ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
по специальности Преподавание в начальных классах
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила:
Студентка 4 курса группы «А»
Федотова Анна
Научный руководитель
Коваленко З.Н.
Краснодар, 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧСКИХ ИГР
1.1 Развитие речи - одна из основных задач обучения Методические рекомендации по развитию речи посредством дидактических игр………….. 5
1.2 Сущность понятия «дидактическая игра»………………………………….. 9
1.3 Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников...…. 18
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Выявление уровня развития речи учащихся 4 "Г" класса……………..… 30
2.2 Методические рекомендации по развитию речи младших школьников с использованием дидактических игр…………………………………………... 33
Заключение…………………………………………………………………..….. 41
Список литературы……………………………………………………………... 43
Приложение 1…………………………………………………………………… 49
Приложение 2…………………………………………………………………… 51
Введение
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на развитие речи младших школьников на уроках русского языка.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное- эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Стараться, чтобы язык ребёнка начальных классов как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли "не выскакивали растрепанными и полуодетыми", научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, детективами, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовывать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове? Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую учителя могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребёнок по природе - творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь ему больше света, радости и интереса - и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи. Огромные возможности в работе по развитию речи имеют дидактические игры.
Использование дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения и прочность полученных знаний.
Дидактические игры являются средством повышения умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, весёлого и доброжелательного смеха. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, дидактические игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, а значит, облегчают процесс усвоения знаний.
Объектом исследования: процесс развития речи.
Предмет исследования - дидактические игры на уроках русского в развитии речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия "дидактическая игра";
2. Проанализировать методическую, лингвистическую, психолого- педагогическую литературу и систематизировать накопленный опыт по данной теме;
3. Подобрать дидактические игры для развития речи младших школьников;
4. Выявить уровень развития речи учащихся 4 "Г" класса;
5. Разработать методические рекомендации по развитию речи младших школьников посредством ипользования дидактических игр.
Методы исследования:
1.Анализ психолого - педагогической и методической литературы с целью глубокого изучения материалов по заявленной теме;
2. Изучение и анализ передового опыта с целью предотвращения методических ошибок в работе по развитию речи с использованием дидактических игр;
3. Наблюдение за деятельностью учителя с целью…..
4. Диагностика определения уровня развития речи учащихся 4 «Г» класса
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится.
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Выделяются следующие периоды речевого раз
Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о её внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике.
Содержание обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе обусловлено, прежде всего, задачами, которое государство ставит перед ней на современном этапе развития социалистического общества. Их решение направлено на речевое и умственное развитие школьников, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базой сознательного владения языком, формирования графических и орфографических навыков, речевых умений. Из области фонетики и графики младшие школьники получают знания, позволяющие правильно представить звуковой состав слова, своеобразие гласных и согласных звуков, смыслоразличительную роль звука в слове, роль ударного слога, а также сознательно соотносить звуковую и графическую форму, писать слова, опираясь на слоговой принцип обозначения мягкости и твердости согласных, и т. п. Из области морфологии также отобраны знания, имеющие большое практическое значение для осознанного владения словом, правильного употребления его форм. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букваря» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
-интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
-познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
-организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями .
Примерная программа по русскому языку определяет следующее содержание курса.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Одним из самых сложных разделов для ребёнка считается морфология, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? Что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? - что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трех группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях и об их функциях в речи.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
-достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;
-умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
-умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
-сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самокон троль) .
1.2 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА»
Учить знаниям учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.
Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это игра?
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности младших школьников является дидактическая игра.
И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей
Однако дидактические игры это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Дидактические игры различаются:
-по обучающему содержанию,
-познавательной деятельности детей,
-игровым действиям и правилам,
-организации и взаимоотношениям детей,
-по роли воспитателя.
Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
-Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
-Настольнопечатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.
- Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.
Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
-Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей.
-Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
-Игры-предположения
(«что было бы »). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
-Игры-загадки.
В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
- Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.
Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль младших школьников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения».
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.
Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.
Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Результат (подведение итогов) - Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала 100%.
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация) , для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходит преодоление трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.
Всякая игра есть испытание воли.
В игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.
Интеллектуальные игры могут быть полезны детям, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.
Эти игры могут помочь:
-активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу младших школьников;
-дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;
-улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;
-укрепить дружеские отношения в коллективе.
Игра одновременно преследует три цели:
-воспитательную,
-игровую,
-учебную.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.
Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.
Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на занятиях:
-учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
-комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
-аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
-ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
-контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами;
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в классе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.
Основными требования к организации дидактических игр являются:
1. Игра форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Игра древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев.
Можно утверждать, что игра универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок:
1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).
2. Игра не знает возрастных границ.
3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.
4. Игра более активная форма работы с младшими школьниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия, а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.
6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.
7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.
Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их .
Остановимся подробнее на видах
Урок с дидактической игрой.
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр:
А)Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
Б)Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
В)Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
Г)Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Д)Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Е)Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1)Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр - упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2)Игры - путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3)Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
1.3 Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников
Игра «Не подведи свой ряд».
1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
Игра «Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)
Г…Р…Й Д…Р…Г…
Д…К…Б…Ь Г…Т…В
Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)
АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .
(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)
КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон)
КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)
ОКГЕЛ ОННЕЛДЕМ НИКАЗЕМЛЯ
АНЦИЛЕСТ СЯМЕЦ АНИТРАК
ГАЗМАИН РАВЗДСТВУЙТЕ ИНЕРЖЕН
КАРФЕЛЬТО ЯЛЮРТСАК РАКВАРТИ
(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)
ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)
ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)
ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО
(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)
Р…К…Т… Р…С…Е…И…
Р…С…К…З Р…Ш…Т…
Р…С…Т…Я…И… Р…С….Н…К.
(Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок)
(Какое слово здесь лишнее? (Решать» - это глагол, остальное сущ.)
Игра «Буквы потерялись»
- Какие буквы пропущены?
…ЕЛО
…ННА
…ОРЬ
…ИСТ
…ИГА (Сахар)
Работа по группам. «Найдите пару».
Лед вод
Мясо провод
Поле ферма
Птица ход
Гром рубка
Дом комбинат
Везде провод
Сено хозяйка
Мясо ход
Тепло косилка.
Игра «Отвечай и проверяй».
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод?(шубки)
-Любим мы играть …(в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс к-)
Расшифруйте слова
СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА (песок,помидор, пшеница, победа, прекрасный)
- Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный.Это прилагательное.)
Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)
Т…АТР, …АР…ЛКА,
…ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З
Т…П…РЬ, (Какое слово лишнее? Теперь. Остальные существительные)
ПМЩЬ, ПЧТЛЬН, ПРЗДНК (помощь, почтальон, праздник.)
КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ ( ковш,колодец,котлета, капитан,падеж)
ЖВТН, ЖНГР ЗБТ (животное, жонглер, забота)
Составить слова
И, НИК, ПОД, СНЕЖ (подснежник)
А, К, ПО, САД (посадка)
А, УШК, КОРМ (кормушка)
Игра "Попугайчики" развивает слуховую память, способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. Учитель начинает игру словами:
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.
Учащиеся повторяют за учителем стихи и скороговорки.
Хорошая игра для развития речи и памяти "Добавь следующее". Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:
Слон.
Слон, тигр.
Слон, тигр, лев и т. д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 24 слова, в конце года уже 810 слов.
В игре "Разрезанные буквы" перед учащимися ставится задача не только составить слова, но и буквы из их частей. Слова я разделила на три степени сложности: из одного, из двух открытых слогов и из двух закрытых слогов. Для составления слов и слогов использую такую игру, как "Вращающиеся диски". 3адача учащихся вращая диски, подобрать к каждому слогу на левом диске слог с правого диска, чтобы получилось слово. Все полученные слова ребята записывают в тетрадь для печатания, используя при этом цветные авторучки.
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Практическая часть выпускной квалификационной работы осуществлялась на преддипломной практике, которая проходила с 28.02.14 по 4.03.2014. Базой для её прохождения был 4 «Г» класс с количеством учащихся 28 человек, лицей № 4 г. Краснодара
Задачи исследования:
- Определить уровень развития речи учащихся 4 «Г» класса
2. Разработать методические рекомендации по развитию речи младших школьников посредством использования дидактических игр
2.1 Выявление уровня развития речи младших школьников
Цель- определение уровня развития речи младших школьников
Методы исследования:
1)беседа с учителем
2) диагностика определения уровня развития речи
Была проведена беседа с учителем для того, чтобы определить, какую работу по развитию речи проводит учитель и какое место в ней занимают дидактические игры
Вопросы беседы:
1.Каков, по Вашему мнению, уровень развития речи 4 «Г» класса?
2. Какая работа по развитию речи проводится Вами на уроках русского языка?
3. Используете ли Вы на уроках дидактические игры?
По итогам этой беседы выяснилось, что в целом учитель отмечает достаточно высокий уровень развития речи учащихся 4 «Г» класса
2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Методические рекомендации.
Методические рекомендации по формированию письменной речи младших школьников могут быть следующими:
1. При традиционном обучении основным способом формирования действия построения связного текста является изложение перекодирование средствами письменного языка уже заданного в какой-либо форме смыслового содержания. Этот путь менее эффективен для формирования действия смыслового содержания текста.
2. Учебной ситуацией, создающей мотивацию усвоения письменной речи в процессе построения текстов, является не ситуация репродуцирования уже заданного содержания (написание изложений), а ситуация продуцирования оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребенка.
3. Учащиеся должны систематически сочинять сказки и сказочные истории. Это один из путей начального формирования письменной речи, который должен иметь практическую направленность. Поэтому учителю важно развивать у детей естественные потребности к этому виду творчества.
4. Учитель должен лично руководить процессом сочинения сказок, при необходимости оказывая помощь каждому ученику.
5. На начальных этапах формирования письменной речи необходимо сочинять сказки вместе с детьми. Тем самым учитель не только покажет ученикам пример того, как надо сочинять, но и вдохновит их.
6. Целесообразно также знакомить ребят с творчеством одноклассников. Это делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
7. Работу по созданию сказок (как основное средство формирования письменной речи) следует проводить уже в первом классе.
Выполнение учителем указанных рекомендаций, на мой взгляд, будет способствовать успешному формированию письменной речи.Эффективность применения дидактических игр для развития лингвистических знаний младших школьников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента.
Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогические явления, ищется новый, более эффективный способ решения педагогической проблемы, задачи. Эксперимент позволяет получить ответ на поставленный вопрос при соблюдении всех необходимых требований и условий его проведения. В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:
актуальность дидактического материала;
коллективность;
соревновательность.
Структура педагогического эксперимента включает: констатирующий этап эксперимента, формирующий этап, контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент, иногда также называемый методом срезов, ориентирован на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель - определить состояние успеваемости учащихся 4-х классов на начало эксперимента. Для этого необходимо было провести контрольную работу в виде теста.
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицее №4»г.Краснодара, в 4 «Г» классе, состоящем из 28 человек, в котором проводился формирующий эксперимент,а затем контрольный, обучаясь русскому языку без внедрения дидактических игр.
Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, орфографические, дисграфические). Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и, затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
Рассказ
Три | сгоревших | дома
Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.
шум вода
стол обед
мост река
рубль - копейка
лес медведь
дуб желудь
дичь выстрел
рой пчела
час время
гвоздь доска
Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка ручей мяч
Собака школа автомобиль
Гражданин собака инструкция
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Дверь комната больной доктор
Собака кошка дерево крыша
Бумага карандаш мост река
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
Сравнение
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.
книга тетрадь
лошадь корова
линейка треугольник
озеро река
солнце луна
сани телега
дождь снег
Оценка:
2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл если перечисляются отдельные признаки. Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
Классификация
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему? На выполнение дается не более 8 минут.1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация); 1 балл если выделено только лишнее слово.
Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов. Например: песня : композитор = самолет : ? а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель Песню сочинил композитор, значит ответ конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет. На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сан
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. На выполнение задания отводится не более 7 минут.
Ответы:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра - не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.
В ходе проделанной мною работы, я пришла к выводу, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов и развития речи учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, что способствует формированию лингвистических знаний.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Дидактические игры позволяют:
повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности при их самостоятельной деятельности по подготовке конкурсных заданий и вопросов);
создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика;
расширить кругозор, закрепить знания, в том числе по многим школьным предметам, развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства;
повысить у многих учащихся уверенность в себе;
научить каждого ученика отстаивать свою точку зрения;
помочь раскрытию таланта;
развить способность к толерантному общению, развить чувство товарищества и взаимовыручки;
развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника; некоторые задания могут носить профориентационный характер.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
2. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. - Санкт - Петербург: изд. дом «Литература», 2005. - 96 с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. - 400 с.
4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М., 2010. - 160 с.
6. Бочкарёв В.П. Культурология. Учебное пособие для заочников / В.П. Бочкарёв. - СибГАУ, Красноярск, 2007. - 256 с.
7. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: «Первое сентября», 2002. - 224 с.
8. Букатов В.М. Режиссура урока, общение и поведение учителя / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - НОУ ВПО МПСИ, 2010. - 336 с.
9. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - Петрозаводск, VERSO, 2008. - 187 с.
10. Бунеев Р.Н. Русский язык. 4 класс. Учебник. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - М.: изд. «Баланс», 2004 - 144 с.
11. Волошина О.И. Тесты, русский язык / О.И. Волошина. - М.: Дрофа, 2004. - 128 с.
12. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста / М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993 - 262 с.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. Практикум и методические материалы. Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М., 2003. - 416 с.
14. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек. - М.: Просвещение, 2001. - 250 с.
15.Соловейчик С. «В.А. Сухомлинский о воспитании» / С. Соловейчик. - М., 1973. - 272 с.
16 .Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю» / В.А. Сухомлинский. - Ижевск: Удмуртия, 1981. - 296 с.
.Тикунова Л.И. Диктанты и творческие работы по русскому языку 4 класс / Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. - М.: Дрофа, 2004. - 160 с.
17.Усова А. // Роль игры в воспитании детей / А. Усова. - М., 1976. - 96 с.
18.Ушинский К.Д. Избр. соч. / К.Д. Ушинский. - Т 1- М., 1953. - 650 с.
19.Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. / Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, М.Л. Каленчук. - Академкнига, 2010. - 192 с.
20.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с.
21 .Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4т / С.Т. Шацкий. - М., 1962. - 500 с.
Приложение А
Тип урока: урок закрепления знаний и способов действий
Тема: Изменение имён существительных по падежам.
Цели: повысить умения определять падежи, обогащение словарного запаса, учить объяснять и определять понятия, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: карточки со словами для орфоэпической работы, табличка «домик», карточки с заданиями для самостоятельной работы, картинки для словарной работы, маршрутные листы.
Этапы |
Ход работы |
Примечания |
Организационный момент Актуализация знаний Итог урока. Рефлексия. |
Здравствуйте, ребята! Эмоциональный настрой детей: Сегодняшний урок я начну с рассказа: «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг. Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё у тебя в руках!» И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке систематизировать свои умения в определении падежей. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, которые вам хорошо знакомы. (Учащиеся получают маршрутные листы) Отметьте 1 пункт - свой настрой на урок. Орфоэпическая минутка: цепочка, туфля, свёкла, красивее, звонит, цыган, договор, творог: (слова записаны на карточках, один ученик говорит слово правильно, класс повторяет хором) Будем говорить по-русски правильно!!! Внимательно слушайте вопросы, а затем отвечайте. Что такое склонение? Дети. Изменение имен существительных по вопросам. Сколько в русском языке падежей? Дети. Шесть падежей. Назовите их с вопросами. Дети. Именительный - кто? что? - Родительный - кого? чего? - Дательный - кому? чему? - Винительный - кого? что? Творительный - кем? чем? Предложный - о ком? о чем? ).Словарная работа: Записать с предлогом, определить падеж: (на доске вывешиваю карточки со словарными словами и называю предлог, ученики записывают данные имена существительные с предлогами и определяют падеж). См...родина К...рабль К...лбаса Д...льфин Л...донь П...деж (на) (по) (с) (у) (на) (в) Проверка с помощью карточек с названием падежей. Обратить внимание на окончание имен существительных. Почему у некоторых имен существительных оказались разные падежи? От чего это зависит? (От вопроса.) ) Применение знаний учащихся: а) Игра «Засели жильцов» Перед вами домик с двумя подъездами (Рисунок 2) В первом живут названия падежей, во втором их вопросы. Заселите жильцов. б) Работа в парах по карточкам. (На каждую парту даётся карточка, вместе определить падежи имён существительных с помощью слова-командира и предлога) Птицы в клетке, Листики на ветке, Кошка под столом, Садик за углом, Книжка у подруги, Песенка о друге, Заяц без хвоста, Устный счёт до ста, В гости к дяде Коле Рассказать о школе. в) Самопроверка работы по карточкам-подсказкам. (рисунок № 3) Минутка здоровья «Воздушный шарик» Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазками за тем как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы он не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу. г) Индивидуальная работа по карточкам. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных. Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________ Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________ Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________ Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________ Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________ Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________ д) Комментированное письмо: «Дельные пословицы» Меньше слов - больше дела. Взялся за дело - сделай умело. Велик телом, да мал делом. О деле не спорят. Определить падеж слова «дело». Работа с маршрутными листами (анализ); Оценки; Заключительное слово учителя: Закончить наш урок я тоже хотела бы рассказом: «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра». И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как та вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом. Спасибо за урок!!!!!! |
Приложение Б
Рис. Б.1
Рис. Б2
Рис. Б3
PAGE \* MERGEFORMAT2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ