Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе (68 часов). Краткое изложение текста
Программа под редакцией B. Я. Коровиной (68 часов)
Введение (1 ч.): Художественное произведение и автор. Изображение
характеров героев.
Мифы (2 ч.)
- Древних славян: Народный миф o солнце. Вечная борьба между
светлыми и темными богами за власть над миром. Представления древних славян o силах природы (силы природы в виде
живых существ). Теория. Миф (развитие представлений).
Устное народное творчество (з ч.)
- Обрядовый фольклор. Трудовые, прaздничные песни, колядки, Веснянки,
масленичные, летние и осенние песни. Эстетическое значение обридсвого фольклора. Пословицы и поговорки.
Краткость и простота. Выражение народной мудрости. Теория. Обрядовый фольклор (начальные представления). Пословицы п
поговорки (закрепление понятии).
Из Древнерусской литературы
- «Повесть врeменных лет», «Сказание o Кожемяке», «Сказание o
Бел-городском киселе» (2 ч.). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел,
отражение народных идеалов (патриотизма, богатырской силы, ума,
находчивости). Теория. Летопись (развитие представлений).
Из литературы XVIII века
- Русские басни (2 ч.). И. И. Хемницер. «Лев, учредивший Совет». Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка
XVIII Века. Теория. Мораль, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Из русской литеpатуры ХIХ века
- A. C. Пушкин (8 ч.). «Узнцк». Вольнолюбивые устремления пскгг,1. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы,
красoты жизни. Роль антитезы. Интонация как средство выражения поэта
ческой идеи. «И И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровы испытаниях.
«Дубровский». Изображение русского барства. Бунт крестьян Осуждение произвола и
деспотизма, защита чести, независимости лиши сти. Роман (бессмертное произведение)тическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к
героям. Теория. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятии).
M. Ю. Лермонтов (3 ч.).
- «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к
оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации. «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека c миром. Теория. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия).
H. B. Гоголь (4 ч.).
- «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы.
Поэтизация чистой и светлой любви. Юмор в повести. Фантастика народных
сказок и легенд в произведении. Теория. Юмор (развитие понятия).
H. A. Некрасов (з ч.).
- «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мысль o величии народа – созидателя духовных и материальных
ценностей. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение
эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. значение
риторических вопросом.
H. C. Лесков (4 ч.).
- «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие,
талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над
царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой
слов, народной этимологией. Теория. Сказ (развитие понятия).
A. П. Чехов (2 ч.).
- «Лошадиная фамилия» , «Пересолил». Добродушный смех в рассказах. Речь героев как источник юмора.
Юмористическая ситуация. Теория. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (2 ч.):
Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», Ф. И. Тютчев. «Неохотно u
несмело...» , «Листья», A. A. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», E. A.
Бараты некий. «Весна, весна!..» «Чудный град...», И. С. Никитин. «Встреча зимы»,
A. H. Майков. «Осень», «Пейзаж», A. K. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях o родной природе.
Из русской литературы ХХ века
- A. A. Платонов (з ч.). Краткий рассказ o писателе. «B прекрасном и
яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Положительный герой. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для
других. M. M. Пришвин (2 ч.). «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Клaдовой
солнца». Смысл названия. Произведения o Великой Отечественной войне (2 ч.): С. M. Симонов. ,«Ты помнишь, Алеша, дороги Смoленщины...»; H. И.
Рыленков. «Бой шел всю ночь...» C. C. Орлов. «Его зарыли в шар земной...», Д.
C. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие o солдатских буднях,
пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений. П. Астафьев (з ч.). «Конь c розовой гривой». Изображение быта и
жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы B. Г. Распутин (3 ч.). «Уроки французского». Отражение в трудностей
военного времени. Жажда знаний y юного героя, его нравственная
стойкость, чувство собственного достоинства, душевная учительницы, ее
роль в жизни мальчика. Теория. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Фазиль Искандер (2 ч.). «Тринaдцатый подвиг Геракла». Влияние на
формирование детского характера. Родная природа в русском поэзии ХХ века (2 ч.): A. A. Блок, ,. ний
вечер». C. A. Есенин. «Задремали звезды золотые...», A. A. Ахатова «Перед
весной бывают дни такие...», H. M. Ру6цов. «Звезда пол. ио. ство радости
и лечили, любви к родной природе и родине в стихах и произведениях
поэтов ХХ века.
‹ Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (68 часов) Вверх Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши» ›
- Методические материалы