Применение и толкование права
Тема 10. Применение и толкование права
Создание правовых предписаний, при всей важности данного процесса, никогда не является самоцелью, правовые нормы имеют смысл только тогда. когда они осуществляются на практике, приобретают реальную жизнь. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, когда его принципы и нормы реализуются в действиях субъектов, определяют содержание социального общения. Право способно непосредственно воздействовать на поведение людей, но это будет идейно-мотивационное воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется там, где оно нашло свое позитивное выражение. В российском правоведении различные аспекты процесса реализации права нашли отражениев работах ряда авторов (Дюрягин В.М., Коренев А.П., Лазарев В.В., Маликов М.К. и др.) Если обобщить выводы, сделанные ими, можно составить целостное представление о правореализации, кратко охарактеризуем основные категории.
Понятие и основные формы реализации права.
Реализация объективного права представляет собой деятельность субъектов, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать, как процесс и как конечный результат. Реализация права это такое поведение субъектов общественных отношений, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. Осуществление права представляет собой процесс превращения юридических и идеальных моделей, отражающих одобряемое государством, социально полезное поведение, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. поведением, которое соответствует правовым предписаниям. Это означает, что субъекты беспрепятственно реализуют свои права, добросовестно выполняют обязанности и не нарушают запретов, установленных нормами права.
В одном случае это активные положительные действия, в другом это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий).
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2) формой внешнего проявления правомерного поведения.
Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям. С точки зрения уровня реализации содержащихся в нормативных актах положений выделяют:
а) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности (например, речь может идти о прямом действии конституции или когда применяется аналогия права как способ устранения пробелов в законодательстве);
б) реализацию (вне правоотношений) общих форм, устанавливающих правовой статус и компетентность;
в) реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм (наиболее часто встречающаяся форма).
По субъекту реализации права можно выделить две нормы:
а) индивидуальная;
б) коллективная.
По внешнему проявлению выделяют активную и пассивную формы реализации права. В зависимости от метода государственного воздействия на поведение субъектов различают добровольное и принудительное осуществление права. Характер действий субъектов, степень их активности и направленность поведения позволяют выделить следующие формы реализации:
Соблюдение права это форма реализации права, заключающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. В данном случае предполагается пассивная форма поведения субъекта права.
Исполнение права это форма реализации права, которая предусматривает совершение активных действий субъектом права по исполнению юридических обязанностей, причем обязанность признается исполненной в том случае, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение влечет за собой юридическую ответственность.
Использование права это форма реализации права, которая означает осуществление субъектами своих прав. В отличие от исполнения права, предписывающего совершение необходимых действий, эта форма реализации права предоставляет субъекту возможность совершать дозволенные нормами права действия, при этом выбор одного из вариантов поведения обусловлен интересами самого субъекта.
Вышеперечисленные формы относят к непосредственной реализации права, т.к. в этом случае субъекты реализуют правовые предписания самостоятельно, не опираясь на деятельность государственных органов. При опосредованной реализации права осуществление прав и обязанностей субъектов происходит с помощью правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц.
Применение права это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства. Применение права явяляется особой формой реализации права, от других форм его отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие, право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм требует соблюдения, исполнения и использования других. В связи с этим правоприменение можно охарактеризовать как комплексную правореализующую деятельность.
Правоприменение это властная деятельность, это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам.
Применением закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.
Государственные органы, которые занимаются правоприменительной деятельностью, как правило, осуществляют и другие правовые функции - правотворческую и правоохранительную
Применение права после правотворчества второй по значению, а при известных социальных условиях и не менее важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе, в процессе воздействия права на общественные отношения.
Применение права может выступать как способ и средства организации осуществления правовых норм, как стадия в механизме реализации, как юридический факт, в результате которого возникают, изменяются, прекращаются правоотношения, и как форма осуществления права. В связи с анализом этой формы реализации права возникает вопрос когда и при каких условиях становится необходимой властная деятельность компетентных органов. Такая необходимость возникает когда:
а) субъекты общественных отношений не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, предоставленные правом. Эти органы организуют этот процесс (прием на работу, зачисление в ВУЗ, призыв в армию и т.д.)
б) имеется спор по поводу определенного факта или отношения, причем сами стороны не могут прийти к согласованному решению (о разделе имущества) или существуют препятствия для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;
в) возникает необходимость в применении государственного принуждения (назначение наказания за совершенное правонврушение, изъятие у некоторых категорий лиц);
г) для возникновения определенных правоотношений требуется официальное установление наличия или отсутствия конкретных фактов, а также нужно официально закрепить те или иные действия, оформить их в качестве юридически значимых фактов с одновременной проверкой их правильности и законности (регистрация избирательной комиссией каддидата в депутаты, оформление результатов голосования, признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим). Все изложенное позволяет заключить, что применение права важнейшая и особая форма реализации правовых норм.
Стадии применения норм права.
Применение права сложная, многоступенчатая деятельность, процесс, который имеет строго обозначенные стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Таких стадий три.
1. Установление фактических обстоятельств дела это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Среди фактических обстоятельств должны быть выделены факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. В юридической науке и практике он нередко называется главным фактом (или фактом подлежащим доказыванию). Это например факт убийства, совершенного гражданином. Главный факт относится, как правило к юридическим фактам, притом к фактам правообразующим или правопрекращающим, т.е. влекущим возникновение или прекращение юридических последствий.
Применение закона должно основываться на полной, достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью докоазательств. Доказательства данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах документы, акты, свидетельские показания.
Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения, например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств, например, недопустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора. Из документов, источников сведений о фактах, а так же из документов правоприменительных органов (о принятии дела к производству, о назначении экспертизы и др.) и образуется юридическое дело как совокупность документов, собранных вместе и определенным образом оформленных.
Особенности доказывания связаны с такими категориями как презумпция и бремя доказывания. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам, об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности любого подозреваемого лица, причем оно имеет силу и тогда, когда против него свидетельствуют даже многие факты: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренным законом, и установлена приговором суда.
От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т.е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств; по уголовным делам и административным правонарушениям это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Не будет доказана обвинителем его вина, и обвиняемый признается невиновным, освобождается от юридической ответственности.
Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения, невыполнения обязательства, причинен имущественный вред: и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Он считается виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательства, причинило вред.
При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория . Это преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдиционными - такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.
Именно на первой стадии применения права происходит сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу (сам круг фактических обстоятельств, которые необходимо установить, обозначен в законе). Например, при производстве дознания. предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде подлежат доказыванию: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Подлежат доказыванию также причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Устанавливаемые на этой стадии факты должны отвечать следующим требованиям: относимость (т.е. непосредственно относиться к рассматриваемому делу), достоверности (т.е. они должны подтверждаться убедительными необходимыми доказательствами), полноты (т.е. должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения).
2. Установление юридической основы дела. Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:
а) выбор нормы, подлежащей применению;
б) проверку правильности (подчиненности) текста того акта, в котором содержится выбранная норма;
в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
г) уяснение смысла и содержания нормы. Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того, как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.
Прежде всего определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, а затем выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай. Происходит правовая квалификация, суть которой состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, попадает ли этот случай под ее действие. Нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку «закон обратной силы не имеет». По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу. Однако, в отдельных случаях имеет место так называемое «переживание закона», в исключительных случаях уголовные законы имеют «обратную силу», когда речь идет от отмене или смягчении наказания.
Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму, следует обратиться к тексту официального издания нормативного акта. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования, относящегося к применяемой норме. При этом необходимо учитывать правила действия нормативных актов во времени, пространстве и кругу лиц. Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона, иного акта. Они могут быть обозначены как «критика» нормы (акта) это значит, что перед применением закона нужно его тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью изучить и проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Выбор юридических норм на основании точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Правовая квалификация это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам.
На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай, и которые положены в основу решения.
3. Решение и документальное оформление принятого решения. Решение юридического дела это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд или иной правоприменительный орган в силу властно-государственных полномочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к конкретному делу. Результат решения юридического дела индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:
1) Его юридическое значение может состоять в юридической констатации, т.е. признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.
2) После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решения юридического дела фиксируются в правоприменителных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, создаваемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
Решение юридического дела наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.
В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.
Акты применения права, их виды. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Каждый акт применения права является актом документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется для характеристики как действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления результат правоприменительной деятельности.
В основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки:
а) цель правоприменительного акта;
б) сфера использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания;
и) форма выражения.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
- по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.;
- по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные;
- в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные:
регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правнарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо они выражают меру государственного принуждения.
- по своему юридическому значению акты применения права подразделяют на основные и вспомогательные. Основные акты это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на их осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);
- в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
- по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
- в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;
- по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения, различают: общего действия и индивидуальные;
- по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
- в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция;
- по степени отражения нормативного веления в содержании актов:
а) первичные;
б) производные;
в) смешанные
- по сферам использования:
а) хозяйственные;
б) социально-культурные;
в) административно-политические
Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований к правоприменительным актам:
Законность означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.
Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
Обоснованность это означает, что:
а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны, выражая волю народа, закон сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее приемлемым решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в тоже время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.
Второй аспект целесообразности в праве это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем большее значение приобретает это требование.
Справедливость это требование к актам применения права, которое отражает идею о социальной справедливости, принятую в конкретном обществе, осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит общественным интересам и одновременно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.
Справедливость акта применения права это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными требованиями. От этого во многом зависит его авторитет компетентного органа, воспитательное воздействие данного решения. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, подлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права. В правоприменительной деятельности огромное значение имеет толкование правовых норм.
С.А. Комаров дает следующее определение этого понятия «Толкование норм права - деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в юридической норме». Термин «толкование» может употребляться в различных, взаимосвязанных смыслах:
- уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом , его применяющим (толкование по способу);
- принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы;
- интерпретация, т.е. выяснение, как соотносится объем толкуемой нормы права с объемом (буквальным смыслом) ее текста.
Деятельность истолкователя, дабы быть рациональной, неизбежно ориентируется на некоторую совокупность соответствующих правил, цель которых рационализировать сам процесс. Однородные правила толкования группируются в способы толкования. Общепризнанными являются такие способы, как языковой, систематический и исторический. Первый способ именуется в разных источниках по разному: грамматический, филологический и даже текстовой.
Очевидно, что третье название нельзя считать удачным, ибо в нем отражается объект толкования, а не его средства и способы. Термин “грамматический” узок по своему содержанию, ибо толкование опирается на только на правила грамматики, но и на правила морфологии, и на правила смысла, т. е. на всю совокупность языковых правил. Термин же “филологический”, напротив, весьма широк, так как филология включает в свой состав не только знание об актуальном языке, но сравнительное, историческое и т. п. языкознание, а также литературоведение. Классическим примером важности применения такого способа является фраза «казнить нельзя помиловать», ее значение имеет диаметрально противоположный смысл в зависимости от того, где поставлена запятая.
Систематический способ предполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.
Историко-политический способ (историко-целевой) предполагает выяснение общественных условий и выявление различных факторов (экономических, политических, социальных и т.д.), обусловивших появление данной нормы, а также позволяет понять цель, поставленную законодателями. По мнению П.Е. Недбайло этот способ отличает то, что без уяснения цели закона нельзя правильно истолковать и применить норму права, в нем содержащуюся. « При выяснении содержания нормы по ее цели необходимо установить ту цель, которая придана ей законодателем и содержится в соответствующих его актах”.
С точки зрения С.С. Алексеева, в качестве самостоятельного способа можно рассматривать специально-юридическое толкование, под которым он понимает исследование технико-юридических средств и способов изложения воли законодателя, базирующихся на знаниях и прежде всего юридической техники. Юридические конструкции играют определенную роль в толковании, служат своеобразным ориентиром для интерпретатора.
Логический способ толкованиея это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта, здесь важно изучить не смысл отдельных слов, а связь между ними.
А.Ф. Черданцев предложил выделить и функциональный способ толкования, разъясняя его особенности он предлагает остановиться на характеристике факторов, влияющих по создание нормы права (по сути этот прием во многом совпадает с историко-политическим).
Перейдем к толкованию права по объему.
Толкование правовых норм преследует цель выяснений действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.
Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное толкование.
Толкование разъяснение делится на виды в зависимости от субъекта , дающего это разъяснение, оно может быть официальным или неофициальным.
Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.Официальное толкование может быть нормативным и казуальным. В первом случае оно распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения, нормативное толкование не содержит новых норм, а лишь разъясняет смысл уже действующих. Если официальное нормативное толкование дается тем органом. который издал данный акт, то оно называется аутентическим (основанным на первоисточнике, авторским). В РФ подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Если официальное толкование дается уполномоченным на то органом, то оно называется легальным (разрешенным, делегированным). Таким правом наделены все высшие судебные органы.
Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативно-правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.
Акты толкования - это один из видов правовых актов. Акты толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права. В теории права различают два вида актов толкования:
- интерпретационные акты правотворчества нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;
- интерпретационные акты правоприменения специфические правовые акты , содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвоката, судьи или прокурора в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется на обыденное (даваемое гражданами в быту), профессиональное (дается сведущими в праве людьми , юристами), доктринальное (осуществляется учеными).
В.А.Петрушев отмечает, «любое научное положение, позволяющее лучше понять содержание права, истинный смысл его отдельных норм, есть результат именно доктринального толкования права». Он делает обоснованный вывод, что такое толкование влияет на правотворческую и правоприменительную практику. Ведь как правотворческие, так и правоприменительные органы, как правило, учитывают в своей работе результаты доктринального толкования. Причем особую важность приобретает такое толкование именно сейчас, когда, по сути дела, стерта граница между позитивным и естественным правом, и на конституционном уровне нашли свое закрепление идеи естественного происхождения и неотчуждаемости прав человека. В этих условиях юрист-практик как никогда нуждается в рекомендациях юриста-ученого по разрешению возникающих в правотолковательной практике вопросов.
Однако при этом не нужно преувеличивать возможности доктринального толкования права. Его сила лишь в авторитете ученого, толкующего нормы права, в весомости аргументации в пользу того или иного варианта их понимания. Но последнее слово всегда остается за субъектами правотворчества и правоприменения.
В наиболее развернутом виде процесс толкования норм права характеризуется в работах Н.Н.Вопленко, Б.Б.Спасова и А.Ф.Черданцева.
PAGE 1
Применение и толкование права