Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы

Лекция 7. Социальные отношения в обществе

как предпосылка социальной работы

План

1.Понятие «социальные отношения» в социальной работе.

2.Типы социальных отношений

1. .Понятие «социальные отношения» в социальной работе. Человек – биосоциальное существо. Связи в которые включается человек образуются в процессе социальной, экономической, духовной , политической и иных видов деятельности людей. Они образуют определенные типы общения, виды социальных систем.

Сущность взаимодействия, взаимоотношения отражают два понятия:

общественные отношения, социальные отношения.

Общественные отношения – специфический признак общества; делают общество специфической системой, соединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Общественные отношения - форма деятельности людей. Они характеризуются рядом признаков: носят надличностный характер, т.к. выражают не сугубо личное положение человека, а взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек; объективно обусловлены: связывают индивида с группой, обществом; являются средством включения человека в общественную практику; порождаются деятельностью конкретных людей; обладают большой активностью и устойчивостью.

Социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий развития личности, социальных групп.

Социальные отношения следует рассматривать как «сторону» общественных отношений. Они присутствуют всегда в экономических, политических и других общественных отношениях, но социальные отношения не заменяют и не подменяют собой другие общественные отношения. Социальные отношения- срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые сказываются на положении человека в обществе.

Социальные отношения преломляются через внутреннее состояние человека, выражаются в его деятельности, и отражают личное отношение человека к окружающей действительности. Главный фактор, который определяет социальные отношения, их формирование, функционирование и изменение – это сам человек. Социальные отношения – это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Стержнем социальных отношений, проявления социальных качеств, являются отношения равенства и неравенства, прежде всего, социального равенства и социального неравенства.

В разных общественных системах социальные отношения, социальные связи имеют свои особенности и специфику и отличаются друг от друга. И это отличие определяется, прежде всего, характером первичных социальных отношений, под которыми понимают взаимосвязь и взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. Именно первичные отношения определяют систему общественных отношений: от политических до социально-бытовых (кому реально принадлежит власть, материальные ресурсы государства); от производственно-экономических до художественно – эстетических, духовно-культурных.

Социальные отношения являются предпосылкой понимания сущности социальной работы. В социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается влияние именно первичных социальных отношений.

Для человека как биопсихосоциального существа огромное значение имеют социальные связи, касающиеся его индивидуально-личностного и коллективного бытия; его жизненное пространство; его средств к жизни – с одной стороны, а с другой – наличие многообразных общественных сфер (политической, культурной, экономической, социальной и др.) где эти связи могут осуществляться и реализовываться. К таким связям, как отмечает Холостова Е.И., относят социальную помощь, социальное призрение, социальную реабилитацию, социальную защиту и т.д. А это и есть сфера интересов социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и социальных отношений показывает, что социальный работник должен: знать, изучать социальные отношения людей; учитывать наличие сложившихся социальных отношений, их социальной дифференциации; учитывать то, что социальные отношения закрепляются в виде устойчивых взаимодействий социальных институтов, организаций, которые помогают решать проблемы социальной работы.

Еще один факт, указывающий на взаимосвязь социальной работы и социальных отношений: социальные отношения связаны с социальной сферой общества, в которой удовлетворяются жизненные потребности человека.

Социальная сфера это относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занимающихся представлением социальных благ и услуг (социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита, социальное призрение), т.е. это пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и саморазвития общественных субъектов. Социальная сфера одна из основных сфер общества наряду с экономической, политической, социокультурной и др. Она имеет свои ценности, главным источником которых выступает труд.

Структура социальной сферы представлена такими компонентами как: социальная структура общества: люди с их потребностями, ценностями и качествами; социальные системы: учреждения, организации, которые помогают человеку реализовать его потребности; взаимодействия, отношения людей в которые они вступают для реализации потребностей; принципы, законы развития социальной сферы, правила разрешения проблем возникающих в социальных отношениях.

2. Типы социальных отношений. Социальная работа как специфическая форма социальной деятельности может и должна рассматриваться на нескольких уровнях:

- индивидуальном;

- групповом;

- на уровне общества.

Социальными субъектами социальных отношений в этом случае выступают: индивид, группа людей, определенный социум, общество, которые одновременно являются и носителями социальных отношений.

В процессе реального общения, даже в условиях одной общности социальные отношения имеют многоуровневый характер, но главная роль принадлежит социальным отношениям, которые складываются между основными социальными субъектами.

В социальной работе важно уметь классифицировать социальные отношения. А для этого необходимо специалисту по социальной работе четко представлять какой показатель, признак используется для структурирования и классификации социальных отношений в каждом конкретном случае. Ведь от этого в значительной степени будет зависеть эффективность социальной помощи оказываемой клиенту.

Так как социальные потребности являются реальной формой осуществления социальных отношений в нашей жизни, то они могут выступать в качестве признака для классификации социальных отношений.

Потребности, в том числе и социальные, являются объективными. Они выражают потребность человека в чем-то – еде, одежде, жилище, общении и т.д. Однако каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. Следовательно, можно говорить о субъективно- объективной природе потребностей.

Противоречия между объективной и субъективной формами реализации потребностей может создать противоречия, конфликт, что переводит индивида из субъекта социальных отношений в объект социальной работы.

Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной социально-биологической природой.

В теории социальной работы, а следовательно и в практической деятельности специалиста по социальной работе наибольшее распространение приобрела система человеческих потребностей А. Маслоу, которая включает в себя следующие уровни потребностей:

1 уровень. Витальные или физиологические потребности.

2 уровень. Потребность в безопасности, устойчивости, в спокойствии, защите от неблагоприятных воздействий, уверенности в будущем.

Неудовлетворение этих потребностей приводит к образованию психологических дезадаптационных процессов, что может содействовать превращению человека в клиента социальной работы.

3 уровень. Потребность в общности, принадлежности к сообществу людей; социальной группе.

4 уровень. Потребность в уважении, самоуважении, признании окружающих. Этот уровень потребностей требует высокого уровня развития личности. Однако адекватность самооценки, правильный выбор «референтной группы» с чьим мнением соотносит свое поведение и мышление индивид требует определенного труда его души, в т.ч. и усилий со стороны общества.

5 уровень. Потребность в самоактуализации, стремлении наиболее полно раскрыть себя, стать тем кем он может быть. Однако нужно учитывать, то что общество не всегда могло и может обеспечить благоприятные условия и социальные возможности для развития личности.

Безусловно, между потребностями разного уровня существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Потребности нижнего уровня влияют на потребности верхнего уровня. Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, в получении социальных услуг и т.д. как раз и является сферой компетентности социального работника.

Кроме того, взаимосвязь потребностей дает возможность более детально и объективно анализировать действительность и социальную ситуацию индивида, т.к. удовлетворение потребностей в значительной степени обуславливается социальной ситуацией. В социальной работе предметом деятельности социального работника и является социальная ситуация индивида.

Социальная ситуация – это выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем клиента или группы, с которой взаимодействует социальный работник.

Социальная ситуация оценивается человеком в высшей степени субъективно и по тем критериям, которые стороннему человеку могут показаться непонятными. Следовательно, социальному работку нужно тактично подходить к решению проблемы клиента, с тем чтобы не унизить его человеческое достоинство.

Социальная работа основывается на отношениях существующих в обществе и обусловленных как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделять на первичные, вторичные и третичные.

Первичные отношения - отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет клиент, его семья и друзья. Представители такой группы порой по-разному оценивают одни и те же социальные явления и процессы. А это позволяет более грамотно выявить основные проблемы клиента.

Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и др.). Безусловно, социально-психологические особенности этих групп влияют на появление, проявление и протекание проблем клиента.

Третичные отношения - определяются гражданскими ролями клиента и их возможностями по реализации своей субъектности. Эти отношения также влияют на характер проблем клиента.

С целью эффективного решения проблем клиента и рассмотрения социальной работы как целостной системы все три типа отношений следует рассматривать в комплексе. Порой нарушения первичных отношений может провоцировать проблемы и в группе третичных отношений.

Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы