Ведизм в Древней Индии
PAGE 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Набережночелнинский институт федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Казанский (Приволжский) федеральний университет»
кафедра гуманитарных наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История цивилизаций»
на тему: «Ведизм в Древней Индии»
Выполнил студент группы 2132113
Ряднинский М.Г.
Проверила канд. ист. наук, доцент кафедры
Волкова Т.А.
Набережные Челны 2014
Содержание:
С.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Формирование ведической традиции в Индии………………………4
Глава 2. Веды священные книги древнеиндийской религии……………….10
Глава 3. Вероучение ведизма…………………………………………………...17
3.1. Пантеон богов……………………………………………………………….17
3.2. Обрядово-культовая практика……………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Приложение 1. Основные понятия……………………………………………..24
Приложения 2. Основные персоналии…………………………………………24
Приложение 3. Таблица. Классификация ведической литературы…………..25
Приложение 4. Тесты……………………………………………………………26
Введение
Культурное и нравственное становления ведизма в Древней Индии одна из центральных проблем понимания древнего мира осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Особенностью формирования, посредничеством преодоления этносом исторического пространства на некоторой географической территории, древнеиндийская религиозная система повлияла на формирование и характер современной Индии и Азии. Вместе с этим, пример взаимодействие культур и возможности их взаимовлияния предоставляют возможность для изучения иных кроскультурных вариантов.
Изучения первой письменной памятки древнеиндийской цивилизации разрешает проблему изучения нового социально-экономического устрою, разрывает особенности трансформации социальных архетипов и народной памяти.
Предметом изучения данной роботы будет история формирования и особенностей обряда ведизма в Древней Индии.
Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на разностороннее исследовании ведизма и поставлены следующие задачи.
В первой главе: выяснит особенности формирование ведической традиции в Индии.
Во второй главе: раскрыть историю формирования, структуру священных книг древнеиндийской религии.
В третьей главе: проследить особенности обрядово-культовой практики ведизма; охарактеризовать пантеон богов ариев и их смысловую нагрузку.
В работе были использованы материалы учебного характера.
Глава 1
Формирование ведической традиции в Индии
Индийская цивилизация одна из самых давних на планете. На территории Индии найдена немало достопримечательность раннего палеолита. Раскопка поселений Хараппской цивилизации, начало середины III тыс. до н.э., свидетельствует, что уже тогда города имели регулярную застройку; водогон и канализацию, каменное укрепление. Население занималось оросительным земледелием и скотоводством, использовало орудия труда из бронзы. Государство по форме правления было рабовладельческим. Считают, что Хараппску цивилизацию сформировали предки дравідів - одного из современных народов Индии.
В IIIII тыс. до н.э. в бассейне реки Инд существовал еще один центр индийской цивилизации культура Мохенджо-Даро, созданная давними дравидийськими племенами. Города тоже имели регулярную застройку. Развивались металлургия, земледелие. Это было общество, основанное темнокожими туземцами Индостана. Здесь имели достаточно развитое сельское хозяйство и интенсивную торговлю, строили хорошо спланированные города, создали письменность и изобразительное искусство.
Археологическая находка дает определенное представление о веровании этих людей и тотемистических корнях последних. Существует изображение рогатого божества с тремя лицами в окружении зверей. Божество сидит на троне в типичной позе «лотоса» и напоминает более позднего бога индуистов Шиву; три лиц как будто опережают будущую «индуистскую троицу» Тримурти. Есть и изображение божества с туловищем тигра, из председателя которого прорастает растение. Похоже на то, что здесь боготворили деревья, а также некоторые животные: буйвол, тигр, крокодил.
Для этой цивилизации характерный культ плодородия. Найдена много статуэтка, которая изображает богиню-мать. Кроме того, этот культ связан с богом-буйволом, которого изображали на троне; голова божества увенчана рогами. Центральная часть головного убора напоминает крону мирового дерева. В то же время акцентировалась его мужская сущность, что означало его функцию поддерживать и обновлять жизнь. Божество это в надписи отражалось как «Звезда», или «Большая звезда» (то есть Юпитер); на рогах его выделялось 12 годовых колец, что означало двенадцатилетний цикл Юпитера, «год богов». Другие атрибуты божества также имели символический характер: шесть больших браслетов означало власть над шестью сезонами года, а шестнадцать малых власть над мировым пространством. По оба боков от трона изображенные еде, отправление религиозных обрядов, поведения члена каждой касты, отношения между кастой все это издавна получило форму религиозных канонов.
Однако арийцы со временем увидели, что могут раствориться в океане местной жизни. Через то была выдвинута идея о четырех варны (буквально «цвета»), на которых нужно делить общество: жрецы (брахманы), воины (кшартии), простонародье (вайшьи), и более низкие, слуга (шудры). Первые три варны считались выше (белыми, арийскими), последняя обнимала темнокожее местное население, которое должно было служить белым.
Не стоят отождествлять варны с кастой: последние являются разделением людей на группу внутри варны. Да, вайшьи разделяются на земледельцы, ремесленников, купцов; внутри этой касты есть еще и дифференциация за профессией (да, ремесленники бывают кузнецами, ювелирами, сапожниками, и тому подобное).
Эта расовая сегрегация была закреплена в законах, приписанных легендарному мудрецу Наваждение, а реально созданных близко V в. до н.э. На первое место здесь возвышенно брахманов, единственным занятием которых должно было быть изучение Вед и служба ритуалов. Цари (из варны кшатриив) должны уважать брахманов, все другие на них работать. Надлежало им повиноваться: если шудра, например, оскорбил брахмана, ему заливали рота растопленным серебром. Поэтому, кастовая система, освященная в Законах Наваждение и других подобных религиозно юридических кодексах, строилась на расизме, насилии и социальной несправедливости.
Завоевав «черную» Индию, арии начали смешиваться с местным населением, перенимая отчасти его культуру и мировоззрение. Они перешли от кочевого образа жизни к оседлости и земледелию, стали жить в поселках и городах. Много тысяча местных богов и духи влились в достаточно простой пантеон «Вед», который боготворил в начале лишь основную силу и явления природы. Огромный пантеон местных божеств был воспринят как таковой, что отвечает представлением Вед о дифференциации девы и ракшасив божеств и демонов.
В то же время боги (девы) не бывают злыми. Интересная история образа бога Шивы повелителя процессов разрушения. Шива (букв. «милостивый») был сначала туземным богом чернокожей Индии, которого изображали в виде описанного выше воплощения Юпитера еще в эпоху Мохенджо-Даро. Но впоследствии он слился из ведическим Рудрой, богом бури, и начал осмысливаться как отец всего, что связано со смертью и уничтожением. Но смерть не есть «зло»: где Шива ударит своим трезубом, там погибает все, что отживший, высвобождая место для рождения нового. Титулом его становится Магадева большой бог.
Имя одного из основных богов индуистского пантеона Кришна также наводит на мысль о туземном происхождении этой фигуры, поскольку переводится оно как «черный»; но Кришну отождествили с арийским Вишну богом весны и плодородия, символом которого был белый цвет весенней вишни.
От местного населения было перенято и обожание животных (культ слона, мартышки, змеи, и тому подобное); ария уважала как святого животного лишь корову. Некоторые боги начали наделяться тотемистической чертой (например, бог мудрости Ганеша, что изображался в виде слона). Сама идея идола перенята была вчерашними кочевниками от туземцев.
Самые давние боги кочевников-ариев, что более всего уважали природу и скотоводство, были преимущественно светлой фигурой и олицетворяли хорошую естественную силу. Все в природе рассматривалось ариями сквозь призму собственных занятий. В частности святым было все, связанное с коровой, которая давала такое необходимое для питания молоко (тотемистическая черта).
Ведическая религия содержит ярко выраженную патриархальную черту, стройную иерархию богов, полубогов, которые олицетворяют силу и явления природы. Главной ее особенностью является обожание силы природы, анимизм, первобытная магия. За своим характером она была обрядовой: стержневым моментом в ней было жертвоприношение богам. Большую роль играли пение, гимны, молитва, магические заклинания. Святилищ, храмов, изображения богов, в ней не было. Жертвоприношения происходили под открытым небом па специально построенных алтарях. Посредниками между людьми считали жерцов-брахманов, которые владели священными знаниями ведами.
В целом религия ведического периода отличается сравнительной простотой и несложностью. Центральный момент этой религии принесение жертвы. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определенным богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой. Вначале многие из них были, вероятно, племенными богами.
Полное преобладание мужских божеств и почти отсутствие женских отражают, видимо, господство патриархального строя общества. Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родоплеменной общественный строй.
Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.
Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине І тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.
Глава 2
Веды священные книги древнеиндийской религии
Жизнь и мышление давних ариев можно представить себе на примерах из ранних ведических мифов. Каждое природное явление получало здесь мифологическое объяснение. Например, за мифом, большая засуха случилась потому, что демон украл небесную корову и спрятал ее в горе. И только когда люди приготовили верховному богу Индры специальный жертвенный напиток, он бросил у демона молнию и освободил тех небесных животных, которые пошли по небу, проливая дождь небесное молоко, животворное начало бытия. Веды преисполнены первобытно поэтического чувства природы. Составление текстов Вед началось еще в арийской среде эпохи кочевки (ІІІ тыс. до н.э.). Они возникли из пастушьей песни, в которой воспевалась окружающая природа, это известна психологическая модель, за которой творит кочевой поэт: что вижу, о том пою. Веды когда-то полностью учились наизусть (у кочевников-ариев не было письменности). Это огромная масса текстов, которые стали со временем запоминать люди, которые специализировались на принесении жертвы. Эти тексты (гимны, песня богам, заклинания) произносились при службе культа.
После того, как арии осели в Индии, новая цивилизация переняла от вавилонян письменность (письмо деванагари), Веды было в основной их массе записано языком ариев ведическом санскритом (хотя некоторая часть еще и до сих пор бытует в глухих углах Индии в устном виде). Начало создания книги приходится на II тыс. до н.э. Последователи ведизму утверждают, что они не является человеческим творением, а были услышаны мудрецами от Брахмана как священное знание. Длительное время они передавались устно и только в ІІ тыс. записана языком санскрит. Считается, что Веды существуют в их вечной совершенной форме. Поэтому они известны как шрупти (то, что слушается). Благоговение, с которым индусы всегда относились к Ведам, дало им возможность пронести через века такое огромное литературное произведение в устной передаче, причем за это время оно либо вовсе не получало новых дополнений, либо таких дополнений было очень мало. Современный индийский автор С. Н. Дас Гупта в первом томе своей «Истории индийской философии» следующим образом оценивает значение Вед для индусского мировоззрения: «История религий Индии претерпела значительные изменения в период после ведической цивилизации. Но таково было почитание Вед, что они всегда оставались высшим источником религиозной мудрости для всех слоев индусского общества во все времена. Даже сегодня все обязательные отправления культа у индусов по случаю рождения, свадьбы, смерти и т. д. выполняются в соответствии со старым, ведическим ритуалом. Молитвы, которые современный нам брахман произносит три раза в день, составляются из тех же самых стихов Вед, которые служили молитвенными стихами два или три тысячелетия назад... Большая часть санскритской литературы, которая развилась в послеведический период, созданными ею ценностями обязана Ведам и опирается на них как на свой высший авторитет. Системы индусской философии не только подчинены Ведам, но сторонники каждой из этих систем часто спорят друг с другом о превосходстве своей системы, стремясь доказать, что она и только она верно следует Ведам и правильно излагает идеи Вед. Законы, регулирующие традиционные правовые отношения, общественную, домашнюю и религиозную жизнь индусов, их обычаи и ритуал, вплоть до сегодняшнего дня выдаются за систематизированное наследие старого ведического учения, и их обязательность также основана на авторитете Вед. Даже в период английского правления в области наследования собственности, усыновления и других подобного рода юридических вопросах следуют индусскому праву, которое, в свою очередь, считает своим источником Веды».
Веды являются сложным, многогранным литературным массивом, который образуют четыре группы текстов, созданных в разные исторические периоды: Самхиты («Собранное»), Брахманы («Объяснение Брахмана»), Арахъяны («Лесная книга»), Упанишады. Гимны, песня богам и магические заклинания образовали первый раздел Вед, который сложился еще полностью стихийно. Это четыре больших подразделы (самхиты): Ригведа (гимны богам), Самаведа (те же сам гимны и более поздняя песня, распределенная в соответствии с типами жертвоприношений), Яджурведа (гимны и жертвенная формула вместе с объяснением содержания жертвоприношений), Атхарваведа (более чем 700 магических заклинаний на все случаи жизни).
Самой давней среди книг является Ригведа, с которой и начинается древнеиндийская литературная традиция. Зафиксированные в ней мифы и сюжеты питали не только древнеиндийский эпос, но и классическую индийскую литературу. Период ее заключения охватывает в 1200 1000 г. до н.э. Официальный текст содержит 1028 песни среднего размера в 10 строфы. В гимнах Ригведы содержатся славословия в честь важнейших богов, в торжественно-возвышенном стиле воспеваются их деяния, родственные связи, великие потенции и основные функции. Большое место в гимнах Ригведы занимают мифопоэтические образы и сюжеты (вечное преследование богом солнца Сурьей богини утренней зари Ушас, как бы символизирующее бесконечный и ритмичный бет времени; знаменитые «три шага Вишну», которыми он пересек землю; вариант мифа о сотворении мира: рожденный Небом и Землей Индра, выпив сому, стал быстро расти и тем самым оторвал Небо от Земли, после чего он заполнил пространство между ними воздухом, людьми и т. п.).
Самаведа это песнопений из 1549 песен, в основном (кроме 75) повторяющих гимны Ригведы, варьирующих темы этих гимнов.
Яджурведа имеет несколько вариантов самхит, принадлежащих различным школам. Четыре варианта известны под наименованием «Черной Яджурведы». Она состоит из жертвенных формул-заклинаний (яджус) и кратких прозаических комментариев к ним. Две другие самхиты этой веды («Белая Яджурведа») состоят преимущественно из гимнов (около 2000, разделенных на 40 глав). Содержание Яджурвед в основном также повторяет Ригведу.
Атхарваведа четвертая и позднейшая из вед. Названная по имени жрецов-атхарванов, она состоит из 731 заклинания в 20 частях.
В практике индуистского культа каждая Веда была связана с определенной группой жрецов, которые выполняли те или другая функция в обряде жертвоприношения. Скажем, «Атхарваведа», что содержит магические рецепты и заклинания, возможно, должна была стать брахману - жрецу, который следил за правильностью всего процесса жертвоприношений.
Комментарии к самхитам прозаичные Брахманы, которые содержат мифологически ритуальные объяснение. Это книга, написанная брахманами для брахманов. Они содержат комментарии, целью которых является укрепление роли и авторитета жрецов, обоснования кастового разделения общества.
К Брахманам приобщаются свои комментарии Араньяки, к ним «комментарии на комментарии» Упанишады. Араньяки и Упанишады сборники правил для пустельников, старцев, углубленных в познание природы, бытия. Упанишады (санскр. сидеть около учителя ради познания истины) являются своеобразным завершением цикла. К ним входят 250 богословско-философских произведений, поданных в форме размышлений легендарных или полулегендарных мудрецов. Они засвидетельствовали уровень духовного развития тогдашнего индийского общества, особенности богословских и философских взглядов. С определенной условностью Упанишады составляют шесть системы: Веданта, Миманса, Санкхъя, Вайшешика, Йога и Ньяя. Один из ведущих мотивов Упанишад происхождение, развитие и перспектива человечества. У их идет речь и о том, почему человек существует то в страданиях, то в блаженстве, кто вызывает это: время, природа, необходимость, случайность или Пуруша (лицо, которое является Верховным Духом).
Веданта («Конец Вед») и Миманса является сугубо богословскими произведениями, которые рассматривают соотношение человеческой души Атмана с мировой душой Брахмой. Мировая душа рассеяна во всем мире. Для полного слияния Атмана с Брахмой следуют предостерегающе принять все написано в Ведах и скрупулезно выполнять все ритуалы. В этом цель и смысл жизни. Веданта и Миманса оригинально разрешают проблему познания мира: Вселенная это Брахман, познает его Атман, но для этого нужно сначала познать Атмана. Атман это человеческое «Я». Следовательно, познание мира должно начинаться из самопознания, самоусовершенствования. Самопознание высшая форма знания, источник счастья.
Санкхъя утверждает, что Брахма не рассеяна в природе, а природа существует независимо от духа. Это удостоверяет наличие материалистической тенденции в понимании мира. Вайшешика содержит мысль, близкую к атомистической теории.
Йога и Ньяя содержит мысль относительно практической проблемы самоусовершенствования с помощью религиозных и философских принципов. Йога реализует принципы Санкхья для достижения психического и физического самого управления: нужно освободить дух, душу от перерождений, перевоплощений. Йога предлагает систему упражнений, особенно дыхания и правил поведения, для очистки души, которая после этого может достичь слияния с Атманом. Ньяя прибегает к рассуждениям относительно логических средств самоусовершенствования, развития аналитического мышления, формы познания. Познанию поддается не только материальное, но и духовное, в том числе и Атман. С помощью логических построений Ньяя доводит необходимость перевоплощения, достижения мокши (спасение).
Все эти тексты считаются священными (шрути), полученными от богов самыми первыми мудрецами-певцами (риши). Шрути дополнялись ритуальными, законодательными, научными трактатами. Завершение этой работы состоялось в 1-й пол. ІІ тыс. до н.э. Читать и изучать Веды мог сначала лишь мужчина, и то из привилегированной (белых) прослойки населения.
В гимнах Вед временами трудно отделить фигуру одного бога от другого. Очевидно также, что в ариев не было сначала воображения о единственном верховном боге: вероятно, каждое племя выдвигало на эту роль свое божество. Формула чествования переходила от одной фигуры ведической мифологии к другой. Да, гимны воспевают могущество самого давнего верховного бога-громовержца Индры. Впоследствии в Ведах появился бог Праджпати (обладатель живого), и рядом с гимнами Индриы вмещен гимн, в котором качества Индры уже поданы как признаки Праджапати.
Иногда в «Ведах» изображается мир как таковой, что возник вроде бы сам собой, без творца, и все существующее появляется словно сон. Невозможно понять, были ли тогда воды или воздуха; не было ни смерти, ни бессмертия, ни дня, ни ночи. Какое-то существо само собой дышало в мороке, покрытая скорлупой. Но когда она «пожелала», то мир поделился на Сат (То, которое есть) и Асат (То, чего нет). Боги существуют в том мире, который есть, Сат. Но никто не знает, само собой ли зародилось Что-то Одно; и даже Праджапати не знает, что его родило. Лишь мудрецы могут понять то силой уму.
В то же время в Ригведы рассказывается о первобытном яйце, которое сначала обмывали космические воды. Бог Твиштар (еще один претендент на роль творца всего существующего) создал Небо и Землю, форму всех существ, а также бога Индру.
«Солнце это Брахман такое наставление. Объяснения этого: не сущим было это [мир] в начале. Сущим было это. Оно стало. Оно превратилось в яйцо. Оно лежало год. Оно раскололось. Эта оба части скорлупы стало [одна] серебряной, а [вторая] золотой <...> Серебряная это земля, золота небо». Скорлупа превратилась в гору, жилы на реку, жидкость на море. Из этого родилось и Солнце [желток?].
За другим вариантом, боги в начале создали великана. Потом они убили его, разрубили на части, а из той части тела создали весь материальный мир: солнце, небо, воздух, землю. За этим вариантом мифа людей и их разряды были созданы не из Брахмы, а из Пурушы.
Ведическая литература дает возможность проследить, как постепенно внимание народов давней Индии переносилось из явлений внешнего мира на человека, его психику, мышление. Она имела большое влияние на развитие индуистских религиозно философских школы и религиозных течений. Ведические книги считают священными и более поздняя ведическая религия брахманизм и индуизм.
Глава 3
Вероучение ведизма
3.1. Пантеон богов
Самые давние арийские божества порождены поэтическим переживанием природы. Их, по показаниям ведических текстов, немало. К ним обращались, выпрашивая детей, коровы и всяких других благ. Божества Вед те же, что у других народов индоевропейской семьи. Арии помечали их словом Деви, что родственно с латинским Деус. Богам противостояли ассуры (злые демоны), что воплощали всевозможную неурядицу. К ним принадлежит Дьяус, Варуна, Митра, Адити. Возможно, что ассуры были более древними предметами почитания. Они соответствуют иранским благодетельным существам агурам. Злыми духами считались также ракшасы. С ними вели борьбу Индра и другие добрые божества. Ракшасы, вероятно, мифологическое олицетворение враждебных арийцам местных племен дравидов.
Главными богами ведической религии считались бог неба Варун, богиня матери-земли Притхива, боги солнца Суръя, Савитар, Митра, Вишну, Пушан, бог месяца Сому, бог бури Рундру, бог-громовержец Индра, бог огня Агни и др. Матерью богов считалась богиня Адита. И боги, и демоны, олицетворяли соответствующую силу природы. Бог безоблачного неба Варуна (ночное небо; вспомните процитированный выше гимн ночи) был в то же время и богом космических вод, а затем просто превратился в божество моря; ему приписывали также роль хранителя космической гармонии. Богиня утренней зари Ушас имеет соответствующих божеств у греков (Еос) и римлян (Аврора). Кроме того, чествовался богиня Мукша (просветление, мудрость напоминает славянское божество Мокошу).
Самым популярным богом ведического пантеона является Индра, которому из 1028 гимнов Ригведы посвящено 250. Его представляли наделенным наибольшей силой, универсальным обладателем мира, а его поддержку залогом победы в бое. Существует миф о борьбе Индры с чудищем Вритрою (грозовая туча), какой отобразил древние представления о драконе, который поглощает солнце. В Индры был еще один противник Ридра, также связанный с грозой, отец ветров.
Наряду с богами у арийцев почитались и предки питрис, питары (отцы): культ их был отражением патриархально-родового уклада. Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видного места. В одном из гимнов Ригведы говорится: «Да поднимутся питрис трех чинов... Да сохранят они нас в наших призваниях. Наше почитание направлено ныне к древним отцам, к новым отцам, к тем, кто водворяется на земном очаге, к тем, кто пребывает в лоне благородных рас... О отцы Бархишады (сидящие на траве), мы призываем вас на помощь. Наслаждайтесь жертвой всесожжения, что мы даем вам. Дайте нам счастливое покровительство. Удалите от нас зло и грех».
Почитание предков опиралось на представления ведической религии о загробном мире. Несмотря на то, что космогоническая и антропологическая мифология развита была слабо, в 10-й (позднейшей) части Ригведы есть миф о Яме первом человеке, который был также первым умершим и поэтому стал царем загробного мира.
Впоследствии немало боги Вед были забыты; некоторые, как Вишну, изменили свою функцию. Со временем боги стали олицетворять не только естественную, но и общественную силу. С ростом имущественных и общественных расслоений боги начали олицетворять не только природу, но и общественную силу, например, Индра стал выступать как царь богов и как бог войны, Варуна как охранник порядка. В пантеоне богов появляются Кала (время), Кама (любовь, сексуальная практика), а самым авторитетным среди божеств становится Брахман. Ведическая религия начала освящать общественное неравенство.
3.2. Обрядово-культовая практика
Ранняя индуистская традиция храмов не знала. Центром культа был алтарь определенной формы (в виде квадрата, прямоугольника, полумесяца и т. п.), который сообщался с жертвенным местом, ягашала, что являло собой участок утрамбованной (или вымощенной кирпичом) земли. Индуистский жертвенный алтарь являл собой образ сотворения мира. Вода в смеси с глиной символизировали исконные воды и Землю, боковая перемычка воздух, который окружает Землю, и тому подобное. Здесь курятся ароматы, осуществляется пуджа обряд чествования статуи божества.
В ІІ тыс. до н.э. возникла многочисленные ритуалы, которые были описаны в специальных сборниках. Развился культ богов, что заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых гимнами и магической формулой, которая выражала конкретную просьбу людей. Так, в сборнике «Ашвалаяна-Грихьясутра» детально определяется церемония принесения жертвы: «И где бы он не пожелал свершить жертвоприношения, пусть выберет площадку размером не меньше стрелы с каждой стороны. Пусть обмарает его (коровьим гноем) и прочеркнет шесть линии: одну на западном боку (из юга на север), две к востоку по обоим ее концам и три посередине. Пусть он обрызгивает это место, установив огонь и положив в него полено, расчистив (землю) вокруг (огня) и разложив (священную траву); (вершит) обрызгивание молча в восточном направлении, в южном, западном и северном, заканчивая севером. Очистка жертвенного топленого масла происходит с помощью двух цедилки. Две (стебли) трава куша длиной в пядь, с нерасщепленными концами, которые не имеют внутренних пагонов, взяв из двух боков большим и безымянным пальцами так, чтобы ладони руки было обратно вверх, он очищает масло, обернувшись к востоку, один раз произнося мантру: «За указанием Савитара я очищаю тебя лучами Васу, Сурьи, (а) дважды молча» и так далее, и тому подобное с произнесением разнообразных мантр (заклинаний).
Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практичное; это был своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. «Вот масло, где же твои дары?» обращаются к богу. Местами в гимнах проскальзывает фамильярное отношение к богам на почве такого торга. Вот гимн Индре: «Милостивы руки твои, о Индра, и благи, когда расточают дары певцу. Где же замешкался ты? Почему не спешишь на попойку? Или скупишься?
Почему, богач, люди называют тебя щедрым? Ты на подаяния даровит, так слышу от всех: так дари же и мне. За песнь мою воздай казной, о всемогущий...
Будь у меня, о Индра, такие богатства, какими обладаешь ты, я, не жалеючи, одарил бы моего поклонника; я не оставлял бы его в бедности».
Такое чисто практическое отношение к жертве очень интересно. Интересно и то, что самый момент жертвоприношения считался настолько важным, что из него вырос особый мифологический образ: это еще слабо персонифицированный в ведическом периоде образ Брахманаспати господина молитвы или заклинания.
Молитвы, связанные с жертвой, обладали принудительной силой. Боги не могли отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.
Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются, в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов.
Культ также заключался в потреблении священного напитка сомы (возможно, хмельного или наркотического). Пользуясь практикой сжигания жертвы на огне, древние индейцы особенно уважали бога Агни как посредника между людьми и богами здесь просматривается связь с первобытным почитанием огня, которое возникло еще в каменном возрасте. Жертва считалась наивысшим подвигом человека. Бог Праджапати, обладатель, живого, осознавался как покровитель жертвы; впоследствии его даже объявят царем богов.
В ведическом жертвоприношении принимали участие четыре главных жрецов: хотар, чтец гимнов Ригведы, которые должны были умилостивити богов; удхатар, который пел из текстов Самаведы; адхварю, который вершил жертвоприношение, произнося магическую формулу из Атхарваведы; брахман, которому надлежало следить за точным выполнением ритуала, чтобы в обряд не проникло зло.
Ведическая религия (середина ІІ тысячелетия до н.э.) была религией жертвоприношений и ритуалов, большинство из которых были чрезвычайно сложны и осуществлялись в течение недели и даже месяцев. Целью жертвоприношений были не умилостивление Богов, а подчинение их воли жрецов-брахманов, для выполнения желания жертвователя.
В середине ІІ тысячелетие до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. Вызревает протест против дорогой ритуальной практики и засилья жрецов-брахманов. Формируются неортодоксальные религиозные и религиозно философские учения (джайнизм, буддизм), которые отрицают и отбрасывают брахманский ритуализм, призывают к моральному усовершенствованию и уединенной монашеской жизни. Названные учения отбрасывают священный авторитет Вед и сакральность сословного разделения общества, обращают свою проповедь ко всем людям без исключения.
Заключение
Особенностью формирования ведической традиции в Индии было наложения мифологической системы ариев на культурную традицию местных жителей. В системе с становлением нового классового общества трансформировалась и религиозная система древних индийцев. Внедрения материального фактора привело к расслоению общества, а усложнения культовой части религии к выделению правящих классов.
Передаваясь, долгое время в устной традиции, ведическая литература оформилась в цикл сложных многофункциональных текстов. Формирования книг Вед охватывает период в 2 тысячелетия. Несмотря на большой объем разноплановых текстов, пояснений м комментариев ведическая литература все же имеет внутреннюю логику сюжета и нравственной системы, что подтверждается практикой ее использования и в наше время.
Значительное количество божеств у пантеоне ведизма обясняется условиями формирования религии на базе местных религиозных систем. Вместе с этим, большое количество богов характеризовало ведизм как естественную религию. Лишь с усложнением обрядово-культовой практики функциональность богов привязывается к социальным потребностям людей.
Несмотря на слабо сформированную ритуальную составляющую ведизма, привязка кастовой системы к религии приводит к появлению протестных настроев против жрецов и заритуализирования религии. Ведизм был в своей основе возможность повлиять на внешний мир посредством богов и духов, а сформированные в начале І тысячелетия условия сакрализации сословий привела к моральному реформизму ведических истин.
Список использованной литературы
- Альбедиль М. Ф. Индийская религия и философия / Российский Христианский Гуманитарный институт; Институт востоковедения РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.india.ru/india/history/hindi_history.shtml
- Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 426 с.
- Лубський В. І., Лубська М. В. Історія релігій. Підручник: У 2 т. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2007. Том 1. 383 с., 13 іл.
- Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / Пер. с англ. Степанова Л. В., Ястребовой И. П., Княжинской Л. А. М.: Издательство Иностранной литературы, 1954. 442 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964. 559 с.
Приложения
Приложения 1. Основные понятия
Ведизм религиозная система, предшествовавшая брахманизму; развивалась преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э.
Ригведа «Веда песен» собрания песни, которые воспевают богов и обращенных к им молитв.
Яджурведа «Веда жертвоприношений» сборник жертвенной формулы и заклинаний, молитв и правил осуществления жертвоприношений.
Самаведа «Веда напевов» сборник пения, предназначенного для ритуальной цели.
Атхарваведа «Веда заклинаний» сборник магических заклинаний против злых духов.
Ассуры злые демоны, которые воплощали всевозможную неурядицу.
Приложения 2. Персоналии
Притхива богиня матери-земли.
Сому бог Месяца.
Рундру бог бури.
Индра бог-громовержец.
Агни бог огня.
Адита мать богов.
Варна бог безоблачного неба.
Ушас богиня утренней зари.
Мукша богиня просветления, мудрости.
Приложения 3. Таблица. Классификация ведической литературы
Группа книг |
Содержание |
Включает в себя: |
Состоит из: |
«Самхиты» |
собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул и т. п. |
«Ригведа самхита» |
1028 сукт (гимнов), которые подразделяются на 10 мандала (книг) |
«Атхарваведа самхита» |
731 гимна, которые подразделяются на 20 книг |
||
«Самаведа самхита» |
1549 гимнов |
||
«Яджурведа самхита» |
|||
«Брахманы» |
прозаические тексты, содержание которых составляют высказывания относительно различных ритуалов и церемоний жертвоприношения |
«Айтарейя брахмана», «Каушитакй брахмана», «Тандьямаха брахмана», «Джайминия брахмана», «Тайттирийя брахмана», «Шатапатха брахмана» |
|
«Араньяки» |
лесные тексты |
||
«Упанишады» |
трактаты, содержание которых составляю тайные поучения, сообщаемые во время частной беседы наставниками своим ученикам |
«Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирийя», «Айтарейя», «Чхандогья,» «Брихадараньяка», «Светасватара» |
Приложения 4. Тестовые задания
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
Ответ |
1 |
Ведизм развивалась на территории Индии в: |
1. II тысячелетии до н.э. 2. I тысячелетии до н.э. 3. I тысячелетии 4. II тысячелетии |
1 |
2 |
Сопоставьте: 1. «Самхиты» 2. «Брахманы» 3. «Упанишады» |
1. Шатапатха 2. Айтарейя 3. Яджурведа |
1-3 2-1 3-2 |
3 |
Какая из книг Вед есть самой ранней. |
1. Ригведа 2. Атхарваведа 3. Самаведа 4. Яджурведа |
1 |
Ведизм в Древней Индии