Разработка интегрированной системы проектирования и управления колонны К-4 установки АВТ-4

Курсовая работа

по курсу “Интегрированные системы

проектирования и управления”

На тему «Разработка интегрированной

системы проектирования и управления

колонны К-4 установки АВТ-4»


Содержание

с.

Задание 3

Стадии создания АС по ГОСТ 34.601-90 3

План разработки АСУ ТП 4

Введение

1 Формирование требований к АС 5

1.1 Изучение объекта и существующей АСУТП 5

1.1.1 Описание работы объекта 5

1.1.2 Существующая АСУ 9

1.2 Формирование требований пользователя к АС 11

1.2.1 Требования к АСУ в целом 11

1.2.2 Требования к функциям АСУ 13

1.2.3 Требования к подготовленности персонала АСУ 14

1.3 Оформление отчета о выполненной работе 15

2 Разработка концепции АС 17

2.1 Разработка вариантов концепции АС и выбор

варианта концепции АС 17

2.2 Отчет о выполненной работе 17

3 Техническое задание 20

3.1 Разработка технического задания 20

4 Технорабочий проект 21

5 Ввод в действие 27

Заключение 29

Литература 30

Задание:

  1. изучить существующую АСУТП колонны К-4 стабилизации бензина установки АВТ-4 ООО «Новоуфимский НПЗ» (далее – Объект);
  2. выделить недостатки существующей АСУТП;
  3. предложить модель новой АСУТП (далее – Система);
  4. разработать технический проект РСУ, ПАЗ, привести все необходимые схемы;
  5. разработать мнемосхемы технологического процесса.
  6. оформить все проделанные работы согласно ГОСТ 34.601-90.

Стадии создания АС по ГОСТ 34.601-90

Данный ГОСТ предусматривает следующие стадии и этапы создания АС:

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5. Технический проект

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

7.5. Пусконаладочные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание

Данный ГОСТ также допускает:

  • исключение стадии "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях;
  • объединение стадий "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект";
  • в зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания, выполнение отдельных этапов работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

Согласно общему плану и приведенным допущениям, был составлен план разработки АСУТП, оптимальный для Объекта.

План разработки АСУ ТП

1 Формирование требований к АС

  1. Изучение объекта и существующей АСУТП
    1. Формирование требований пользователя к АС
    2. Оформление отчета о выполненной работе

2. Разработка концепции АС

2.1. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС

2.2. Отчет о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка технического задания

4. Технорабочий проект

5. Ввод в действие


ВВЕДЕНИЕ

Стадия сопровождение АСУ ТП предполагает проведение следующих этапов работ:

  • Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами — осуществляются работы по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации АСУ ТП в течение установленных гарантийных сроков, внесению необходимых изменений в документацию по АСУ ТП.
  • Послегарантийное обслуживание — осуществляют работы по:

а) анализу функционирования системы;

б) выявлению отклонений фактических эксплуатационных

характеристик АС от проектных значений;

в) установлению причин этих отклонений;

г) устранению выявленных недостатков и обеспечению стабильности эксплуатационных характеристик АСУ ТП;

д) внесению необходимых изменений в документацию на АСУ ТП.

Виды, периодичность и регламент обслуживания технических средств должны быть указаны в соответствующих инструкциях по эксплуатации. Общие требования к системам контроля, управления, сигнализации и противоаварийной защиты при эксплуатации, монтаже, наладке и ремонте определяются ПБ 09-540-03 "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств". Конкретные требования по эксплуатации КИП и СА регламентируются общезаводскими инструкциями.


1 Формирование требований к АС

1.1 Изучение объекта и существующей АСУТП

В качестве объекта был выбран блок стабилизации бензина установки АВТ-4. Стабилизатор К-4 предназначен для стабилизации прямогонного бензина путем отгонки из него углеводородных газов и сероводорода.

Блок стабилизации состоит из ректификационной колонны К-4, рибойлера Т-1, емкости Е-3, теплообменников Т-4/1-4, воздушного холодильника Х-3 и водяного холодильника Х-4.

Колонна К-4 оборудована 35 тарелками из них 15 желобчатые и 20 провального типа.

1.1.1 Описание работы Объекта

Нестабильный бензин прокачивается через межтрубное пространство теплообменников Т – 4/2-4, Т- 4/1 и поступает на 20 тарелку стабилизатора К-4.Температура нестабильного бензина, поступающего на 20 тарелку стабилизатора К-4, составляет 120-160°С.

С верха стабилизатора К-4 углеводородные газы и сероводород направляются в аппарат воздушного охлаждения Х-3, где конденсируются, охлаждаются до 50оС и поступают в рефлюксную емкость Е-3. Не сконденсировавшийся газ из емкости Е-3 в емкость Е-2а. Рефлюкс с Е-3 подается на орошение стабилизатора К-4, а балансовый избыток откачивается в парк высокого давления или на установки АГФУ, ГФУ.

Температура верха стабилизатора К-4 поддерживается не более 80оС. Температура паров с верха колонны К-4, после аппарата воздушного охлаждения Х-3, поддерживается не более 50оС.

Расход орошения составляет 6,0-14,0 м3/час.

При понижении уровня в емкости Е-3 ниже 20% и повышении выше 80% срабатывает сигнализация.

Температура вывода рефлюкса поддерживается не более 50оС.

При повышении давления в стабилизаторе К-4 более 9 кгс/см2 (0,9 МПа) срабатывает сигнализация.

С низа колонны К-4 бензин перетекает в рибойлер Т-1, где отпариваются легкие углеводороды и по шлемовой линии возвращаются в низ К-4, а стабильный бензин из Т-1 через межтрубное пространство теплообменников Т-4/2-4, погружной холодильник Х-4 откачивается в парк.

Температура стабильного бензина на выходе с установки поддерживается не более 50оС.

Расход стабильного бензина на выходе с установки поддерживается в пределах 20-100 м3/час.

При понижении уровня в рибойлере Т-1 ниже 20% и повышении выше 80% срабатывает сигнализация.

Температура низа колонны К-4 поддерживается не более 150-180оС.

Таблица 1 - Краткая характеристика технологического оборудования блока стабилизации

№ п/п

Наименование оборудования

Номер позиции на схеме

Техническая характеристика

1

Стабилизатор бензина для отгонки из бензина легких газов

К – 4