Экономика муниципального хозяйства
Экономика муниципального хозяйства
Муниципальная экономика и её характерные особенности.
Муниципальная экономика представляет собой систему экономических отношений, в которые вступают органы МСУ в процессе производства, обмена и потраченных материальных благ и ресурсов территории.
Существует 3 модели муниципальной экономики:
- коммунальная модель- источник дохода местных бюджетов, налоги, собираемые с жителей муниципальных образований развития стран Европы (Германия);
- коммунально- рентная модель- источник местных бюджетов, являются налоги, собираемые с жителей муниципальных образований, а так же рентные платежи, получаемые от предоставления пользования земельных ресурсов территории (Венгрия и Панама);
- муниципальная рентная модель- источник местных бюджетов являются рентные платежи, а так же доходы от дел по развитию территории муниципальных образований (Россия).
Базовой целью муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципальных образований.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление потребностей населения муниципальных образований и разработка стратегических проектов их удовлетворения.
Существует 4 вида товаров, работ и услуг:
- Частная- характеризуется индивидуальными потреблениями, а так же что потребителю легко отказать в доступе к ним. (машина)
- Общедоступные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (лес)
- Совместно- оплачиваемые- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю легко отказать в доступе к ним.
- Коллективные- характеризуется совместным потреблением, а так же тем, что потребителю сложно отказать в доступе к ним. (дет.сад)
- занятость населения, её организация
- благоустройство
- при принятии управленческих решений органы МСУ должны оценивать как положительные, так и отрицательные последствия этих решений. Например, строительство завода позволит создать дополнительные места и пополнить бюджет за счет налоговых платежей. Приведет к ухудшению экологической обстановки муниципальных образований.
Ресурсы муниципального хозяйства.
Ресурсы муниципального хозяйства- это набор возможностей территории муниципального образования, распоряжение которого отнесено к компетенции органов власти МСУ.
К ресурсам муниципального хозяйства относятся:
- природные- это земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включая обособленные водные объекты ( пруд, озеро). Основная задача органов МСУ- повышение эффективности использования земельных участков с целью пополнения местного бюджета;
- трудовые, к которым относится часть населения муниципального образования трудоспособного возраста (с 16 до 55-60 лет). Основная задача органов МС по развитию территории муниципальных образований- создание благоприятных условий для проживания; увеличения обучения населения муниципальных образований;
- правовые, к которым относят нормативно- правовые акты, наделяющие полномочиями органы МСУ. Основные документы: Конституция РФ, ФЗ №131 «об общих правилах организации МСУ» и др.
- производственно- финансовый потенциал- совокупность организаций, обеспечивающие деятельность муниципальных образований; представляет собой систему отраслей по производству и обслуживанию городского хозяйства, к которым относят:
1. водоснабжение и водоотведение (ОАО «Нижегородский водоканал»)
2. тепло, газ и энергоснабжение (ОАО «Теплоэнерго», «Нижновэнерго», «Нижегородоблгаз»)
3. транспортное обслуживание и складские услуги (транспортное обслуживание пассажиров, перевозка грузов)
4. ритуальные услуги и содержание городских свалок ( вывоз снега)
5. жилищное строительство, ремонт и содержание жилищного фонда
6. производственные предприятия (частные, муниципальные)
7. рынки, магазины и другие организации торговли
8. здравоохранение
9. образование
10. благоустройство
11. отрасль культуры
12. отрасль физической культуры и спорта
13. организация досуга и отдыха населения
14. социальная защита
15. услуги связи
16. гостиница и туризм
Муниципальные организации.
Выделяют 2 вида муниципальной организации:
- Муниципальные предприятия
- Муниципальные учреждения
Муниципальные предприятия как органы- правовая форма являются унитарными и принадлежат муниципальному образованию. Функции собственника исполняют органы власти муниципального образования, которые имеют право:
- на создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию
- на определение предмета и цели деятельности предприятия
- на назначение руководителя муниципального предприятия
- на контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Случаи организации новых муниципальных предприятий ограничены. К ним относятся:
- использование имущества, приватизация которых запрещена (очистные сооружения);
- осуществление деятельности в целях решения социальных задач, в том числе реализации товаров и услуг по номинальным ценам;
- введение убыточных производств и осуществление отдельных для датирующих видов деятельности;
- преобладающая или значимая часть продукции работ или услуг предназначена для нужд муниципального образования, например муниципальное предприятие, занимающееся благоустройством;
Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и местной казны, однако большинство из них датируется из местного бюджета.
По уровню производственной и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия делятся на 3 группы:
- Ни надел, ни производственной, ни хозяйственной самостоятельностью, имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местных администраций, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет. Такие предприятия функционируют на основании органов МСУ.
- Муниципальные предприятия, имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация. В местном бюджете отражаются только результаты финансовой деятельности муниципального предприятия. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают местные органы власти. Источниками их финансирования служат средства потребителей и услуг и местного бюджета.
- Муниципальные предприятия, действующие на коммерческой основе, они выводятся из органов структуры администрации, передаются в доверительное управление, реализуют продукцию по рыночным ценам, могут иметь организационно- правовую форму акционерного общества.
Экономическая эффективность производственно- финансовой деятельности муниципальных предприятий; их дальнейшее развитие определяется по следующим показателям:
- прибыль, убытка от деятельности;
- прибыль, идущая в местный бюджет;
- объём производства в стоймостном выражении;
- темп роста к предыдущему году ( в % в сопоставимых ценах, которые переведены в уровень инфляции);
- количество продукции работ, услуг на экспорт ( в натуральном выражении);
- среднегодовая численность работающих;
- балансовая стоимость основных средств- остаточная стоимость= первоначальная стоимость амортизация;
- коэффициент износа основных фондов;
- объём инвестиций в основной капитал:
а) всего
б) инвестиции, финансы за свой счет (прибыль и амортизация)
в) за счёт средств бюджетов;
- ход действия производственных мощностей;
- создание дополнительных рабочих мест;
- фонд оплаты труда;
- дебиторская задолженность, в том числе просроченная;
- кредиторская задолженность, в том числе просроченная;
- прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет;
- чистые активы предприятия
Чистые активы = оборотные активы краткосрочные обязательства
- финансовая устойчивость предприятия; предприятия считаются финансово- устойчивыми в случае оптимального соотношения собственного и заёмного капитала;
Коэффициент финансовой независимости = (собственный капитал/ валюта баланса) 0,5
В настоящее время правительство РФ предполагает уменьшение числа муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:
- Отчуждение непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации, в том числе продажа активов за любую цену;
- Приобретение муниципальных предприятий в муниципальные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности для зарабатывания денег сверхустанавливаемой сметой суммы;
Муниципальные учреждения- некоммерческие организации, финансируемые за счет средств местного или регионального бюджета, на них не распределяются требования рыночной доходности, их продукция- это коллективное благо ( здоровье граждан, доступность образования, безопасность и т.д.)
Создание муниципальных учреждений осуществляется по решению органов МСУ, который утверждает Устав организации. Источниками формирования имущества муниципальных учреждений являются: регулярные единовременные поступления из местных бюджетов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по ценным бумагам.
Органы МСУ оказывают муниципальным учреждениям поддержку в следующих формах:
- льготы по уплате налоговых платежей для муниципальных учреждений, созданных в образовательных, культурных и научных целях с целью охраны здоровья граждан, развития ф.к. и с;
- полное или частичное освобождение от уплаты за пользование муниципальным имуществом;
- льготы гражданам или организациям по уплате налогов, если эти лица оказывают материальную поддержку муниципальным учреждениям.
Показатели: балансовая стоимость основных средств; продолжительность жизни; дебиторская и кредиторская задолженности.
Система муниципального обслуживания.
Участниками системы муниципального обслуживания являются:
- Производитель- тот, кто фактически производит или осуществляет поставку товара, работы или услуги;
- Потребитель- тот, кто непосредственно потребляет товар, работу или услуги;
- Распорядитель (организатор)- тот, кто организует процесс поставки товара, работы или услуги, т.е. назначение производителя или наоборот.
Существует 10 механизмов донесения товаров, работ или услуг, которые отличаются участниками процесса и источниками оплаты товара, работы или услуги:
- Муниципальная услуга- производителем и распорядителем является муниципальное образование, которое осуществляет поставку товара, работ или услуг бесплатно или по регулируемым ценам, использует для этого потенциал муниципальных служащих, например, муниципальная школа по газоснабжению дома; метро;
- Продажа услуг в органы МС- производителем является муниципалетет, а частная компания потребителем и распорядителем, и приобретает товар, работу или услуги у муниципального образования;
- Муниципальное соглашение- одно муниципальное образование является производителем ( строительство и ремонт дорог), а другое потребителем и распорядителем ( по уборке снега);
- Контракт- производителем является частная компания, а распорядителем и потребителем муниципалетет, который приобретает товар, работы или услуги у частной компании по контрактной основе ( ремонт школ, ремонт дорог, кто дешевле сделает, того и выберем);
- Привилегия- частник является производителем, муниципальное образование распорядителем, а потребитель, получай товар, работу или услуги, оплачивает её ( платные дороги);
- Дотация- частник является производителем, муниципалетет- распорядителем, полученную товар, работу или услуги, оплачивают потребитель или муниципалетет ( питание в школах, льготный проезд);
- Гарантия- производителем является частная компания, муниципалетет является распорядителем, который полностью оплачивает товар, работу или услуги, получаемые населением ( заповедник);
- Рынок- потребитель и производитель сами организуют процесс донесения товара, работы или услуги ( конкуренция, соотношение спроса и предложения);
- Добровольные услуги- производителем и распорядителем является добровольная ассоциация ( Гринпис, благотворительный фонд);
- Самообслуживание- при котором производитель и потребитель одно и тоже лицо ( субботник).
Контрактные системы финансирования государственных и муниципальных закупок.
С 1 января 2014 года Правительством РФ разработан и действует ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года « о контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Данный закон регулирует:
- вопросы планирования, нормирования и обоснования закупок
- способа определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей, включая закупки у единственного поставщика
- мониторинг и аудит в сфере закупок
- порядок и исполнения государственных муниципальных контрактов
Приобретение товара, работ и услуг у единственного поставщика возможно в следующих случаях:
- если товар, работы и услуги содержат государственную тайну
- при приобретении товара, работ и услуг, имеющих художественную историческую ценность
- когда приобретение товара, работ и услуг другими способами нецелесообразно.
Такой способ выбора поставщика называется неконкурентным.
К конкурентным способам выбора поставщика относят:
- Конкурсы, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта
- Аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наименьшую цену исполнения контракта
- Запрос цен
- Запрос предложений.
Чаще проводятся конкурсы, чем аукционы.
Перед приобретением тех или иных товаров, работ или услуг необходимо составить план закупок, а так же план- график закупок.
План закупок утверждается на период составления бюджета. В плане закупок прописывают наименования закупок и обоснования их необходимости.
План- график закупок конкретизирует сроки их осуществления в течении финансового года. Вся информация содержится в единой информационной базе.
Экономика муниципального хозяйства