Социальные и культурные взаимосвязи

Социальные и культурные взаимосвязи

Цель обучения

Оценка всеобщего влияния социальных условий (культуры, общественного порядка, окружения, социального слоя, социальных институтов, профессии, семьи) на возникновение, проявление, симптоматологию и течение психических и психосоматических расстройств.

Каким образом воздействуют социальные факторы?

Социальные факторы могут

—вызвать заболевание (это касается всех заболеваний, возникших по данной причине);

— вызвать его проявление при наличии соответствующего предрасположения (заболевание в определенный отрезок времени);

— вызвать определенный набор симптомов (например, наличие идей преследования без профессионального бреда или развитие идей виновности);

— влиять на течение психических заболеваний.

Распределение причинных факторов психических расстройств

Причинные факторы душевных расстройств весьма различны.

Пример. В патологической семейной динамике психические расстройства могут преобладать или, напротив, не проявляться в зависимости от различных причин или причинных факторов.

1. Семья как маленькое социальное объединение. Семейные конфликты являются действительно важными болезненными факторами (см. с. 91).

2. Производство (место работы) и профессия, включая производственные отношения («производственный климат») и организацию, угроза здоровью и истинный ущерб, наносимый здоровью на данном рабочем месте, имеющие большее значение, чем профессия сама по себе.

3. Жилищные условия, место жительства, общество, соседство. У пожилых людей особенно часто происходит декомпенсация при переезде на новое место жительства или в пансионат (интернат). Психосоциальными факторами риска могут быть даже так называемые «спальные районы», в которых отсутствуют коммуникативные центры (торговые лавки, места для приема гостей, игровые площадки и т. д.). Эти факторы действительны также и для больших городов.

4. Социальный слой и субкультура. Микрогруппы, даже составленные из разных социальных слоев, включая так называемые привилегированные группы, служат способом знакомства и обучения нормам взаимоотношений между людьми для реализации их жизненных целей. В различных социальных слоях общества имеется различное отношение не только к страданию или боли, но и к психическому заболеванию.

5. Культура и общество. Понятие психической нормы различается в разных культурах и обществах, так же как предоставляемые этими институтами жизненные условия.

Культуральные аспекты психических расстройств

Душевные отклонения, запреты и толерантность по отношению к ним соответствуют развитию душевных способностей и свойств людей в системе культурных и общественных взаимосвязей. Это действительно и по отношению к научным подходам, системе понятий, а также к терапии и способам оказания стационарной помощи.

Каждой культурной системе соответствует формулирование симптоматики, отношение к происхождению и течению душевных заболеваний.

Формулирование симптомов

В культурных и социальных слоях, где психические расстройства (или определенные формы психических расстройств) не находят поддержки со стороны общества, увеличивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность. Сома-тизация психических отклонений особенно часта в низших слоях общества. Это встречается также и тогда, когда становится невозможным взаимопонимание между врачом и пациентом вследствие различий в мировоззрении (Nathan, 1986).

Душевные страдания, так же как и душевные расстройства, находят отражение в купьтуральной и общественной системе суждений об их причинно-следственных взаимосвязях (об их происхождении и о том, в каких формах выражается состояние духа). Например, бред греховности при депрессии в христианской культуре относится к бредовой систематике вследствие имеющегося в обществе согласия; в развивающихся странах и странах третьего мира к нему может быть другое отношение.

Расстройства и соответствующие им структурные определения могут устанавливаться:

— в развитой культуре и обществе, где они (эти расстройства) достаточно определены и дифференцированы, и даже в тех случаях, когда в данной культуре больной человек имеет индивидуальные формы реагирования;

— в родовых (племенных) культурах, где на широких территориях царит магическое (и уж явно не логически-дискурсивное) мышление и где восприятия и представления не резко отграничены друг от друга, обманы чувств и формальные нарушения мышления не имеют стойких и неизменных симптоматических характеристик.

В индустриальных нациях, где имеется четкое разделение между восприятием и представлением и где бодрствующее сознание оформляет и направляет мысли в логически-дискурсивные категории, обманы чувств и формальные нарушения мышления определяются преимущественно в форме болезненных симптомов.

Для некоторых психических заболеваний, особенно для шизофренных психозов, культурное и общественное значение объектов и их взаимосвязь в силу болезненной измененности и ущербности заменяется субъективной оценкой (Devereux, 1974). Замечание. Формулирование симптоматологии есть взаимосвязанный процесс 1) между психически больными и (или) другими людьми с нарушением поведения и обществом;

2) в становлении культуральных взаимосвязей;

3) в оценке в данной культуре духовных и психических способностей;

4) между пациентом и врачом;

5) между биографией и конкретной, актуальной для данного пациента ситуацией.

Происхождение

Неспецифические причинные факторы. Причинные взаимосвязи в болезнях могут носить специфический и неспецифический характер. Неспецифические факторы определяются также как социальный стресс. Стресс определяется как взаимосвязь между угнетающим фактором и реакцией на него. Эти факторы, являющиеся проявлением экстремальной ситуации (см. с. 26), сами по себе не вызывают болезнь, но могут ' иметь решающее значение для ее возникновения в зависимости от индивидуальной чувствительности к данному фактору. Только после превышения определенного, индивидуального порога чувствительности данный социальный фактор может вызвать заболевание. Некоторые люди продолжают болеть даже после прекращения действия повреждающего фактора (неврозы и депрессии после окончания воздействия стрессовых факторов).

Болезнь часто означает неудачную попытку адекватного знакомства с повреждающим фактором.

Специфические причинные факторы. Социально-эпидемиологические исследования выявляют статистические корреляции между действующими культуральными или социальными факторами и душевным заболеванием (например, между шизофренией

и социальным слоем — социальными условиями в данной среде, между безработицей и алкоголизмом и т.д.). При расшифровке причинных корреляций следует придерживаться комплексной статистической стратегии исследований. Постановка вопроса о первопричине психических заболеваний, лежащей в социальном окружении, не находит подтверждения.

Культуральные и социальные условия через воспитание и окружающую среду действуют путем личностного реагирования (вторичный социогенез). Во взаимосвязи с конституциональными факторами они могут не только образовывать болезненные симптомы, но и формировать предуготованность для различных повреждающих ситуаций (болезненный пункт или, наоборот, способность к отторжению, неприятию). Культуральные и общественные факторы обуславливают также множество психических запретов против не поощряемых в обществе желаний, порой даже их отмену (Anna Freud, Devereux, 1974, u.a.).

Часто культуральные и общественные перемены (например, массовая безработица) приводят к декомпенсации «больных пунктов» или «слабых мест», приводя к декомпенсации, т. е. манифестации, ранее латентной готовности к болезни. Некоторые, попадая в соответствующую травмирующую ситуацию, вытесняют ее. Другие же оказываются в ситуации «вырванных корней» (массовая эмиграция, проблематика гастарбайтеров).

Течение (третичный социогенез)

Социальные условия могут воздействовать на течение психических заболеваний. Отсутствие соответствующих лечебных заведений, так же как узкая или недостаточная сеть психосоциального обслуживания, скрывает психические расстройства и те последствия, к которым приводит их течение. Бедность психиатрических институтов приводит к первичной диагностике повторных больных (Wing u. Brown, 1970) и так называемому синдрому госпитализма, т. е., в конечном счете, к оседанию больных в психиатрических больницах. И, наоборот, в некоторых случаях, особенно при хронической шизофрении, при предъявлении чрезмерных усилий и требований для реабилитации могут возникать психотические обострения и/или глубокие депрессии, приводящие к суициду.

Выводы

Замечание. Знание врачом общих социальных факторов не должно скрывать от него индивидуального и социального анамнеза. Множество проявлений заболевания пациента нуждается в серьезном объяснении, в зависимости от того, членом какой социальной группы он является. Нельзя также считать разрушающие социальные факторы последней и исключительной причиной заболевания. Соматическое, индивидуальное, психодинамическое и социодинамическое тесно переплетаются между собой в клинической картине заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

Devereux G.: Normal und Anormal. Suhrkamp, Frankfurt 1974. Fans R.E., H.W. Dunham: Mental Disorders in Urban Areas. University of Chicago Press, Chicago 1939. Freud A.: Das Ich und die Abehrmechanismen. Kindler, Munchen 1975. Hollingshad A.P„ F.C. Redlich: Social Class and Mental Illness. Wiley, New York 1958.

4. ПЕРЕРАБОТКА И СЛЕДСТВИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 39

Katschnig Н.: Sozialer StreB und psychische Erkrankung. Urban & Schwarzenberg, Munchen 1980. Kleiber D., D. Henkel: Arbeitslosigkeit und Alkoholismus. Jahrbuch fiir Psychopathologie und

Psychotherapie IV/1983. Studien zur kritischen Psychologie. Pahl-Rugenstein, Koln 1983 (S. 18-^2). Nathan Т.: La folie des autres. Traite d'ethnopsychiatrie clinique. Dunod, Paris 1986. Wing J.K., G.W. Brown: Institutionalism and Schizophrenia. University Press, Cambridge 1970. WuIffE.: Ethnopsychiatrie. Akademische Verlagsgesellschaft, Wiesbaden 1978, WuIffE.: Psychisches Leiden und Politik. Campus, Frankfurt 1981.

Социальные и культурные взаимосвязи