Становление и развитие теории социальной работы в России
Лекция 5. Становление и развитие теории социальной работы
в России
План
1. Древнейшие представления о процессах помощи и взаимопомощи.
2. Государственно-муниципальное и общественное призрение (ХIV- ХVIII вв.).
3. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению (конец ХVIII ХIХ вв.).
4. Научное парадигма социального обеспечения ( ХХ в.).
1. Древнейшие представления о процессах помощи и взаимопомощи.
После принятия христианства (988 г.- Крещение Киевской Руси князем Владимиром) активно развиваются и оформляются идеи помощи, поддержки и защиты. Благодаря развитию письменности они находят воплощение в конкретной литературе. Прежде всего стоит отметить роль заимствованной литературы, в частности, Библии; Священного писания; Греко-восточных толкований на книгу Бытия и на Псалмы; и другие богослужебные книги. Получают распространение на Руси труды Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и др., которые оказали огромное значение на становление общественного сознания в вопросах помощи, поддержки и призрения.
И все-таки ведущая роль в осмыслении процессов помощи и поддержки нуждающихся принадлежит отечественной (оригинальной) литературе и памятникам письменности древней Руси. Здесь прежде всего следует отметить «Изборник 1076 г.». Тема милосердия в этом труде занимает ведущее место и представлена в 4 главах: «Наказание богатым», «В слове некоего отца к сыну», «О звании сильных», «О златолюбце». Заложенные в «Изборнике 1076 г.» основы теории милосердия в последующем будут развиваться в таких направлениях как осмысление милосердия как философской категории; как христианского пути спасения; как средства управления обществом.
Тема милосердия находит отражение не только в богословской , но и светской литературе. Так, в «Поучении» В. Мономаха огромное внимание уделяется вопросу воспитания у человека сострадания, милосердия «Убогих не забывайте, кормите, подавайте сиротам и вдовицам..», «Куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего».
Внимание проблеме милосердия уделяет в своем «Молении» Даниил Заточник. Он поднимает тему ответственности власти перед нуждающимися; выступает за милосердие к нуждающимся; раскрывает сущность нищеты, нищенства как явлений которые отрицательно на человека вообще и на отношение его с миром. Отмечает, что причины бедности не только в человеке, его жизненной стратегии, но и в общественной патологии. Указывает, что бедность связана с воровством, разбоем, распутством и т.д. Д. Заточник обращает внимание на роль власти в деле помощи и защиты нуждающихся. «Бедный и на родине ненавидим ходит».
Вопросы милосердия, сострадания ближнему, социальной справедливости и защиты нуждающихся нашли отражения также в трудах белорусских просветителей. Так, К. Туровский (1130-1182), автор «притч» и «слов», молитв и канонов осмысливает понятие «милосердие» в контексте не только христианских добродетелей, но и проблематики личности прихожанина. Он раскрывает этический и онтологический смысл милосердия, а также его социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности. К. Туровский определяет милосердие как деятельностный акт прежде всего со стороны власть имущих и развивает тему ответственности власти за судьбу обездоленных людей, «ближних своих». Чем выше социальный статус субъекта помощи, тем больше милосердных дел он должен совершать. К. Туровский, считал, что решение многочисленных социальных и личных проблем человека зависит не только от высших сил, но и от него самого. Для этого необходимо заниматься самосовершенствованием, опираясь на «книжную премудрость». В произведениях К. Туровского в результате творческого осмысления учения Отцов церкви заложены и развиты теоретические основы милосердия и христианского социального служения с национальной спецификой.
В «Поучении духовника исповедующимся» добрых христиан в соответствии с христианской моралью призывают следовать делам милосердия: призревать сирот, вдовиц, нищих и странников. Для призрения советуют выделять десятину от своих доходов. Таким образом, десятина становится средством индивидуального вспомосуществования нуждающимся.
2. Государственно-муниципальное и общественное призрение (ХIV- ХVIII вв.). Для этого периода характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся: церковно - монастырская система помощи; зарождение и развитие государственной системы помощи; зарождение общественного и частного призрения.
Государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, направленных на локализацию социальных проблем: пьянства, воровства, проституции, профессионального нищенства.
Выделяются основные объекты помощи: дети, вдовы, инвалиды, прокаженные и престарелые.
На развитие теории милосердия оказали влияние ряд факторов:
Согласно Статута 1529 г. запрещалась продажа в рабство свободного человека в голодные годы, когда нищенство имело массовое распространение; челяди предоставлялась вольная, если во времена голода хозяин не мог прокормить ее.
православие претерпевает реформу Никона, после чего церковный раскол и как следствие этого появляется ряд новых религиозных течений.
изменяется сам исторический контекст, в котором развиваются процессы помощи.
влияние различных христианских школ и мыслителей на православие.
Во второй половине ХVII - ХVIII вв. в России закладываются основы политики просвещенного абсолютизма. Большую роль сыграли социально-политические идеи Ю. Крижанича, Е. Славенецкого, В.Татищева и других мыслителей. Позитивно на развитии теории презрения сказались социально-политические идеи Ю. Крижанича, которые он оформил в своей работе «Политика»: затрагивает различные вопросы человеческого бытия, но особую роль отводит государственно-правовым и этическим проблемам. Один из механизмов поддержки населения он видит в выдаче кредитов под залог имущества, что должно предотвращать грабежи и разбои. В структуре общественного сословия выделяет «убогих» как особую группу населения. Убогих подразделяет на две группы собственно убогие , которые должны быть под защитой государства; и «больные члены общества»- пьяницы, игроки. К первым, по мнению Крижанича, необходимо применять милосердие, а к последним строгие меры: ссылать в Сибирь или отдавать в холопство.
Заслуживают внимания и идеи высказанные Епифанием Славенецким. Рассматривая общественное призрение он выделяет три уровня поддержки: помощь духовная; помощь институциональную и помощь традиционную. Затрагивает в своих работах и вопросы борьбы с профессиональным нищенством. Предлагал предоставлять работу молодым и здоровым, а для убогих и немощных организовывать «недужнопиталища». Средства на их организацию должны выделяться духовенством.
В 1682 г. в России принимается проект «О мерах государственного призрения указ». Ряд российских исследователей социальной работы, считают, что с этого проекта начинается государственный этап социальной помощи. В Указе впервые четко выделялись группы нуждающихся, на которых должно распространяться внимание государства: бедные, увечные, нищие, старые; излагались мероприятия по локализации нищенства; нашли отражение вопросы обучения нищих детей.
ХVIII век век просвещения, реформ социально-политических, образовательных. Политику просвещенного абсолютизма проводила активно Екатерина II, идеи которого и определяли в этот период подходы к милосердию, к оформлению основ теории призрения.
3. Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению (конец ХVIII ХIХ вв.). Процессы помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках государственных указов, чему способствовало развитие законодательства.
Личность клиента рассматривается с позиции социетального подхода, а не богословского. Индивидуальная судьба трактуется не с позиции вечности, а в контексте зримых проблем и нужд общества; в контексте жизнедеятельности человека. В развитии теории социальной помощи
(общественного призрения) выделяют следующие направления:
- социально-административное, реформистское (организация институтов поддержки и контроля, институтов воспитания);
- социально - философское осмысление призрения (Радищев, Пестель и др.).
Мыслители ХVIII в. поднимают проблемы, связанные с ролью личности в деле помощи.
- социально медицинские подходы;
- социально-педагогические подходы.
Особенностью научного осмысления процесса помощи на рубеже ХIХ - ХХ вв. является то, что наряду с дифференциацией научного знания имеет место складывание его в единую парадигму. Наличие различных подходов способствовала расширению понятийного пространства социальной работы.
В конце Х1Х в. изучается опыт Императорского Человеколюбивого общества; Ведомства учреждений Императрицы Марии (благодаря этому ведомству в Беларуси в конце 19 в. открывается сеть учебных заведений для девочек)
В начале ХХ века изменяется структура общественной помощи, появляются новые типы клиентов, требующие защиты и поддержки, появляются новые формы попечения.
Формируются подходы к обоснованию необходимости благотворительности и призрения и их рассмотрения в контексте государственных программ. Теория общественного призрения выделяется в специфическую область познания (В.И. Герье).
Тема государственного призрения и его соотношения с благотворительностью получают активное развитие. Активно изучается истории общественных благотворительных заведений, деятельность отдельных благотворителей. Проводятся исследования в области отечественной и зарубежной социальной помощи (Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев); изучается истории церковно-приходского призрения.
В конце ХIХ в. появляются первые труды в области теории и практики «трудовой помощи». В начале ХХ в. этой проблеме уделяют внимание А. Горовцев, А. Раевский и др. Большое внимание уделяется профессиональному нищенству как антиобщественному явлению (Е. Дриль, Я. Харламов, Е. Максимов). Рассматривается проблема проституции как «социального недуга» (А. Баранов, В. Тарновский и др.); пьянства и алкоголизма (Н.К. Григорьев, Я. Михайловский и др.).
4. Научное парадигма социального обеспечения ( ХХ в.).
Идеология нового времени переосмысливает концепции взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывает новое видение проблем помощи и благотворительности. На научную парадигму социальной работы влияли социокультурные, социально-политические, экономический, образовательные факторы. Процесс помощи как социальный феномен и культурно-историческое явление, а также как определенное знание отдельно не выделяется, развиваясь по отдельным отраслям: в педагогике, социологии, психологии, социальном обеспечении.
Выделяют два периода в оформлении идей социальной поддержки и защиты населения. Первый - 1919 1941 гг., предметная область социальной помощи дореволюционного периода и оформляется новая парадигма о социальном обеспечении и социальном страховании. В этот период разрабатываются теоретические вопросы, затрагивающие такие проблемы как:
социальных патологий: нищенства, беспризорности, проституции, пьянства;
проблема инвалидизма и медицинско - трудовой экспертизы;
социальной защиты, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и преступников.
организации социального обеспечения и социального страхования в обществе.
Появляются первые работы в области социального обеспечения и социального страхования (Н. Милютин, В. Яроцкий, А.Забелин и др.). С этих работ начинается становление марксистско- ленинского подхода к социальному обеспечению.
Большое внимание уделяется вопросам технологий борьбы с нищенством, а также вопросам социального патронажа, которые широко освещались на страницах специального журнала «Социальное обеспечение».
Второй период с 50-х и до конца 80-х гг. ХХ ст., когда особенно интенсивно и последовательно разрабатываются вопросы врачебно - трудовой экспертизы, социально-правовой реабилитации инвалидов. Выходят первые научные работы в этом направлении : «Практическое руководство для врачей ВТЭК и ВКП» (1955 г.), «О теоретических основах врачебно трудовой экспертизы» (1963) «Врачебно трудовая экспертиза и трудоустройство» (1967 г.) и др. Активно обсуждается вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизе как самостоятельной научной отрасли.
В 70-80-ые годы разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при хирургических заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы. Выходят научные работы по теории и практике социального обеспечения: «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978 г.), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980 г). В данных работах акцент делался на развитии пенсионного обеспечения, трудоустройстве инвалидов, протезировании, обучении и переобучении инвалидов, социальной помощи слепым, глухим. Эти направления и являлись основными в социальном обеспечении.
В начале 60-х гг. происходит обоснование стратегии общественного развития на повышение материального благосостояния народа. Ставилась задача за счет общества, независимо от качества и количества труда отдельных граждан, материально обеспечить всех нетрудоспособных, предоставить гражданам ряд бесплатных льгот и услуг, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.
В 70-ые годы происходит переосмысление социальной политики из-за системного кризиса в социально-экономической сфере. Так, перестраиваются внутренние функции государственного управления, и социальное обслуживание занимает в нем самостоятельное место. Социальная политика все больше отождествляется с политикой социального обеспечения, партийная идеология определяющая в ее развитии.
В середине 80-х гг. получает обоснование новая концепция социально-экономического развития общества. Обосновывается тезис о самоуправлении народа на основе развития «прямой демократии», без делегирования этих функций Советам и партиям. Большее внимание уделяется личностному началу, «человеческому фактору». В этой связи возрастает и роль социальной политики. Выдвигаются тезисы о социалистических принципах распределения, основанных на учете количества и качества труда отдельного индивида. Концепция новой социальной политики обосновывает принцип социальной справедливости на основе распределения по труду, в реализации политических прав и свобод, равенства всех граждан перед законом.
С начала 90-х гг. ХХ ст. начинается новый этап в научном развитии социальной работы. Исследуются вопросы истории отечественной и зарубежной социальной работы; профессиональной подготовки специалистов, методологии социальной работы. Знание социальной работы формируется на основе социологических, педагогических познавательных традиций, осложненных концепциями социальной работы, выработанных в западной цивилизации.
В настоящее время происходит расширение понятийных границ теоретической социальной работы.
Становление и развитие теории социальной работы в России