенной садомазохистской перверсии. В конечном итоге, эта тема становится доминантной и преобладающей и реализуется во множестве ритуализированных вариантов, инсценированных в утонченных формах.

Заковывание в кандалы, избиение, истязание кнутом, хлыстом и другими инструментами пыток, а также соответствующая кожаная одежда играют значительную роль. Гетеросексуальные садомазохисты находят мало партнеров с соответствующей сложной сексуальной ориентацией и поэтому обращаются в специализированные бордели или прибегают к мастурбационно-мазохистской практике. Сексуальный мазохизм у женщин преимущественно ограничивается сексуальными фантазиями, в которых собственная активность инсценируется в представляемую ситуацию и пассивно комбинируется с чувством ответственности за сексуальные восприятия. Вообще, представляется, что в садомазохизме тесно переплетаются сексуальное возбуждение и наказание.

Фетишизм и трансверсизм

Фетишизм начинается тогда, когда часть или атрибут женского тела имеет большее значение для возникновение сексуального возбуждения, чем женщина в целом и половая связь с нею. В своих полностью выраженных формах перверсная психодинамика выражается в известных образах отщепленности и фрагментированности, когда женщина заменяется предметами ее одежды, сапогами, туфлями или предметами туалета или ухода за собой, такими, как подвязки (кожаные или пластиковые зажимы для волос и др.).

Когда мужчина испытывает сексуальное возбуждение и/или оргазм, используя женское белье или другие принадлежности женского туалета, то это называется фетиш-ным транвестизмом. Нередко это перверсия принимает характер инсценировки, в которой часто играет роль садомазохистская фантазия. Трансвестизм и садомазохизм имеют много взаимнопересекающихся областей, так что наличие одного расстройства вызывает развитие другого.

Противоположное одевание (cross-dressing) — одевание в одежду противоположного пола, как трансверсизм, может устанавливаться как фетишистское возбуждающее качество и со временем уменьшаться или исчезать, но случается, что ношение одежды противоположного пола вызывает ощущение успокоенности, расслабления и привносит в переживания качество устойчивости. Может развиться определенный стиль жизни, в котором значительно выражена манера держаться как женщина, в открытой одежде, так что это достигает степени так называемой жизни в двух ролях. Имеется много подтверждений существования трансверсистской субкультуры. Многие трансверсы женаты или были женаты, причем частая смена отношений является симптомом относительного душевного равновесия. У трансверсистов преобладает женское начало: их гетеросексуальность в собственном смысле этого понятия ограничена таким образом, что агрессивно-пенетрационный аспект мужской сексуальности отвергается и взамен его устанавливается женский мир переживаний.

VII. СЕКСУАЛЬНОСТЬ

Транссексуальность

Транссексуальность не сопровождается интерсексуальностью или особыми соматическими или генетическими изменениями. Транссексуальность — не болезнь, но общий конечный маршрут различных состояний и течений с расстроенным общим корнем, конфликтным и неоднозначным, исходящим из половой идентификации с неприязнью при связи с собственным полом и завистью к противоположному полу. Неспособность к роли половой идентификации вызывает биологическую потребность осуществить роль другого пола. Транссексуализм в качестве самодиагностики преобладает у мужчин, которые консультируются у врачей и просят их осуществить их желания и провести корригирующие пол мероприятия или оперативное вмешательство, соответствующее их финансовым возможностям. Иногда они обращаются в компетентный суд, который после 1981 г. использует вошедший в силу транссексуальный закон, с просьбой изменить их имя (или, если они прооперированы, и личное положение), поскольку от этого зависит заключение о материальном доверии.

Для прогноза и определения показаний цля врачебного содействия имеет значение способность транссексуалов решительно и упорно в течение не менее одного года исполнять желаемую роль. В этот период испытания и апробирования возможно психотерапевтическое сопровождение, однако даже мягкие альтернативные предложения расцениваются критически и с недоумением. Некритичное предписывание гормонов противоположного пола или антиандрогенов может привести к ошибке, так как они лишь поощряют соответствующие требования. Следует постоянно проверять, не следует ли рассматривать транссексуальные желания в рамках жизненного криза.

Частота транссексуальности составляет 1:10000—20000, причем у биологических женщин она регистрируется в два раза реже (соотношение мужчин-транссексуалов к женщинам-транссексуалам составляет 2:1).

Для мужчин имеются три пути транссексуальности. Первый исходит из трансверсив-ного развития с выраженной внутренней женственностью, при котором установление сексуальных связей с мужчинами служит, прежде всего, целям идентификации и сталкивается с первичной женской ориентацией.

Из сильной женской гомосексуальности, которая отличается от трансверсизма с • переодеванием карикатурно-провокационными моментами, исходит вторая предпосылка транссексуальности. Здесь в противоположность увеличивающейся женственности действует андрофильная сексуальность.

Третья дорога к транссексуальности возникает из относительно асексуального развития или его торможения, при котором социальная и сексуальная некомпетентность в мужской половой принадлежности заставляет искать прибежище в идентификации с женщиной.

Для женщин нет нескольких путей к транссексуальности. На первом месте здесь стоит нарушение половой идентификации, которое комбинируется с женской ориентацией, в связи с чем это переживается не только как гомосексуальность. Транссексуальные женщины отличаются от лесбиянок тем, что они соглашаются в отношениях с партнером выполнять роль мужчины и имеют неплохие шансы удовлетворить свои потребности как лишенный пениса мужчина.

Транссексуальные желания, кроме телесного и душевного изменения, приводят при сочетании их с гормонами противоположного пола к кастрации и созданию вагины у мужчин и мастэктомии и неофаллическим контрукциям у женщин (последнее при особенно аномальном развитии и недостаточном воспитании).

"'. 27. СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕЛИКТЫ, СЕКСУАЛЬНЫЕДЕВИАЦИИ... 191

В настоящее время представляется спорным, является ли транссексуальное развитие следствием глубокого личностного конфликта, связанным с личностной патологией пограничного типа, или психодинамика транссекуалов исходит от их перверсности. Можно говорить о том, что транссексуальность — это восстановленная с искажением функция личности с сильно и глубоко выраженным нарушением самоидентификации.

Садомазохистская тема в транссексуальном развитии означает, кроме того, потребность в кастрации и проявляется прежде всего в позиции раболепия (покорности) перед мужественностью, а также в доминировании женской транссексуальности.

«Нормальная» гомосексуальность не является больше предметом психиатрии. Психопатологической и важной для врача является резкая реакция гомосексуалов на их дискриминацию, имеющую место даже в медицине. Имеется много различных проявлений гомосексуальности: связанные с дискриминацией в обществе; гомосексуальность в фантазиях без соответствующего манифестного поведения; с промискуитетом и легкостью установления сексуальных связей. Женственность мужской и гипермаскулинизация женской гомосексуальности является частичным основанием для деления их на группы. Гомосексуальные взаимосвязи поляризуются не только как активные и пассивные, но также как очень устойчивые и связанные с наслаждением. Так же, как и гетеросексуалы, гомосексуалы могут иметь личностные расстройства, быть перверсными, иметь функциональные нарушения и другие проблемы, связанные с партнерскими отношениями, и нуждаются в соответствующем консультировании. Основаниями для соответствующих медицинских консультаций могут быть также «Я»-враждебные гомосексуальные потребности или фантазии, так же как проблемы бисексуальности.

ЛИТЕРАТУРА

Eicher W.: Transsexualismus. Fischer, Stuttgart 1984. Kockott G.: Sexuelle Variationen. Hippokrates, Stuttgart 1988. Morgenthaler F.: Homosexualitat, Heterosexualitat, Perversion. Qumran, Frankfurt 1984. Schorsch E., N. Becker: Angst, Lust, Zerstorung. Sadismus als soziales und kriminelles Handein. Zur

Psychodynarnik sexuellerTotungen. Rowohlt, Reinbek 1977. Schorsch E. u. a.: Perversion als Straftat. Springer, Berlin 1985. Stoller R. J.: Perversion. Die erotische Form von HaB. Rowohlt, Reinbek 1979.

Сексуальные деликты, сексуальные девиации, транссексуальность