Системное строение общества: элементы и подсистемы
Системное строение общества: элементы и подсистемы
Функции общества: Производство материальных благ и услуг; Распределение продуктов труда (деятельности); Регламентация и управление деятельностью и поведением; Воспроизводство и социализация человека; Духовное производство и регулирование активности людей
Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество совокупность общественных отношений. Сущность общества в отношениях между людьми.
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это: Производственные отношения; Экологические отношения; Отношения по детопроизводству.
Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это: Моральные отношения; Политические отношения; Правовые отношения; Художественные отношения; Философские отношения; Религиозные отношения.
Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
Система комплекс элементов и связей между ними.
Составные части системы |
Понятие системы |
Общество как система |
Элемент |
Неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. |
|
Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система) |
Основные подсистемы (сферы) общества:
|
|
Связи между элементами ее подсистемами |
|
Общественные отношения (см. предыдущий пункт) |
Свойства системы |
||
Целостность |
Система больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов |
Общество это больше, чем толпа. |
Функционирование- развитие |
Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся |
Саморазвивающаяся система:
|
Открытость-закрытость |
Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) |
Открытая система |
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Основные институты общества
Социальный институт это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых удовлетворение социальных потребностей. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции |
Ключевые институты |
Сферы общества |
Основные роли |
Физические черты |
Символические черты |
Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей |
Семья, Наследование |
Социальная (семейно-брачные отношения) |
|
Дом Обстановка |
Кольца Обручение Контракт |
Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья |
Собственность |
Экономичес-кая сфера |
|
Фабрика Офис Магазин |
Деньги Торговля Реклама |
Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов |
Власть Государство |
Политическая сфера |
|
Общественные здания и места |
Флаг Хартия |
Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры |
Религия |
Духовная сфера |
|
Собор Церковь |
Крест |
|
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам |
Образование |
Духовная сфера |
|
Школа Колледж Учебник |
Диплом Степень |
Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений - финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;• включают систему санкций от правовых до морально-этических;• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Типы функций социальных институтов: Явные заявлены официально, признаны и контролируются обществом; Скрытые выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты.
Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание) в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями): материальная результат производства и освоения предметов и явлений материального мира; духовная совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно.
Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
Духовный мир личности область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь общества объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности; духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия воспроизводство общественного сознания); духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности); духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага всеобщее достояние); духовные отношения (духовные общественные связи индивидов); проявления межличностного духовного общения.
Ценности социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
- национальная мировая;
- светская религиозная;
- восточная западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
- традиционная индустриальная постиндустриальная;
- сельская городская;
- обыденная специализированная;
- высокая (элитарная) массовая народная
Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии |
Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») |
Элитарная |
Народная |
Авторы |
Профессиональные творцы (стандартизация культуры) |
Профессиональные творцы, создающие культурные каноны |
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер |
Коммерческий (невозможно без СМИ) |
Некоммерческий |
Некоммерческий |
Уровень сложности |
Низкий |
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) |
- |
Аудитория |
Массовая |
Узкая |
Широкая |
Взаимодействие |
Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
Экранная культура вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.). Клиповое мышление.
Субкультура часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины: рост жизненного уровня; развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь; возрастание роли и значения свободного времени, досуга. Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Образование и самообразование
Образование один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния. Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. Самообразование знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования: экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества); социальная (осуществление социализации личности (социальная функция); культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные (ясли, детские сады); начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи); дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции); среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи); высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии); постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы); подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура); духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии). Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
Общие тенденции в образовании: демократизация образования; рост продолжительности образования; непрерывность образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; интернационализация образования; компьютеризация образования.
Направления реформ в российском образовании для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования: Обеспечение доступности качественного общего образования; Повышение качества школьной учебной литературы; Повышение уровня оплаты труда работников образования; Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования; Повышение качества профессионального образования; Расширение общественного участия в управлении образованием; Развитие сети общеобразовательных учреждений; Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.
Образовательная парадигма (от греч. paradeigma пример, образец) - совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Системное строение общества: элементы и подсистемы