Экономика муниципального хозяйства

Экономика муниципального хозяйства

Муниципальная экономика и её характерные особенности.

Муниципальная экономика представляет собой систему экономических отношений, в которые вступают органы МСУ в процессе производства, обмена и потраченных материальных благ и ресурсов территории.

Существует 3 модели муниципальной экономики:

- коммунальная модель- источник дохода местных бюджетов, налоги, собираемые с жителей муниципальных образований развития стран Европы (Германия);

- коммунально- рентная модель- источник местных бюджетов, являются налоги, собираемые с жителей муниципальных образований, а так же рентные платежи, получаемые от предоставления пользования земельных ресурсов территории (Венгрия и Панама);

- муниципальная рентная модель- источник местных бюджетов являются рентные платежи, а так же доходы от дел по развитию территории муниципальных образований (Россия).

Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципальных образований.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявление потребностей населения муниципальных образований и разработка стратегических проектов их удовлетворения.

Существует 4 вида товаров, работ и услуг:

  1. Частная- характеризуется индивидуальными потреблениями, а так же что потребителю легко отказать в доступе к ним. (машина)
  2. Общедоступные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (лес)
  3. Совместно- оплачиваемые- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю легко отказать в доступе к ним.
  4. Коллективные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (дет.сад)

- занятость населения, её организация

- благоустройство

- при принятии управленческих решений органы МСУ должны оценивать как положительные, так и отрицательные последствия этих решений. Например, строительство завода позволит создать дополнительные места и пополнить бюджет за счет налоговых платежей. Приведет к ухудшению экологической обстановки муниципальных образований.

Ресурсы муниципального хозяйства.

Ресурсы муниципального хозяйства- это набор возможностей территории муниципального образования, распоряжение которого отнесено к компетенции органов власти МСУ.

К ресурсам муниципального хозяйства относятся:

- природные- это земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включая обособленные водные объекты ( пруд, озеро). Основная задача органов МСУ- повышение эффективности использования земельных участков с целью пополнения местного бюджета;

- трудовые, к которым относится часть населения муниципального образования трудоспособного возраста (с 16 до 55-60 лет). Основная задача органов МС по развитию территории муниципальных образований- создание благоприятных условий для проживания; увеличения обучения населения муниципальных образований;

- правовые, к которым относят нормативно- правовые акты, наделяющие полномочиями органы МСУ. Основные документы: Конституция РФ, ФЗ №131 «об общих правилах организации МСУ» и др.

- производственно- финансовый потенциал- совокупность организаций, обеспечивающие деятельность муниципальных образований; представляет собой систему отраслей по производству и обслуживанию городского хозяйства, к которым относят:

1. водоснабжение и водоотведение (ОАО «Нижегородский водоканал»)

2. тепло, газ и энергоснабжение (ОАО «Теплоэнерго», «Нижновэнерго», «Нижегородоблгаз»)

3. транспортное обслуживание и складские услуги (транспортное обслуживание пассажиров, перевозка грузов)

4. ритуальные услуги и содержание городских свалок ( вывоз снега)

5. жилищное строительство, ремонт и содержание жилищного фонда

6. производственные предприятия (частные, муниципальные)

7. рынки, магазины и другие организации торговли

8. здравоохранение

9. образование

10. благоустройство

11. отрасль культуры

12. отрасль физической культуры и спорта

13. организация досуга и отдыха населения

14. социальная защита

15. услуги связи

16. гостиница и туризм

Муниципальные организации.

Выделяют 2 вида муниципальной организации:

  1. Муниципальные предприятия
  2. Муниципальные учреждения

Муниципальные предприятия как органы- правовая форма являются унитарными и принадлежат муниципальному образованию. Функции собственника исполняют органы власти муниципального образования, которые имеют право:

- на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию

- на определение предмета и цели деятельности предприятия

- на назначение руководителя муниципального предприятия

- на контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Случаи организации новых муниципальных предприятий ограничены. К ним относятся:

- использование имущества, приватизация которых запрещена (очистные сооружения);

- осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации товаров и услуг по номинальным ценам;

- введение убыточных производств и осуществление отдельных для датирующих видов деятельности;

- преобладающая или значимая часть продукции работ или услуг предназначена для нужд муниципального образования, например муниципальное предприятие, занимающееся благоустройством;

Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и местной казны, однако большинство из них датируется из местного бюджета.

По уровню производственной и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия делятся на 3 группы:

  1. Ни надел, ни производственной, ни хозяйственной самостоятельностью, имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местных администраций, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет. Такие предприятия функционируют на основании органов МСУ.
  2. Муниципальные предприятия, имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация. В местном бюджете отражаются только результаты финансовой деятельности муниципального предприятия. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают местные органы власти. Источниками их финансирования служат средства потребителей и услуг и местного бюджета.
  3. Муниципальные предприятия, действующие на коммерческой основе, они выводятся из органов структуры администрации, передаются в доверительное управление, реализуют продукцию по рыночным ценам, могут иметь организационно- правовую форму акционерного общества.

Экономическая эффективность производственно- финансовой деятельности муниципальных предприятий; их дальнейшее развитие определяется по следующим показателям:

- прибыль, убытка от деятельности;

- прибыль, идущая в местный бюджет;

- объём производства в стоймостном выражении;

- темп роста к предыдущему году ( в % в сопоставимых ценах, которые переведены в уровень инфляции);

- количество продукции работ, услуг на экспорт ( в натуральном выражении);

- среднегодовая численность работающих;

- балансовая стоимость основных средств- остаточная стоимость= первоначальная стоимость – амортизация;

- коэффициент износа основных фондов;

- объём инвестиций в основной капитал:

а) всего

б) инвестиции, финансы за свой счет (прибыль и амортизация)

в) за счёт средств бюджетов;

- ход действия производственных мощностей;

- создание дополнительных рабочих мест;

- фонд оплаты труда;

- дебиторская задолженность, в том числе просроченная;

- кредиторская задолженность, в том числе просроченная;

- прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет;

- чистые активы предприятия

Чистые активы = оборотные активы – краткосрочные обязательства

- финансовая устойчивость предприятия; предприятия считаются финансово- устойчивыми в случае оптимального соотношения собственного и заёмного капитала;

Коэффициент финансовой независимости = (собственный капитал/ валюта баланса) 0,5

В настоящее время правительство РФ предполагает уменьшение числа муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:

  1. Отчуждение непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации, в том числе продажа активов за любую цену;
  2. Приобретение муниципальных предприятий в муниципальные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности для зарабатывания денег сверхустанавливаемой сметой суммы;

Муниципальные учреждения- некоммерческие организации, финансируемые за счет средств местного или регионального бюджета, на них не распределяются требования рыночной доходности, их продукция- это коллективное благо ( здоровье граждан, доступность образования, безопасность и т.д.)

Создание муниципальных учреждений осуществляется по решению органов МСУ, который утверждает Устав организации. Источниками формирования имущества муниципальных учреждений являются: регулярные единовременные поступления из местных бюджетов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по ценным бумагам.

Органы МСУ оказывают муниципальным учреждениям поддержку в следующих формах:

- льготы по уплате налоговых платежей для муниципальных учреждений, созданных в образовательных, культурных и научных целях с целью охраны здоровья граждан, развития ф.к. и с;

- полное или частичное освобождение от уплаты за пользование муниципальным имуществом;

- льготы гражданам или организациям по уплате налогов, если эти лица оказывают материальную поддержку муниципальным учреждениям.

Показатели: балансовая стоимость основных средств; продолжительность жизни; дебиторская и кредиторская задолженности.

Система муниципального обслуживания.

Участниками системы муниципального обслуживания являются:

  1. Производитель- тот, кто фактически производит или осуществляет поставку товара, работы или услуги;
  2. Потребитель- тот, кто непосредственно потребляет товар, работу или услуги;
  3. Распорядитель (организатор)- тот, кто организует процесс поставки товара, работы или услуги, т.е. назначение производителя или наоборот.

Существует 10 механизмов донесения товаров, работ или услуг, которые отличаются участниками процесса и источниками оплаты товара, работы или услуги:

  1. Муниципальная услуга- производителем и распорядителем является муниципальное образование, которое осуществляет поставку товара, работ или услуг бесплатно или по регулируемым ценам, использует для этого потенциал муниципальных служащих, например, муниципальная школа по газоснабжению дома; метро;
  2. Продажа услуг в органы МС- производителем является муниципалетет, а частная компания потребителем и распорядителем, и приобретает товар, работу или услуги у муниципального образования;
  3. Муниципальное соглашение- одно муниципальное образование является производителем ( строительство и ремонт дорог), а другое потребителем и распорядителем ( по уборке снега);
  4. Контракт- производителем является частная компания, а распорядителем и потребителем муниципалетет, который приобретает товар, работы или услуги у частной компании по контрактной основе ( ремонт школ, ремонт дорог, кто дешевле сделает, того и выберем);
  5. Привилегия- частник является производителем, муниципальное образование распорядителем, а потребитель, получай товар, работу или услуги, оплачивает её ( платные дороги);
  6. Дотация- частник является производителем, муниципалетет- распорядителем, полученную товар, работу или услуги, оплачивают потребитель или муниципалетет ( питание в школах, льготный проезд);
  7. Гарантия- производителем является частная компания, муниципалетет является распорядителем, который полностью оплачивает товар, работу или услуги, получаемые населением ( заповедник);
  8. Рынок- потребитель и производитель сами организуют процесс донесения товара, работы или услуги ( конкуренция, соотношение спроса и предложения);
  9. Добровольные услуги- производителем и распорядителем является добровольная ассоциация ( Гринпис, благотворительный фонд);
  10. Самообслуживание- при котором производитель и потребитель одно и тоже лицо ( субботник).

Контрактные системы финансирования государственных и муниципальных закупок.

С 1 января 2014 года Правительством РФ разработан и действует ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года « о контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данный закон регулирует:

- вопросы планирования, нормирования и обоснования закупок

- способа определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, включая закупки у единственного поставщика

- мониторинг и аудит в сфере закупок

- порядок и исполнения государственных муниципальных контрактов

Приобретение товара, работ и услуг у единственного поставщика возможно в следующих случаях:

- если товар, работы и услуги содержат государственную тайну

- при приобретении товара, работ и услуг, имеющих художественную историческую ценность

- когда приобретение товара, работ и услуг другими способами нецелесообразно.

Такой способ выбора поставщика называется неконкурентным.

К конкурентным способам выбора поставщика относят:

  1. Конкурсы, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта
  2. Аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наименьшую цену исполнения контракта
  3. Запрос цен
  4. Запрос предложений.

Чаще проводятся конкурсы, чем аукционы.

Перед приобретением тех или иных товаров, работ или услуг необходимо составить план закупок, а так же план- график закупок.

План закупок утверждается на период составления бюджета. В плане закупок прописывают наименования закупок и обоснования их необходимости.

План- график закупок конкретизирует сроки их осуществления в течении финансового года. Вся информация содержится в единой информационной базе.

Экономика муниципального хозяйства