Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины РФ
ЛЕКЦИЯ № 1
ТЕМА: Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины РФ.
Для сержантов группы № по специальности:
по дисциплине: «Общественно-государственная подготовка».
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Военно-стратегические основы военной доктрины.
- Военно-политические основы военной доктрины.
- Военно-экономические основы военной доктрины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Долматович И.А. Проблемы финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России // Право и безопасность. 2014. № 1. C. 19-23.
2.Артяков В.В., Чемезов С.В. Офсетная деятельность субъектов военно-технического сотрудничества: проблемы и перспективы. М., 2013. 336 с.
Дополнительная
3. Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. С.Ф. Викулова. М.-Ярославль, 2013. 389 с.
4. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2014. 768 с.
5. Останков В.И. Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России // Военная мысль. 2013. № 1.
6. Военная экономика: теория и актуальные проблемы / Под ред. А.И. Пожарова. М., 1999. 320 с.
7. Рыбас А.Л. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М., 2008.
8. Свечников С.И. Совершенствование военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в интересах обеспечения национальной безопасности России. М., 2010.
9.Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М., 2012. 528 с.
10. Хачатурян А.А. Военно-экономическое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств: состояние и перспективы развития: Автореф. дис. докт. эконом. наук. М., 2008.
11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. М., 2013. С. 43.
12. www.fsvts.gov.ru, www.cast.ru.
13. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» № 114-ФЗ. Утвержден Президентом РФ 19.07.1998.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Мультимедийная установка
Слайды по теме.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Лекция предназначена для слушателей (студентов гражданских ВВУЗов) курса дополнительного обучения факультета всех специальностей академии и должна быть унифицирована под их базовые знания экономической теории, полученные в ходе обучения в военных училищах и институтах.
Данная лекция является первой в изучении курса «Экономические проблемы управленческой деятельности военных кадров». После проведения лекции следует семинарское занятие.
На этом занятии предлагается более глубоко рассмотреть роль экономических знаний для анализа экономических основ военной мощи государства и процесса управления военно-экономической деятельностью.
Распределение времени:
Введение - 10 минут
- Вопрос - 50 минут
- Вопрос - 60 минут
- Вопрос - 55 минут
Заключение - 5 минут
ВВЕДЕНИЕ
Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется - Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.
В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Реализация Военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Военно-политическая обстановка
1. Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность достижения военно-политических целей непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных войн и вооруженных конфликтов для народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.
2. Военно-политическая обстановка определяется следующими основными факторами:
снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;
формирование и укрепление региональных центров силы;
усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;
активизация сепаратизма;
распространение локальных войн и вооруженных конфликтов;
усиление региональной гонки вооружений;
распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки;
обострение информационного противоборства.
3. Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:
попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
использование военно-силовых акций в качестве средства “гуманитарного вмешательства” без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.
Основные угрозы военной безопасности
4. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.
Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
5. Основные внешние угрозы:
территориальные претензии к Российской Федерации;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;
попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;
ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;
действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;
враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационно-психологические) действия;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах;
международный терроризм.
6. Основные внутренние угрозы:
попытка насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;
планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение военной безопасности
7. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
Главные цели обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
Российская Федерация:
исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;
сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии против нее и (или) ее союзников;
проводит совместную с Республикой Беларусь оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства;
придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности;
рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;
отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях;
строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;
пунктуально выполняет международные договоры Российской Федерации по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности;
выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путем сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний;
содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.
8. Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях.
При этом ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.
Российская Федерация не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.
9. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;
соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
10. Основное содержание обеспечения военной безопасности:
а) в мирное время:
формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска), поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);
совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
охрана и защита Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;
подготовка к территориальной и гражданской обороне;
развитие необходимой военной инфраструктуры;
обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации от военных угроз;
формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности;
б) в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):
своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;
координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;
организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.
Военная организация государства
11. Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
12. Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
13. Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
14. Основные принципы развития военной организации государства:
адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;
централизация руководства;
единоначалие на правовой основе;
достигаемое соответствие в пределах экономических возможностей страны уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;
единство обучения и воспитания;
реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни.
Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам.
15. Главные приоритеты развития военной организации государства:
создание единой системы управления военной организацией государства и обеспечение ее эффективного функционирования;
развитие и совершенствование войск (сил), обеспечивающих стратегическое сдерживание (в том числе ядерное);
создание и поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
комплектование, оснащение, всестороннее обеспечение и подготовка соединений и воинских частей постоянной боевой готовности сил общего назначения для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
16. Основные направления развития военной организации государства:
приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;
повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;
совершенствование военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров, военного образования, оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;
совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей);
повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;
укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;
реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан Российской Федерации;
развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.
17. Составной частью и приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
Руководство военной организацией государства
18. Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
19. Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
20. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.
Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в обеспечении военной безопасности в порядке, установленном федеральным законодательством.
21. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
22. Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны.
Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск) осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск), их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, развитие системы базирования и инфраструктуры.
Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации.
23. Для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением органов государственной власти стран - участниц коалиции создаются соответствующие объединенные органы военного управления.
24. В целях централизованного руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженные Сил Российской Федерации и других войск в интересах обороны, программно-целевое планирование военного строительства, предусматривающее разработку долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (4-5 лет) и краткосрочных (1-2 года) документов.
25. Организация руководства обеспечением военной безопасности Российской Федерации в угрожаемый период, создание и функционирование соответствующих органов государственной власти и органов военного управления регламентируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ВТОРОЙ ВОПРОС.
ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Характер войн и вооруженных конфликтов
1. Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
2. Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Устав ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.
3. Основные общие черты современной войны:
влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
коалиционный характер;
широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
проведение воздушных кампаний и операций;
катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
4. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный,
внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).
5. Вооруженный конфликт характеризуется:
высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
применением нерегулярных вооруженных формирований;
широким использованием диверсионных и террористических
методов;
сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
6. Для решения задач во внутреннем вооруженном конфликте могут создаваться объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.
7. Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернуть1ми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.
В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
8. Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.
В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
9. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира.
Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания
в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества.
В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
10. Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период.
11. Крупномасштабная (региональная) война может иметь начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, достижение превосходства в информационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе.
В случае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующих и завершающем периодах.
12. Российская Федерация последовательно и твердо добивается создания эффективной системы политических, правовых, организационно-технических и иных международных гарантий недопущения вооруженных конфликтов и войн.
Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск
13. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
14. Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской
Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;
во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.
15. Основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах;
операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
миротворческие операции.
16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.
Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.
17. Основные задачи Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск:
а) по обеспечению военной безопасности:
своевременное вскрытие угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;
поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;
содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;
несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;
качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);
поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;
охрана и защита государственной границы Российской Федерации;
развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами противовоздушной обороны;
создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;
охрана важных государственных объектов;
предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
организация гражданской и территориальной обороны;
обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;
обеспечение информационной безопасности.
Решение задач по защите национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане осуществляется в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности.
Все задачи по обеспечению военной безопасности выполняются Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками скоординировано, в тесном взаимодействии и в соответствии с их функциями, установленными федеральным законодательством;
б) по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию и (или) ее союзников:
частичное или полное стратегическое развертывание;
ведение стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;
поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;
локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;
поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;
защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами;
в) во внутренних вооруженных конфликтах:
разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований. бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;
восстановление законности и правопорядка;
обеспечение общественной безопасности и стабильности;
поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта;
локализация и блокирование района конфликта;
пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;
изъятие оружия у населения в районе конфликта;
усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта.
Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, локализации и блокированию районов конфликтов, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими;
г) в операциях по поддержанию и восстановлению мира:
разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
создание предпосылок для политического урегулирования. Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они обучаются по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.
18. Силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут привлекаться для оказания помощи органам
государственной власти, органам местного самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
19. Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками, создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:
степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях;
характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных районов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;
возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;
возможности своевременного вывода войск (сил) и материально-технических запасов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;
условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения социальных и бытовых проблем;
наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;
общественно-политической обстановки в конкретных регионах.
20. В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов).
Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.
21. При создании смешанных воинских формирований Содружества Независимых Государств они комплектуются военнослужащими государств-участников в соответствии с их национальным законодательством и принятыми межгосударственными соглашениями. Военнослужащие - граждане Российской Федерации проходят службу в таких формированиях, как правило, по контракту.
Формирования российских войск, находящиеся на территориях иностранных государств, независимо от условий размещения входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и
действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации.
22. Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, ведение ими военных действий, осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны под руководством Правительства Российской Федерации и на основе федеральной государственной программы.
23. Накопление и содержание запасов материальных средств организуются Правительством Российской Федерации в соответствии с планами создания государственного и мобилизационного резервов, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, а также органы исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством в мирное время осуществляют накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и ведение ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств - и на более длительный период, исходя из сроков перевода экономики страны, отдельных ее отраслей и предприятий на работу по установленному плану), формирование, подготовку, перегруппировку и применение стратегических резервов.
24. Планирование подготовки граждан к военной службе, воинский учет, а также учет транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации и другим войскам, осуществляются под общим руководством Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
25. Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных и других работ в очагах поражения и районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.
ТРЕТИЙ ВОПРОС.
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ
Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
1. Главная цель военно-экономического обеспечения удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
2. Основные задачи военно-экономического обеспечения:
своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение решаемых военной организацией государства задач;
оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства;
развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны. Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности;
обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;
интеграция гражданского и военного секторов экономики страны и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;
создание инфраструктуры государства с учетом решения задач по обеспечению военной безопасности;
повышение уровня социального обеспечения военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе;
обеспечение функционирования и совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки экономики и населения страны;
накопление и содержание запасов материальных средств;
осуществление взаимовыгодного международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
выполнение международных договоров Российской Федерации в военно-экономической сфере.
3. Приоритетные задачи военно-экономического обеспечения:
своевременное и в полном объеме (в пределах имеющихся финансовых ресурсов государства) финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, потребностей всех компонентов военной организации государства;
экономическое и финансовое обеспечение совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники;
создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных, высокоэффективных систем управления войсками и оружием, систем связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, высокоточных, мобильных безъядерных средств поражения, а также систем их информационного обеспечения;
повышение уровня жизни, реализация установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей.
4. Основные принципы военно-экономического обеспечения:
соответствие уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства;
концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности;
государственная поддержка предприятий (производств) и учреждений (организаций), определяющих военно-техническую и технологическую устойчивость оборонного промышленного комплекса, а также его градообразующих предприятий, закрытых административно-территориальных образований;
научно-техническая, технологическая, информационная и ресурсная независимость в разработке и производстве основных видов военной продукции.
5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:
подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода на работу в условиях военного положения и в военное время;
создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;
создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;
сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и выживания населения в военное время;
подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного положения;
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в соответствии с установленными планами.
Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
6. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности.
Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество является прерогативой государства.
7. Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства, с соблюдением интересов международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
8. Приоритетное значение Российская Федерация придает развитию военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества
с государствами - участниками Договора о коллективной безопасности Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности.
Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение Военной доктрины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В лекции рассмотрены основные аспекты Военной доктрины, где фрагментарно показали его военные, военно-политические и военно-экономические аспекты. Подробно остановились на проблемах, посвященных оборонно-промышленному комплексу. Также пришли к выводу о целесообразности закрепления тех выработанных крупных решений по его преобразованию и повышению эффективности работы, которые осуществляются в последнее время под руководством Министра обороны РФ С.Г. Шойгу. Однако, на наш взгляд, в Военной доктрине нужно выдвинуть требование о более решительной концентрации научных сил, финансовых и материально-технических средств для осуществления прорыва в области элементной базы, перспективных технологий для создания средств связи, обнаружения, наведения, автоматизации, управления, РЭБ, информатизации.
Особое значение имеет создание средств обнаружения воздушных целей на новых принципах. Нужно не просто провозглашение приоритетов в этой области, а концентрация научных сил и материальных средств, осуществляемая с таким же решительным подходом, как это было сделано сразу после Великой Отечественной войны при создании ракетно-ядерного оружия.
Приоритеты международного военно-технического сотрудничества, как и некоторые другие разделы Военной доктрины, могут остаться примерно такими, как они определены в действующей Военной доктрине.
Таким образом, как показывает исторический опыт, для того, чтобы быть жизненной, Военная доктрина призвана не просто провозглашать официально принятые взгляды, но и выражать дух и смысл военного дела на современном этапе, глубоко проникать в толщу Вооруженных Сил и других войск, быть внутренне принятой военными кадрами и в народе, не разъединять, а объединять основные силы общества, стоящие на позициях укрепления Российской государственности.
Такими нам представляются основы новой Военной (оборонной) доктрины России.
Спасибо за внимание!
Доцент кафедры №11
кандидат военных наук, доцент
Н.И.Васильев
Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины РФ