Перелётная птица


Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.

На партах у всех — стихотворение «Credo».

Задание. Прочитайте стихотворение и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

(Этот человек уверен в себе, своих силах и возможностях: “когда победно отблистаю”, “мне всё открыто в этом мире”; он не устаёт удивляться миру и восхищаться его красотой: “жарким сердцем веря чуду”, “полон тайною мгновений”, “влюблённый в чары красоты”.)

Слово учителя. Имя этого человека — Николай Степанович Гумилёв.

Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с “дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: “Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.

Эти слова — ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.

Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилёва — это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.

Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления — акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество.

На первом уроке класс разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. На втором уроке заслушиваем выступления учеников. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.