СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА
СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА
1.1. Социально-экономическая сущность маркетинга и его цели
Термин маркетинг (от англ. «market») означает рыночную деятельность. Маркетинг определяют как:
а) систему взглядов на общественное производство, в основу которого положены социально-этические и моральные нормы, а также интересы потребителей и общества в целом;
б) концепцию управления предприятием, направленную на организацию производства и сбыта товаров в соответствии с текущим и прогнозным состоянием рынка;
в) деятельность по организации движения от производителя к потребителю посредством обмена;
г) научную дисциплину, изучающую указанные аспекты управления деятельностью предприятия.
Основные составляющие маркетинговой деятельности постоянное изучение и прогнозирование состояния рынка; организация производства товара, который необходим потребителю; изменение рыночного спроса путем воздействия на потребности и предпочтения; удержание имеющихся клиентов и активный поиск новых; изучение конкурентов и прогнозирование их поведения; формирование эффективных сбытовых сетей; обоснование ценовой политики предприятия; другое.
Конечной целью использования маркетинга в масштабе предприятия является повышение его конкурентоспособности и эффективности его деятельности. В масштабе общества конечную цель реализации маркетинга представляют как одно из следующих положений.
1. Достижение максимально высокого уровня потребления товаров. Положительные следствия постановки данной цели: повышение уровня занятости, увеличение доступности товаров для всех слоев населения. Отрицательные стороны: возможен лишь количественный рост использования ресурсов без увеличения потребительского удовлетворения.
2. Обеспечение максимальной потребительской удовлетворенности. Плюсы: достижение социальной и экономической стабильности. Минусы: отсутствие методик точной оценки потребительской удовлетворенности.
3. Создание максимально широкого выбора товаров. Плюсы: потребитель сам будет выбирать наиболее удовлетворяющие его товары. Минусы: широкий ассортимент товаров приводит у их удорожанию и усложняет выбор потребителя.
4. Максимальное повышение качества жизни. Плюсы: достижение разумного баланса между качеством, количеством, ценами и ассортиментом товаров, забота об улучшении окружающей среды. Минусы: сложность учета влияния множества факторов на качество жизни.
Таким образом, к маркетинговой деятельности БГТУ можно отнести выпуск газеты «Технолог», размещение информации для абитуриентов в Интернет, проведение профориентационной работы, изучение потребностей в рабочих местах и опыта других вузов и т. д.
1.2. Основные понятия маркетинга
Центральными понятиями маркетинга являются: нужда, потребность, товар, рынок.
Нужда это ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для его физического и духовного комфорта (воздуха, пищи, тепла, сочувствия, возможностей самовыражения).
Потребность это нужда, принявшая конкретную специфическую форму в зависимости от черт индивидуума и побуждающая его к действию. Основная черта человеческих потребностей их многообразие и бесконечное расширение в процессе развития общества.
Задачи маркетинговой деятельности в отношении потребностей: а) выявление или целенаправленное преобразование потребностей; б) создание таких условий, в которых производственно-хозяйственная деятельность предприятия будет приводить к максимально полному удовлетворению данных потребностей.
Товар это продукт труда, который способен удовлетворять потребность и предложен к обмену на рынке.
Рынок в маркетинге определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных либо географическим положением, либо потребностями. Выделяют следующие основные типы рынков.
Рынок государственных учреждений государственные организации, приобретающие товары для последующего их использования в процессе производства.
Рынок потребителей отдельные домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей это предприятия и фирмы, приобретающие товар и услуги для использования их в процессе производства.
Рынок посредников это предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары для их дальнейшей перепродажи с целью получения прибыли.
Международный рынок покупатели за рубежами страны-производителя, включая зарубежных потребителей, производителей, посредников и государственные учреждения.
Выделяют также рынок продавца это рынок, на котором условия диктует продавец, и рынок покупателя это рынок, на котором условия диктует покупатель. Данные виды рынков обычно определяются объемами спроса и предложения.
Предприятие это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для производства товаров в целях удовлетворения потребностей потребителей, получения прибыли, повышения благосостояния работников и развития в соответствии с принятой стратегией.
Сделка.
Условия сделки.
1.3. Сущность стратегии маркетинга. Технология маркетинга
Стратегия маркетинга призвана объединить цели предприятия, его производственные возможности и возможности, имеющиеся на рынке. При этом цели предприятия должны быть максимально согласованы со средой, в которой оно находится и функционирует.
Тактика маркетинга определяет пути практического достижения поставленных целей через конкретные приемы и мероприятия.
Система маркетинга - состав подразделений, организаций, а также материальных, денежных и финансовых потоков, которые рождаются в ходе взаимодействия фирмы или предприятия с рынком. В системе маркетинга возникают прямые и обратные связи.
Принципы маркетинга вытекают из его социальной сущности:
- нацеленность на конечный коммерческий результат фирмы;
- комплексный системный подход к достижению поставленных целей;
- максимальный учёт условий и требований рынка, и одновременно воздействие на рынок;
- преследование долговременных целей бизнеса на основе удовлетворения потребностей покупателя, которые есть и которые только предвидятся;
- активность и предприимчивость бизнеса, быстрый учёт рисков и преимуществ.
Функция маркетинга это комплекс задач, определяющий содержание работы подразделений, управляющих процессом маркетинга по воздействию на конкретные объекты управления.
Функции:
- аналитические (маркетинговые исследования, анализ макро- и микросреды, сегментирование, позицинирование)
- производственные (организация производства новых товаров, управление качеством и конкурентоспособностью)
- сбытовые (товарная политика, ценовая политика, товародвижение, сервис)
- коммуникационные (продвижение)
- функции управления и контроля (стратегическое планирование, формирование программы маркетинга, управление рисками, контроль, информационное обеспечение).
Технология маркетинга содержит следующие составляющие:
- анализ рыночных возможностей (аналитическая функция),
- отбор целевых рынков (сегментирование, позиционирование),
- разработка комплекса маркетинга (производственная, сбытовая, коммуникационная функция)
- реализация маркетинговых мероприятий (функция управления и контроля).
1.4. Комплекс маркетинга и задачи маркетинга
Комплекс маркетинга - совокупность основных инструментов маркетинга, нацеленных на конкретных (целевых) потребителей.
Модель 4 «Р» была предложена в 1960 г. Джеромом Маккарти.
Product (товар) это ассортимент, качество, дизайн, свойства, торговая марка, упаковка, обслуживание, гарантии.
Price (цена) цена по прейскуранту, скидки, сроки платежа, условия кредита и т.д.
Place (место) физическое распределение товаров каналы сбыта, охват рынков, ассортимент в торговле, складские запасы и их месторасположение, транспортировка.
Promotion (продвижение) реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, пропаганда, личная продажа, прямой маркетинг.
Маркетинговый коктейль (основные понятия):
Задачи:
1) разработка, обновление и планирование ассортимента:
- определение структуры ассортимента;
- оценка конкурентоспособности товара, анализ жизненного цикла товара;
- разработка предложений по созданию новых товаров;
- разработка упаковки (предложений);
2) разработка предложений по ценовой политике.
3) сбыт и распределение продукции:
- выбор каналов товародвижения;
- составление прогнозов, плана товарооборота и сбыта;
- определение способа продажи.
4) рекламирование и стимулирование продаж:
- выбор канала коммуникаций;
- разработка системы стимулирования продавцов и посредников;
- разработки системы поощрения покупателей;
- формирование имиджа фирмы.
- реализации планов, учитывая риски и неопределенность.
В процессе применения концепции маркетинг-микс некоторые исследователи предпринимали попытки ее дополнения или изменения. Был сформулирован целый ряд дополнительных или альтернативных классификаций, которые часто отражали особенности конкретной сферы применения комплекса маркетинга. В большинстве случаев адаптация проводилась путем добавления одного или нескольких «Р» к мнемоническому списку «4Р». Проведем ряд примеров подобных дополнений:
- политическое влияние (political power) и формирование общественного мнения (public opinion formation);
- «маркетинг партнерских отношений» (relationship marketing);
- презентация (presentation), означающая не только презентацию товара, но и оформление места продажи.
Однако в литературе и в практике маркетологов наиболее часто встречается парадигма «5Р», включающая понятие «people», под которым подразумеваются человеческие ресурсы в широком смысле и персонал компании, и потребители, и общение с потребителями в процессе личной продажи. По сути, учет человеческого фактора (people) подразумевает не только общение, а даже установление определенных отношений как с персоналом внутри компании, так и с потребителями.
Количество «Р» постепенно увеличивается до двузначной цифры. Кроме вышеперечисленных, существуют модели, включающие:
сегментацию (partitioning);
позиционирование positioning);
испытание (probe);
прибыль (profit);
упаковку (packaging).
в рамках маркетинга услуг особое внимание уделяется именно «маркетингу партнерских отношений». В рамках этого подхода рассматривают следующие дополнения до «7Р»:
участники (participants) служащие предприятия-изготовителя услуг и другие клиенты, влияющие на мнение покупателя;
физические атрибуты (physical evidence) среда существования организации и все физические товары и символы, используемые в процессе коммуникации и производства;
процесс (process) все процедуры, механизмы, взаимодействия, в ходе которых осуществляется производство услуги и происходит контакт с клиентом.
Клиентоориентированная модель 4 С включает:
ценность для потребителя (customer value) товар;
-- доступность для потребителя (convenience) место покупки;
информированность потребителя (customer communication) коммуникации;
-- расходы потребителей (customer costs) цена.
Расширение этой модели до 7С:
коммуникации(communication);
сообщество (community);
взаимодействие (connectivity);
содержание (content);
удобство (convenience);
забота о покупателе (customer care);
персонализация (customization).
Новая модель 4C New:
создание (create) создание чего-то запоминающегося;
коммуникации (connect) связь между покупателями и производителями и покупателей между собой;
изменение (change) постоянная смена инструментов маркетинга на более эффективные;
удаление (cancel) избавление от тех элементов, которые не действуют нужным образом.
1.5. Эволюция маркетинга. Концепции управления рыночной деятельностью
Выделяют четыре этапа мировой эволюции маркетинга и пять концепций (подходов к) рыночной деятельности.
На первоначальном этапе развития маркетинга (конец XIX начало XX века) главенствовала концепция совершенствования производства, затем стала распространяться концепция совершенствования товара. Этап характеризовался развитием массового производства, становлением машинного производства, активным внедрением в производство научно-технических изобретений.
Концепция совершенствования производства утверждает, что для повышения объемов продаж производители должны сосредоточить усилия на совершенствовании производства, снижении издержек и цен. Концепция актуальна в ситуациях, когда спрос на товар превышает предложение либо когда главным мотивом увеличения продаж будет снижение цен на товар. Недостаток концепции: не используются методы воздействия на спрос.
Концепция совершенствования товара утверждает, что для повышения объемов продаж производители должны сосредоточить усилия на улучшении эксплуатационных свойств товара. Концепция актуальна в ситуации, когда выпускаемый товар является единственным или наиболее популярным способом удовлетворить какую-либо потребность. Недостатки концепции: производители медленно реагируют на изменения в структуре потребностей, не используют методы продвижения товара.
Курсы маркетинга впервые начали читаться в американских университетах в 1902 г., а в 1930-х годах окончательно оформилось отделение маркетинга от экономической теории. С самого начала маркетинг был ориентирован на изучение потребительского поведения и выработку соответствующих рекомендаций для производителя.
Вторым этапом считается период 1930 1950 гг., когда потребительский спрос начал насыщаться. Для производства характерен стремительный рост объемов и номенклатуры производимой продукции. Главное внимание производители стали уделять продвижению товаров (рекламе, общественным связям, выставкам и т.п.). Распространилась концепция интенсификации коммерческих усилий, появилась концепция маркетинга.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что для повышения объемов продаж производители должны прилагать значительные усилия в сфере сбыта и стимулирования. Концепция актуальна по отношению к товарам, которые приобретаются человеком небольшое количество раз в жизни, а также в сфере некоммерческой деятельности (например, в политике). Недостаток концепции: производители недостаточно заинтересованы в удовлетворении клиента после совершения покупки.
Концепция маркетинга утверждает, что для повышения объемов продаж производители должны определить нужды и потребности клиентов и удовлетворить их более эффективно, чем конкуренты. Концепция актуальна по отношению к большинству товаров, в особенности потребительского назначения. Недостаток концепции стремление полностью удовлетворить спрос может привести к производству товаров, вредных для здоровья и окружающей среды.
Третьим этапом считается период 19601980 гг., который характеризуется ростом культуры потребления. Главное внимание производители стали уделять выпуску товаров в соответствии с запросами потребителей. Концепция маркетинга широко распространилась в странах с развитой рыночной экономикой. Зародилась концепция социально-этичного маркетинга. Популярной стала идея устойчивого развития, то есть такого развития человечества, которое основано на улучшении состояния окружающей среды, решении проблем нищеты в развивающихся странах и прекращении войн.
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является не только увеличение объемов продаж путем удовлетворения нужд и потребностей клиентов, но и повышение благополучия общества в целом, то есть решение проблем безработицы и бедности, загрязнения окружающей среды, истощения запасов ресурсов, демографических проблем. Недостатки концепции сложность реализации и возможности преследования скрытых целей под лозунгами о пользе обществу.
На четвертом, современном этапе маркетинг получает дальнейшее распространение в различных странах и сферах общественной деятельности. Развивается концепция социально-этичного маркетинга. Многие брэндовые производители стремятся внести свой вклад в решение глобальных проблем.
Данная концепция учитывает мораль, соблюдение традиций и принципов:
- инвайронментализм (экология) организованное движение граждан и государственных органов, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды;
- консьюмеризм общественное движение, направленное на защиту прав потребителей.
Просьба входить без стука и закрывать за собой дверь
ролрор
СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА