Становление и развитие теории социальной работы за рубежом
Лекция 6. Становление и развитие теории социальной работы
за рубежом
План
1. Оформление древнейших представлений о процессе помощи.
2. Оформление христианских представлений о помощи.
3. Осмысление процесса помощи нуждающимся в период утверждения капиталистических отношений (ХVI- ХVIII вв.)
4. Оформление научных подходов к благотворительности (ХIХ в.).
5. Научный этап становления социальной работы
1. Оформление древнейших представлений о процессе помощи. Зарождение представлений о помощи и взаимопомощи происходит на стадии родового общества, когда закладываются механизмы реципрокации ( дарообмен) и редистрибуции ( распределение излишков продуктов).
Выделение процесса помощи из многих сфер жизнедеятельности общества впервые происходит в Древней Греции. Зарождается понятие «филантропия» ( с греч. - любовь к людям).
Осмысление процесса поддержки нуждающихся находит свое отражение в трудах известных мыслителей и философов античности. Здесь прежде всего следует отметить Платона и Аристотеля. Так, Платон в своих работах «Законы» и «Государство», Аристотель в работе «Политика» рассматривают благотворительность в контексте общественной пользы, а не отдельного частного служения. Платон отмечал, что не следует заботиться о бедных, попавших в трудную ситуацию, так как бедность, по его мнению, заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности. Исключением может быть болезнь. Для утверждения идеального общественного строя Платон рекомендовал обратиться к воспитанию. Он верил, что с помощью воспитания можно изменить общество.
Понятия дружественности, благодеяния или филантропии в античной Греции рассматриваются не только на уровне макропроцессов. Феноменология процесса осмысляется и на межличностном уровне через такие важнейшие этические категории как справедливость, сострадание, честь, дружба.
Аристотель более сдержанно чем Платон оценивал возможности воспитания. Важную роль он отводил законодательному принуждению. Рассматривая мотивацию поступка с позиции пользы, Аристотель указывал, что деятельность государства по раздаче продуктов и денег нуждающимся только развращает народ, а стремление быть милостивым оборачивается для демоса (народа) злом. Об этом говорит и древняя мудрость: «Все, что дается даром, способно развращать». Аристотель утверждал, что человеколюбие является природным свойством человека. Демокрит (460370 до н. э.) утверждал, что помощь бедным гражданам должна быть не только политической задачей, но и проявлением милосердия и сострадания.
Таким образом, обычаи и традиции древних греков, религиозные верования, идеологические построения великих древнегреческих философов создали ту теоретическую основу, на которой (и во взаимосвязи с которой) развивалась практика филантропии, социальной помощи нуждающимся.
Древнеримские философы (Ювенал, Сенека, Цицирон и др.) также обращались к проблеме помощи нуждающихся. Они обосновывали необходимость милосерднической деятельности, ее важность и значение для сохранения стабильности в государстве и обществе. Ювенал - утверждал, что человек рожден для сострадания, Сенека ратовал за милосердное отношение к рабом (написал императору Нерону письмо «О милосердии»), Цицирон считал милосердие отличительной чертой человека. Смысл служения государству он видел в «обогащении» бедных и в выкупе соотечественников из плена.
Следует отметь, что в идеологии античной филантропии прослеживается не только альтруистическое начало, но и первые попытки осмысления негативных последствий , которые могут принести бескорыстная помощь и поддержка.
2. Оформление христианских представлений о помощи. На смену понятия филантропия ( любовь к людям), приходит понятие «агапе» (любовь к ближнему), в основе которого лежат мотивы участия в судьбе человека, в его нуждах и проблемах.
Идеология первых христианских общин, возникших в Палестине в первой половине I в. придает свой смысл феномену социальной помощи нуждающимся. Согласно христианской идеологии не требование законов и светских традиций, не рациональное, а духовное начало должно лежать в основе благотворительности. Первым истинным и прирожденным «филантропом», согласно христианской традиции, был Иисус Христос, к которому стремились нищие, голодные, бродяги, прокаженные, проститутки и т. п.
Первые христиане придавали слову «милосердие» смысл прощения и деятельной любви. Возлюби ближнего как самого себя основополагающий принцип христианства. Каждая христианская община была попечительным органом. Назначенные ею люди посещали на дому нуждающихся, больных, всех кому необходима была помощь.
Церковь поддержанная государством становится основным носителем благотворительности и призрения в период раннего (V-ХI вв.) и классического (ХI- ХV вв.) средневековья.
Переосмысление процессов как межличностного, так и группового взаимодействия, вопросы помощи и поддержки нуждающихся находят отражение в трудах и заповедях Апостолов и Отцов Церкви. Внутригрупповая помощь и взаимопомощь переносимые в социум, регламентируются, канонизируются, становятся обязательным законом жизни истинного христианина.
Так, апостол Павел определял благотворительность как норму христианской жизнедеятельности и выделял истинно нуждающихся и просителей, которые не хотят работать.
На ранних стадиях христианской поддержки предпринимается попытка выделить приоритетных объектов помощи. К ним отнесли: служителей и пастырей церкви; дряхлых стариков, беспомощных детей;
прочих нуждающихся.
Теоретическое осмысление сущности помощи и поддержки нуждающихся, социальной справедливости, сострадания нашло отражение в важнейших христианских догматах о милосердии того периода. Здесь следует отметить труды мыслителей церкви: Василия Кесарийского (Великого), Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Григория Богослова, Ефрема Сирина и др.
Василий Великий трактовал сущность милосердия как заботу об угнетаемых сверх их вины. Милосердие связано с «болезнованием», с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и тем более свое состояние, которое постоянно меняется или может измениться по воле Провидения. В помощи и поддержке, прежде всего, по утверждению Василия Великого нуждаются те кто из великого богатства впал в крайнюю нищету, кто из крепкого телесного здоровья перешел в крайнее изнеможение, кто сражен болезнями. Понятие социального равенства им интерпретируется в контексте отдельной судьбы и ее изменений.
Григорий Богослов, конкретизируя идеи своей школы, придает им характер практического наставления и служения: «Будь для несчастного Богом». Он различает «высшее благодеяние» и «меньшее благодеяние». К высшим благодеяниям, приносящим пользу душе ,Григорий Богослов относит законы Пророков, Учителей, Пастырей, «различные дары Духа Святаго и таинство новаго спасения». К меньшим благодеяниям помощь в пропитании, одежде, лекарствах.
Златоуст отмечал, что милостыня - есть мать любви, отличающей христианство. Милосердие - природосообразное качество и свойство. В милосердии он видит природную субстанцию, однако это не значит, что ее наличие беспрепятственно раскрывает в человеке Божественное начало. Только обучение милосердию открывает перед человеком возможность восхождения к своей сущности и далее к «признаку Божества». Иоанн Златоуст считает, что в акте милосердия не должно быть границ: помогать нужно всем, кто оказался в трудной ситуации, будь это даже язычник. Проблема социальной справедливости Златоустом рассматривается в контексте идей спасения и противопоставления реального и ирреального мира, где субъектами противопоставления выступают богатые и бедные, имущие и неимущие, здоровые и убогие . Общественное единство и гармония возможны среди данных групп лишь при соблюдении «принципа полезности», дополнительности существования. Принцип общественной полезности существования имущих и неимущих групп понимается Иоанном Златоустом как установление Божественной мудрости, согласно которой представители различных имущественных групп должны жить согласно Божественному плану, осуществляя духовное совершенствование в условиях общественного неравенства, конституированное свыше.
Златоуст выделяет два вида помощи: милости духовные и милости телесные. К милостям телесным он относит пропитание нуждающихся, помощь имеющим недостаток в одежде, посещение больных, предоставление приюта странникам, погребение умерших в убожестве. Духовные милости -отвратить грешника от греховных дел, научить истине и добру нуждающихся, подать ближнему добрый совет.
Во второй половине VII вв. происходит разделение христианской церкви на Западную и Восточную. Как следствие этого закладываются новые подходы к христианской идеологии поддержки нуждающихся. Их особенность: собственно благотворением не должны заниматься все, а только люди облеченные саном. Миряне могут помогать нуждающимся своими пожертвованиями ( член общины может подавать милостыню, а епископ ее распределяет). С XII в. складывается убеждение, что Римский папа собственник всего церковного имущества.
Церковь официально превозносила бедность. Бедность и богатство были признаны богом. Бедный, нищий виделся как спаситель богатых. По мнению христианских авторов VIII-IХ вв. Церковь должна направлять руку королей и защищать всех слабых и угнетенных. Защита нуждающихся трактуется как юридическая, финансовая и нравственная. Следовательно, философия помощи начинается строится не только с позиции благотворительности, но и нормативных требований государства. Постепенно Церковь приходит к выводу о необходимости правового оформления процесса социальной помощи. Так, в 1100 г . Римская Церковь издает собрание канонических законов по теории и практике благотворительности Decretum.
Практика социальной помощи ярко проявилась в идее «естественного права» в трудах известного теолога Фомы Аквинского (1225- 1274 ). Христианские теологи положили начало трем важным идеям в сфере помощи детям: идее воспитательных домов для заброшенных детей, воспитательных приютов для больных и калек; идее всеобщего образования и обучения; идее индивидуализации воспитания.
Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации.
3. Осмысление процесса помощи нуждающимся в период утверждения капиталистических отношений (ХVI- ХVIII вв.). На осмысление процесса помощи повлияли социально-культурные, экономические преобразования которые переживала Европа в этот период, и прежде всего эпоха Возрождения, а также Реформация (связана с расколом католической церкви), началом которой послужило выступлением в 1517 г. в Германии М. Лютера с 95-ю тезисами против индульгенций.
Протестантизм трансформировал содержание понятий «милосердие» и «благотворительная деятельность», утверждая, что человек спасается верой в бога, а не проявлением милосердия к нищим и убогим.
Мартин Лютер подверг жесткой критике сложившиеся формы и принципы благотворительности; критиковал церковь за расточительство, бессистемный характер помощи. Он не отрицал милостыню как форму поддержки, когда нуждающийся умирает от голода, замерзает от холода, скрывается от преступления. Однако, в бесконтрольной раздаче милостыни видел главный фактор стимуляции профессионального нищенства.
Реформация лишила нищету мистического ореола праведности. Ж. Кальвин (15091564) утверждал, что каждый человек еще до сотворения мира предопределен Богом либо к спасению в раю, либо к аду. Бедность это знак божьей кары. Бедняк обречен навлекать на себя лишь недовольство Господа, ибо жизнь его отмечена проклятием Всевышнего, а потому следует наставлять бедных в терпении, чтобы они могли сбросить бремя, возложенное на них Богом. Само желание быть бедным греховно так же, как и желание быть больным. Любовь к ближнему это прежде всего служение Богу. Ж. Кальвин, отличавшийся крайней религиозной нетерпимостью, запрещал просить милостыню и преследовал нищих.
Протестантские лидеры не только резко выступили против католической идеализации нищенства как объекта «добрых дел», но и против монахов и монастырей, опекавших нищих. Многие из них предлагали превратить монастыри в больницы, имущество монастырей конфисковать и направить на нужды больных, бедных, на создание учреждений общественного призрения.
С Реформации начинают формироваться два основных подхода по регламентации профессионального нищенства: локализация данного явления при помощи законов; возложение на гражданское общество соответствующих налогов и сборов. Налогообложение как система, регулирующая отношения одних слоев населения с другими, богатых с бедными , становится значимым элементом общественных социально-экономических связей. Объективно Реформация была прогрессивным шагом в истории развития теории и практики социальной помощи. Протестантизм перенес центр тяжести с внешних форм проявления милосердия на внутренне содержание. Главное заключалось не в том, чтобы подать нуждающемуся милостыню, а в том, чтобы спасти его душу, обновить его нравственно, мобилизовать внутренние жизненные
силы на преодоления трудных жизненных ситуаций.
В конце XVII в. в западноевропейской философии зарождаются прогрессивные идеи помощи нуждающимся, составившие в дальнейшем основу многих положений современной теории социальной работы. Позитивно на развитии общественной мысли в этой сфере сказались разработки теории «естественного права», сменившие догматы раннесредневековой благотворительности. Здесь прежде всего, следует отметить труды Д.Локка, в которых он опирался на правовые идеи христиан, а именно на идею свободы и справедливости, а также идеи Я.А. Коменского о праве человека на образование.
К ХVШ в. с развитием капиталистических отношений Церковь утрачивает позиции основного субъекта социальной помощи, хотя церковная благотворительность по-прежнему является значимой. Возникает потребность в развитии системы призрения поддерживаемой
и регулируемой государством. Гражданское общество берет на себя обязанности оказания помощи всем нуждающимся .
Смена церковной поддержки государственной произошла вследствие следующих причин: банкротство системы бескорыстной раздачи милостыни, приведшей к разрастанию профессионального нищенства; усложнение социальной организации общества; переход от натурального хозяйства к денежному .
В ХVШ в. оформляются идеи государственного подхода к поддержке нуждающихся. Утверждается тезис, что если общество не будет заботиться о нуждающихся, то оно обрекает себя на самоуничтожение. Так, известный французский политический деятель Монтескье, считал, что государство должно предоставлять свом гражданам пропитание, одежду и возможности вести здоровый образ жизни. В период Великой французской революции впервые оформляются идеи государственного обеспечения.
Таким образом, к ХIХ в. имелись предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями и формами. К этому периоды сложились определенный подходы в понимании и интерпретации таких социальных феноменов как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п.
4. Оформление научных подходов к благотворительности (ХIХ в.).Предпосылкой для развития научных подходов послужило активное развитие законодательной практики в ХVI- ХVII вв., когда были оформлены законы направленные на ликвидацию профессионального
нищенства, законы превентивного характера, предупреждающие это явление; в ряде европейских государств принимаются законодательные меры против проституции .
Развитие общественной мысли в области социальной помощи и поддержки базировалось на теориях естественного права, сменивших
идеи средневековой христианской благотворительности. Идеологической основой которых являлось понятие естественных прав человека и изначального равенства всех людей.
В ХIХ в. бедность, несправедливость, нищенство становятся базовыми постулатами многих социальных учений, а следовательно и различных теории социальной помощи.
Наибольших успехов в развитии теории социальной помощи достигли представители либерализма, основным постулатом которых было ответственность и моральный долг государства перед личностью, а также ответственность государства за создание для каждого гражданина нормальных условий для нормального существования.
В этот период ведется дискуссия о соотношении роли государственной и частной благотворительности. Основными теоретическими проблемами исследования стали:
определение роли государства в деле помощи нуждающимся.
Развивается идея, что государство должно быть активным в деле благотворительности (Моль, Барон, Луи Блан). Выдвигаются три основные задачи системы государственной социальной поддержки репрессивные меры по отношению к профессиональному нищенству; превентивные меры против бедности; вспомоществование нуждающимся;
отношение государственных институтов защиты и контроля с
частной благотворительностью;
проблема «права личности на помощь». Активно изучается
личность нуждающегося. В научных теория появляется не только человек разумный, но и человек нуждающийся. Расширяется взгляд на человека.
изучаются различные проблемы социальной патологии:
проституции, пьянства и др. (Исследования Ч. Ламброза, Фарреро и др.); суицида (Э.Дюркгейм, А. Шопенгаур)
в конце Х1Х в. дискутируется вопрос о профессиональной
подготовке социальных работников.
анализируется проблема социального иждивенчества.
В ХIХ в. предпринимаются попытки группирования нуждающихся. Так, французский ученый Оссонвиль, исследуя проблему пауперизма выделяет три основные типа социальных проблем, когда обязательно вмешательство государства: болезни, несчастные случаи, старость. Считал, что эти три фактора объективно влияют на жизненный сценарий человека, а, следовательно , их нужно учитывать при разработке мер, направленных на преодоление и профилактику нищенства и бедности. В качестве таких мер он рассматривал целевые программы и финансирование, реализуемые через местные органы самоуправления.
Категория бедность распространяется на представителей различных социальных слоев. Показателем позволяющим отнести человека к данной категории выступает отношение к трудовой деятельности. На основании этого выделялись такие классы нуждающихся: больные, хронические больные, дети-сироты, вдовы и т.д.
В этот период исследователи изучали и существующие модели финансирования государственных мероприятий, по оказанию помощи нуждающимся; категории лиц, которым оказывалась помощь; результативность репрессивных мер в отношении профессионального нищенства. Основными финансовыми средствами финансирования программ против нищенства, по утверждению английского исследователя Фауля, выступали налоги, общинные вклады, пожертвования, субсидии из доходов государства и департамента.
Интерес исследователей вызывали такие социальные проблемы как нищенство и пауперизм. С целью их всестороннего анализа и исследования, получения объективных представлений об этих процессах начинают применяться социологические методы. Первым их применил английский проповедник Ч. Бут.
Все большее внимание начинает уделяться также научному изучению личности нуждающегося. Она начинает рассматриваться в контексте социальной проблематики, неотрывно от форм помощи. Оформляется научное направление о социальной помощи, завоевавшее свою нишу в общественных науках.
Автор практического руководства по вопросам социальной помощи Э. Мюнстенберг (18631916) выделяет ряд объективных социально-биологических факторов, которые могут иметь определяющее значение для развития жизненного сценария человека, способствовать развитию трудной жизненной ситуации: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Изучение различных комбинаций этих факторов могут помочь в определении субъектов и форм помощи. Однако Э. Мюнстенберг считал, что поддерживать необходимо только тех, кто сам себе помочь не в состоянии. Среди форм помощи он выделял временную и постоянную помощь; открытую и закрытую помощь (вне благотворительных учреждений или в учреждениях); помощь натурою; денежную помощь*.
В конце XIX в. дискутировался вопрос о том, необходимо ли профессиональная подготовка «социальному помощнику». Начинают определяться конкретные требования к социальному работнику как к специалисту. Следствие этих дискуссий стало открытие первых краткосрочных курсов по подготовке социальных работников в Англии (1896 г.) и США (1898 г.). Материальная помощь нуждающемуся перестает считаться ее основным видом. На первый план выходят мероприятия, связанные с идеями самопомощи, воспитание, образование, а также социальное страхование. Формируются не только оперативные подходы к оказанию помощи, но и разрабатываются вопросы долговременной помощи.
Таким образом в Х1Х в . возникают теоретические построения, которые составили основу социальной работы как науки и профессии.
5. Научный этап становления социальной работы. Научный этап становления социальной работы связан с изменением общественных связей и отношений. На развитие парадигмысоциальной помощи влияли: разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования; урбанизация и индустриализация; увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.
Теоретическое осмысления процессов помощи и поддержки нуждающихся предпринимается в первом двадцатилетии ХХ в.
представительницами феминистского движения: Алисой Соломон (Германия), Марикей Гахери (Франция), Джейн Адамс (США). Этот период (1900-1920 гг.) связан с идеологией оформления индивидуальной работы с клиентом. Наибольших результатов в данной области добивается Мэри Ричмонд, которая впервые описала метод индивидуальной социальной работы с нуждающимися. Ее подход базировался на основе медицинских методов, психоанализа З.Фрейда, бихевиористической школы. Особую значимость для практической социальной работы имела ее книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».
В начале ХХ в. формируются принципы индивидуальной работы:
- на социальную адаптацию человека влияют социальные и экономические факторы;
- реагирование человека на социальные явления определяется личностными ресурсами;
- каждый человек независимо от статуса имеет чувство собственного достоинства;
- чтобы поставить правильный социальный диагноз нужно выявить и всесторонне изучить проблему;
- причина неумения человека приспосабливаться к окружающей среде вызывается социальными и экономическими факторами;
- необходимым условием успешно решения проблемы клиента социальным работником является доброжелательность и дружелюбие.
В 1917 г . выходит очередная работа Ричмонд «Социальные диагнозы», в которой автор описывает теоретические и методические аспекты индивидуальной социальной работы; процесс взаимодействия социального работника и клиента. В
социальную работу вводятся понятия из медицины «диагноз», «лечение». Ричмонд разрабатывает методы позволяющие анализировать социальные и психологические проблемы клиента; обобщает подходы к индивидуальной интервенции, которая должна включать в себя такие этапы как: получение информации; постановку диагноза; прогнозирование развития ситуации; лечение клиента.
Теоретические разработки М.Ричмонд имели огромное значение не только для практики, но и для развития теории социальной работы.
В последующие годы (1920-1930 гг.) в социальной работе актуализируются и получают интерпретацию такие феномены как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость-неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся объяснительной базой ситуаций жизненного мира клиента. Так, при теоретическом осмыслении процессов помощи и поддержки, разработке метода индивидуальной социальной работы используются активно психологические знания: психология развития; психодинамическая теория; социальный бихевиоризм, которые позволяли более детально изучить личность клиента в социальной работе, его социальную историю; дали возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальная история клиента и «лечение» стали доминантами в индивидуальном методе социальной работы, социальными стандартами в помогающем процессе .
М.Ричмонд уточняет и дополняет принципы индивидуальной социальной работы и акцентирует внимание на принципах взаимодействия социального работника и клиента: симпатизировать клиенту; отдавать ему предпочтение; поощрять его; совместно с ним строить ясные планы по решению проблемы. Ричмонд заложила основы диагностической школы социальной работы.
В этот же период развиваются и другие подходы к теоретическому осмыслению социальной работы. Так, В.Робинсон разрабатывая метод индивидуальной работы, предлагает поставить в центр внимания не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, основывая на них процесс помощи. При взаимодействии социального работника и клиента она предлагает уделять внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, ценностям.
Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, получившем название функциональной школы. Представители этого подхода О. Ранк, Дж.Тафт. в основу своих теоретических построений поставили не социальный диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. Отталкиваясь от учения Фрейда, О. Ранк считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий.
Важное место представители «функциональной школы» отводили отношениям, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации.
В 1930-1950 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и социальной работе в общине (коммъюнити).
Развитие диагностического подходы в этот период было связано с именем Г. Гамильтон, которая значительно расширила понятие диагноз. Он стал восприниматься не как установка к действию в решении проблемы клиента, а как способ понимания клиента, его ситуации и проблемы. В ситуации стали видеть не только диагностическую, но и оценочную проблематику.
Ситуационный подход внес два существенных компонента в социальную работу:
- Предвидение. Развитие предвидения у клиента позволяет ему освободиться от неосознанного конфликта, а осознание клиентом своих трудностей позволяет эффективно решать его проблему.
Психологическая поддержка. Она должна быть направлена на обретение клиентом уверенности.
В этот период оформляется полемика между диагностической и функциональной школой о приоритетах в методах поддержки.
В 19501970 гг. предпринимаются попытки аккумулировать теории социальной работы, наблюдается рост теорий в практике индивидуальной работы с клиентом, расширяется спектр теорий социальной работы с группой, в микросоциальной среде. Развитие теории социальной работы проходит под влиянием дискуссии между диагностической и функциональной школой социальной работы. Получают дальнейшее исследование проблема взаимодействия клиента и социального работника. Более детально формулируются принципы этого взаимодействия: индивидуализация; открытость в выражении чувств; конфиденциальность; не директивность в отношениях, контроль над эмоциональным развитием клиента.
Продолжается теоретическое осмысление и обогащение метода индивидуальной социальной работы. Здесь следует отметить заслугу Хелен Перлман, которая объединила подходы диагностической и функциональной школ и предложила новую модель индивидуальной работы метод решения проблем. Согласно Перлман процесс помощи складывается из двух компонентов: собственно процесса помощи и личностных ресурсов клиента. Теоретическое осмысление получают такие понятия как ресурсы; проблема; процесс помощи.
В дальнейшем, в 19701990 гг. оформляются тенденции к унификации теорий социальной работы. Формируются концепции вокруг концептов "социального функционирования". Доминируют термины и понятия, связанные с теорией систем.
Теория социальной работы оформляется и развивается в следующих направлениях:
- разрабатываются вопросы индивидуальной, групповой социальной работы (Курт Левин, Алвинд Зандер И др.) и работы в общине; теория социального администрирования и планирования
- рассматриваются вопросы связи теории и практики;
- получают теоретическое освещение вопросы подготовки специалистов;
- складываются интегративные подходы к теории и практике социальной работы.;
- исследуются вопросы менеджмента в социальной работе ( Мари Паркер Фоллет).
Становление и развитие теории социальной работы за рубежом