Как готовиться к итоговой аттестации в среднем звене
Внимательно слежу за материалами газеты «Литература» об экзаменах по литературе. И вот решила высказать свою позицию по вопросу школьной аттестации, но не в выпускном классе, а в среднем звене, когда интерес к чтению и анализу (да, да — анализу!) художественных произведений у учеников ещё не угас. Впрочем, многое зависит от того, как учитель даёт уроки и как он оценивает детские работы.
Свою задачу учителя я вижу в том, чтобы приохотить детей к чтению, не просто к знанию содержания произведений, а к чтению вдумчивому, аналитическому. Именно поэтому никогда не понимала и не признавала тем сочинений типа: «Что возмутило бы Чацкого в наши дни?», «Как бы я повёл себя на месте Хлестакова, если бы оказался в городе N?», «Как сложилась бы судьба Катерины, если бы Борис взял её с собой?». Конечно, авторы такого рода работ могут проявлять (и проявляют!) творческую фантазию, но при написании их ученикам, по сути, не требуется чтение, они могут ограничиться поверхностным знанием содержания и столь же поверхностным знакомством с героями художественного текста. А для этого вполне могут пригодиться сборники под названием «Все произведения русской литературы в кратком изложении», с которыми учитель, по моему мнению, просто обязан вести борьбу. Заставить читать из-под палки, конечно, нельзя. А что можно и нужно сделать, чтобы дети с интересом открывали страницы неизвестных им ранее книг? Необходимо, конечно, использовать современные технические средства: показывать фрагменты фильмов (в том числе и мультипликационных), слайды по изучаемым произведениям, пробуждая тем самым интерес к книге.
Целесообразно вводить такую форму работы, как система восприятия (для слабых учащихся — система образов), которую опять-таки можно представить в компьютерном варианте для просмотра всеми учениками. Я, кстати, такой вид работы провожу уже давно, и учащиеся откликаются на него весьма активно. Составляя систему восприятия, ученик может работать как индивидуально, так и в паре (или даже в маленькой группе) с кем-либо из одноклассников. После прочтения художественного текста ученикам (в начале этой работы в сильном классе и систематически в слабом классе это можно делать совместно с учителем) предлагается определить тему произведения, его основную мысль, круг проблем, поднятых автором, а также выявить ключевые образы, проследить особенности характеров героев, выяснить, что их связывает, чем замечателен тот или иной персонаж, какова авторская позиция. Все эти сведения укладываются в произвольный рисунок-схему, выполняющуюся обычно на листах формата А4 и А3. Подобный вид работы увлекает учащихся, позволяет им проявить свои творческие способности, но требует при этом внимательного прочтения произведения, стимулирует развитие логического мышления, а кроме того в ненавязчивой форме идёт систематическая работа с литературоведческой терминологией, что способствует её усвоению.
Интерес к произведению, требующий знания текста, вызывают у учащихся и такие формы работы как семинары, уроки, посвящённые анализу эпизодов, важных для понимания смысла и композиции произведения. Полезным считаю составление композиционного плана произведения, который опять-таки выявляет, насколько внимательными были учащиеся при чтении.
Почему я так много говорю о прочтении произведения? Потому что без него нет работы с художественным текстом. Учащийся — даже самой строгой комиссии — сумеет сдать, пусть на тройку, экзамен, если будет хорошо знать содержание произведения. Но не всегда можно полагаться на память детей, особенно если при ответе нужно вспомнить о книге, прочитанной в начале учебного года, поэтому отмеченные выше письменные формы работы помогут ученикам при подготовке к итоговой аттестации.
Непосредственно об экзамене, планирующемся на конец учебного года, можно говорить с учениками за два месяца до его проведения. Ученикам предлагаются материалы билетов по всему курсу литературы (в нашем случае речь идёт о шестом классе). Сегодня во многих семьях есть компьютеры, подключённые к сети Интернет, поэтому, если учитель может общаться с учащимися и их родителями по электронной почте, рекомендую опубликовать вопросы для экзамена на сайте школы или конкретного класса, что позволит подключить к контролю за подготовкой к экзамену добросовестных родителей учащихся.
Один раз в две недели, разбив билеты на три части (для учащихся шестого класса я предлагаю двенадцать билетов, где каждый состоит из двух вопросов), ученики на уроке литературы и на дополнительных занятиях, если такие имеются, работают в мини-группах (по четыре человека). Дома в течение названного времени они, опираясь на письменные материалы, составленные в течение учебного года, и знание текстов художественных произведений, работают над планом ответа, отбором терминов, необходимых для выступления, и повторением выученных наизусть стихотворений. Во время работы в мини-коллективе ученики дают полный ответ по одному из четырёх билетов (1–4, 5–8, 9–12), таким образом группа имеет возможность выслушать ответы по всем билетам. В процессе ответа одного из членов мини-группы остальные фиксируют письменно “плюсы” и “минусы” выступления, а после его окончания совместно (в группе должен быть один консультант из сильных учащихся или ученик-старшеклассник) обсуждают ответ, высказывают замечания или аргументированную похвалу, а потом добавляют то, что не было сказано и что должно прозвучать по темам билета.
Одна из возможных форм подготовки — дополнительное проведение работы в парах — ученики работают так же, как в мини-группах, только вдвоём. Для этого не обязательно использовать целый урок (да и нерентабельно: дети быстро устают от однообразной работы и главное — они не всегда в состоянии правильно оценить ответ соседа по парте), можно работать таким образом в течение пятнадцати–восемнадцати минут. Замечу, кстати, что подобные формы работы мною используются не только при подготовке к аттестации, но и на других уроках активно, поэтому ученики к концу учебного года уже готовы работать самостоятельно и обычно оценивают знания друг друга достаточно строго (во всяком случае, пятёрок за такие ответы бывает совсем немного, в основном — четвёрки и тройки, хотя группа не подготовившемуся ученику может поставить и двойку). Кто-то из коллег-словесников может назвать такую подготовку натаскиванием, однако я считаю, что повторение необходимого для экзамена материала, работа с художественными текстами и литературоведческими терминами, отработка навыков устной, логически стройной, грамотной речи, умения анализировать свой и чужой ответ по конкретной теме могут помочь учащемуся не только на итоговой аттестации по одному году обучения, но и в будущем при подготовке к урокам литературы в частности и гуманитарного цикла вообще.
Один из уроков — назовём его урок-концерт — можно посвятить чтению наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений, которые будут звучать на экзамене. Это тоже поможет учащимся чувствовать себя уверенно.
Не стоит забывать и о такой форме подготовки, как составление презентации (подбор иллюстраций к произведениям, схем, необходимых цитат из художественных произведений и литературоведческих статей и т. п.). Это позволяет оттенить работу, придать ей особое звучание. Полагаю, такого рода презентации возможны и на устном экзамене по литературе. И если ученик грамотно составил компьютерную презентацию, умело использовал её при ответе (конечно, только как вспомогательный материал, а не как подсказку), это может служить положительным моментом для учителя в оценивании подготовки своего питомца к аттестации.
Таким образом, можно в течение учебного года, без авралов и суеты, используя разнообразные формы и методы работы, подготовить учеников среднего звена к сдаче экзамена по литературе.