Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание индивида и социальное поведение
Самосознание это:
- осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
- осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Виды самопознания: опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д. Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач). Факторы, влияющие на самооценку: сопоставление реального «Я» с идеалом; оценка других людей и сравнение себя с ними; отношение личности к собственным успехам и неудачам.
Образ «Я» («Я»-концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Поведение совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков. Поступок действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.
Социальное поведение поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Виды социального поведения: массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) групповое (совместные действия людей); просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) асоциальное; помогающее конкурентное; девиантное (отклоняющееся) противоправное. Значимые виды социального поведения: связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды; связанные со стремлением добиваться успеха и власти; связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
Нравы типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках. Обычаи форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Отклоняющееся (девиантное) поведение поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
Делинквентное поведение (от лат. delictum проступок, англ. delinquency правонарушение, провинность) антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Типы девиантного поведения: Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений); Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами); Ретритизм (отвергает и цели и способы); Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира:
- познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
- эмоции субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
- чувства эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
- направленность личности
Направленность личности - это система устойчиво характеризующих побуждений человека. При этом она достаточно динамична. Есть доминирующие и второстепенные компоненты. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Все эти побуждения представляют собой систему (мотивация). Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. Мотивы: установка, влечение, интерес, склонность, желание, стремление, намерение, убеждение (Убеждения устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.), мировоззрение.
- мировоззрение
3. Мировоззрение система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
- Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
- Пути формирования: стихийный, осознанный.
- Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
- Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
Типы мировоззрения:
- Обыденное (или житейское) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
- Религиозное связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
- Научное теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: Мифологическое; религиозное; философское. Научное. Также выделяют: Обыденное и гуманистическое.
- Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
- Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5. Менталитет совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Виды знаний
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Чувственное познание познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Формы чувственного познания:1. ощущение это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление образ объекта познания, запечатленный в памяти. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Рациональное познание познание посредством мышления. Формы рационального познания:1. понятие это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Интуиция способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Виды интуиции: мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная связана с умственной деятельностью. Особенности интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях любовь, ненависть и др.) мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания Заблуждение содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь сознательное искажение образа объекта.
Знание результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; знание как познавательно-значимая информация; знание как отношение человека к действительности.
6. Виды знаний:
- Житейское строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
- Практическое строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
- Художественное строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
- Научное строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
- Рациональное отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
- Иррациональное отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Формы знаний:
- Научное объективное, системно организованное и обоснованное знание
- Ненаучное разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
- Донаучное прототип, предпосылки научного знания
- Паранаучное несовместимое с имеющимся научным знанием
- Лженаучное сознательно использующее домыслы и предрассудки
- Антинаучное утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Истина. Ее критерии. Относительность истины
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?». В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
- Эмпиризм все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
- Сенсуализм только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
- Рационализм достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
- Агностицизм «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
- Скептицизм получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Истина это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики.
Критерии истины то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика.
Практика целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Функции практики:
- источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
- основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
- цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
- критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна (она развивается, может давать противоположные результаты). Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Мышление и деятельность
Деятельность способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
Различия деятельности человека и активности животного:
Деятельность человека |
Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. |
Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности |
Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) |
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Деятельность человека |
Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. |
Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности |
Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) |
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Субъект и объект деятельности
Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы) Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) Методы Процесс (Действия) Результат.
Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы
Виды действий по М. Веберу:
- целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);
- ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
- аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);
- традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)
Типы деятельности: труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) учение (познание нового)
+ общение (обмен идеями, эмоциями): двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога. Структура: субъект цель содержание средство получатель. Классификации: непосредственное опосредованное, прямое косвенное. Типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый. Функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я свой» или «Я чужой»); организационная.
Виды деятельности: Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая. По субъекту: индивидуальная коллективная. По характеру: репродуктивная творческая. По соответствию правовым нормам: законная незаконная. По соответствию моральным нормам: моральная аморальная. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная реакционная. По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя внутренняя.
Творчество вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента). Механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция.
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека: Биологические (органические, материальные) потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Духовные (идеальные, познавательные) потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Потребности взаимосвязаны.
Базовые потребности |
|
Первичные (врожденные) |
Вторичные (приобретенные) |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. |
• Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. |
• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализаци |
Классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Следует помнить о разумном ограничении потребностей.
Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest иметь значение) целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов: по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
Свобода есть познанная необходимость. |
Свобода (воля) возможность поступать так, как хочется. |
Человек робот, действующей по программе? |
Полный произвол по отношению к другим? |
Фатализм все процессы в мире подчинены господству необходимости |
Волюнтаризм признание воли как первоосновы всего сущего. |
Сущность свободы выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
- с одной стороны социальные нормы, с другой стороны формы общественной деятельности;
- с одной стороны место человека в обществе, с другой стороны уровень развития общества;
- социализация (процесс усвоения индивидом образцов поведения).
Свобода специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Ответственность объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Виды ответственности:
- Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
- Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
- Социальная ответственность склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
- Юридическая ответственность ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Самосознание индивида и социальное поведение