В Петербурге Достоевского


Цель урока. Помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому “пойти некуда”; подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Оборудование и наглядный материал. Тексты романа, иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника Д. А. Шмаринова; виды современного Петербурга (в данном случае использовались фотографии учащихся, сделанные во время поездки в город на Неве); плакат с цитатами, помогающий учащимся представить город разным (крепится на доске).

К этому уроку учащиеся перечитывают следующие эпизоды романа: ч. 1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч. 1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова); ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова); ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова); ч. 4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня); ч. 5, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых); ч. 5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга) и продумывают ответы на вопросы: